Контрольный диктант на повторение в начале учебного года Не прошло и недели, как начались у нас приключения. Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. Шоссе было пустынно, никого не было видно, кроме какой-то старушки в платочке с хозяйственной сумкой в руке. Когда старушка поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я в испуге дернул за поводок, Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался негромкий крик: "Колбаса!". Я взглянул на Тузика. Из собачьей пасти торчал огромный батон колбасы, похожий на дирижабль. Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок. (По Ю.Ковалю) (104 слова) Грамматическое задание 1. Выпишите из текста диктанта по одному примеру на каждый разряд имени прилагательного. 2. Выполните словообразовательный разбор слов старушка, послышаться (1-й вар.); платочек, подстелить (2-й вар.); морфемный (по составу) разбор слова покл_нился (1-й вар.); пор_внялась (2-й вар.); морфологический разбор слов какой(то) (старушки), с нами (1-й вар.); н_кого, ею (2-й вар.). 3. Обведите одним кружком союз и, соединяющий однородные члены, и двумя кружками - союз и, соединяющий простые предложения в составе сложного. Словосочетание. Именные словосочетания Дидактический материал по синтаксису, Задание 1. Вспомните, что такое словосочетание. Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, какие синтаксические явления он символизирует? Задание 2. Вспомните, на какие типы делятся словосочетания по главному слову. Найдите среди приведенных словосочетания, у которых главное слово - существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Раскройте книгу; проба пера; с длинным носом; глядя на природу; глубина колодца; пять столов; похожая на муху; каждый из нас; некоторые из жителей. Задание 3. Какие способы подчинения диктует главное слово-существительное? Разберитесь в этом с помощью анализа следующих словосочетаний. Правый глаз; подножие горы; через базарную площадь; в центре толпы; виновник скандала; белый щенок; с острой мордой; выражение тоски; портрет отца. Задание 4. Выпишите из текста все словосочетания с главным словом - существительным. Вставьте пропущенные буквы. Я включил указатель поворота, пр_тормозил и свернул направо. Дорога _десь зар_сла травой, но у какой-то к_литки стоял, пр_ткнувшись, новенький "Запорожец". Номера домов в_сели над в_ротами, и ц_фры были едва заметны на ржавой жести вывесок. Переулок назывался изящно: "Ул. Лукоморье". Он был неширок и зажат между тяж_лых старинных заборов, поставленных, наверное, еще в те времена, когда _десь шастали шведские и норвежские пираты. (А. и Б. Стругацкие) Задание 5. Какого способа связи между словами не может быть, если главное слово - прилагательное? Докажите, используя приведенные словосочетания. Ржавая табличка; ржавая от времени; красное от натуги (лицо); красные розы; черный от древности. Задание 6. Докажите, что числительные то подчиняют существительное, то сами ему подчиняются. Используйте приведенные словосочетания. 1. За стеной бубнили в два голоса. 2. Я подумал, что вел сегодня машину четырнадцать часов. 3. За две ночи выходит три рубли. (А. и Б. Стругацкие) Задание 7. Объясните сочетание три рубли (это не ошибка) из задания 6 с исторической точки зрения. Задание 8. Выпишите из текста все именные словосочетания и разберите их по схеме. Окно было раскрыто настежь, и я увидел ярко-синее весеннее небо и почувствовал острый весенний холодок. По карнизу, постукивая, бродили голуби. Вокруг стеклянного плафона под потолком обессиленно мотались три мухи - должно быть, первые мухи в этом году. Время от времени они вдруг принимались остервенело кидаться из стороны в сторону, и спросонок мне пришла в голову гениальная идея, что мухи, наверное, стараются выскочить из плоскости, через них проходящей, и я посочувствовал этому безнадежному занятию. Две мухи сели на плафон, и тогда я окончательно проснулся. (А. и Б. Стругацкие) Объясните трудные орфограммы и знаки препинания. Запишите текст по памяти. Способы выражения подлежащего – фразеологическая единица (ФЕ). Составное наименование. Синтаксически цельное словосочетание Вспомните, что такое фразеологическая единица (полностью или частично переосмысленное сочетание слов). Задание 1. Дайте толкование следующих фразеологических единиц: золотые руки, круглый отличник, тихий час, полярный день, глубокая тишина. Сочините предложения, в которых данные ФЕ стали бы подлежащими. Задание 2. Географические названия могут состоять из двух слов: Великие Луки, Ростов Великий. Найдите на карте и выпишите такие названия в тетрадь. Включите их в конструкции типа: Город _________________ . _____________ расположен на___________ ; На реке______________ раскинулся город ________________ . Задание 3. Составными наименованиями часто называют растения: анютины глазки, волчье лыко, вороний глаз. Выпишите такие названия из определителя растений или из учебника ботаники. Составьте текст, в котором эти названия играли бы роль подлежащих. Задание 4. Найдите в тексте и подчеркните все подлежащие. Определите, какими частями речи или какими сочетаниями они выражены. Но у Пенелопы нашелся один недостаток. Она лежит в стороне от других звездных систем. Далеко не всякий полетит туда в отпуск: пока полетишь да вернешься, весь отпуск пройдет. Поэтому в построенном на ней туристском городе большинство гостиниц пока пустует, только роботы-уборщики бегают по коридорам, стирают со столов пыль и меняют простыни в номерах. (Кир Булычев. Миллион приключений) Домашнее задание. Обобщите в виде таблицы, какими частями речи может быть выражено подлежащее. Чем выражено | Пример | Существительное в им. п. | Художник с увлечением писал этюд. | *** | *** | Зачетная работа Расставьте знаки препинания. Подчеркните подлежащее и определите, чем оно выражено. 