Диктанты, изложения, используемых при коррекции письменной речи |
ЕГЭ - Преподавание | |
Диктанты, изложения, используемых при коррекции письменной речи Работа над диктантами. При проведении коррекционной работы с детьми, имеющими ошибки на письме, возможно и целесообразно проводить следующие виды диктантов с обучающей целью. 1) Зрительный предупредительный диктант. Предлагаемый текст пишется на доске. «Ошибкоопасные» места выделяются цвет¬ным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а за¬тем стирается. Дети по памяти или под диктовку логопеда пи¬шут его в тетради. 2) Слуховой предупредительный диктант. Текст слухового диктан¬та читается сначала целиком, а затем отдельными предложе¬ниями. В каждом предложении учащиеся находят слова с опре¬деленной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь. 3) Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктан¬та заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает во¬просы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию. 4) Выборочный диктант. Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов опре¬деленной грамматической категории или слов с соответствую¬щей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б) объяснительным, в) контрольным. 5) Творческие диктанты представляют собой такой вид упражне¬ний, при котором ученики вставляют или заменяют определен¬ные слова в предложенном тексте другими, близкими по зна¬чению грамматическими категориями. а) Предупредительный творческий диктант. Во время предупре¬дительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «ошибкоопасные» слова. 6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. Твор¬ческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием. в) Объяснительный творческий диктант. При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, встав¬ляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, пра¬вильно ли оно написано. г) Творческий диктант по опорным словам. Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматичес¬кой категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на са¬мостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, ли¬стья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связ¬ного текста на тему «Осень». «Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг». д) Творческий диктант с использованием серии предметных кар¬тинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены от¬дельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети впи¬сывают их в предложения, используя предметные картинки. е) Творческий диктант с заменой. Задача данного диктанта сво¬дится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосо¬четания или слова одной грамматической категории заменяются сло¬нами или словосочетаниями другой грамматической категории. Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТНЫМ. Прежде я часто бывал пе¬чальным. 6) Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью это¬го диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написани¬ем слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, что¬бы ответ на этот вопрос дал один из детей. 7) Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим об¬разом: логопед молча показывает серию предметных карти¬нок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают сло¬ва, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание. 8) Выборочный диктант-молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выби¬рают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, со¬держащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержа¬щие сочетание жи, во второй — ши и т. д. 9) Устный диктант по картинкам. Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Логопед показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограм¬мами. На каждую показанную логопедом картинку дети под¬нимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Напри¬мер, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п. 10) Устный диктант. Проводится с использованием индивидуаль¬ных карточек учащихся, на которых написаны разные орфог¬раммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каж¬дое продиктованное логопедом слово ученик поднимает кар¬точку с орфограммой, используемой при написании данного слова. 11) Проверочный или контрольный диктант. Предлагается на диаг¬ностическом и оценочном этапе логопедической коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предло¬жениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а школьники проверяют и исправляют написанное. Работа с деформированным текстом Работу с деформированным текстом можно проводить с опорой или без опоры на наглядность. Вариант 1. Составление рассказа из деформированных предложений. Предложения в беспорядке выставлены на доске. Учащиеся смот¬рят на них, после чего логопед задает вопросы, которые помогут в составлении рассказа: «С какого предложения надо начать рассказ? Почему? Почему другое предложение нельзя поставить первым? Ка¬кое из двух предложений надо поставить раньше? Почему?» Ученики, пользуясь вопросами логопеда, располагают предложе¬ния в нужном порядке. По окончании восстановления