История телевидения |
Рефераты - История | |
Оглавление: Введение 3 1. История развития телевидения в России и СССР. 5 2. Основные функции телевидения 18 3. Детское телевидение в России 23 Заключение 30 Список литературы: 32 Введение Термин "Телевидение" впервые прозвучал в докладе «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)», сделанном преподавателем Артиллерийской академии штабс-капитаном русской армии К.Д. Перским в Париже на Всемирном конгрессе электротехников в 1900 году. Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Целью данной курсовой работы является исследование принципов работы детского телевидения в России. В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи: • Рассмотрена история развития телевидения в России и СССР.; • Исследованы Основные функции телевидения; • Проведен анализ истории и современного состояния детского телевидения в России. 1. История развития телевидения в России и СССР. Скромный преподаватель физики Кронштадтского минного офицерского класса Александр Степанович Попов заставил служить человечеству электромагнитные колебания, обнаруженные Г. Герцем, - изобрел радио. (Заметим, что независимо от Попова то же осуществил Г. Маркони, но на полгода позже.) Изобретение Попова, продемонстрированное им 7 мая 1895 года, распространилось в мире с быстротой, в историческом смысле вполне сравнимой с быстротой распространения радиоволн. Аппараты Попова (как и М аркони) были способны к передаче знаков телеграфной азбуки Морзе, но в форме более или менее продолжительных звуковых сигналов, а не в форме коротких и длинных черточек (точек и тире) на бумажной ленте. Сущность изобретения совершенно точно отражало его название - «радиотелеграф». Усилия ученых всего мира, направленные к тому, чтобы передать по радио звучащее слово, то есть создать радиотелефон, увенчались успехом лишь в конце 10-х - начале 20-х годов. (Так, в 1919 году принц Монако, плавая на своей яхте вдоль берегов Флориды, передал на берег звуки музыки и человеческой речи.) Б.Л. Розинг сконструировал трубку, в которой поток электронов (катодный луч), вызванный фотоэффектом, «бомбардирует» торец, покрытый изнутри слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Телевизионное изображение (градации света и тени) возникает как результат большего или меньшего по интенсивности свечения определенных участков экрана. Отметим, что в разработке Розинга анализ изображения осуществлялся с помощью оптико-механического (зеркально-барабанного) устройства, а синтез (развертка) изображения осуществлялся без использования оптико-механического устройства, как это стало непременным для электронных телевизионных систем лишь к середине 30-х годов. 9 (22) мая 1911 года Розинг продемонстрировал на стеклянном экране электронно-лучевой трубки телевизионное изображение. Передавалось изображение решетки, помещенной перед объективом передатчика. Это был наиболее благоприятный, с точки зрения передачи, вариант. Первая мировая война изменила характер работы Розинга - ему пришлось переключиться на выполнение заданий военного ведомства. Лишь после окончания гражданской войны он возобновил свои исследования в Ленинградской экспериментальной электротехнической лаборатории и в 1922 году получил государственный патент на «радиотелескоп», в дополнение к полученной им в 1911 году «Привилегии № 18076» на первый в мире электронный телевизор. В 1926 году в первом номере журнала «Наука и техника» Розинг опубликовал работу «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения». Читая ее, нельзя не подивиться тому, насколько полно, ясно и точно предвидел будущее человек, стоявший у истоков телевидения. Вот, что писал Розинг более полувека назад. Б.Л. Розинга по справедливости следует считать отцом электронного телевидения. Но у телевидения нет единственного изобретателя: многие и многие ученые и инженеры должны были объединить свои усилия, должны были наследовать друг другу, должны были обмениваться идеями и открытиями, для того чтобы телевидение спустя десятилетия после опытов Розинга стало тем, что оно есть. В последующие годы в стране уделялось много внимания развитию телевидения. Не проходило месяца, чтобы центральные газеты не сообщали о более или менее плодотворных попытках передачи изображения на расстояние. Весьма характерна терминология, которой пользовались тогда. Так, 9 декабря 1922 года в «Правде» была опубликована статья под названием «говорящий кинематограф и русский изобретатель». Речь шла об инженере В.И. Коваленкове, который наряду с другими работами, описываемыми в статье, создает аппарат, позволяющий осуществить «видение по проводам и по радио». 18 февраля 1923 года «Правда» сообщила: «В радиоотделе Государственного экспериментального электротехнического института проводятся успешные опыты по передаче изображения на расстояние», а 9 января 1925 года «Известия» информировали читателей о том, что Общество друзей радио собирается открыть первый в СССР «радиокинематограф». О телевидении пишут екатеринбургский «Уральский рабочий», тифлисская «Заря Востока», ташкентская «Правда Востока»; «Рабочая газета» сообщила 16 декабря1925 года, что на V съезде русских физиков Л.