Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными и часто болеющими детьми |
Введение 3 1. Проблема здоровья, отклонений в состоянии здоровья 4 2. Средства оздоровления детей: дыхательная гимнастика 7 3. Методика обучения детей дыхательным упражнениям (конспект) 13 Заключение 16 Список литературы 17 Введение Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт оздоровительной работы, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей. В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем: преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп; отсутствие должной материально-технической базы и другие. Вследствие увеличивается количество ослабленных и часто болеющих детей. Поэтому в дошкольном учреждении должна проводиться оздоровительно-воспитательная работа, одним из средств которой является дыхательная гимнастика. Цель работы - рассмотреть особенности оздоровительно-воспитательной работы с ослабленными и часто болеющими детьми (на примере дыхательной гимнастики). Задачи работы: 1. определить сущность понятия «здоровье» и отклонений в состоянии здоровья; 2. изучить методику обучения детей дыхательной гимнастике и дыхательным упражнениям как средству оздоровления; 3. разработать занятие по физическому воспитанию с элементами дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. 1. Проблема здоровья, отклонений в состоянии здоровья История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному. В Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела. В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень. В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Джон Локк в своем главном труде «Мысли о воспитании» предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правил о: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире...» [2, 54]. Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Идеи физического развития ребенка через труд, упражнения, военные игры, походы выдвигали Иоганн Генрих Песталоцци и Адольф Дистервег. В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. В конце XIX- начале XX века в России нарастает общественное движение в области народного образования. В это время работает П.Ф. Лесгафт - крупный ученый, организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии. В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные. В 1980 году И.И. Брехманом был предложен термин "валеология", который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья [10, 34]. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов [13, 92]. В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья: 1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. 2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. 3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения. 4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [2, 58]. С понятием «здоровье» тесно связано понятие здорового образа жизни, под которым следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья. В нашей стране за последние годы предприняты разные попытки дифференциации уровней состояния здоровья детей (В.Ю. Альбицкий с соавт., И.И. Пуртов, Ю.Е. Вельтищев и др.). Наиболее признанной является градация уровней здоровья, предложенная С.М. Громбахом. Он выделил пять групп здоровья и четыре его основных критерия. Это уровень физического развития и степень его гармоничности, степень резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития. В отечественной медицине часто болеющими считаются: дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) - 4 и более в год; дети от 1 до 3 лет - 6 и более ОРЗ в год; дети от 3 до 5 лет - 5 и более ОРЗ в год; дети старше 5 лет - 4 и более ОРЗ в год. Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ). Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих. У часто болеющих детей может быть какой-то один, но длительно существующий симптом, например, постоянный кашель или подкашливание, постоянные выделения из носа, при этом температура может быть нормальной. Если же у ребенка постоянно повышена температура, но при этом нет симптомов ОРЗ, это часто является признаком хронических инфекций, и требует детального медицинского обследования. Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. 2. Средства оздоровления детей: дыхательная гимнастика Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Особенно это эффективно в работе с часто болеющими детьми, с детьми, имеющими различные речевые нарушения, а также нарушения дыхания. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка [1, 27]. Суть методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Основными задачами дыхательных упражнений на оздоровительных занятиях являются: - укрепление физиологического дыхания детей (без речи); - формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох - длинный выдох); - тренировка силы вдоха и выдоха; - развитие продолжительного выдоха. Работа над дыханием может проводиться как отдельный этап занятия, также может быть и самостоятельным видом деятельности. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть - под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища. В ДОУ занятия по физическому воспитанию могут включать упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева, К. Бутейко, М.А. Лазарева и А. Стрельниковой. Б.