Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина" Цель урока: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, показать динамику развития любовной лирики С. Есенина, динамику развития чувств и переживаний лирического героя, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы. Оборудование: выставка, посвященная С. Есенину, фильм о любимых женщинах поэта. Любовь всегда остается зерном и центром, на который навивается вся поэтическая нить. А. Фет Ход урока: Организационный момент. Работа по теме урока. Чтение под музыку стихотворения « Руки милой…». Слово учителя. - Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем. « Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.( записать число, тему сообщить цели урока). А эпиграфом нашего урока будет являться высказывание А. Фета. (чтение эпиграфа). - Как вы понимаете строчку Фета, написанную им в письме к Я. Полонскому? - Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина». В нашей книге несколько глав, мы очень кратко познакомимся с ними. Каждая глава имеет название, которое соответствует определенному периоду в жизни писателя. ( доска). 3. Итак, откроем 1 главу « Не надо рая, дайте Родину мою». На фоне музыки слово учителя. В 1924 году Есенин написал поэму « Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в летние месяцы 17-18 годов. А в образе главной героини воплотились черты помещицы Л. Кашиной, которой поэт был увлечен, дружбой с которой дорожил. Л. Кашина была молодой, образованной женщиной, владевшей несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами, ей было посвящено стихотворение « Зеленая прическа». ( чтение стихотворения). 4. Беседа по вопросам. - В ранней лирике какой видится любимая поэту? - Почему именно в образе березки? - А лирический герой, каков он? - Задание: какие черты характера характеризуют лирического героя Есенина в данном стихотворении, подчеркните те, которые вы считаете наиболее подходящими. ( Работа в парах по карточкам). Докажите текстом. Делаем вывод. 5. Откроем следующую главу « Куда несет нас рок событий». На фоне портрета и музыки звучит выступление о З. Райх. Чтение стихотворения « Письмо к женщине». 6. Беседа. - Что искал в буре событий лирический герой? - Нашел? Нет. Через мучения пришел к иному мироощущению. - Каков здесь лирический герой? Итак, здесь герой иной, он вовлечен в « бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой. 7. Познакомимся с третьей главой нашей книги « Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего». Чтение стихотворения « Пой же, пой». - Каков теперь лирический герой? - Из чего складывается такое впечатление? - Почему произошла переоценка ценностей? ( Изменились взгляды на жизнь). - М. Горький считал, это стихотворение отражает взаимоотношения Есенина с А. Дункан. На фоне портрета сообщение и сценка. 8. Откроем главу № 4. Она называется « В первый раз отрекаюсь скандалить». Попытаемся выяснить, почему поэт так сказал? На фоне портрета сообщение о Миклошевской. Ранняя золотая осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил прекрасные лирические стихотворения: « Заметался пожар голубой», « Дорогая. Сядем рядом», « Мне грустно на тебя смотреть» и другие, включенные в сборник « Любовь хулигана». « Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге». Чтение стихотворения « Заметался пожар голубой». - Каков основной мотив стихотворения? - В чем видит смысл своего существования герой? Вывод: здесь мы видим отрекающегося от скандалов хулигана, которому нужно немного. 9. Познакомимся с последней главой нашей книги «В этих строчках – песня». Сообщение о Шаганэ, прослушивание песни на фоне портрета. - Какова тема стихотворения? - О чем хочет лирический герой рассказать героине? - Дайте характеристику лирическому герою, опираясь на перечень черт характера. ( Работа в парах). « Персидские мотивы» - это попытка обрести согласие с самим собой и с миром. 10. Итак, мы прочитали главы из книги « Любовная лирика Есенина». - Что характерно для любовной лирики поэта?( В женщине видит друга, тема любви сближается с темой Родины). - Какой смысл тогда вкладывал поэт, произнося фразу: « У меня стихов про любовь нету». ( В есенинской поэзии любовь – неотъемлемая часть эстетического идеала поэта.) Л.+ Р.+Нрав. Здоровье= Основа полноценной духовной жизни. Все должно быть в гармонии, и к ней хотелось прийти герою С. Есенина. Итоги урока. Домашнее задание: * Написать эссе «Мое отношение к поэзии Есенина». Прочитать поэму « Анна Снегина». |