Открытый урок русского языка в 8 А классе «Буквы о – е после шипящих в различных частях речи» |
ЕГЭ - Преподавание | |||||||||||||||||||
Открытый урок русского языка в 8 А классе «Буквы о – е после шипящих в различных частях речи» Цели: научиться грамотно писать слова с о – е – е после шипящих в морфемах разных частей речи; находить и выделять изученные орфограммы; воспитывать интерес и уважение к предмету. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок – игра «Восхождение» Ход урока: 1. – Ребята, нам предстоит побывать на необычном уроке - это урок – игра «Восхождение». Мы с вами будем подниматься в гору по ледяным выступам, решая орфографические задачи, связанные с правописанием о-е-е после шипящих. Чем выше будет подъем, тем сложнее будут становиться задания. Сейчас мы все находимся у подножия горы, и «чтобы отправиться в путь и благополучно его преодолеть, нам необходимо «заточить наши инструменты» Послушайте легенду: «Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?», - спросил мудрец. «Не видишь, я работаю!», - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай мне», - ответил упрямый лесоруб, продолжая пилить дерево тупой пилой». Не так ли и мы, пытаясь сделать что – то, не думаем, как облегчить самим себе труд. Я советую вам, ребята, не брать пример с этого лесоруба, а наоборот, «заточить инструменты», объединив в алгоритм правила о правописании о-е-е после шипящих и повторить их, чтобы подъем был легким. 2. Проверка домашнего задания:
+ проверка составленных 2-3-х сложных предложений и их разбора. 3. Актуализация опорных знаний. Работа учащихся с «запоминалкой» и алгоритмом о правописании о-е-е после шипящих. Цель: восстановить в памяти правила о правописании о-е-е после шипящих. 4. Закрепление материала. -Вооружившись знаниями, мы отправляемся в путь. И вот первая трудность – орфографическая задача. а)Вставьте пропущенные буквы, сделайте разбор предложения: Ч…опорный щ…голь в холщ…вой одеж…нке с ч…рным бантом пил деш…вый ж…лудевый кофе с ч…рствым калач…м, сидя на ж…стком диване. Предложение повест., невосклиц., простое, распр., ослож. дееприч. обор. -Выпишите 3 словосочетания, сделайте их разбор. Молодцы, ребята! Продолжаем путь к вершине, совершенствуя свои знания по теме урока. б) –Выпишите в первый столбик словосочетания, в которых орфограмма после шипящих попадает в корень, а во второй столбик – за корень, вставьте пропущенные буквы. Бирж…вые новости, парч…вое платье, смятая бумаж…нка, форс – маж…р, новый дириж…р, копч…ная колбаса, истощ…нный организм, алыч…вые сады, переш…птываться на уроке, прож…г дыру, изображ…нный на холсте, защ…лка на двери, сдать зач…т, где – то ш…рох, камыш…вые заросли. - Составьте предложения с однородными членами, используя данные словосочетания. - Итак, мы преодолели две высоты, двигаясь к вершине, и на пути снова задача. в) –Заполните таблицу ответов ( имейте ввиду, что их может быть несколько).
1.Буква «о» пишется во всех словах ряда: 1) маж…р, дириж…р; 2) реч…нка, краснощ…кий; 3) сж…г мосты, горяч…; 4) тренаж…р, пш …нка; 5) зайч…нок,ш…рох. 2. Буква «е» пишется во всех словах ряда: 1) плющ…м, груш…вка; 2) ш…лк, петуш…к; 3) луж…к, разреш…нный; 4) обж…гший ногу, измельч…нный; 5) печ…нка, привлеч…шь. 3. Буква «е» пишется во всех словах ряда: 1) истощ…нный, облуч…нный; 2) суш…ный, деш…вый; 3) круч…ный, шапч…нка; 4) пораж…нный, ж…рнов; 5) печ…нка, привлеч…шь. 4. Буква «е» пишется во всех словах ряда: 1) ч…ртик, груж…ный; 2) борж…ми, точ…ный; 3) хрящ…м, певуч…; 4) спринц…вка, сеч…т; 5) ш…тландский, сырц…м. 5. Буква «о» пишется во всех словах ряда: 1) смущ…нный, бесш…вный; 2) кукуш…нок, ж…лчный; 3) ж…нглер, сургуч…вый; 4) веч…рка, искуш…нный; 5) ч…кнутый, рубаш…нка. 6. Буква «е» пишется во всех словах ряда: 1) убеж…м, доч…нька; 2) артиш…к, подж…г сарай; 3) ч…рствый, развращ…нный; 4) чеч…тка, подожж…нный; 5) обж…рство, челноч…к. - Молодцы, ребята! Три высоты преодолели. Осталось совсем чуть - чуть до вершины. г) –Выпишите слова с пропусками, вставьте и выделите орфограммы. Вселенский переполох. Маленькая девч…нка купила по деш…вке украшения, завернула их в бумаж…нку, перевязала беч…вкой, положила в кош…лку и пошла по ровной дорож…ньке домой. Солнце пекло горяч…, но на улице было свеж…. Вдруг из – за куста крыж…вника, держа в лапах холщ…вый меш…к с испеч…нным волшебным ж…лудем, выпрыгнул лягуш…нок, окутанный парч…вым плащ…м с капюш…ном. Девч…нка сначала испугалась, а потом долго смеялась, разглядывая животное. -Хорошо! Осталось сделать один шаг до вершины. Итак, последняя задача. д) Цифровой диктант. - Запишите порядковые номера слов с буквой «е» после шипящей. 1) лезть на рожон; 2) неискушенный человек; 3) появился стажер; 4) внушенные мысли; 5) человек смешон; 6) спорить горячо; 7) слышен полушепот; 8) съесть харчо; 9) ожег лицо; 10) вкусным борщом. - Ребята, мы с вами преодолели очень долгий и сложный путь. И вот мы на вершине. Вы можете гордиться своей победой, вы молодцы, достойно преодолели все трудности. Подведение итогов урока, домашнее задание.
|
« Пред. | След. » |
---|