С. Толкачевым предложен метод борьбы с острыми респираторными заболеваниями. Метод оздоровления помимо дыхательной гимнастики включает бег на свежем воздухе, закаливающие процедуры и прочие гигиенические мероприятия. Метод, предложенный Б. С. Толкачевым, включает в себя два основных момента: «гимнастика выжиманием» и самомассаж грудной клетки. «Гимнастика выжиманием» - физические приемы, суть которых заключается в сжатии с большой силой грудной клетки в области нижних (свободных) ребер и диафрагмы. Методика обеспечивает очищение бронхов и бронхиол (т. е. бронхов более мелкого порядка) от накопившегося в них секрета. В связи с этим описанные ниже приемы и называют выжиманием. Например, дыхательное упражнение «Волки» (по Б. Толкачеву): дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у - у - у - у...». В 1983 году К. П. Бутейко предложил свой метод волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) - прежде всего для лечения больных бронхиальной астмой. Несколько научно-исследовательских институтов провели тщательные исследования, которые продемонстрировали несомненную эффективность модифицированного метода волевого уменьшения глубины дыхания при лечении бронхиальной астмы как у взрослых, так и у детей. Данная методика успешно сочетается в комплексной терапии с медикаментозными и физиотерапевтическими методами [11, 35]. Дыхательная гимнастика М.А. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в существующих рамках образовательных стандартов. Методика дыхательной релаксации М.А. Лазарева: «Ляжем на спину... Закроем глаза... Представим, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом... кожей ног, живота, рук, головы... Вдох, выдох... Тело превращается в губку... На вдохе оно впитывает через все поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох, выдох... Вы отлично отдохнули... Организм зарядился энергией... Я считаю до 5...на счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле... Бодрость... Хорошее настроение...» Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила: - вдох - громкий, короткий, активный (шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая); - выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот; о выдохе думать запрещено, он должен сам уходить после каждого вдоха; - каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца). В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем. В комплекс дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой включаются следующие упражнения: «Ладошки», «Насос», «Большой маятник», «Перекаты» и другие. Например, упражнение «Насос» («Накачиваем шины»): По шоссе летят машины - Все торопятся, гудят. Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд. Дети стоят, слегка ссутулившись, голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги), руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены. На счет «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые. «Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина неровная и прямая, слегка наклонена, как ссутулилась, - выдох ушел пассивно. На занятиях можно использовать следующие дыхательные упражнения: «Воздушный шар» И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладо¬ни на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается. «Дует ветер-ветерок» И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задер¬жать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. «Задуй свечу» И.п.: основная стойка, руки перед грудью, ладони сведены вме¬сте, тыльной стороной вниз. Ребенок дует на ладоши, представляя, что держит именинный торт, на котором стоят свечи. Глубокий вдох носом и, надув щеки, выполнить продолжительный выдох, вытянув губы трубочкой. «Тихо - громко» И.п.: основная стойка. Вдох всегда делать носом. Выдох - поочередно, то тихий продол¬жительный, то с силой, со звуком. «Мы считаем» И.п.: основная стойка. Выполнять упражнение согласно строкам стихотворения. Один, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже - Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. «Здравствуй, солнышко!» И.п. - ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз. Медленно поднять руки вверх - вдох; опуская руки вниз, отводя их за спину, - медленный плавный выдох. «Хлопушка» И.п. - ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям - выдох, вернуться в и.п, - вдох. «Вертолет» И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо - выдохнуть; и.п. - вдохнуть. То же - влево. «Грибок» И.п. - глубокий присед, руками обхватив колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад, - вдох (грибок вырос). Таким образом, на занятиях оздоровительной направленности можно использовать различные дыхательные упражнения. Целесообразно их проводить в стихотворной игровой форме. Эффективность этих упражнений заключается в том, что осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом. Кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка младшего дошкольного возраста. Педагог, объясняя выполнение определенного дыхательного упражнения, показывает его, а в дальнейшем корректирует выполнение его детьми. Вместе с тем название самого упражнения («Накачиваем шины», «Задуй свечу»), эмоционально представленное педагогом, способствует тому, что дети в своем воображении рисуют то, что им предстоит выразить дыханием, руками, плечами и т.п. И поэтому достигается благоприятный оздоровительный эффект от проведения данных упражнений на физкультурных занятиях. 