Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына

ЕГЭ - Преподавание
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского языка.
Задачи:
1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.
2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.
3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.
Методические приемы:
1) аналитическая беседа;
2) работа в группах;
3) сопоставление художественных текстов;
4) проблемный вопрос.
Ход урока:
Орг. момент:
Здравствуйте ! Откройте тетради и запишите тему урока.
Слово учителя:
Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ , написанный в 1959 году , был
задуман еще в лагере в 1950 году .
Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель ,подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
У: Как родился замысел «Одного дня…»?
у: Как пишет сам Солженицын замысел рассказа возник в один из лагерных дней .Он ,занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова , воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни ,с их подлинными биографиями.
Аналитическая беседа.
У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича .Как он попал в лагерь?
у: Иван Денисович Шухов – один из многих ,попавших в лагерь .В 1941 году он ,простой человек, крестьянин ,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену .Бежав из плена ,он попадает в советскую контрразведку .Единственный шанс остаться в живых -это признание в том , что даже следователь не может придумать , какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали ,и он решил подписать признание .Так Иван Денисович оказался в лагере.
У : Почему день ,описанный в повести ,кажется Шухову «почти счастливым»?
у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей .Это уже счастье в данных условиях.
У: Какие «счастливые события» происходят с героем?
у : Ив ана Денисовича не посадили в карцер .Он не попался на шмоне ,купил табачку ,не заболел.
У: Почему для рассказа автор выбрал именно «счастливый день»?
у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?
У: Что помогает герою устоять ,остаться человеком?
у: Он не поддался процессу расчеловечивания ,несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.
Он живет в согласии с собой ,не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно ,как на воле ,у себя в колхозе. Работая ,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь .Здравый смысл помогает ему выстоять.
У: О ком из зеков автор пишет с симпатией?
у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе , кавторанге Буйновском ,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того ,как « процентовку » закрыл ,зависит жизнь бригады .Тюрин и сам жить умеет ,и за других думает.
У: Кто из героев противопоставлен Шухову?
у: Шухову противопоставлены те ,кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович .У него меховая шапка ,присланная с воли. Все работают на морозе ,а Цезарь в тепле.
У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?
у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.
У: Действительно ,эти два образа очень похожи .Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева ,созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?
Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова ,а 2 группа -характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.
ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ
Платон Каратаев Иван Денисович Шухов
1.крестьянская домовитость 1.простой человек из крестьянской семьи
2.простота 2.честен
3.спокойствие 3.порядочен
4.умение приспособиться жить
в любых обстоятельствах 4.живет по совести
5.вера в жизнь 5.окружающие ему доверяют
6.доброжелательность 6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество
т.к. он не теряет человеческого достоинства
7.мастер на все руки 7.работает много, добросовестно ;в труде –свобода
8.любовное отношение к миру без
эгоистического чувства 8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)
9.способен выдержать любое испытание
и не сломаться ,не утратить веры в жизнь 9.ценит непосредственную жизнь
10.любил и любовно жил со всеми -
с кем сводила его судьба 10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу
11.полное согласие с жизнью , внутренняя
свобода 11.живет в согласии с собой ,радуется малому,чувствует себя свободным в условиях несвободы
У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:
Почему образ Каратаева близок образу Шухова?
Ответ: Л.Н.Толстой и А.И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.
И Шухов,и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».
Вывод:
В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность .В нем много деталей: бытовых, поведенческих ,психологических , что говорит о мастерстве писателя .
Закончить урок я хочу цитатой ак . Д .Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным ,точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима ,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор».
2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем…..»
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR