Методы формирования учебно-языковых умений - упражнений |
ЕГЭ - Преподавание | |
Методы формирования учебно-языковых умений - упражнений Все три типа учебно-языковых умений своеобразно преломляются в методиках изучения школьных разделов науки о языке, и для их формирования выработаны специфические методы, называемые в нашей науке упражнениями. Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений: - различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить); - смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день); - деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги; - постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями; - группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой - с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягкими и т.д.; - определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова. Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения: - обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами; - определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем); - расположите слова по алфавиту; - подчеркните буквы, не совпадающие со звуками. Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения: - укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.); - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову; - найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы; - определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово; - составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам); - составьте предложения с указанным значением данного слова; - найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении. В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями. Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения: - найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру); - обозначьте условными знаками части слова; - подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой); - выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы: вместо домик); - сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.); - заполните таблицу, используя данные примеры; - разберите слова по составу; - определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется. Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений: - определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; - составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); - определите способ образования слова; - подберите однокоренные слова к данному слову. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков. Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения: - опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; - подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; - постановка слова в указанной форме; - составление парадигмы слова; - разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; - группировка слов по частям речи, их разрядам; - составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами; - полный или частичный морфологический разбор слова. Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения: - отграничение одних синтаксических структур от других; - определение структуры данной синтаксической единицы; - нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; - составление схем предложений; - составление предложений по схемам; - составление предложений указанной структуры; - полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений. Работа над лингвистическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне. Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-сост. М.Р. Львов. - М., 1996. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М., 1988. Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. - М., 1974. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. - М., 1989. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. - М., 1965. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., 1973.
|
« Пред. | След. » |
---|