1. Гостиная ее сделалась сборищем всех талантов и всех званий. 2. Пятьдесят рук протянулись к руке Шульца пятьдесят приглашений пятьдесят уверений раздавались за ним вслед. 3. Шесть месяцев пробежали. 4. Несколько рекомендательных писем к петербургским адвокатам были ему вручены. 5. Привлеченный тайной мыслию, Шульц послушался коварных советов он покинул свою Вену где ярко блеснули для него два чудные метеора гений - в чертах Бетховена любовь - в очаровательном образе Генриетты. 6. Эти два урока составляли весь его доход. 7. Ряды стульев поставлены обыкновенным порядком. 8. Два часа пробило. 9. Первая скрипка улыбнулась контрабас покачал головой критик бывший в числе зрителей и заплативший против обыкновения на этот раз за свой билет громко изъявил свое неудовольствие два франта вышли из залы. (В.Сологуб) Составное глагольное сказуемое Задание 1. Вспомните, что такое сказуемое. Найдите сказуемые в следующем тексте и подчеркните их двумя чертами. Они, видно, испугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потом долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа, во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною. (Н.В. Гоголь. Тарас Бульба) Задание 2. Вспомните: что нужно сделать, чтобы найти простое глагольное сказуемое? Найдите его в тексте задания 1 и определите, в какой форме стоит глагол (наклонение, время, лицо, число, род - в прошедшем времени). А теперь попробуйте найти составные глагольные сказуемые. Удалось? Это - хотели соблюсти (вскрикнуть, броситься, закрываться); начались разыгрываться. Если нет - не расставайтесь с этой карточкой до тех пор, пока не научитесь узнавать составное глагольное сказуемое. Каждое сказуемое несет две нагрузки - смысловую (называет действие) и грамматическую (указывает наклонение, время, число, лицо или род). Простое глагольное сказуемое легко справляется с обеими нагрузками с помощью одного глагола. В составном глагольном сказуемом эти нагрузки делят между собой два слова. Это выглядит так: Основные вспомогательные глаголы, обозначающие Начало, конец, продолжение действия | Способность, неспособность совершить действие | Желание или нежелание совершить действие | Внутреннее переживание и мысли по поводу совершения действия | Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | начать стать кончить приняться продолжить прекратить | мочь уметь суметь успеть | желать мечтать хотеть стараться | думать надеяться бояться стыдиться собираться готовиться | рад должен готов обязан достоин | Задание 3. В следующем отрывке из "Тараса Бульбы" Н.В. Гоголя найдите подлежащие и составные глагольные сказуемые, подчеркните их; определите значение вспомогательных глаголов. Вставьте пропущенные буквы. 1. Бульба по случаю пр_езда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо. 2. - Я думаю, архимандрит (не)давал вам и понюхать г_рилки, - продолжал Тарас. 3. - Нечего, батька, вспоминать, что было, - отвечал хладн_кровно Остап, - что было, то прошло! 4. Она (не)смела н_чего говорить; но, услыша о таком страшном для нее решени_, она (не)могла удержаться от слез. 5. И н_кто бы (не)мог описать всей бе_молвной силы ее горести, которая, к_залось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. 6. - Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что Бог даст. Задание 4. Глагол в неопределенной форме (инфинитив) может быть частью формы будущего времени, а может входить в составное глагольное сказуемое. Как их различить? Проанализируйте примеры и сделайте вывод. 1. Мартышка вздумала трудиться. - Завтра малыши будут трудиться над новыми заданиями. 2. Я буду беспокоиться, если вас долго не будет. - Владимир начинал сильно беспокоиться. 3. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. - Ты будешь устраиваться на ночлег? 4. Со старыми знакомыми он перестал видеться. - Мы будем видеться с вами всегда. Задание 5. Инфинитив может быть в предложении и дополнением. Если вспомогательный глагол и инфинитив обозначают действие подлежащего - значит, перед вами - составное глагольное сказуемое, если же инфинитив обозначает действие не подлежащего, а другого лица или предмета, перед вами - дополнение, определение или обстоятельство. Попробуйте различить функции инфинитива в следующих предложениях. 1. Я начал читать эту книгу давно. - Я прочитал эту книгу и дал почитать своему другу. 2. Мы закончили писать это упражнение. - Я уже переписал предложения из учебника и могу дать тебе переписать. Задание 6 (контрольное). В отрывке из повести Н.В. Гоголя "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" найдите составные глагольные сказуемые, подчеркните их и определите значение вспомогательных глаголов, наклонение, время, лицо, число, вид, переходность и залог. Вставьте пропущенные орфограммы. Прекрас(_)ный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останет(_)ся в одной рубашке и отдыхает под навесом и глядит, что делает(_)ся во дворе и на улице. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отв_рите только окно - так ветви и врывают(_)ся в комн_ту. Это все перед домом; а посм_трели(бы), что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, ог_родина всякая, подсолнечники, огурц_, дыни, стручья, даже гумно и кузница. Прекрас(_)ный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое куш_нье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас пр_казывает Гапке пр_нести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: "Сия дыня с_едена такого-то числа". Если при этом был какой-нибудь гость, то: "участвовал такой-то". Дополнительное задание: дайте синтаксическую характеристику всех предложений в тексте и отметьте их стилистическую роль. ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Наречия, пре- и при-, частица и приставка не, н/нн, тся/ться, словарные слова Задание. Раскройте скобки, вставьте, где нужно, пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. (С)начала сентября моя жизнь ре_ко изм_нилась потому(что) я (на)конец решилась вернут_ся в Москву устав от (А,а)мериканской (не)пр_ка_ности. Я пос_лилась у своего (бой)фр_нда который об_тает (н_)(по)далеку от "(Красно)гвардейской" и устро_лась на работу в "Ко_ерсант". (По)началу меня взяли ко_ектором хотя когда старший редактор предл_жил мне отредактировать (на)удачу выбра_ый текст написа_ый кем(то) из ко_есп_ндентов я справилась с этой задачей и (по)моему (не)плохо. Так(что) пер_сп_ктивы у меня есть. (Для)начала мне будут платить трист_ до_аров что для Москвы (не)мало но это не пр_дел а только ставка нов_чка. Рабочий день мой нач_нает_ся (не)рано в оди_на_ать и это (н_)может (н_)радовать кто(же) любит вст_вать (с)(по)(за)ранку кто (н_)любит (по)утру понежит_ся в постел_! Да и возлюбле_ого (н_)грех пок_рмить завтраком... (К)тому(же) (по)утрам на (ярко)зеленой линии к_шмарная давка а уж о пересадках и говорить (н_)пр_ходит_ся. В автобусы народу наб_вает_ся вид_мо (н_)вид_мо да и ходят они (н_)(по)одному а непр_менно (в)четвером. Во что(бы)(то) (н_)стало выясню во что они играют на конечной в "козла" или может в пр_ф_ранс? Я (по)(не)многу пр_хожу к выводу что пр_дет_ся опять садит_ся за руль хотя пр_знат_ся мне этого (не)хочет_ся. И все(таки) (не)смотря (н_)(на)что я счас_лива эти транспортные (не)уряд_цы (н_)омр_чают моей радости. Вместо избалова_ого капризного Максима (не)с_умевшего (н_)где пр_строит_ся и (не)желающего (в)серьез искать работу увере_ый в себе спокойный и дел_витый Мишка. Кроме того мне бе_спорно повезло с работой да и с ко_егами то(же). (В)прочем наверное в моем радужном во_пр_ятии всего прои_ходящего "виноваты" моя (не)пр_хотливость и мой (Р,р)ос_йский м_нт_л_тет ведь за восемь лет в Амер_к_ я так и (н_)пр_выкла к их манер_ работать (по)одиночке. Коне_но я пон_маю что (кое)кто может взбеситься от рус_кой без_лаберности от пр_вычки рас_итывать (на)авось и откладывать (на)завтра но меня до смерти раздр_жает (А,а)мер_канская наивная и непок_л_бимая увере_ость в том что при правильном рас_ете любую непр_ятность можно пред_отвр_тить а любую трудность легко пр_од_леть проявив упорство. Им (не)знакомо филосо_ское отношение к пр_вратностям судьбы. Я др_жу от одного воспом_нания об их пр_лес_ной пр_вычке писать доносы на кол_ег и на препод_вателей пор_жде_ой беспр_мерной убежде_остью в том что им чего(то) (не)додали и что они должны ср_жаться за справедливость. Бог с ними пусть живут как хотят но я рада что (на)завтра у нас ож_дает_ся аврал и кол_ективные ночные бдения бок о бок с начальником с которым мы (на)смерть переругаемся тут(же) пр_м_римся и выпьем по чуть(чуть) а остальное оставим (на)конец рабочего "дня", то(бишь) ночи. (В)общем я дома. Тренировочные тексты: частицы НЕ и НИ Специальный подбор текстов для тренировочного письма мог бы оказать им некоторую помощь в умении жить в ладу с окружающими и с собой. Поэтому мы предлагаем в качестве тренировочного материала (в данном случае при повторении частиц не и ни в старших классах) несколько советов психологов. Как именно использовать эти тексты на уроках - дело самого учителя. Не спешите считать себя неудачником! Не огорчайтесь, если вам не удается быть отличником. Не торопитесь думать о себе как о несчастном, беспомощном человеке, из которого ничего не выйдет. Знаменитый биолог Карл Линней, физики Веньямин Франклин, Пьер Кюри, изобретатели Морзе и Эдисон, писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Роберт Бернс, Гоголь и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский считались в школе неспособными учениками. Эйнштейн в студенческие годы считался неспособным к математике. Великого певца Шаляпина, обладателя прекрасного и мощного баса, в молодости "по неспособности" не приняли в хористы. Антон Павлович Чехов писал гимназические сочинения на тройки. Так что не спешите говорить себе: "Из меня ничего не получится". Можно только говорить: "Пока не получилось". Как увеличить личное обаяние? Наверное, среди вас нет никого, кто не хотел бы стать более привлекательным, более обаятельным в глазах других людей. Для этого у вас есть немало возможностей. 