Контрольные и проверочные работы 5 класс по учебнику Разумовской 1. Проверочная работа по фонетике и орфоэпии. 1. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д], [ж] (1 вариант), [л], [к], [ш] (2 вариант). 2. Сделайте фонетический разбор слова: пятью (1 вариант), семью (2 вариант). 3. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударения в словах: Ильинична, термин, сорит (1 вариант), Фоминична, тире, щавель (2 вариант). 4. Перечислите буквы: не обозначающие звуков (1 вариант), обозначающие два звука (2 вариант). 5. Выпишите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и ударение. 6. (Для сильных учащихся). Выберите правильный ответ: а) [с] - согласная, твердая, глухая. б) [с] - согласный, твердый, глухой. Обоснуйте свой выбор. Примечание. Пятое задание проверяется учителем устно: ученик произносит слово правильно, в соответствии с пометами. Письменная форма проверки в данном случае неуместна, так как контролируется устная речь. Идеально было бы провести всю проверочную работу не прибегая к письму. 2. Диктант с орфографическими заданиями. Проверяется сформированность навыков правописания корней слов, разделительных ъ и ь, ь после шипящих в конце слов, буквенных сочетаний типа жи—ши, чк, чн и т. д. Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени. В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана. Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест. Дополнительные задания. 1. Выпишите из текста диктанта пять слов с разными орфограммами в корне. Подчеркните их. 2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных. 3. Выделите в одном-двух предложениях безударные личные окончания глаголов. Примечание. Слова взяты из «Орфоэпического словарика» учебника. Можно разрешить ученикам пользоваться указанным словарем для справок. 3. Проверочная работа. Цель работы — проверить умение отличать словосочетание от других сочетаний слов и умение выделять словосочетания из предложения. 1. Выпишите словосочетания, кратко объясняя свой выбор. I вариант. В осеннем лесу, на прогулке, шел и думал, поздним вечером, у людей, свежим ветром, бежать в школу, лежал и плакал, около меня, на мокрой террасе, на маленькой лодке, возле сарая, свежий журнал, гроза с востока, ученики писали, тихо сидеть. II вариант. Синие и красные, на столе, обозначить орфограмму, колючим кустарником, человек сидит, широкая степь, решил уравнение, собака лает, рубить дерево, до станции, по кустам, заплатил за проезд, ветер в лицо, расшалились дети, запотевшее стекло, лето и зима. 2. Выпишите все словосочетания из каждого предложения. Объясните свой выбор. I вариант. 1) Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок. 2) Я жил на берегу моря и ловил рыбу. 3) Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов. 4) Дятел срывает с ветки шишку и достает осгрым клювом семена. 5) Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой. II вариант. 1) Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. 2) В первый день щенок утащил у хозяина новый сапог и отъел кусок голенища. 3) Хозяин бить щенка не стал, а купил ему мячик. 4) Ветер дует без устали и далеко разносит созревшие семена деревьев и трав. 5) Я сидел в шалаше на берегу озера и прислушивался к крикам журавлей. 4. Изложение «Джек здоровается» и его анализ. Цель работы: проверить умение сохранить стиль исходного текста (в частности художественный стиль речи), а также умение видеть и сохранить при пересказе типологическую структуру текста (в частности повествование с двумя вкраплениями описания). Задания. 1. Озаглавьте текст. 2. Напишите изложение, сохраняя стиль и тип речи. 3. Отметьте на полях типы речи. 4. Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых изображается картина встречи детей и собаки. Мы с братом Сережей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошел папа, а следом за ним большая красивая собака, белая, с коричневыми пятнами на боках. Морда у нее была коричневая, огромные уши свисали вниз. — Папа, откуда? Это наша будет? Как ее зовуг? — закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к собаке. Папа сказал, что это охотничья собака теперь наша и что зовут ее Джек. Пес, немного смущенный такой бурной встречей, все же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя погладить. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под нее проступали сильные мускулы. Он даже обнюхал мою руку и лизнул ее мягким розовым языком. - Джек, здравствуй! — сказал папа. Пес подал ему лапу. Папа потряс ее и снял с колен, но Джек подал лапу опять. Так он «здоровался» раз десять. Мы весело смеялись. (По. Г. Скребицкому). 5. Контрольный диктант и задания к нему. Цель работы: проверить навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, выявить уровень сформированности умения обнаруживать орфограммы, различать их, правильно подбирать проверочные однокоренные слова. Муравей и паук Пришел муравей к хозяину леса с просьбой наказать пастухов. Он обвинял их в том, что после еды они оставляют на земле хлебные крошки. А хозяин леса жалел пастухов, позвал он в свидетели паука. Паук стал просить: «Не обижайте пастухов! Едят они на земле, поэтому! крошки остаются в траве. Но там они не пропадают, их поедают птицы и тем насыщаются». Рассердился лесной хозяин на муравья и безжалостно спихнул его с большой высоты вниз. С той поры муравей от падения с высоты посередине тонок. (По Ф. Якобсону). Примечание. Правописание слов поэтому, вниз, посередине разъясняется устно по ходу диктанта. Задания. 1. Укажите графически, есть ли орфограмма в слове наказать (I вар.); обвинял (II вар.). Напишите, почему вы так считаете. 2.Вспомните, какие виды орфограмм в корне вы знаете. Запишите по одному примеру на разные случаи (каждый пример пишите на отдельной строке). 3. Запишите по два-три однокоренных слова к глаголу обвинял (I вар.); обижают (II вар.). Выделите корень. 6. Контрольный диктант (для сильного класса) Шторм Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался. Вдруг ухо уловило необъяснимый, отдаленный шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. Резкий порыв ветра налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. Ковалев не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана, на палубе что-то грохотало, звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно разъединится надвое. (По Б. Житкову). Примечание. Во время диктанта разъясняется написание слова нарастала. Задания. 1. Выберите любые два слова с орфограммой в корне, подберите однокоренное проверочное слово (если есть). 2. Образуйте форму 2-го л. ед. ч. от глагола увлекаться (I вар.); сдружиться (II вар.). 7. Контрольная работа по орфографии. Цель работы: проверить умение учащихся без ошибок списывать тексты и обнаруживать орфограммы в корнях слов, а также знание видов написаний в корнях слов. Задания. 1. Прочитайте выразительно. (Текст читают несколько разные ученики.) I вариант. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. II вариант. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла... (Время выполнения задания десять минут.) 2, Выпишите столбиком слова с орфограммой в корне. Выделите корень, нужную букву подчеркните. Ожидаемый результат: 1 вариант 2 вариант час молодица обеда царица приближался стройна (по) двору бела богатырей взяла 8. Контрольное сочинение на тему «Знакомьтесь: мой Друг... (кот Мурзик, попугай Кеша и т. п.)». Цель работы - проверить, умеют ли школьники, вдумываясь в формулировку темы: 1) уточнить основную мысль и отобрать содержание высказывания так, чтобы тема сочинения была раскрыта, а основная мысль передана; 2) выбрать соответствующую теме и основной мысли форму изложения (ведущим типом речи в сочинении должно быть описание предмета с включенными в него фрагментами повествования и рассуждения); 3) выбрать нужный стиль речи (художественный) и использовать в сочинении языковые средства, помогающие: а) нарисовать словом картину, б) передать свое отношение к предмету речи; 4) правильно строить текст типа описания предмета, используя в «новом» для обозначения признаков предмета не только имена прилагательные, но и глаголы, существительные со значением признака, определительные словосочетания, а в «данном», предупреждая лексический повтор, слова со значением части целого, местоимения, контекстные синонимы 9. Контрольная работа по морфологии, орфографии и орфоэпии. Цель работы: проверить, в какой степени ученики владеют умениями: 1) опознавать в тексте имя существительное, имя прилагательное и глагол (последние две части речи на уровне начальных классов); 2) определять известные им морфологические признаки указанных частей речи. Задания. 1. Перепишите текст своего варианта, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 2. Обозначьте в тексте имена существительные (буквой с.), имена прилагательные (буквой п.), глаголы (буквой г.). 