Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына |
ЕГЭ - Преподавание | |
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского языка. Задачи: 1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына. 2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений. 3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа. Методические приемы: 1) аналитическая беседа; 2) работа в группах; 3) сопоставление художественных текстов; 4) проблемный вопрос. Ход урока: Орг. момент: Здравствуйте ! Откройте тетради и запишите тему урока. Слово учителя: Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ , написанный в 1959 году , был задуман еще в лагере в 1950 году . Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель ,подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына. У: Как родился замысел «Одного дня…»? у: Как пишет сам Солженицын замысел рассказа возник в один из лагерных дней .Он ,занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова , воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни ,с их подлинными биографиями. Аналитическая беседа. У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича .Как он попал в лагерь? у: Иван Денисович Шухов – один из многих ,попавших в лагерь .В 1941 году он ,простой человек, крестьянин ,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену .Бежав из плена ,он попадает в советскую контрразведку .Единственный шанс остаться в живых -это признание в том , что даже следователь не может придумать , какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали ,и он решил подписать признание .Так Иван Денисович оказался в лагере. У : Почему день ,описанный в повести ,кажется Шухову «почти счастливым»? у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей .Это уже счастье в данных условиях. У: Какие «счастливые события» происходят с героем? у : Ив ана Денисовича не посадили в карцер .Он не попался на шмоне ,купил табачку ,не заболел. У: Почему для рассказа автор выбрал именно «счастливый день»? у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые? У: Что помогает герою устоять ,остаться человеком? у: Он не поддался процессу расчеловечивания ,несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу. Он живет в согласии с собой ,не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно ,как на воле ,у себя в колхозе. Работая ,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь .Здравый смысл помогает ему выстоять. У: О ком из зеков автор пишет с симпатией? у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе , кавторанге Буйновском ,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того ,как « процентовку » закрыл ,зависит жизнь бригады .Тюрин и сам жить умеет ,и за других думает. У: Кто из героев противопоставлен Шухову? у: Шухову противопоставлены те ,кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович .У него меховая шапка ,присланная с воли. Все работают на морозе ,а Цезарь в тепле. У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов? у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева. СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ. У: Действительно ,эти два образа очень похожи .Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева ,созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)? Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова ,а 2 группа -характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого. ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ Платон Каратаев Иван Денисович Шухов 1.крестьянская домовитость 1.простой человек из крестьянской семьи 2.простота 2.честен 3.спокойствие 3.порядочен 4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах 4.живет по совести 5.вера в жизнь 5.окружающие ему доверяют 6.доброжелательность 6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество т.к. он не теряет человеческого достоинства 7.мастер на все руки 7.работает много, добросовестно ;в труде –свобода 8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства 8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок) 9.способен выдержать любое испытание и не сломаться ,не утратить веры в жизнь 9.ценит непосредственную жизнь 10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба 10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу 11.полное согласие с жизнью , внутренняя свобода 11.живет в согласии с собой ,радуется малому,чувствует себя свободным в условиях несвободы У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос: Почему образ Каратаева близок образу Шухова? Ответ: Л.Н.Толстой и А.И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям. И Шухов,и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа». Вывод: В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность .В нем много деталей: бытовых, поведенческих ,психологических , что говорит о мастерстве писателя . Закончить урок я хочу цитатой ак . Д .Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным ,точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима ,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор». 2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем…..» |
« Пред. | След. » |
---|