1. Будьте внимательны к собеседнику. Не избегайте смотреть ему прямо в глаза. Если по ходу разговора вам очень хочется прервать собеседника, сделайте несколько раз глубокий вдох и медленный выдох. Развивая в себе такую привычку, вы научитесь терпеливо слушать говорящего, не перебивая его. 2. Никогда не отбивайте у окружающих стремление сделать что-нибудь полезное. Не нужно говорить: "Вы не правы". Это вызовет только внутренний протест. Если предлагается не заведомый абсурд, лучше скажите: "Какую интересную идею вы предложили!". После этого в ходе обсуждения вы можете прийти к противоположному выводу, не нужно отвергать предложение сразу же. 3. Не держите злобы. Никогда не злитесь на своего обидчика ни одной минутой больше, чем это действительно необходимо. Не стоит фантазировать о способах мести. Пока вы истощаете свою нервную систему, злясь на кого-то, этот человек, возможно, неплохо проводит время и получает удовольствие. 4. Не упускайте возможности сказать человеку приятное: не так уж много в жизни положительных эмоций! Не скупитесь на комплименты. Замечайте все хорошее и не стесняйтесь высказывать людям. 5. Если вы расстроены, постарайтесь не показывать этого. Не взвинчивайтесь, не нервируйте других. 6. Не жалуйтесь, не хнычьте, но и не говорите, что все хорошо. Постоянные жалобы на жизненные обстоятельства и неудачи невыигрышны: вас будут воспринимать как неудачника. По поводу своих проблем лучше слегка пошутить. Научитесь смотреть на свои неудачи с юмором. Но еще больше избегайте заявлений, что у вас все отлично, - наживете немало врагов. Для некоторых людей успехи окружающих еще более неприятны, чем их постоянные жалобы. Не зря Будда сказал: "Победа - причина ненависти, и победитель несчастен". Мини-диктанты по Л.Толстому с грамматическими заданиями Запишите отрывки под диктовку и выполните грамматические задания. 1. Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко прятались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались пляски, хороводы и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреевич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда-то. Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах - это был Николай. Задания. 1) Найдите в тексте все деепричастия и деепричастные обороты. Объясните расстановку знаков препинания. 2) Прокомментируйте правописание н/нн в словах ряженые и наряженные. 3) Объясните значение слова фижмы (вставлявшийся под юбку каркас из китового уса). 2. Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцем, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег. Николай тронулся за первою тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькою рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но, как только выехали за ограду, алмазно-блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Задания. 1) Допускает ли орфографическую ошибку человек, если пишет слово пристяжные через е? 2) Знакомо ли вам слово месячный? В каких словосочетаниях оно обычно употребляется? А в каком значении его использует Л.Толстой? 3) Нужна ли в первом предложении запятая перед союзом и (...и побрякивая...)? 4) В каком значении употреблено в последнем предложении слово часто ("нередко" или "близко, рядом")? Распространено ли такое употребление в современном языке? Причастные, деепричастные обороты "Архитектурный" диктант… При изучении в 7 классе темы "Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах" очень важно иметь в своем распоряжении тексты, которые с одной стороны, обеспечивали бы достаточный уровень сложности, охватывая максимальное количество случаев включения оборотов в структуру предложения, различных вариантов их комбинирования, а с другой стороны, были бы интересны и познавательны в содержательном плане. Мы предлагаем вариант такого текста - диктант на архитектурную тему. Он может быть полезен в качестве определенной подготовки к поездке в один из древнерусских городов ( в нашем случае это был Ярославль, именно поэтому диктант в основном ориентирован на архитектуру 17 века). Материал диктанта целесообразно использовать следующим образом: каждый урок разбирается по 1-2 предложения (каждый ученик класса должен поработать у доски минимум один раз), с тем, чтобы в итоге провести своего рода зачет семинар, на котором ученик "вытягивает" одно предложение для разбора и расстановки запятых. Задание можно дополнить составлением собственного предложения аналогичной структуры. Предлагаемый нами подход позволяет надежно отработать умения не только по расстановке знаков препинания, но и по правильному употреблению оборотов в речи. (При составлении диктанта была использована книга Л.Любимова "Искусство Древней Руси"). Каждый город имеет свое неповторимое лицо, открывающееся не сразу, постепенно завораживающее путешественника, желающего понять, знакомясь с городом, его внутренний, сокровенный дух. Приезжая во Владимир, восхищаешься древними соборами, дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города, его главную "изюминку". "Изюминкой" Твери, множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей, является гражданская застройка 18 века и уникальная планировка улиц, которую Екатерина Вторая, желая превратить город в уголок Петербурга, приказала тщательно разработать градостроительной комиссии. Говоря о Ростове, все время вспоминаешь огромный кремль, гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком, робко жмущимся к его стенам, колоссальную звонницу, знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть, прославившуюся во всем мире. Путешественник, побывавший в Торжке, обязательно расскажет, вспоминая о городе, о знаменитом Борисоглебском монастыре, основанном в 11 веке в честь святых Бориса и Глеба, и уникальном дорожном музее А.