3. Выпишите выделенные в тексте слова и охарактеризуйте их как части речи. 4. Найдите в тексте пример слова, при произношении которого часто встречаются ошибки, сделайте фонетический и орфоэпический разбор этого слова в письменной форме. I вариант. Маслята - н..род исключительно дружный. Где один, там и еще п..ток. Да разве п..ток! Дли(н, нн)ые вереницы прячут(?)ся в зелен..й траве, то красновато-бурые, то красноватые. Пока среза..шь одну вереницу, увидишь новые там, по всей опушк.., (не)знаешь, на что см..треть, с чего начинать - разбегают(?)ся глаза. Из-под земли маслята выл..зают одни из первых, уже в начал.. июня их можно собирать. Потом, когда нач(?)нется настоящее разногрибье, маслятами как-то пренебрегают, и, между прочим, зря. Масленок один из самых вкусных качественных грибов. (В. Солоухин) II вариант. Что к..сает(?)ся меня, то я с удовольствием бываю в осиновых л..сах. Я (не)хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как освещенный бледно-зелен..м светом. С первым дыханием осей., до неузнаваемост.. преобража..т(?)ся матово-зеленая и сероватая листва осин. Откуда-то б..рет(?)ся в листве яркая полная краска, киноварь. Точно каждый лист нак..лился на огне до ярк..й красн..ты, и вот теперь все горит н светит(?)ся. (В. Солоухин). 10. Изложение Друг детства Я решил заняться боксом. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. — Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша? Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный — желтый, стеклянный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдается... Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара... (По В. Драгунскому). Задания. 1. Напишите изложение от 3-го лица (мальчика зовут Дениской), сохраняя стиль и тип речи. 2. Дополните пересказ собственным рассуждением «Правильно ли поступил Дениска, раздумав тренироваться на мишке?» 11. Контрольный диктант Ольха Из деревьев первой зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния. Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечётки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами. Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава». Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. Это растение нужно беречь. (По И. Балбышеву). Дополнительные задания. 1. Подчеркните члены предложения. Выпишите и обозначьте все словосочетания из: первого предложения (I вар.); второго предложения второго абзаца (II вар.). 2. Выпишите из второго абзаца слова по группам: все имена существительные; все имена прилагательные; все глаголы. 3. Разберите по составу: переносится (I вар.); разлагаются (II вар.). Какое грамматическое значение имеет окончание в этом слове? 4. Дайте определение: тире и дефиса (I вар.); антонимов и синонимов (II вар.). Образец. Тире — это... Синонимы — это... дайте письменный фонетический и орфоэпический разбор одного и того же слова. Слово из диктанта выберите сами. II вариант.(Контрольное списывание для класса со слабой подготовкой.) Примечание. Оценка ставится более строго, чем при проверке диктанта, так как это списывание недеформированного текста. Мы стали подплывать к другому, отлогому берегу. Белые, чистые пески с грядами гальки широко расстилались перед нами. Один из гребцов соскочил в воду и привязал лодку к причалу. Тут мой язык уже развязался, и я с большим любопытством стал расспрашивать обо всем. С нами в лодке был ковер и подушки, мы положили их на сухом песке. Мать боялась сырости и прилегла на них. Меня отец повел набирать камешков, от которых я пришел в в восхищение. В карете нашей было много дорожных ящиков, один из них мать очистила и отдала в мое распоряжение, и я с большим старанием уложил свои сокровища. (По С. Аксакову). Дополнительные задания. 1. Объясните правописание гласного звука в корне слова: прив..зал (I вар.); развивался (II вар.). 2. Затранскрибируйте слово, указанное в первом задании (по вариантам). Подсчитайте и запишите количество звуков и букв. 3. Подберите антоним к слову, указанному в первом задании (по вариантам). 4. Что можно сказать о слове, имеющем окончание -ишь (I вар.), -ешь (II вар.)? 5. Составьте схему предложения и объясните знаки препинания: последнее предложение первого абзаца (I вар.); первое предложение второго абзаца (II вар.). Образец. Тире — это... Синонимы — это... дайте письменный фонетический и еский разбор одного и того же ово из диктанта выберите сами. |