План-конспект урока по русскому языку Подготовка к сочинению-миниатюре "Мой любимый цветок" |
ЕГЭ - Преподавание | |
План-конспект урока по русскому языку Подготовка к сочинению-миниатюре "Мой любимый цветок" К.Д.Ушинский говорил: “Для грамотности мало того, чтобы человек знал орфографические правила, а их множество, но необходимо, чтобы он привык моментально их выполнять”. Это требование можно распространить и на другие стороны изучения русского языка в школе: уроки русского языка должны учить не только видеть грамматические явления в речи и уметь анализировать их, но и учить тому, чтобы в процессе речи незамедлительно находить нужную форму слова и безошибочно включать ее в синтаксическую конструкцию. Работа по употреблению различных форм слов в речи связана с проведением небольших творческих работ при изучении всех тем морфологии – сочинений-миниатюр. Сочинение-миниатюра может быть связано с показом изобразительной роли той или иной части речи в связанном тексте. Так, изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, какую роль оно играет в нашей речи и особенно в художественном произведении. В связи с этим было проведено сочинение с предварительным анализом текстов–образцов в классе. Для работы была взята тема “Мой любимый цветок”. Тема: Мой любимый цветок. Цели: Образовательные – вырабатывать умение оперировать с понятиями эпитет, находить в тексте тропы и употреблять их в собственных работах. Воспитательные – воспитывать любовь к природе; внимательное и бережное отношение к слову. Развивающие – развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст; развивать образное мышление, воображение, творческое мышление. Оборудование: стихотворения Р. Сарби “Цветок”, В.Солоукин “Цветы”, книга Б.Неменского “Солдат и подснежник”,фонограмма А.Васильева “Ландыш”, картина Б.Неменского “Дыхание весны”. Эпиграф: Они прекраснее всего, Что нам дает природа на земле: То – дар ее бесценный, Для всех искусств цветок – Образчик неизменный Жан Делиль ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота. У каждого народа был свой любимый цветок. У греков и римлян – левкой, у египтян – водяная лилия, у французов – красная гвоздика. Любимый цветком в Японии является хризантема, а самым почитаемым – лотос. В их честь устраиваются народные праздненства и гуляния. На гербе и государственной печати Японии изображена шестнад цатилепестковая хризантема. Орден хризантемы – высшая награда в стране. Ну, а какой цветок вы больше всего любите и почему? 2. Работа с новым материалом. Учитель обращается к учащимся с вопросом: – Какие ассоциации возникают у вас при слове “цветы”? Какие цветы вы знаете? Учащиеся отвечают на вопрос составлением кластера №1 и №2. (Один работает у доски, остальные пишут в тетрадях). Красота Радость Свет Тепло Благоухание Лесные Луговые Полевые Степные Клумбовые Комнатные Оранжерейные Цветы Любовь Жизнь Ласка Добро Лекарство Редкие Пахучие Скромные Махровые Ароматные Искусственные Садовые Сегодня у нас в гостях поэты, писатели, артисты, художники показывают красоту природы. Посмотрим и послушаем их и учимся у них этому искусству. Очень часто в центре их внимания оказывалась красота цветка. – А как они передают красоту цветка? (Художник рисует красками на холст; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки) – А поэты и писатели? (Они передают красоту словами). – А как они это делают? Как простые слова перестают быть простыми словами и становятся красотой? 3. Работа со стихотворением В.Солоухина “Цветы”. За то, во-первых, что вполне подобен солнцу. Как будто солнце четко отразилось В бесчисленных осколочках зеркальных, Разбросанных по ласковой траве. Но может быть, что вовсе не за это Люблю я скромный маленький цветок. За то его люблю, что вечно жмется к людям. В.Солоухин “Цветы” 1. Чтение стихотворения. 2. Что собой представляет это стихотворение? Рассуждение. – О чем рассуждает поэт? – Поэт говорит о том, что ему дороже всех одуванчик – скромный луговой цветок. – За что он любит его? – За то, что он вечно жмется к людям. 3. Разбираются языковые средства описания цветка: прилагательные-эпитеты (скромный, маленький цветок; ласковая трава); сравнения (подобен солнцу; как будто в нем солнце отразилось); олицетворения (цветы разбросаны по траве; жмется к людям). 