| Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина" Цель урока: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, показать динамику развития любовной лирики С. Есенина, динамику развития чувств и переживаний лирического героя, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.Оборудование: выставка, посвященная С. Есенину, фильм о любимых женщинах поэта.
 Любовь всегда остается зерном и центром,
 на который навивается вся поэтическая нить.
 А. Фет
 Ход урока:
 Организационный момент. Работа по теме урока. Чтение под музыку стихотворения « Руки милой…». Слово учителя. - Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем. « Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.( записать число, тему сообщить цели урока).
 А эпиграфом нашего урока будет являться  высказывание А. Фета.
 (чтение эпиграфа).
 - Как вы понимаете строчку Фета, написанную им в письме к Я. Полонскому?
 - Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина». В нашей книге несколько глав, мы очень кратко познакомимся с ними. Каждая глава имеет название, которое соответствует определенному периоду в жизни писателя. ( доска).
 3. Итак, откроем  1 главу « Не надо рая, дайте Родину мою».
 На фоне музыки слово учителя. В 1924 году Есенин написал поэму « Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в летние месяцы 17-18 годов. А в образе главной героини воплотились черты помещицы Л. Кашиной, которой поэт был увлечен, дружбой с которой дорожил. Л. Кашина была молодой, образованной женщиной, владевшей несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами, ей было посвящено стихотворение « Зеленая прическа». ( чтение стихотворения).
 4. Беседа по вопросам.
 - В ранней лирике какой видится любимая поэту?
 - Почему именно в образе березки?
 - А лирический герой, каков он?
 - Задание: какие черты характера характеризуют лирического героя Есенина в данном стихотворении, подчеркните те, которые вы считаете наиболее подходящими.
 ( Работа в парах по карточкам). Докажите текстом. Делаем вывод.
 5. Откроем следующую главу « Куда несет нас рок событий».
 На фоне портрета и музыки звучит выступление о З. Райх.
 Чтение стихотворения « Письмо к женщине».
 6. Беседа.
 - Что искал в буре событий лирический герой?
 - Нашел? Нет. Через мучения пришел к иному мироощущению.
 - Каков здесь лирический герой?
 Итак, здесь герой иной, он вовлечен в « бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.
 7. Познакомимся с третьей главой нашей книги « Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего».
 Чтение стихотворения « Пой же, пой».
 - Каков теперь лирический герой?
 - Из чего складывается такое впечатление?
 - Почему произошла переоценка ценностей? ( Изменились взгляды на жизнь).
 - М. Горький считал, это стихотворение отражает взаимоотношения Есенина с А. Дункан. На фоне портрета сообщение и сценка.
 8. Откроем главу № 4. Она называется « В первый раз отрекаюсь скандалить». Попытаемся выяснить, почему поэт так сказал?
 На фоне портрета сообщение о  Миклошевской. Ранняя золотая осень 1923 года  подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил прекрасные лирические стихотворения: « Заметался пожар голубой», « Дорогая. Сядем рядом»,
 « Мне грустно на тебя смотреть» и другие, включенные в сборник « Любовь хулигана». « Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге».
 Чтение стихотворения « Заметался пожар голубой».
 - Каков основной мотив стихотворения?
 - В чем видит смысл своего существования герой?
 Вывод: здесь мы видим отрекающегося от скандалов хулигана, которому нужно немного.
 9. Познакомимся с последней главой нашей книги «В этих строчках – песня».
 Сообщение о Шаганэ, прослушивание песни на фоне портрета.
 - Какова тема стихотворения?
 - О чем хочет лирический герой рассказать героине?
 - Дайте характеристику лирическому герою, опираясь на перечень черт характера.
 ( Работа в парах).
 « Персидские мотивы» - это попытка обрести согласие с самим собой и с миром.
 10. Итак, мы прочитали главы из книги « Любовная лирика Есенина».
 - Что характерно для любовной лирики поэта?( В женщине видит друга, тема любви сближается с темой Родины).
 - Какой смысл тогда вкладывал поэт, произнося фразу: « У меня стихов про любовь нету». ( В есенинской поэзии любовь – неотъемлемая часть эстетического идеала поэта.) Л.+ Р.+Нрав. Здоровье= Основа полноценной духовной жизни.
 Все должно быть в гармонии, и к ней хотелось прийти герою С. Есенина.
 Итоги урока. Домашнее задание: * Написать эссе «Мое отношение к поэзии Есенина». Прочитать поэму « Анна Снегина».     
 
   |