Фатическая и информативная речь |
Русский язык и культура речи - Лекции | |
Фатическая и информативная речь Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что выходит на первый план в сообщении - информация или контакт, в каких сферах общения одно подчиняется другому или одно берет верх над другим. Функционально можно выделить два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение (общение) и информативное речевое поведение (сообщение). С точки зрения коммуникативных ролей участников речевого акта, каждый из этих видов организуется по-разному. Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения (иногда его называют ассоциативным способом общения) - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно эта обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью. Пример из повседневных разговоров: Опять погода портится... У нас всегда так, после жары - грозы, а потом холодно. Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке... и т.д. Правила, которые используются собеседниками, определяются ими интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, не логичный, но достаточно искренний. Оба собеседника имеют равные права, они не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему. Поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не стараются подбирать "уместные" слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и активно используются. Можно сказать, что фатическая речь максимально приближает слушающего к личности говорящего, одновременно несет на себе отпечаток сиюминутности, ситуативной связанности. Фатическая речь частично варьируется в зависимости от оппозиции близкие - неблизкие отношения. Можно представить следующую шкалу: - между незнакомыми людьми - завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (в транспорте, в очереди); - между малознакомыми - укрепить знакомство; - при случайном знакомстве - соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко; - между хорошо знакомыми людьми - сохранить сложившийся тип отношений; - между близкими друзьями или в семье - отдать дань привычке к обмену мнениями, эмоциями. Информативное речевое поведение в межличностном взаимодействии может проявляться несколькими различными способами. Обратим внимание на следующие три: 1) совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели и заметно ограничивает тематику. Набор адекватных для данного способа правил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово строго подбирается и оценивается, нарушение правил, непонимание со стороны собеседника или отказ от решения могут привести к смене способа общения. Допускаются повторения и уточнения. Решение выраба тывается совместно при обоюдном согласии собеседников. Выработкой решения взаимодействие заканчивается или начинается новый способ общения; 2) задавание вопросов, при котором один из собеседников - задающий вопросы - заинтересован в получении определенной информации. Его право задавать вопросы может определяться социальной ролью (отец, экзаменатор) либо соглашением о цели что-то узнать (тогда он получает разрешение задавать вопросы). Право спрашиваемого - уклониться от ответа, задать встречный вопрос, обсудить заданный вопрос. Обычно спрашивающий получает частичные ответы. Исчерпывающие, подробные ответы считаются нарушением правил, как и неадекватные ответы, неприемлемые способы уклонения от ответа. Тема общения не всегда четко определена. Допустимы повторения и уточнения, т.е. избыточность. Слова и реплики обычно более тщательно взвешиваются, чем при ассоциативном способе общения; 3) уточнение понимания. Данный способ общения следует за другими способами. Он несколько напоминает решение задач (наличием цели, ограничением ассоциативных реплик), при этом как бы решается задача о причинах непонимания. Сходство с задаванием вопросов - в попытке выяснить путем переспросов, в чем состоит неправильное понимание, какие правила нарушены. Оба партнера имеют право в любой момент выйти из данного способа общения заявив, что уже понятно, уже правильно, и перейти к другому способу. Можно указать следующие формы коммуникативной тактики, используемые в информативном виде речевого поведения: - включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе; - позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей; - отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости). Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любого из партнеров. |
« Пред. | След. » |
---|