4. Вывод.В эпитетах, сравнениях, олицетворениях отражается отношение автора к описываемому предмету. 4. Работа с текстом Б.Неменского, художника, писателя. “ Меня разбудил шорох. Лист, старый серый лист шевельнулся, приподнялся, и из-под него выглянул зеленый росток. Выглянул, выпрямился и потянулся вверх. И тут я заметил, что маленькие росточки раздвигают старую листву, поднимают черные головки и готовятся встретить свой первый солнечный луч. А это что? Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке…Такой нежный, хрупкий, беззащитный!” 1. Показ картины художника Б.Неменского “Дыхание весны”. 2. Чтение текста. 3. Беседа. – О чем этот текст? Определите его тему. – Как можно озаглавить этот текст? (Беззащитный цветок) 4. Объясните значение слова беззащитный (работа со словарем). Беззащитный – лишенный защиты, не могущий защитить себя. Разберите слово по составу. 5. Запись и анализ предложений о цветке. – Найдите предложение, в котором описывается цветок. Выпишите его. “ Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке… Такой нежный, хрупкий, беззащитный!” 6. Предварительные выводы. Итак, мы подходим к выводу, что обилие эпитетов – прилагательных делает текст очень эмоциональным. 5. Работа с стихотворением Р.Сарби “Цветок”. Шли своей дорогой ноги, а глаза – своей. Вдруг увидели глаза полевой цветок. Как игрушечный костер, он горел в траве живой. Лепестки, как язычки пламени, светились Ноги враз остановились. Руки жадно потянулись К мирному цветку. Сердце крикнуло: – Постой! Сердце крикнуло: – Не рви! Это место без цветка Станет сиротой! Пусть горит здесь костерок, Светит нам, прохожим! И отпрянула рука А дорога далека… Шли своей дорогой ноги, а глаза – своей. Сердце? Сердце уносило Полевой цветок. Перевод с чувашского Зинаиды Палвановой 1. Слово об авторе. Раиса Сарби – чувашская поэтесса, автор многих поэтических книжек для детей и взрослых, вышедших в местных и центральных издательствах в Москве. За сборник “Розы в росе” она удостоена премии издательства “Молодая гвардия” 2. Чтение стихотворения учителем. 3. Чтение стихотворения учащимися. (Перед детьми лежат распечатки с текстом). 4. Анализ средств выразительности. Какие же художественно – изобразительные средства использует автор, чтобы показать свое отношение к цветку? В стихотворении много интересных эпитетов ( живая трава, мирный цветок, игрушечный костер), олицетворений( цветок горел, сердце крикнуло, глаза шли, сердце уносило); сравнений ( как игрушечный костер, как язычки пламени), уменьшительно-ласкательных слов. Все они употреблены автором для того, чтобы показать читателю красоту окружающей природы. Если будем рвать цветы, то это место без цветка станет сиротой! А дорога далека… Этим умолчанием автор хочет сказать нам, что жизнь на земле продолжается. Пускай другие тоже радуются красотой этого цветка. 5. Чем отзывается стихотворение Р.Сарби “Цветок” с текстом Б.Неменского (Беззащитный цветок). Итак, мы подходим к выводу: чтобы показать любовь к цветку, нужно обращать внимание на внутреннее состояние человека и использовать тропы. 6. Творческая работа. 1. Прослушивание песни А.Васильева “Ландыш”(На чувашском языке) Ребята слушают песню и в то же время обращают внимание на описание цветка. 2. Запишите изобразительно – выразительные средства из песни.(белый платок; ландыш, как девушка в белом платке). 3. Что вы знаете о ландыше? (Она занесена в Красную книгу). 4. Знакомство с природоохранной памяткой: – Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками, травами. – Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений. – Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено. 7. Итоги урока. Так как же рождается любовь к цветку? (Внимание к внутреннему состоянию, использование изобразительно – выразительных средств.) Надо любить природу, восхищаться ее красотою. Природа – великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться читать “книгу” природы. Все в окружающем взаимосвязано и взаимозависимо. Не быть бабочкам без цветов, а также цветам без бабочек. Мы должны любить и беречь природу. 8. Домашнее задание. Написать сочинение “Мой любимый цветок”. |
« Пред. | След. » |
---|