3. Методика обучения детей дыхательным упражнениям (конспект) Учебно-тренировочное занятие, включающее дыхательные упражнения для детей младшего дошкольного возраста. Программные задачи: 1. Учить детей выполнять повороты переступанием на месте. 2. Закреплять умения лазать по гимнастической стенке (высота - до 1,5 м); прокатывать мяч с горки с попаданием в предметы. 3. Совершенствовать умения подпрыгивать на месте; прыгать из обруча в обруч; ходить и бегать по ограниченной площади. Оборудование: шнур длиной 10 м - 2 шт.; мячи - по количеству детей; дуга, кегля, доска с кубом (горка) для катания мяча - по 3 шт.; обручи - 15 шт.; стенка гимнастическая; игрушки: собачка, заяц, лиса, медведь, клоун. Ход занятия Содержание движений Методические рекомендации Дозировка Вводная часть Перестроение в колонну. Ходьба в колонне по одному: - обычная, руки произвольно; - на носках руки у плеч; - на пятках, движение выпрямленными вперед руками вверх, вниз; - с высоким подниманием колен, руки за спиной; - мелким шагом, руки на поясе Шнуры положены параллельно на расстоянии 20-25 см. Общая дозировка части - до 1,5 мин. Бег между шнурами мелким и широким шагом Шнуры быстро убрать Бег за инструктором в колонне друг за другом, пробегая быстро 10-20 м В чередовании с ходьбой 2 раза Дыхательные упражнения. В ходьбе. Дети самостоятельно берут мячи и строятся в круг для ОРУ 2 раза Основная часть ОРУ (с мячами) 1. И.п. - сидя на полу, ноги вместе, руки с мячом на ногах. Поднять руки над головой, выпрямить их вверх, принять и.п. 4-6 раз 2. И.п. - сидя на полу, мяч в руках. Поворот вправо, дотронуться мячом пола с правой стороны. То же в левую сторону. 4-5 раз в каждую сторону 3. И.п. - стоя на коленях, руки с мячом за головой. Сесть на пятки, выпрямить руки с мячом вперед, вернуться в и.п. 4-6 раз 4. И.п. - лежа на спине, руки с мячом перед грудью. Поочередное сгибание ног, доставая коленками мяч В чередовании с отдыхом 4-8 движений 2-4 раза 5. И.п. - сидя на полу на пятках. Прокатить мяч вокруг себя в правую, а затем в левую сторону одной рукой Стараться не терять мяч 2 раза в каждую сторону Упражнение на расслабление мышц ног - «потрясем ножками». Упражнение выполня¬ется стоя 2-3 раза ОВД 1. Катание мяча с горки с попаданием в предмет Поточно по трое 3-4 раза 2. Прыжки из обруча в обруч с последующим лазанием по гим¬настической стенке Поточно по трое. Дети выполняют прыжки на двух ногах через 5 обручей, затем взбираются на высоту до 1,5 м, которая обозначена ориентиром (ленточ¬кой, погремушкой). Воспитатель оказы¬вает помощь в стра¬ховке детей во время лазания 3-4 раза Подвижная игра «Вороны и собачка» С подпрыгиваниями на месте. Роль вороны может выполнять ребенок 2-3 раза Дыхательная гимнастика «Домик» 2 раза Заключительная часть Пальчиковая гимнастика «Лошадка» Дети строятся в колонну, идут по залу за инструктором и останавливаются по его сигналу 2 раза Повороты с переступанием на месте 2 раза в каждую сторону Заключение Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают дыхательные упражнения, так как в настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей, поэтому эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Нами рассмотрены методики, позволяющие приучать детей правильному носовому дыханию, предложенными следующими авторами: А.Н. Стрельниковой, М.Л. Лазарева и др. Дыхательные упражнения можно проводить: во время занятий (для снятия напряжения и усталости), физкультминутках, гимнастике пробуждения, индивидуальные занятия с дидактическим материалом. Для воспитателей и родителей можно оформить тематические папки-передвижки, включающие материал об актуальности обучения детей носовому дыханию, комплексов дыхательной гимнастики и др. для дальнейшего использования в работе с детьми дошкольного возраста. Использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на резистентность (иммунитет) организма в целом. Важным условием применения дыхательной гимнастики является варьирование комплексов по дыхательной гимнастике; правильное сочетание в разных частях физкультурного занятия и в режимных моментах; совместное сотрудничество с педагогами и родителями. Список литературы 1. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М., 2004. 2. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация // Валеология. - 2006. - №1. - С. 53-59. 3. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1991. - №10. - С.8. 4. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с. 5. Кутафин Ю.Ф., Богомолова Ф.А. Особенности физического развития детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1990. - 390 с. 6. Нурмухаметова Л.Р. Дыхательная гимнастика в детском саду // Логопед. - 2008. - №3. - С. 116-119. 7. Пензулаева Л.И Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 - 7 лет). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с. 8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 255 с. 9. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - С.39-42. 10. Суравегина И.Т. Здоровье человека как экологическая проблема: образовательный аспект // Экология и жизнь. - 2006. - №1. - С.34-38. 11. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 33-36. 12. Физическое воспитание в семье и ДОУ / Г.В.Глушкова, Л.Р.Голубева, И.А.Прилепина. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с. 13. Щербакова Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация // Валеология. - 2006. - №2. - С.91-93. |
« Пред. | След. » |
---|