правильной последовательности лучшие ученики читают полученный рассказ. Вариант 2. Работа с деформированным предложением. Ученик, вызванный к столу, достает из коробки карточку, где на¬писаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если предложение составлено удачно, то учащийся записывает его на дос¬ке, комментируя каждое слово. Остальные пишут в тетради. Анализ художественных произведений. Невозможно сформировать у ребенка грамотную устную и пись¬менную речь, если он систематически не знакомится с произведени¬ями художественной литературы. Она воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи. В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихотворений, пересказ прочитан¬ного, ответы на вопросы по тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное с помощью логопеда. Изложение Большая роль в системе работы, направленной на коррекцию и развитие письменной речи, принадлежит изложениям. Изложения способствуют формированию произвольного внимания, слухоречевой памяти и слухового восприятия. Постепенно у учащихся обо¬гащается словарный запас, появляются навыки связной речи. Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полными и краткими. Они строятся в виде вопро¬сительных, повествовательных и назывных предложений. На самых начальных этапах работы над изложением логопед предлагает уче¬никам готовый план. В дальнейшем учащиеся уже сами должны со¬ставлять план — с данным видом работы они уже познакомились на уроках русского языка и чтения в начальной школе. Работа над пла¬ном может проводиться в следующем порядке: 1) Деление текста на части: вначале под руководством логопеда, а затем самостоятельно. (Логопед может также предложить план, пункты которого не совпадают с последовательностью развития событий в тексте). 2) Подбираются заголовки к каждой части. На каждый вопрос плана находится ответ. 3) Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем. 4) К некоторым частям дать несколько вариантов заголовков. 5) Работа над заглавием текста. К текстам, содержащим описание времени года, можно дать зада¬ние составить графический рисунок. Эти картинки, раскрашенные цветными карандашами, затем сравниваются друг с другом, что по¬зволяет упражнять детей в описаниях-сравнениях. Особое внимание во время работы над изложением должно быть уделено словарной работе. Работа с авторскими словами Школьникам, которые успешно справляются с заданиями и уп¬ражнениями, после работы над словообразованием, можно предложить работу с индивидуально-авторскими словами. Знакомство с содержащими их художественными текстами обо¬гащает представления учащихся об эстетических функциях языко¬вых средств (в данном случае — словообразовательных). Выполне¬ние такого вида заданий способствует решению обучающих проблем, связанных с активизацией морфемного канала восприятия. Учены¬ми установлено, что этот канал включается в нестандартной речевой ситуации, в которой требуется понять незнакомое слово, опираясь на его морфемное строение. Поэтому в обучении необходимо уде¬лять повышенное внимание к структурно-семантическому анализу слова. Особенно это касается восприятия неологизмов, индивидуаль¬но-авторских слов, редко употребляющейся лексики и искусственно созданных слов. При выполнении подобных заданий развиваются способности многоаспектного анализа слов на основе словообразо¬вательной модели. При работе с текстами, содержащими индивидуально-авторские слова, логопед использует следующие вопросы и задания: «Прочитай отрывок из произведения. Найди в нем новые слова, придуманные автором. Из каких слов они состоят? От каких слов они образованы? Объясни их значение. С какой целью, как тебе кажется, автор использовал именно эти, придуманные слова?» и т. п. Подобный вид работы можно взять на вооружение и использо¬вать тексты, в которых заключены слова, придуманные современны¬ми авторами, в рамках других коррекционных тем. Такие задания де¬лают занятия нетрадиционными, веселыми. Они дают детям возможность поиграть и отвлечься от привычных стереотипов коррекционной работы. Работа с загадками, скороговорками, пословицами Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать вместе с ним художествен¬ную литературу, которая воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам. Преследуя эти цели, специалисты и родители могут пред¬ложить школьникам заучивать наиболее понравившиеся стихотво¬рения, отгадывать загадки, произносить скороговорки. Можно пред¬ложить детям вместе поразмышлять над смыслом пословиц, понаблюдать за природными изменениями, которые описываются в народных приметах. Народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются деть¬ми только тогда, когда их содержание отражает близкие школьни¬кам явления, такие как: «Мороз невелик, да стоять не велит» или «Береги нос в большой мороз». Поэтому во время наблюдений на прогулках можно использовать народные приметы, в которых хо¬рошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, например: «Дым столбом — к морозу», «Ласточки летают низко — перед дождем». Различные виды заданий можно включить в подвижные игры в помещении и на улице. |
« Пред. | След. » |
---|