С.Пушкина, много раз проезжавшего через Торжок. Желая познакомить приезжающих с Ярославлем, экскурсоводы покажут церкви 17 века, в изобилии сохранишиеся в городе и составляющие, пожалуй, его главную ценность. Отличаясь друг от друга деталями, церкви, построенные в 17 веке, имеют ряд общих черт, резко выделяющих их из всей массы культовых зданий и позволяющих точно определить век постройки. Зачастую церкви 17 века - это пятиглавые храмы, построенные из красного и белого кирпича, богато украшенные характерными резными наличниками, кокошниками, похожими на народные головные уборы, изразцами, придающими зданию дополнительную пышность. Возводя церковь, строители 17 века старались помещать рядом с ней особого вида колокольню, напоминающую шатер и прозванную из-за этого шатровой. 17 век, будучи переходным временем от старой, патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства, веком поиска нового стиля, соответствующего духу эпохи. Почти вся Москва, исключая Кремль и Китай-город, была выжжена поляками, захватившими ее в 1612 году, и теперь нуждалась в украшении, могущем прославить новую мощь государства. Вместе с Москвой, возрождаясь и поднимаясь из пепла, обстраивалась и укреплялась вся Россия, все крепче соединяемая в одно целое. Именно поэтому определяющими чертами искусства 17 века, стоящего на переломе эпох, стали нарядность, узорчатость, пышность, декоративность, часто напоминающие причудливую сказку. Стремление к нарядности проявлялось во всем: и в пристрастии к дорогим материалам и драгоценным камням, играющим всеми цветами радуги, и в любви к позолоте и ярким изразцам, и в использовании роскошных тканей, расшитых серебром и золотом. Расписывая интерьеры нарядным травяным узором, украшая боярские палаты и деревенские церкви, построенные простыми плотниками, причудливой резьбой, человек стремился украсить мир вокруг себя, сделать его сказочным. Говоря об архитектуре Москвы 17 века, нельзя не упомянуть церковь Троицы в Никитниках, находящуюся на территории бывшего Китай-города и построенную на средства богатейшего купца Никитникова. Подходя к храму, сразу пленяешься многообразием его форм и сказочным богатством деталей, попадая же внутрь, не можешь оторвать глаз от росписей, покрывающих древние стены храма. В конце 17 века, русское зодчество, все настойчивей включаясь в общеевропейское русло, создает свой особый стиль, вошедший в историю под названием "нарышкинское барокко". Как бы подводя итоги 17 века, стиль этот, названный в честь родственников Петра Первого со стороны матери, совмещает в себе воздушность, стройность силуэта здания со сказочной затейливостью его наружного и внутреннего убранства. Говоря о "нарышкинском барокко", нельзя не вспомнить колокольню Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях, несмотря на огромные размеры, как бы парящую в воздухе. Своего рода прощальным гимном архитектуре Древней Руси стал двадцатидвухглавый Преображенский собор, построенный в Кижах, который, возвышаясь над водами Онежского озера, издалека виден приезжающим. Храм, полностью выстроенный из дерева без единого гвоздя, напоминает издалека огромную ель, где, густо срастаясь в стройную пирамиду, одна над другой вздымаются деревянные главы. Начавшись величавым многоголосием Киевской Софии, древнерусское зодчество завершается сказочным многоглавием Кижей, ставших как бы символом красоты русской народной души. Глядя на древнерусские церкви, невольно соглашаешься с тем, что архитектуру часто называют музыкой, застывшей в камне и одухотворившей собой безжизненный материал. Многие века звучит эта музыка древнерусского искусства, наполняя сердца людей радостью, возвышая их души, рассказывая об удивительных мастерах, живших когда-то на нашей земле. ДИКТАНТ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ во что бы то ни стало интеллектуальная элита российская интеллигенция рассчитывать набраться сил экспедиция, уклонившаяся к северо-востоку двигаться навстречу друг другу несмотря на непромокаемые сапоги небезынтересное мировоззрение не удастся подкрасться неисчислимые непрошеные гости необыкновенное обаяние по прибытии в город пренебрегать преобразованиями яства, купленные в течение месяца над стелющейся растительностью привилегии трансъевропейских корпораций галерея сверхизысканной живописи прогресс в области просвещения сочетание неезженого проселка и асфальтированного шоссе вследствие дискуссии в бессчетном количестве волны плещутся и брызжут выровненная поверхность беленные негашеной известью домики подбираться понемногу стараться просветить народ как будто блеснула мысль придет и поучаствует в соревновании укрощены в течение недели чересчур беззастенчивый сверстник квинтэссенция гомеровской "Илиады" пресс-конференция девяностолетнего коллеги престарелый социал-демократ стопятидесятилетний юбилей балетно-танцевальный класс вице-президент компании из Ростова-на-Дону высокопродуктивная работа в конференц-зале Диктанты с заданием рассуждение ПРЕВРАЩЕНИЕ Кукла вышла из-за перегородки. Лампа ярко освещала ее. Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову. Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Доктор Гаспар был в полном недоумении... Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, вы бы сказали, что это шалунья, притворяющаяся скромницей. Затем дальше. Куда же девалось ее прежнее великолепное платье, весь этот розовый шелк, золотые розы, кружева, блестки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на елочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы, тем более что принцессы или превращаются в лягушек, или, наоборот, лягушки превращаются в принцесс. Но вот самое главное: вы помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны. А теперь они исчезли. то была веселая, здоровая кукла! (По Ю.Олеше) (198 слов) Задание. Подумайте и ответьте на вопросы: Есть ли в тексте элементы рассуждения? Если есть, отметьте их и скажите, для чего, по вашему мнению, автор вводит их в описание "куклы"? (К кому обращается автор и с какой целью?) Диктанты с синтаксическим заданием Я направился в Сосново. Дорога тянулась к вершинам холма, огибая унылое поле. По краям его бесформенными грудами темнели валуны. Слева зиял поросший кустами овраг. Спускаясь под гору, я увидел несколько изб, окруженных березами. В стороне бродили одноцветные коровы, плоские, как театральные декорации. Грязные овцы с декадентскими физиономиями вяло щипали траву. Над крышами летали галки. Я шел по деревне, надеясь кого-то встретить. Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья покосившихся изгородей были увенчаны глиняными сосудами. В накрытых полиэтиленом загонах суетились цыплята. Нервной мультипликационной походкой выступали куры. Звонко тявкали лохматые приземистые собаки. Я пересек деревню, вернулся. Помедлил возле одного из домов. Хлопнула дверь, и на крыльце появился мужчина в застиранной железнодорожной гимнастерке. Я поинтересовался, как найти Сорокина. (114 слов) (С.Довлатов) Вопросы и задания 1. Прослушайте текст и скажите, каких предложений в нем больше - простых или сложных. 2. Записывая под диктовку текст, после каждого предложения приведите его синтаксическую схему. 3. Отметьте верные утверждения: - в этом тексте деепричастных оборотов - 2; - причастных оборотов - 3; - сравнительных оборотов - 2; - обособленных оборотов - 6; - сложных предложений - 4; - однородных определений - 4. Диктанты с заданием причастие, деепричастие, союз, частицы, итоговые Тема: "Причастие" НОЧЬ НА ПЕРЕВАЛЕ Как ножом срезанный полукруг луны горел ослепительным синеватым светом. В бездонном сером прорезе между двумя каменными волнами бледно сияли звезды. Горы, слившиеся с тенями, возвышались по сторонам над перевалом. Казалось, что огромные чудовища прилегли, выпятили горбатую спину. Вокруг одного из чудовищ вилось кольцами черное облако. На склоне мелькнула и исчезла блестящая золотая нитка. Это мимо узкой горной струи кто-то прошел с фонарем. Камни, веками неподвижно лежавшие в котловине, придавали ей вид огромного кладбища. Вода озера быстро дрожала в черной каменной чашке. Становилось все холоднее. Гул затих, костры догорели. Пепельные пятна снега посинели и растворились. Змея оторвалась от горы и поползла вверх. Крутой горб чудовища обнажился, точно очерченный черным карандашом. Затем все потухло. Фиолетовая ночь стала черной. (По М.Алданову) (115 слов) МОНАСТЫРСКИЙ САД Они вышли в тихий тенистый монастырский сад. Семинария занимала здание старинного монастыря, и двести лет назад его квадратный двор содержался в безупречном порядке. Монахи в белой одежде, когда-то ухаживавшие за растениями, были давно забыты. Но душистые травы все еще благоухали здесь в мягкие летние вечера, хотя уже никто не собирал их для лекарственных целей. Теперь между каменными плитами дорожек пробивались усики дикой петрушки. Запущенные розы одичали, их длинные спутанные ветки тянулись по всем дорожкам. Бесплодные виноградные лозы свисали с ветвей кустарника, уныло кивавшего своей верхушкой В одном углу сада поднималась ветвистая пышная магнолия с темной листвой, окропленной брызгами молочно-белых цветов. У ствола магнолии стояла грубая деревянная скамья. (По Э.Л. Войнич) (118 слов) Итоговый диктант (Годовой, пониженной степени сложности) СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ Разведчик сначала сидел, равнодушно опершись подбородком на руку, но мало-помалу его суровые черты смягчились. Задумчивые глаза жителя лесов увлажнились, слезы покатились по щекам. И вдруг раздался вопль, который не был похож ни на человеческий крик, ни на вопль другого земного существа. Он потряс воздух и проник не только во все уголки пещеры, но и в самые укромные тайники человеческих сердец. Вслед за этим наступила полная тишина. Ни Соколиный Глаз, ни индейцы не ответили. Они слушали, ожидая повторения вопля. Наконец они быстро и серьезно заговорили между собой. По окончании их беседы Ункас выскользнул из пещеры. Когда он ушел, разведчик снова заговорил по-английски. Потом он уселся над потухающими углями, закрыв лицо руками. (По Ф.