Специальная педагогика |
1. Задачи и содержание работы по развитию речи в логопедической группе с ФФНР 3 2. Назовите типичные ошибки представлений о величине и форме предметов у детей с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии 4 3. Формирование представлений и понятий о величине и форме предметов в процессе решения жизненных задач 5 4. Подберите игровые упражнения и задания, направленные на формирование представлений и понятий о величине и форме предметов у детей с нарушениями речи (интеллекта) 7 5. Подберите игры и упражнения, направленные на формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей с проблемами в речевом и (или) интеллектуальном развитии 11 6. Разработайте конспект комбинированного занятия по развитию речи и математике в группе компенсированного вида для детей с общим недоразвитием речи 13 Список литературы 20 1. Задачи и содержание работы по развитию речи в логопедической группе с ФФНР Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова). Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребенком на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме. В коррекционном обучении можно выделить три раздела: Первый раздел - артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [1], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т.д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования. Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки. Второй раздел - дифференцировочный, в котором выделяются 2 этапа. На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых прежде всего зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова. По сле усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации. Третий раздел - формирование звукового анализа и синтеза. 2. Назовите типичные ошибки представлений о величине и форме предметов у детей с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии Недостаточно обобщенный сенсорный опыт детей с речевыми нарушениями затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Знания о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи разные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предметов. Представления о форме у данной категории детей сформированы. Они выполняют классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе существенных признаков выделения свойств и анализа частей, а с опорой на зрительное восприятие. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерны недостаточность представлений о количественных отношениях, счете, форме и величине предметов, пространстве и времени; низкий уровень развития зрительного восприятия; трудности при выделении и группировке предметов по качественному признаку: отсутствие интереса к решению познавательных задач; равнодушное, а иногда и негативное отношение к занятиям. 3. Формирование представлений и понятий о величине и форме предметов в процессе решения жизненных задач Формирование элементарных математических представлений и понятий о величине должны проводиться не только на занятиях, но и в повседневной жизни, т.е. воспитатель должен обращать внимание детей на признаки величины предметов во время свободной игровой деятельности детей и на прогулке. Для формирования представлений о величине и форме можно использовать игры с бытовыми предметами. В играх данного вида используются реальные предметы ближайшего окружения, которые дети могут видеть дома или в дошкольном учреждении постоянно, так как они применяются в быту. Эти игры могут проводиться в качестве самостоятельных игровых упражнений, предшествующих таким реальным действиям, как сервировка стола, прием пищи и т.п. Готовясь к занятиям по формированию элементарных математических представлений детей, учитель-дефектолог приносит бытовые предметы-орудия в свой кабинет. Это может быть посуда разного размера (кастрюли, тарелки, чашки, деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п.), приспособления для сушки белья (прищепки, веревки для развешивания белья), прихватки различной формы и разных размеров и т. п. Кастрюли различного размера могут использоваться в играх на соотнесение по величине, например, в игре «Подбери крышки к кастрюлям». Современное многообразие посуды с крышками открывает широкие возможности для творческого ее использования в процессе игр. Очень часто натуральные предметы соотносятся с игровыми аналогами, в результате чего дети осваивают действия как с предметами-орудиями, так и с их игровыми аналогами. Игры с посудой, например подбор пар (чашка - блюдце, чашка - ложка, тарелка - ложка), позволяют в игровой форме формировать у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотносить количество без пересчета, на основе пересчета и т. п. Многообразны игры с прихватками, разными по форме (квадратные, круглые, овальные) и величине. Они могут быть вязаными, сшитыми из ткани, однотонными (в этом случае формируются представления о цвете) и разноцветными, позволяющими детям играть с картинками, выполненными в стиле печворка, и т.п. Например, детям предлагается выбрать прихватки одной формы, чтобы перенести кастрюли со стола на «плиту». Упражнение позволяет формировать как количественные, так и пространственные представления. К примеру, ребенок должен взять прихватку квадратной формы в левую руку, а прихватку круглой формы в правую руку, а затем взять ими ручки кастрюли. Такие игры-упражнения особенно значимы в коррекционной работе с детьми, воспитывающимися в детском доме, так как дети, воспитывающиеся в семье, овладевают подобными навыками дома, помогая родителям или просто наблюдая за их действиями на кухне. Среди игр с предметами-орудиями выделяются игры и игровые упражнения с бельевыми прищепками. Игры с прищепками можно использовать для определения независимости количества прищепок от формы и величины предметов к которым они прикрепляются. В этом случае одинаковое количество прищепок различного цвета и разной величины прикрепляется к разнообразным поверхностям: к краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани любой формы, картона, вырезанного в форме звездочки. 4. Подберите игровые упражнения и задания, направленные на формирование представлений и понятий о величине и форме предметов у детей с нарушениями речи (интеллекта) К группе заданий, направленных на формирование представлений о величине, относятся все задания, вопросы, игры, направленные на обучение детей умению сравнивать объекты по размеру в процессе предметно-практической деятельности. Это осуществляется путем приложения (палочки, ленты), путем помещения одного в другой (ведерки, матрешки). Сюда относятся ситуации, в которых дети учатся характеризовать количество и объем словами «много - мало» (много воды в банке, мало в чашке). Игры и игровые упражнения: 1. Педагог раскладывает перед ребенком чашечки-вкладыши и просит расставить их по порядку от самой большой к самой маленькой и сказать, как можно проверить, правильно ли выполнено задание. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, показав, как можно вкладывать чашечки друг в друга - собрать чашечки в одну. 2. Педагог предлагает ребенку последовательно три деревянных блока натурального цвета для шести деревянных цилиндров (цилиндры-вкладыши М. Монтессори). У каждого цилиндра есть штырек, за который его можно держать. Блоки отличаются друг от друга следующим образом: в первом блоке цилиндры изменяются по размеру: диаметр цилиндров одинаковый, высота равномерно уменьшается; во втором блоке высота цилиндров равномерно убывает, диаметр равномерно увеличивается; в третьем блоке диаметр цилиндров равномерно уменьшается, а высота остается одинаковой. Блоки включаются в работу по одному, начиная с первого. Блок устанавливается на столе, педагог находится справа от ребенка. Он вытаскивает цилиндр из блока и ставит его на стол, показывая как нужно брать блок за штырь тремя пальцами. Затем он выкладывает остальные цилиндры для данного блока и ставит их в беспорядке на столе. После этого педагог берет произвольно один из цилиндров и помещает его в подходящее углубление, предлагая ребенку вставить в блок оставшиеся цилиндры. После выполнения задания аналогичным образом организуется работа со вторым и третьим блоками. 3. Педагог предлагает ребенку «Коричневую лестницу» (материал М. Монтессори), которая состоит из пяти деревянных брусков, каждый длиной 20 см. Боковые стороны - квадраты. Длина ребер квадратов уменьшается от 10 до 1 см. Педагог на ковре в беспорядке выкладывает бруски. Материал четко выделяется на фоне ковра. Взрослый обхватывает рукой самый толстый брусок и кладет его перед ребенком, берет следующий, поменьше, и кладет его перед первым так, чтобы их длинные стороны соприкасались друг с другом. После этого ребенку предлагается самостоятельно достроить конструкцию. 4. Педагог предлагает ребенку выполнить аппликацию елки, показывает игрушку-елку. Затем он выкладывает на столе в беспорядке детали: треугольники различной величины. Взрослый просит ребенка взять зеленые треугольники, и разложить так, чтобы получилась елка. Затем педагог приклеивает фигуры так, как ребенок выложил их на плоскости. В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок словесную инструкцию, принимает ли задание, умеет ли выполнять аппликацию елки, соотнося детали по величине: объему, пространственной расположенности. 5. Педагог дает ребенку лист бумаги с нарисованными домами двух размеров и просит его нарисовать около высокого дома низкую елку, а около низкого дома высокую. Задания на формирование понятий о форме направлены на что, чтобы дать детям представленим, что форма является признаком предмета, который помогает обнаружить, узнать, различать объекты окружающей действительности. В процессе обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом у ребенка происходит формирование адекватного представления о нем. Педагог организовывает восприятие формы предмета, согласовывая практические действия детей с речью. Желательно проводить игры и упражнения с разнообразным материалом, в том числе и с песком, снегом, пластилином. Дети делают одинаковые и разные куличики, используя формочки, ведерки. В играх с мозаиками и конструктором педагог учит отыскивать одинаковые объекты: «Найди такой же», «Подбери пару». Рассмотрим дидактические игры, направленные на формирование представлений о форме у детей второй младшей группы. Найди предмет Цель - учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам. Подбери фигуру Цель - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Материал: демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру. Игра с обручем Цель - различение и нахождение геометрических фигур. Материал: игрушки (кукла, матрешки, корзина и т. д.), отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т.д.). Геометрическое лото Цель - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина). Принимают участие 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная). 5. Подберите игры и упражнения, направленные на формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей с проблемами в речевом и (или) интеллектуальном развитии При формировании умения детей выделять звуки из состава слова можно использовать следующие задания, целью которых является выделение заданного звука в слове: поднять руку (флажок и т.п.) на «заданный» звук; отобрать, а затем и назвать картинки, в названиях которых имеется соответствующий звук; например, упражнение «Чудо-дерево» (украсить дерево игрушками, картинками, в названиях которых имеется «заданный» звук); отобрать, а позднее и назвать картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названиях которых имеется соответствующий звук. После того как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного звука в начале, в конце и в середине слова, можно перейти к отработке следующего действия - к определению в слове первого и последнего звука и к определению места звука в слове. Это задания: назвать в слове первый и последний звуки, обозначить их буквой; отобрать картинки, названия которых начинаются на «заданный» звук (либо заканчиваются таким звуком); отгадать загадку, назвать первый (и последний) звук в отгадке; работа с карточками: детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове) и фишка. По заданию дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению «заданного» звука в услышанном слове. Игры: 1. «Чудесный мешочек» Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове. 2. «Лото» Ученикам предлагаются карточки с картинками, в названиях которых имеется определенный звук, и картонные прямоугольные полоски, разделенные каждая на три части. В одной из частей полоски (в начале, середине или в конце) написана буква, обозначающая «заданный» звук. Услышав слово, учащиеся определяют в нем место «заданного» звука и закрывают картинку соответствующей полоской. По мере того, как учащиеся овладевают простыми формами фонематического анализа, можно переходить к формированию у них умения проводить сложный фонематический анализ: 1. Выделение звука на фоне слова. Задания: Определить, есть ли звук М в словах: море, рама, радуга, дом, машина, кошка, комната, сапоги. Определить, есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, дрова, бочка, стул, куртка, крючок 2. Выделение первого звука из слова. Задание: Назвать первый звук в словах: астра, иней, муха, кран, банка, обруч, дрозд 3. Выделение последнего звука из слова. Задание: Назвать последний звук в словах: мак, карандаш, дом, пальто, танк, огурец, кровать, радуга 4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. Задание: Определить, где слышится звук Л в словах: ложка, полка, слон, стул, пенал, лампа, халат, волк На этапе закрепление навыков фонематического анализа можно использовать игровые упражнения: 1. «Кубик». На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из числа звуков, равного выпавшему на грани кубика. 2. «Угадай-ка» угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, нос - сон); угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом - сом). 3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак). 4. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков. 5. Какой звук выпал из слова: крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка - пила, мушка - мука? 6. Разработайте конспект комбинированного занятия по развитию речи и математике в группе компенсированного вида для детей с общим недоразвитием речи |
« Пред. | След. » |
---|