С. Термен сделал доклад «Видение на далекое расстояние» и продемонстрировал на экране изображение «движущейся живой руки». В 1930 году во Всесоюзном электротехническом институте была создана лаборатория телевидения во главе с Павлом Васильевичем Шмаковым. Она приступила к разработке и постройке передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) механического телевидения. Система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Электрические сигналы, несущие изображение и звук, передавались раздельно, следовательно, для приема телепередачи требовались два радиоприемника, один из которых имел телевизионную приставку. Так как электрические сигналы преобразовывались в световые через посредство неоновой лампы, испускающей лучи красной части спектра, экран механического телевизора светился розовым светом (современный монохромный телевизор имеет экран голубого свечения, а до 40-х годов свечение экрана было зеленым). Большую роль в развитии техники телевидения 30-х годов сыграли принимавшие деятельное участие в разработке и освоении промышленностью приемно-передающей аппаратуры инженеры и ученые В.И. Архангельский, Г.В. Брауде, И.С. Джигит, И.Е. Горон, Л.А. Кубецкий, А.Ф. Шорин, А.П. Константинов. 30 апреля 1931 года «Правда» напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии». В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты - без звукового сопровождения, «немые». Вскоре началась подготовка к регулярному вещанию. Из здания Всесоюзного электротехнического института передатчик был перевезен на Никольскую улицу, дом 7, в Московский радиотехнический узел. 1 октября 1931 года начались регулярные опытные передачи, которые проводились через радиостанцию МГСПС, работавшую на волне 379 метров (изображение) и 720 метров (звук). Вскоре в Москву стали поступать сообщения о том, что эти передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове. Журнал «Говорит Москва» сообщал с гордостью, что в столице работало более тридцати самодельных телевизоров. Промышленность еще не выпускала телевизоры, хотя и готовилась к этому. (Вообще, развитие передающих станций в первые годы регулярного телевидения в СССР обогнало развитие приемной сети.) Собственно, телевидение начала 30-х годов и осуществляло решение только этой задачи - внедрения идеи телевидения. Телевизионное вещание было еще неспособно выполнять ни одну из функций, которые выполняет, сегодняшнее телевидение; оно еще не обладало ролью ни политико-информационной, ни эстетической, ни познавательной, не имело социально-педагогического значения, но оно внедряло идею телевидения. Каждая минута этого визуально несовершенного вещания утверждала возможность и необходимость его развития, пробуждала интерес к телевидению в широких слоях населения. Энтузиазм радиолюбителей тех лет граничил с одержимостью. Тысячи людей от Одессы до Камчатки собирали самодельные телевизоры, благо в магазинах уже можно было купить бумажный диск Нипкова, изготовлявшийся на нескольких фабриках. Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, можно было распространить идею «видения на расстоянии» гораздо шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное. Дело в том, что передачи механического телевидения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР. Передачи же электронного телевидения, хотя и обладающего изображением гораздо более высокого качества, могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Следовательно, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять практически только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра ограничивала бы и возможность широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем. В дальнейшем вся история телевидения проходит под знаком стремления к удовлетворению тех требований, которые аудитория предъявляет к нему. Этап механического телевидения поистине «дальновидения» - был, безусловно, необходим в этом процессе. Примерно в то же время, что и в Москве, начались передачи механического телевидения из Ленинграда. Газета «Известия» писала 10 марта 1932 года, что «на ленинградской радиостанции РВ-53 состоялись первые опытные передачи изображений, давшие прекрасные результаты». Телевизионные передачи начала вести Одесская радиовещательная станция РВ-12. Москва вела передачи 12 раз в месяц, в определенные дни, от 24 часов до 1 часа ночи, Ленинград и Одесса - нерегулярно. 15 апреля 1932 года «Правда» сообщила, что Ленинградский завод «Коминтерн» приступил к выработке первых 20 советских телевизоров. Это было очень важное сообщение - до тех пор в нашей стране имелись только самодельные телевизоры, изготовленные в лабораториях или просто кустарно. В 1933-1936 годах промышленность выпустила более 3 тысяч механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3x4см. Телевизор подключался к радиовещательному приемнику вместо громкоговорителя. Параллельно с развитием механического телевидения интенсивно велись работы и по разработке телевидения электронного. В 1931 году Семен Исидорович Катаев в осуществление давней идеи Розинга сконструировал передающую трубку, названную им «радиоглазом». Ее отличительная особенность - так называемая мозаика, состоящая из мельчайших светочувствительных ячеек, в каждой из которых под действием света накапливается электрический заряд. Мозаика дает возможность резко увеличить четкость и вследствие этого - размер изображения. Почти одновременно с Катаевым аналогичное устройство («иконоскоп») запатентовал в США Владимир Козьмич Зворыкин, учившийся в Петербурге у Б.