Контроль за сформированностью речевых умений учащихся В школе контролируется сформированность обоих видов речевых умений - некоммуникативных и коммуникативных (см. главу "Содержание обучения и структура школьного курса русского языка"). Контроль за сформированностью речевых некоммуникативных умений. Проверяется овладение лексическими, произносительными и формообразовательными умениями, а также построением словосочетаний и предложений. Проверка, как правило, осуществляется в процессе изучения программного материала. Основными способами проверки сформированности названных умений на этапе текущего контроля является составление словосочетаний и предложений по схемам с включением необходимого лексического и грамматического материала. Вот некоторые примеры подобных заданий: 1) составить словосочетания "глаг. во 2-м л. ед. ч. + сущ. в косв. пад.", используя глаголы мирить - мириться, рассердить -рассердиться, извинить - извиниться и т.п.; 2) составить предложения, включая в них словосочетания "глаг. + личн. мест, я в косв. пад.", используя глаголы грубить,тосковать, скучать; 3) поставить слово в такой-то форме; 4) прочитать слово (для проверки правильности произношения и т.п.). Подобные задания предлагаются учащимся после анализа материала, иллюстрирующего нормы произношения, изменения, употребления слов, построения словосочетаний. Их цель - проконтролировать (диагностировать), как учащиеся овладевают нормами русского литературного языка. Контроль за формированием связной речи. На этапе текущего контроля используются следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением. При проведении названных контрольных упражнений диагностирующего характера учитель получает сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно; соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста; подбирать доказательства при рассуждении; связывать части высказывания определенными языковыми средствами и т.п. Контроль за формированием речевых умений учащихся в данном случае осуществляется одновременно с проверкой сформированности других умений, прежде всего правописных, о чем свидетельствует общее название работы - диктант (3). В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи, обогащения и изменения текста. Творческий диктант на этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем (что следует включить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно решают ее. Свободный диктант дает учителю возможность проверить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контролируется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, правильно применять нормы русского литературного языка. Наряду с этим проверяются и правописные умения учащихся. Контрольный свободный диктант проводится без предварительного анализа текста, без предварительной подготовки. Диктант с продолжением предполагает, что после записи основного текста учащиеся продолжают его в направлении, указанном учителем: делают выводы, дают оценку событиям и героям, описанным в основном тексте, продолжают развитие сюжета и т.п. Для того чтобы учащиеся справились с заданием на продолжение текста, он должен быть несколько меньшим по объему по сравнению с текстом обычного диктанта. Диктант с продолжением дает возможность проверить, как формируются важнейшие речевые умения учащихся: определить основную мысль высказывания, развивать (разворачивать) сюжет повествования, умение ввести в основной текст микротекст другого типа (в повествование - описание, например), строить рассуждение в правильной композиционной форме и т.п. Таким образом, учитель может одновременно проверить, как формируются различные виды умений учащихся: правописные (первая часть работы - запись текста под диктовку) и речевые (вторая часть работы - продолжение текста). Причем проверка орфографических умений является основной целью задания, а проверка речевых умений - сопутствующей. Очевидно, что при оценке названных видов диктанта - творческого, свободного, с продолжением - учитель выставляет ученику две отметки: за орфографическую и пунктуационную грамотность и за речевое задание (о критериях оценки речи учащихся будет сказано ниже). Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются: 1) умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания; 2) умение соблюдать нормы русского литературного языка; 3) умения правописного характера. Именно поэтому любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками. Первая ставится за содержание и речевое оформление работы, вторая - за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Критерии и нормативы оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений. Критериями оценки указанных сторон изложений и сочинений являются: 1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; 2) полнота раскрытия темы; 3) правильность фактического материала; 4) последовательность и логичность изложения; 5) правильное композиционное оформление работы. Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка "5" ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку "4" можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: 1) богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; 2) стилевое единство и выразительность речи; 3) правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. Нормативы оценки изложений и сочинений содержатся в программах для средней школы. Литература Баранов М.Т. Проверка домашнего задания по русскому языку в IV-VIII классах // Рус. яз. в школе. - 1975. - № 4. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М., 1996. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. - М., 1983. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 класс. - М., 1997; 6 класс. - М., 1997; 7 класс. - М., 1998; 8 класс. - М., 1999. Ладыженская Т.А. Развернутые устные ответы учащихся на уроках русского языка // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 4. Панов Б.Т. Активные способы проверки письменных домашних заданий // Рус. яз. в школе. - 1985. - № 3. |