Куперу) (113 слов) Итоговый диктант (Годовой, средней степени сложности) АДМИРАЛ Памятью Адмирал жил еще в том мире, где перед смертью допускалось просить с кем-то свидания. Но на смену этому миру отныне пришел другой, где людям в его положении уже не с кем прощаться. В свете ламп лица двинувшихся к Адмиралу солдат вдруг обозначились перед ним резче. И он не почувствовал в них ни вызова, ни злобы, одно только любопытство. Двинулись строем. В безветренной ночи скрип наста под ногами казался почти оглушительным. Сквозь черноту все вокруг воспринималось резче, чем обычно. Студеный воздух, обжигая легкие, впервые не забивал дыхание, а клубился под сердцем пьяняще и освежающе. На снегу, заштрихованном размашистым углем соснового леса, человеческие тени выглядели огромными. Душа жила уже сама по себе, воспринимая окружающее как бы сверху или со стороны. (По В.Максимову) (119 слов) Тема: "Деепричастие" ПЕСТРАЯ ЛЕНТА Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел. Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. "Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон", - сказал он. Я удивленно спросил: "Что случилось?". Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждет в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную. Дама, одетая в черное, поднялась при нашем появлении. Она подняла вуаль, и мы увидели ее посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина. (По А.К. Дойлу) (125 слов) Итоговый диктант (I полугодие) ПОХОЖДЕНИЕ БУРОЙ КРЫСЫ По желтовато-зеленой равнине спокойно текла неширокая река. На берегу у одного из ее плавных изгибов возвышался изъеденный непогодами столб. Шагах в ста от старого столба была видна такая же старая, поросшая травой плотина. А за плотиной начинались голубовато-зеленые луга, по которым протекал узенький ручеек. В одно солнечное летнее утро у подножия столба показалась острая мордочка с крошечными ушками и маленькими глазами. Ноздри зверька, нервно дрожащие, настороженно втягивали воздух. Нигде ничего опасного не было. Лишь пестрая гусеница перебиралась по траве. Зверек вышел из своего убежища - и вдруг очень быстро вернулся назад, снова скрывшись под землей. Оказалось, что вдали появился болотный ястреб. Его немигающие глаза жадно искали что-то в траве. Вдруг ястреб упал в траву, а несколько секунд спустя взлетел, крепко держа в когтях серенький комочек. Несчастная землеройка! Крысе, сидящей в норе, очень повезло. Осторожность спасла ей жизнь. (По Ч.Робертсу) (138 слов) Итоговый диктант КРЫСИНЫЕ КАНИКУЛЫ Прошло несколько дней. Юго-западный ветер стих. Вода спала, и многие переселенцы вернулись на свои места обитания. Но бурая крыса предпочла остаться под кустом дикой розы. Ей понравилось охотиться в густой луговой траве, где прыгали большие и очень вкусные кузнечики. В жаркие летние дни ей понравилось плавать в чистом ручейке. Нора у бурой крысы была вместительная, и скоро в ней нашелся уголок для подруги, одетой в красивую шелковистую шубку. Успешно избегая встреч с ястребами, бурая крыса провела на лугу почти целое лето. Но в одно прекрасное утро все изменилось. На лугу раздались громкие голоса людей, топот лошадей, появились какие-то красные чудовища. Трава стала падать на землю, образуя длинные ряды. Когда все сено убрали, луг оказался совершенно открытым для глаз ястребов. Грызунам требовалась особая осторожность. Но скоро молодая зелень снова появилась над землей, и в траве до самых холодов кипела жизнь. (По Ч.Робертсу) (140 слов) Итоговый диктант (III четверть) СЛУЧАЙ С ГУСЯМИ Пока я устраивался на привале, гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал бычок с обрывками веревки на шее. Гусь набросился на него. Теленок пустился наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом он опомнился, еще сильнее разозлился и опять погнался за теленком. Под конец теленок забился под непролазный лозняк, стоявший стеной у обрыва, и тоскливо замычал. Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной. Солнце бесследно исчезло, луг потемнел. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив их хороводом, унес вверх. Гуси полегли в траву, замерли. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы. (По Е.Носову) (126 слов) Тема: "Союз" СЛУЧАЙ НА ИСХОДЕ ЗИМЫ Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной. Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. "Сейчас полакомлюсь", - подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома. (По Ч.Робертсу) (142 слова) ТИГРЕНОК Ночью тигренок выполз к ручью и жалобно замяукал. Тайга молча приняла его жалобу и ничего не ответила. Тигренок недовольно фыркнул, сунул морду в траву и снова жалобно заревел. И вдруг рядом кто-то ласково замурлыкал. Тигрица беспокойно обнюхала сына от кончика носа до конца хвоста, лизнула его гладкую шерсть и тихо заурчала, словно успокаивая детеныша. Тучи надоедливой мошки носились в воздухе и преследовали тигров. Сильные звери беспомощно вертели головами и иногда, нарушая тишину тайги, фыркали. Чаще и громче нарушал тишину тигренок. Чтобы избавить от мошки своего сына, тигрица выбирала открытые места и шла по ветру. Где-то далеко ухнул филин, также подала жалобный голос сова. Совсем близко от тигренка лесная мышь, вышедшая на прогулку, прошуршала прошлогодними листьями. Тигренку тоже хотелось поиграть, но взгляд матери говорил: "Не смей шуметь, непоседа". (По Н.Ловцову) (128 слов) Тема: "Частицы" СБОРЫ НА ОХОТУ Чик проснулся рано утром. Он тихо встал, чтобы не разбудить спящих. Он собирался идти на охоту за перепелками. На улице было тепло, но Чик влез в рубашку. Он сообразил, что перепелки иногда могут падать в колючие кустарники, и тогда в майке все тело исцарапаешь. Чик напился из-под крана, хотя пить ему не хотелось. Кто знает, скоро ли напьешься на охоте. Проявляя силу воли, Чик постарался как можно больше выпить прохладной утренней воды. Он достал из-за буфета свой лук и три стрелы с железными наконечниками, заточенными напильником. Чик проверил на пальце наконечники, словно за ночь их могли притупить мыши. Надев на себя все снаряжение, он себя чувствовал не хуже воинов, изображенных в учебнике древней истории. До этого Чик на охоте ни разу не был, но в эти теплые осенние дни в нем проснулась неведомая раньше охотничья страсть. (По Ф.Искандеру) (136 слов) Итоговый диктант (комплекс В.В. Бабайцевой) ПУТЕШЕСТВИЕ БЕГЛЕЦОВ Раф с Шустриком продолжали свой путь по переулку, который шел по верхней окраине города. По обеим сторонам этого переулка шли изгороди. У подошвы крутого холма, поросшего лесом с густым подлеском, протекал громко журчащий и довольно широкий ручей. Время от времени перед глазами собак мелькали между скалами его белопенные воды. Шум воды был настолько силен, что собаки не услышали звука приближающегося грузовика. Он неожиданно выскочил из-за поворота. Взвизгнув от ужаса, Шустрик юркнул в папоротник и затаился. Раф же бросился чуть ли не под колеса и некоторое время с лаем преследовал грузовик. Машина, видимо, возила мокрый гравий или щебень. Черная морда Рафа была теперь вся запорошена желтовато-красной крошкой. (По Р.Адамсу) (106 слов) Контрольные диктанты за I полугодие I В наших местах камышом называют вовсе не то, что в некоторых ученых книжках. По-нашему камыш - это трубчатое растение, перехваченное особыми узелками, какие бывают у хлебной соломы или бамбука. Этим-то камышом у нас кроют крыши, топят лежанки и печи, а ребятишки мастерят из него певучие дудочки и свистульки. А еще стрелы для самодельных луков, утяжеляя конец камышинки лодочной смолой. Мальчишки постарше в смоляной наконечник заделывали гвоздь. С такой стрелой шли на какой-нибудь выгон, очерчивали круг и начинали соревноваться в меткости. Со временем я вырос, научился читать книжки, и вот тут-то и обнаружилась путаница. Бывало, загляну в ботанический справочник: тростник! Приеду в деревню: камыш, говорят. Вот, оказывается, в чем дело: одно и то же растение имеет два разноязычных названия. Тростник - это славянское название, а камыш - тюркское. (По Е.Носову) (124 слова) Грамматические задания 1. Найдите в тексте причастный и деепричастные обороты. Подчеркните их как члены предложения, обозначьте слова, к которым эти обороты относятся. 2. Определите, какой частью речи является зависимое слово в словосочетании в ученых книжках? Составьте предложение, употребив это слово в роли существительного. 3. Выберите из текста по одному причастию и деепричастию для морфологического разбора. Произведите разбор. II БЕРЕГОМ РЕКИ КУЛИГИ Тропинка, протоптанная рыболовами, вела нас по обрывистому крутояру. Начиналась Кулига, некогда знаменитая своими глубокими коряжистыми омутами, изобиловавшими всякой рыбой. Река, капризно петляя, подтачивала берега, над водой то здесь, то там нависали деревья. Они судорожно цеплялись за край обрыва, было видно, как их корни напряжены от усилий. Иногда слышался глухой грохот обвала. Глыбы земли вместе с деревьями и кустиками ежевики, густо усыпанными темно-синими ягодами, сползали в глубь омута. Мы останавливались у свежего надлома земли и с опаской глядели вниз, где в воронках кружили мусор, сухие листья, ветки. Встречались и старые обвалы. Мой приятель уже порядком устал, а тропа все вела и вела нас непролазными береговыми зарослями. Но вот лес поредел. Тропа вынырнула из-под сумеречного полога лесной глухомани, и мы зажмурились от брызнувшего в глаза солнца. (По Е.Носову) (124 слова) Грамматические задания 1. Подчеркните причастные обороты, определите, к каким словам они относятся. 2. Определите грамматическую форму причастий во втором абзаце. 3. Произведите морфологический разбор деепричастия. III ПО РЫБАЧЬЕЙ ТРОПЕ Приходилось ли вам ходить рыбачьей тропкой? Это самая длинная из всех троп. Обыкновенные и полевые дорожки торопятся поскорее привести путника, куда ему надо. Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберешься до дому. Куда река течет, туда и тропа вьется. То выбежит она на веселую ромашковую поляну, то ужом проползает под корнями, свисающими с крутого обрыва, подмытого половодьем, то затеряется в прибрежном песке, усыпанном ракушками. Какой длины река, такой протяженности и рыбачья тропа. Ходят по ней от самых истоков до устья. Но и тут не конец тропе. Она перебирается на берег другой реки и провожает воды своей новой спутницы до того места, пока та не сольется с еще большей рекой. Так до самого моря ведет рыболовов береговая тропа, зовет их на поиски радостного, но нелегкого и сторожкого рыбацкого счастья. (По Е.Носову) (130 слов) Грамматические задания 1. Определите по словарю лексическое значение слова сторожкий. Подберите к этому прилагательному однокоренные слова. 2. Подчеркните причастные обороты, обозначая слова, к которым эти обороты относятся. 3. Разберите по составу причастие настоящего времени и причастие прошедшего времени. |