Л. Розинга. Из воспоминаний В.К. Зворыкина: - ...Руководителем лаборатории был профессор Борис Розинг, чье влияние на мою последующую жизнь оказалось очень значительным... Я узнал, что он занимается вопросами телевидения, о котором я раньше ничего не слышал. Так я познакомился с проблемой, которая привлекала меня на протяжении большой части жизни. Как я понял, профессор Розинг изобрел принципиально новый подход к телевидению, с помощью которого он надеялся преодолеть ограничения систем механической развертки, предлагавшихся прежними изобретателями. Его идея заключалась в использовании катодного луча, отклоняемого в вакууме с помощью электромагнитных полей. Все это было для меня новым и захватывающим. В последующие два года я проводил свое свободное время в основном в лаборатории Розинга. (Эта запись относится, по-видимому, к 1911 году.) А про 1918 - 1919 годы написано следующее: - ...Я не хотел участвовать в гражданской войне и, более того, хотел работать в лаборатории и развивать занимавшие меня идеи. Для этого нужно было уехать в страну, где это не было проблемой. Такой страной мне представлялась Америка. Идея телевидения завоевывала мир, и в 1933 году Зворыкин получает приглашение приехать в Москву для чтения лекций. Естественно, колеблется. Ему даны заверения, что, несмотря на «белогвардейское» прошлое, никаких обвинений предъявлено не будет. Вот ленинградские впечатления Зворыкина (опуская горестные строки о разрухе, царившей тогда в стране): - Программа визита оказалась продуманной, она содержала много лекций, несколько посещений лабораторий и официальных ужинов. Я обнаружил, что являюсь гостем радиопромышленности и, стало быть, правительства, а не университетов, как я предполагал. Этим объяснялся уровень приема... Конечно, я спросил о профессоре Розинге. Большая часть тех, кого я спрашивал, никогда о нем не слышали. Наконец мне сказали, что он был арестован во время революции, сослан в Архангельск и вскоре умер. (На самом деле Розинг был арестован в апреле 1931 года, умер в 1933-м - возможно, в то самое время, когда его ученика с почетом принимали в Питере.) Достижения ученых, добившихся в лабораторных условиях значительных успехов в разработке электронной системы телевидения, привели к тому, что передачи механического телевидения в Москве в декабре 1933 года были приостановлены. Показалось нерациональным развивать его дальше - век телевидения электронного сочли уже наступившим. Однако, как выяснилось очень скоро, промышленности нужно было еще освоить производство новой аппаратуры. Поэтому 11 февраля 1934 года опытные передачи механического телевидения были возобновлены, а с 15 ноября 1934-го стали регулярными. Окончательно они прекратились в Москве лишь в апреле 1940 года, когда уже работал новый Московский телецентр на Шаболовке (в Киеве механическое телевидение сохранялось до начала войны). Заслуживают внимания регулярность и настойчивость, с какой пресса продолжает популяризировать идею телевидения. Вот что писала «Правда» 24 октября 1934 года, за несколько дней до начала регулярного вещания с улицы 25 Октября: - Обладатель радиоприемника в нашей стране может по радио только прослушать оперу, концерт или сообщение о событии, но не увидеть его. В ближайшие дни этот пробел будет восполнен: с 15 ноября Всесоюзный комитет по радиофикации приступает к регулярному телевидению. Два раза в пятидневку... с 24-х часов будут передавать в эфир не только звук, но и изображение. Правда, в первое время очень немногие жители СССР смогут превратиться из радиослушателей в радио зрителей: для приема передач телевидения нужен специальный аппарат - телевизор, которым обладают только несколько сот радиолюбителей страны. Но важно начать это большое дело, тем более что московский завод «Физэлектроприбор» освоил производство советских телевизоров с экраном размером 6x9 см. Первая серия этих телевизоров в ближайшее время будет установлена на важнейших заводских радиоузлах для коллективного пользования. Московские радиостанции будут вести телевидение исключительно на советской аппаратуре. На днях закончились испытания первого советского телепередатчика прямого видения, построенного по конструкции инженеров Архангельского и Джигита. Передатчик сконструирован с расчетом передачи не только из студии, но и с натуры. У передатчика имеются три объектива, что позволит передачу вести одновременно, в нескольких планах. А через год после начала регулярного вещания, 14 ноября 1935 года, была организована радиолюбительская телеперекличка. Передачу смотрели в Москве, Иванове, Горьком, Воронеже, Ленинграде и Киеве. Перекличка дала сильный толчок к расширению приемной сети телевизоров с диском Нипкова. Отметим, что специально оборудованное помещение на улице 25 Октября в полной мере отвечало тогдашним техническим условиям ведения программ; Московский телецентр по праву считался одним из наиболее технически совершенных телецентров мира. В Ленинграде с мая 1948-го начала действовать в экспериментальном порядке передвижная телевизионная станция (ПТС); ее обслуживали инженеры завода-изготовителя. Они провели первый в нашей стране внестудийный телерепортаж - показ первомайского парада и демонстрации на Дворцовой площади. Это были, в сущности, заводские испытания, показ без текстового комментария. Лишь в 1950 году ПТС была передана в эксплуатацию Ленинградскому телецентру. Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 года. Появление ПТС в советском телевидении означало нечто гораздо большее, чем очередное техническое усовершенствование. Возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ. Художественные программы и кинофильмы на обеих советских студиях в первой половине 50-х годов составляли большую часть объема вещания; публицистические передачи велись спорадически, объем их был весьма незначителен. Административно-организационные отношения телевидения с театром, эстрадой и кинематографией строились тогда весьма просто: все фильмы, поступавшие в кинопрокатную сеть, должны были быть показаны по телевидению не позднее чем через месяц после премьеры, а показ концертов вообще не ограничивался. Кинопрокат не получал за предоставление фильмов для демонстрации по телевидению никакого материального возмещения; точно так же театр и филармония не получали никакой оплаты за трансляцию спектакля или концерта по телевидению из своего помещения, если трансляция велась во время представления, при заполненном зрителями зале. (На телевидение было попросту распространено положение, принятое в свое время для радиовещания.) Показ театрального спектакля или концерта из павильона телевидения оплачивался актерским гонораром. В 1951 - 1954 годах по телевидению показывали от трех до шести театральных спектаклей в неделю и столько же концертов. Художественных кинофильмов демонстрировали также семь-восемь в неделю. Разумеется, повторные показы кинофильмов были правилом, как и повторные показы театральных спектаклей. Еще в пору существования малострочного телевидения была сконструирована камера, которую, конечно, нельзя назвать мобильной, но которую все же можно было переносить. С ее помощью была предпринята попытка провести репортаж из Центрального парка культуры и отдыха. Единственный след, который оставлен этим репортажем, - фотография камеры и репортера (А. Сальмана) на аллее парка. Камера с диском Нипкова требовала такой большой освещенности, а потеря сигнала в проводах на пути к передатчику была так велика, что на экране практически не возникало изображения. Не будем, однако, оценивая эту первую попытку, забывать о том, что предпринята она была в 1933-м, когда ни в одной стране мира еще и не помышляли о том, чтобы вынести камеру за пределы лаборатории. Лишь в 1936 году германское телевидение провело свои первые внестудийные передачи - с Олимпиады в Берлине. Хотя первые студийные общественно-политические программы даже с большой натяжкой нельзя отнести к жанру репортажа, все же метод их показа был репортажным. Хотя, как сказано выше, с момента изобретения системы «камера - передатчик - приемник» совершенно ясно было, что камера, начальное звено системы, теоретически может быть установлена где угодно, практически она долго не выходила за пределы павильона. Первые попытки ведения репортажа (кроме спортивного) с комментарием были предприняты в 1952 - 1953 годах. Это были передачи из Центрального Дома работников искусств и с промышленных выставок, развернутых тогда в Центральном парке культуры им. Горького. Попытки эти интересны как начало освоения телевидением достижений не только радиовещания, но и кинематографа. Репортаж на киноэкране был уже жанром вполне определившимся; в частности, было ясно, что дикторский текст-комментарий должен составлять единое целое с изображением - не дублировать его, но дополнять, обогащать с помощью слова. Исходя из этого литературные работники телевидения стали готовить текст комментария, который во время передачи читал за кадром диктор. Конечно, тот факт, что читался текст, заранее написанный (как это свойственно практике кино тех лет), не мог не отразиться на телерепортаже. Если для киноэкрана с его тщательно отобранным, «отмонтированным» изображением отход от разговорности, «устности» в комментарии - вовсе не порок, то для телеэкрана, показывающего событие в момент его свершения, необходима живая речь, необходимо слово, творимое импровизационно. Ленинградская студия телевидения, образованная 26 января 1952 года на технической базе ОЛТЦ, начала передачи на общественно-политические темы лишь в 1953 году; как и в Москве, это были по преимуществу репортажи (с выставок, торжественных собраний и митингов, из Высшего мореходного училища, из Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и т. п.). В созданные редакции пришли работать - впервые в практике телевидения - журналисты. Мы говорим здесь об этом потому, что произошло нечто большее, чем очередное расширение штатов ЦСТ: новые люди принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Решить задачу превращения телевидения в средство пропаганды можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики. По справедливости здесь следует назвать тех, кто в 50-е годы разведывал и прокладывал пути, по которым шло развитие Центрального телевидения, - редакторов, репортеров, сценаристов, режиссеров и операторов. Это были: С. Алексеев, А. Алексеев, А. Аронов, В. Азарин, Э. Багиров, Р. Борецкий, Н. Бравко, И. Беляев, А. Вольфсон, О. Гудков, А. Григорян, Л. Глуховская, Е. Гальперина, Ю. Гальперин, В. Долина, А. Донатов, Л. Дмитриев, В. Дубов, А. Дорменко, С. Жданова, С. Захаров, А. Зак, Н. Зотова, Л. Золотаревский, Л. Ишимбаева, А. Казьмина, В. Киракосов, И. Красовский, Н. Крылова, А. Коноплева, В. Лучай, И. Малец, И. Минеев, Н. Мушников, С. Муратов, М. Маркова, В. Меллер, Н. Марусалова , В. Осьминин, Н. Озеров, Т. Паченцева, Е. Рябчиков, С. Рубашкин, М. Сачков, Г. Стародубровская, Е. Стариков, М. Сперанская, В. Синявский, Р. Семячкин, А. Степанов, Я. Трайнин, Б. Тамарин, Н. Успенская, Ю. Фокин, Л. Федотова, Ф. Хаскина, Г. Холопова, Л. Черницкая, Г. Шабарин, В. Щелканова, А. Юровский, М. Эскина. Одно имя должно быть названа особо - имя В.