Диктанты с грамматическим заданием 5-й класс Диктант 1 (после изучения темы «Синтаксис») ЧТО ЗА ЗВЕРЬ? Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы. – Что за зверек тут ходит? – подумала девочка. Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек? (По Е.Чарушину) Грамматические задания I вариант 1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу. 2) Найдите и выпишите односоставное предложение. 3) Выпишите словосочетание со связью согласование. II вариант 1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы. 2) Найдите и выпишите безличное предложение. 3) Выпишите словосочетание со связью управление. Диктант 2 (за I четверть) ТЫКВА Тыквы, которые растут в Азии и Африке, бывают различной формы. Есть тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелка, и круглые, как шар. В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: миски, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Африке путешественники во время дождя прятали в тыквах свою одежду. В Индии используют тыкву для ловли обезьян. В тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают в нее риса или других семян. Такие тыквы разбрасывают под деревьями, на которых сидят обезьяны. Любопытные обезьяны бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка находит зерна риса и зажимает их в горсти. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко. Даже когда прибегают люди, обезьяны продолжают держать кулачок в тыкве. Грамматические задания 1) Выпишите предложение, в котором 4 служебных слова (I вариант); выпишите предложение, в котором 1 служебное слово (II вариант). 2) Выпишите 3 имени собственных и 3 нарицательных. 3) Выпишите 4 местоименных слова. Диктант 3 (тема «Лексика») Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать. Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь. (По Л.Н. Толстому) Грамматические задания I вариант 1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний. 2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения. 3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу. II вариант 1) Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения. 2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения. 3) Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их. Диктант 4 (тема «Лексика») ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки? С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих водоемы, прячутся на дно. Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года. Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной возникновения поговорки. Грамматические задания 1) Найдите синонимы и выпишите их. 2) Найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование. 3) Выпишите предложение, в котором нет подлежащего. Диктант 5 (тема «Фонетика») Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», – проговорила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!». (По В.Астафьеву) Грамматические задания I вариант 1) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции по глухости – звонкости. Напишите проверку. 2) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции по твердости – мягкости. 3) Затранскрибируйте слова: меняться, листья. II вариант 1) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции по глухости – звонкости. Напишите проверки. 2) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции по твердости – мягкости. 3) Затранскрибируйте слова: налетает, неслись. Диктант 6 (тема «Фонетика») РОДНИК У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И кто не мечтал найти ее исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из него воду. Грустно становится, когда видишь наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нем мутная, дно забито мусором. Тут только разведешь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить ее уже нельзя. (Из журнала «Юный натуралист») Грамматические задания 1) Выпишите 3 слова с традиционным написанием, подчеркните эту букву. (I вариант – из 1-го абзаца, II вариант – из 2-го абзаца.) 2) Выпишите из текста 3 слова с фонемным написанием согласной и 3 слова с фонемным написанием гласной. Докажите правильность вашего выбора. |