Н. Шароевой, первого директора Центральной студии телевидения. Шароева активно помогала творческим поискам, поддерживала самые дерзкие начинания, обнаруживая высокую принципиальность, недюжинную энергию и деловитость. Вклад ее в формирование советского телевидения (особенно телекино) в период его первоначального развития поистине неоценим. В ноябре 1954 года по телевидению был передан в эфир очерк известного журналиста Е. Рябчикова. Автор рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен в одно целое выступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием. Так впервые в телевизионный кадр вошел автор. Тележурналист стал видимым человеком, его работа обрела качество, принципиально отличающее его от коллеги в прессе и на радио. Затем, в январе 1955 года, последовал репортаж из Дворца тяжелой атлетики на Цветном бульваре, в Москве, содержанием которого был рассказ о работе секций, о тренерах и спортсменах, об их учебе и спортивных успехах. Следует отметить скромный с сегодняшней точки зрения, но тогда весьма значительный факт: репортер А. Алексеев вел передачу по краткому сценарному плану, не имея предварительно написанного полного текста. Это позволило ему по форме приблизить свой комментарий к устной речи. В феврале 1955 года состоялся репортаж с промышленного предприятия, первый в истории нашего телевидения (его вел Ю. Фокин). Была практически доказана возможность ведения передач в технически сложных условиях. До первого опыта предполагалось, что шумы, вспышки света и тому подобные помехи, неизбежные в цехе любого завода, приведут к браку в передаче - и по изображению, и по звуку. Этого , однако, не произошло, и препоны технического характера, стоявшие на пути развития жанра репортажа в телевидении, были не то чтобы устранены, но оказались попросту мнимыми. Летом 1955 года состоялись репортажи с Всесоюзной строительной выставки и с ВСХВ. Эти передачи вызвали большой интерес аудитории телевидения. 1 мая 1956 года был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации трудящихся на Красной площади. Передача велась камерами, установленными на площади и на Спасской башне Кремля. С тех пор репортажи с Красной площади строились по схеме, использованной в тот день, но, конечно, с применением большого числа камер, с включением городов от Владивостока до Риги, с участием десятков комментаторов, с применением совершенной оптики, видеомагнитной записи, высокочувствительных микрофонов и т. д. и т. п. В 1954 - 1958 годах в программах ЦСТ прочно заняли место телевизионные журналы: «Знание», «Юный пионер», «Искусство», «Для вас, женщины», «Молодость», «Физкультура и спорт». В Ленинграде начинают выходить тележурналы «Наука и техника» «Мир и труд», «Молодой ленинградец», «Пулковский меридиан», «Для вас, женщины». Все студии телевидения, открывавшиеся в 50-е годы, включали в свои программы не менее двух-трех ежемесячных журналов. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные издания, содержавшие информацию, построенную на местном материале. Названия их либо совпадали с названиями журналов ЦСТ («Искусство», «Юный пионер», «Для вас, женщины»), либо незначительно варьировались. Результатом все возрастающего значения телевидения в жизни общества, результатом постепенного выявления возможностей телевидения стало решение о выведении телевидения из состава Министерства культуры и создания Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. 2. Основные функции телевидения Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире. Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм - болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело - найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности. Культурно-просветительская функция Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным. Интегративная функция Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп. Социально-педагогическая или управленческая функция Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать». Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря языком телевизионной терминологии - аудитории за системой). Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления, касающиеся тех или иных явлений жизни, по инерции, доставшейся от советской системы, в то время как СМИ - лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории. Дальнейшее зависит уже не от СМИ, выпадающего из цепочки, где остаются лишь власть и народ. Так что, идеал беспристрастности и независимости обречен оставаться лишь идеалом. Кто платит - тот и заказывает музыку. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство - СМИ - народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки. Организаторская функция Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом. Образовательная функция К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.). Рекреативная функция Также мало связана с журналистикой. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих 3. Детское телевидение в России С середины 1950-х годов начала определяться специфика телевещания для детей. С момента создания в 1955 году Главной редакции телевизионных программ для детей и юношества увеличился объем эфирного времени и штаты сотрудников. Формировалась тенденция систематизации детского вещания. На детском экране появились первые телевизионные циклы. Периодичность выхода в эфир передач для юной аудитории отвечала, как показало наше исследование, рекомендациям педагогов и психологов, а также стремлению работников телевидения создать устойчивую аудиторию. Распространенным жанром детского вещания в первой половине 1950-х годов стало телевыступление, которое предваряло показ художественного фильма или театральной постановки. Литературно-музыкальный монтаж - типичная для тех лет форма передач для маленьких зрителей - стимулировал образное мышление и образное чувствование. Знаковыми проектами периода можно считать журнал «Юный пионер» , имевший большое образовательное и воспитательное значение, цикл «Путешествие по СССР» и передачу «Умелые руки» . «Юный пионер», дебют которого состоялся 6 сентября 1951 года, рассказывал о науке, технике, физкультуре и спорте, различных профессиях, новостях искусства. Из страничек журнала «выросли» телевизионные научно-познавательные олимпиады и викторины. Под руководством мэтра отечественного телевидения Авенира Григорьевича Зака, выпускника ВГИКа, драматурга, «Юный пионер» существовал как творческая лаборатория, в которой разрабатывались новые жанры, темы, методы художественного воздействия. Впоследствии журнал стал одной из самых востребованных форм телевизионной передачи для юных зрителей. От информирования зрителей журнал переходил к публицистичному вещанию: на экране появились беседы, кинозарисовки, очерки, репортажи, была налажена обратная связь со зрителем посредством почты, чем было положено начало «активного» экрана. В целом в первые годы развития телевидения для детей основные параметры будущей системы детского вещания в стране прослеживались лишь контурно. 1 сентября 1964 года вышел первый выпуск передачи для дошкольников «Спокойной ночи, малыши!» , которая отвечала законам построения успешной программы для детей младшей возрастной группы (постоянные герои, показ мультипликационного фильма или инсценировки, юмор, музыкальное сопровождение) и выполняла задачу социального или интеллектуального научения. Пионерская тематика захватывала все больше эфирного пространства. В 1966 году появилась еженедельная передача «ТАП» - телевизионное агентство «Пионерия». Существовавшие ранее тенденции периодичности передач и циклического построения вещания были сохранены. Выбор времени выхода в эфир определялся с учетом общепринятого распорядка дня ребенка. Несмотря на небольшое количество эфирных часов для детских передач, они грамотно распределялись между всеми возрастными группами. Временной отрезок с начала 1970-х до середины 1980-х можно считать периодом подъема детского телевещания в нашей стране. В это время количество программ для детей и юношества значительно увеличилось, они отличались тематическим и жанровым разнообразием, основные интересы детей от 3 до 13 лет нашли свое отражение на телеэкране. Особой любовью зрителя-ребенка пользовались передачи «с продолжением», в которых реализовывался известный принцип сериала - создание относительно устойчивой аудитории . Постоянный художественный образ - ведущий или герой передачи - характерная особенность многих детских программ тех лет. Детская почта служила показателем влияния, которое оказывали передачи на аудиторию, а также источником новых идей для создателей программ. К сожалению, в описываемый период недостаточное внимание уделялось игре, которая так важна для становления личности ребенка. К середине 90-х годов стало очевидным, что государство отказалось от патроната детского телевизионного направления. За несколько лет была разрушена система телевещания для детей и юношества. Количество программ многократно сократилось. Сузилась тематика передач, некоторые возрастные группы остались без внимания, с экрана исчезли специфические для юной аудитории жанры, а время детского показа выбиралось без учета распорядка дня ребят. Принципы организации детского телевидения - цикличность, повторяемость, периодичность - не соблюдались. Основной формой передач для маленьких зрителей в те годы стал показ мультипликационных сериалов, две трети которых закупались в Японии и Америке. Возобладала развлекательная модель вещания. С конца 1980-х годов в отечественный эфир хлынул поток импортной продукции, рассчитанной на юную аудиторию. Образ мышления, мировоззрение «новой» русской молодежи формировались не под влиянием отечественного социокультурного опыта, а под воздействием ценностей телевизионных «интервентов», что представляется автору недопустимым. Тем не менее, несмотря на трудности периода, 1980-1990е годы отмечены появлением в эфире некоторых программ, новаторских по форме, которые оказались этапными в развитии телевещания для детей в стране . Принципиально изменилась форма подачи материала: общение со зрителем выстраивалось на равных, исчезли постановочные диалоги, пропала навязанная идеология, ушли в прошлое «правильные» темы. В передачах обсуждались вопросы, по-настоящему волнующие ребят: взаимоотношения между сверстниками и родителями, досуг, музыка, мода. В 1990-е годы музыкальное направление телевидения для детей и юношества представляли специализированные телевизионные каналы (MTV, МузТВ), содержание которых кардинально отличалось от передач советского периода. Удачными новациями телевидения новой эпохи можно считать жанр игры-шоу, способной успешно работать в разных тематических направлениях, в частности для решения научно-просветительских задач. На новый этап развития в последнее десятилетие ХХ века вышли детские новостные передачи, в подготовке которых активное участие принимали сами ребята («Там-Там новости», «Сорока»). Однако необходимо отметить, что успешные проекты и передачи этого периода были не правилом, а исключением и во многом держались на энтузиазме их создателей. Часто за талантливой идеей стоял конкретный человек. Таким подвижником детского телевидения был Сергей Супонев. Он и его команда работали интенсивно, реализуя проект за проектом. В 1999 году Сергей Супонев был отмечен премией ТЭФИ за передачу «Зов джунглей», автором и ведущим которой он был. С его уходом из жизни детское вещание на ОРТ пришло в упадок. Телевидение для детей, несмотря на отдельные успешные проекты16, переживает эпоху упадка, причинами которого являются мировоззренческий кризис российского общества, а также изменения государственной политики в социальной сфере. В обществе произошла смена ориентиров: место нравственных ценностей заняли потребительские. Детское телевидение перестало быть структурным подразделением воспитательно-образовательной системы государства. В свою очередь некоторые причины экономического порядка оказали негативное влияние на состояние детского телевизионного направления. Однако в последнее время наметились положительные тенденции: был разработан целый ряд документов , который ориентирован на позитивную социализацию подрастающего поколения, его духовно-нравственное становление, на формирование граждан российского демократичного общества, способных реализовывать свой личный потенциал, в том числе и в интересах общества и государства. Изменение законодательства, регулирующего сферу СМИ, дает надежду на появление интереса со стороны коммерческих структур к телевизионным проектам для детей . Дети до 3 лет - наименее изученная возрастная группа, интересы которой телевидение не учитывает, а между тем в этом возрасте ребенок подчас становится «зрителем поневоле», поскольку многие родители используют телевизор как «теленяню». Дошкольники с удовольствием смотрят мультипликационные фильмы и кукольные представления, любят персонажей-животных, относясь к ним как к равным себе существам. В этом возрасте интересы начинают определяться гендерными признаками. В целом дошкольники чувствительны к дидактике. У младших школьников формируется устойчивая потребность в приобретении знаний, которые лучше всего усваиваются в игровой форме. Наиболее привлекательные телевизионные жанры для этого возраста - мультипликационные фильмы, кукольные и цирковые представления, а также передачи «совместного творчества» - совместные поделки, рисование, обучение элементарным приемам рукоделия. Для младших подростков характерна потребность в действии и познании. Среди жанровых предпочтений этой возрастной группы - передачи, построенные на занимательных историях и приключениях, программы о природе, игровые проекты состязательного характера, анимационные сериалы, мультфильмы с развернутыми сюжетами и героями - фантастическими существами, а также художественные фильмы для детей, фильмы-приключения и комедии. Для подростков старшего возраста наиболее востребованными жанрами становятся кинофильмы и телевизионные сериалы, музыкальные и спортивные программы, ток-шоу, публицистические передачи на молодежные темы, телевизионные игры. В центре внимания зрителей этой возрастной группы - человеческие отношения, прежде всего между мужчиной и женщиной, «отцами и детьми». Один из определяющих для программирования показателей - это объем и график детского телесмотрения. Согласно статистическим данным, в среднем дети проводят у экрана от 2,5 до 3,5 часов в день, причем дети младшей возрастной группы чаще смотрят телевизор по выходным, подростки и старшеклассники - в будние дни. Зимой объем телесмотрения увеличивается, а летом падает. Эти колебания в большей степени выражены у дошкольников, младших школьников и младших подростков. Необходимо принимать во внимание и колебания интереса к телепросмотру в течение суток. Организация телевещания должна строиться с учетом структуры детского распорядка дня. Оптимальным представляется следующий вариант. В будние дни необходимы два часа вещания, один час утром - с 9:30 до 10:30, другой - с 16:00 до 17:00. Кроме того, имеет смысл выпускать рубрику для детей в утреннем эфире в интервале с 7:00 до 8:00. В выходные дни востребованы два с половиной часа вещания; полтора часа утром - с 9:30 до 11:00, один час после обеда - с 16:00 до 17:00. Ориентируясь на зрителя-ребенка, на наш взгляд, следует отдавать предпочтение циклам передач, поскольку детская психика действует в режиме возврата и узнавания пройденного материала. Обязательным элементом организации телевещания нужно признать диалог со зрителем в разных формах: почтовые и SMS-сообщения, анкетирование, разнообразные голосования - монологический способ выражения зрительского мнения; непосредственное участие в передачах, звонки в прямой эфир, работа в фокус-группах - двусторонняя форма сотрудничества. Развивающее детское телевидение призвано выполнять воспитательную (коррекционную), образовательную, просветительскую, информационную, интегративную функции . Заключение Для отечественного телевидения наступают новые времена. К 2015 году наша страна должна перейти на систему трансляции телесигнала в цифровом формате. Программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» (2007-2015 годы), которая сейчас готовится на государственном уровне, подразумевает, что к 2015 аналоговое вещание будет завершено. Цифровой станет вся общенациональная система эфирного вещания. «Переход на вещание в цифровом формате - общемировая тенденция развития телекоммуникаций. Цифровые алгоритмы обработки сигналов позволяют решать прикладные задачи, расширять спектр, предоставляемых сервисов и услуг, улучшать качество телевизионного изображения и звука, - отмечает генеральный директор ЗАО «КОСМОС-ТВ» Александр Теппер. - В нашей компании процесс перехода на вещание в цифровом формате начался в 2000 году и успешно завершился в 2005. Сегодня Космос-ТВ транслирует 70 телевизионных каналов в цифровом формате». В кабельных сетях переход на цифровые стандарты происходит естественным путем, поскольку давно стало ясно, что бизнес в платном телевидении начинается с эффективных систем условного доступа, а они развиваются в рамках технологии цифрового телевидения. «В России, как и в ведущих странах мира, в кабельном телерадиовещании нет тенденции к немедленному и поголовному переходу «на цифру», - все решают конкретные условия, - считает Владимир Маковеев, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России. - Российское кабельное сообщество в последние годы перешло от экстенсивной экономики к интенсивной, остро конкурентной, а цифровые технологии позволяют расширить услуги, применить более эффективные системы условного доступа, биллинга и т.д. Поэтому в кабельных сетях такой переход происходит естественным путем. Новые сети строятся только цифровые, модернизация также возможна только «на цифру», новое оборудование на рынке - уже только цифровое: выставки CSTB - лучшее этому доказательство». Как отмечают участники рынка, внедрение «цифры» в кабельное ТВ будет происходить по двум направлениям - модернизация аналоговых сетей (переход на цифровой формат) и создание цифровых интерактивных сетей кабельного ТВ с применением технологии IP. Однако вместе с бурным строительством кабельных сетей и консолидацией кабельных активов на сегодняшний день все-таки подавляющий объем сетей - это аналоговые. Услуги аналогового ТВ предоставляются чаще всего без использования совершенных систем разграничения доступа. И даже у тех операторов, которые внедрили на своих сетях цифровые системы разграничения доступа, количество аналоговых абонентов существенно превышает количество цифровых. «Внедрение «цифры» в СКТВ (имеются ввиду классические HFC сети) идет достаточно давно, хотя и не очень активно, - отмечает генеральный директор компании «Контур-М» Игорь Колпаков.- В техническом плане переход на «цифру» проблемы не составляет. Всё упирается в отсутствие должного количества высококачественного контента и нежелание потребителей платить за него. Как следствие операторы не спешат с модернизацией своих сетей». Как считают участники рынка, переход на цифровое эфирное ТВ должен ускорить процесс «цифровизации» кабельного телевидения. Список литературы: 1. Федеральный закон «О рекламе» принят 13.03.06., вступил в действие с 01.07.06. 2. Багиров Э., Кацев И. В поисках телевидения //Искусство кино. - 1966. -№6 3. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967 4. Галочкина Г.А. Телевизионное вещание для подростков и юношества. М.: МГУ. 1973. 5. Когатько А. Изучение зарубежного опыта организации детского телевидения. // Сборник материалов международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 2003. М.: Факультет журналистики МГУ. 2003. 6. Когатько А.Г. Телевидение для детей. Анализ сложившейся ситуации.// Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ. 2003. 7. Когатько А.Г. Телевидение для детей: оптимальная модель. // Сборник материалов научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегия развития». М.: Факультет журналистики МГУ. 2004. 8. Познер Вл. Телевидение искусством не является// Культура. - 2005.- 3-9 фев.. 9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Изд-во «РИП-холдинг». 2002 10. Роженцова О.В. Преемственность отечественной интеллектуальной традиции на телеканале «Культура» // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006». - М., 2006. - 0,25 п.л. 11. Роженцова О.В. Телеканал «Культура» - современная модель просветительского телевидения // Меди@льманах.- М., 2006.- № 3 - 0,5 п.л. 12. Роженцова О.В. Телеканал «Культура» и его роль в духовной жизни общества // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004». - М., 2004. - 0,25 п.л. 13. Телерадиоэфир: История и современность. / Под. ред. Я.Н. Засурского. - М., 2005 14. Шаболовка, 53. Страницы истории советского телевидения. М.: Искусство. 1988. Воспоминаниями о работе в цикле «Умелые руки» делится Т.Паченцова. // Текстовые материалы ГАРФ, 1972, д.13,14 «Умелые руки» //1973, д.68 // 1975, д.194. 15. |
След. » |
---|