План-конспект урока русского языка на тему «Синонимы» ТЕМА: синонимы ЦЕЛЬ: дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи; развивать логическое мышление учащихся; развивать творческие способности учащихся. ХОД УРОКА I. Повторение ранее пройденного материала. (Повторение производится путем воссоздания «логической цепочки», при которой учитель задает только первый вопрос. Остальные вопросы задаются самими уащимися, исходя из логики раздела «Лексика», ответы даются тоже самими учащимися, приводятся примеры). - Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? - Мы изучаем раздел науки о языке, который называется «Лексика». - Что изучает лексика? - Лексика изучает словарный состав языка. - В какой морфеме содержится основное лексическое значение слова? - Основное лексическое значение слова содержится в корне. - Какими могут быть слова по своему лексическому значению? - По своему лексическому значению слова могут однозначными и многозначными. - Какое еще значение могут иметь многозначные слова? - Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение. - Какие слова называются омонимами? - Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значениюю. - Чем отличаются многозначные слова от омонимов? - У многозначных слов сохраняется смысловая близость, у омонимов лексическое значение совершенно разное. II. Постановка учебной задачи. (К доске вызывается ученик. Учитель просит его улыбнуться.) Вопрос: Какое у него выражение лица? Ответ записывается в тетрадях и на доске): радостное, веселое, сияющее, счастливое... Вопрос: Как же так получается, что выражение лица одно, а слов мы записали много? Ответ: Слова близки по смыслу. Вопрос: Может быть, кто-то слышал, как называются такие слова? Ответы (могут быть разными). Задание классу: определите тему сегодняшнего урока. Ответ: тема сегодняшнего урока «Синонимы» (тема записывается на пропущенной строчке) Задание: вводится новое теоретическое понятие. Согласно логике введения нового понятия, поставьте перед собой цели урока. (Примечание: задолго до этого урока, еще в начале учебного года, детям объяснялось, что введение нового понятия подчиняется определенной логике. Объяснялось это на следующем примере. Входя в огромный выставочный зал с множеством современной техники: компьютеров, принтеров, сканеров и т.п. - и отыскивая нужное нам техническое устройство ,например компьютер, мы должны знать, как он выглядит, чем отличается от других, как им пользоваться. То есть: должны знать внешние признаки (определение), выделить среди другой похожей техники (умение находить в тексте), потом нужно научиться этим компьютером пользоваться.) Ответ: 1) дать определение; 2) уметь находить синонимы в тексте; 3) научиться пользоваться ими. III. Решение учебной задачи N 1. Задание N 1. Попробуйте дать определение синонимам, используя таблицу «Омонимы» и соблюдая принцип аналогии ( в таблице, использованной на прошлом уроке, были отражены два признака: значение (разное) и написание (одинаковое). Ответ: синонимы - это слова, близкие по значению, но разные по написанию. 3. Решение учебной задачи N 2 Задание N 2. Найдите синонимы в зарифмованном определении: Слова-синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край - Отечество - Отчизна. Как много в них священного для нас! Задание N 3. Найдите синонимы, докажите, что они являются именно синонимами. «Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители»,- Так проворчал мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке Мерзнет в жару. Задание N 4. Теперь запишите синонимы в тетрадях и на доске. (Учитель читает небольшой отрывок из сказки Даррелла «Говорящий сверток». При написании на доске ученик объясняет трудные орфограммы.) Вопрос: Синонимы к какому слову мы сейчас записали? Ответ: Мы записали синонимы к слову «сказать». Вопрос: Почему именно к этому слову вас попросили записать синонимы? Ответ: Чтобы мы как можно больше использовали синонимов в своих сочинениях, у нас много повторений. Учитель: А Даррелл только в 4 главе своей сказки, которую мы недавно читали, употребил к слову сказать 58 слов-синонимов. Нам следует учиться у настоящих мастеров слова.(Учитель читает выписанные синонимы). Поэтому для домашнего задания предлагается следующая работа: в специальные тетради, которые мы с вами ведем, выписать все эти слова «говорения». Поверьте, они нам очень пригодятся для дальнейшей работы. Задание N 5. Посмотрите на выписанные синонимы и скажите, все ли они употреблены в прямом значении. Ответ: слова «ввернул», «отрезал» употребляются в переносном значении. Учитель: И все-таки это слова-синонимы. Мы воспринимаем их как синонимы благодаря тексту. Как могут называться такие синонимы? Ответ: такие синонимы могут называться текстовыми. IY. Решение учебной задачи N 3. На доске запись: 2) тревога 3) спешить 4) храбро Задание N 6. Посмотрите на запись и дайте самим себе задание исходя из сегодняшней темы. Ответ: нужно подобрать к этим словам синонимы. (Синонимические ряды записываются на доске и в тетрадях. Получается запись): 1) радостный, веселый, сияющий, счастливый (уже была при определении темы урока), 2) тревога, беспокойство, волнение, сятение, смута, 3) спешить, торопиться, бежать, лететь, мчаться, 4) храбро, смело, отважно, мужественно, героически. Задание N 7. Посмотрите на словарную доску и скажите, какие слова здесь представлены. Ответ: Слова-синонимы к слову «большой». Учитель: Подумайте, в каком порядке можно их расположить. Ответ: их можно расположить в порядке возрастания признака. Учитель: Запишите в нужном порядке. Задание N 8. Сверьте свою «цепочку» с записью в учебнике. Сделайте вывод. Вывод: хотя синонимы и близки друг другу по значению, лексическое значение их разнится. Их можно расположить в порядке возрастания или убывания каких-либо признаков. Задание N 9. Рассмотрите запись на доске, обратите внимание на цифры, которые указывают на группировку синонимов по определенному морфологическому признаку и сформулируйте теоретический вопрос для класса. Ответ: Какие части речи могут составлять синонимические ряды? Вопрос: Подумайте, какой части речи здесь нет и почему? Ответ: Мы не записали синонимы к местоимениям, так как они не имеют собственного лексического значения. Вывод: все изученные нами части речи могут иметь синонимические ряды, кроме местоимения, так как местоимение не может иметь собственного лексического значения. Задание N 10. На основании записанных синонимов составьте небольшой связный текст, используя одну группу синонимов. Непременное условие выполнения задания: в работе синонимы должны использовать либо в порядке возрастания, либо в порядке убывания признаков, свойств, действия и т.д. (творческая работа дается по вариантам, на работу отводится 5 минут, затем зачитываются 4 варианта). Задание N 11. А) Определите «лишнее» слово: 1. Собака, Бобик, животное, Барбос. 2. Интересный, забавный, случайный, занимательный. 3. Томительный, томный, утомительный, пятитомный. Б) Какая пара не имеет сходства по значению: 1. смелый - отважный 2. склон - откос 3. усердно - прилежно 4. скука - горе. Y. Работа со словарем. (Учитель показывает словарь синонимов, объясняет, сколько в нем содержится слов-синонимов, как они расположены, какие особые пометы содержат). Задание N 12. Подберите синонимы к слову волосы. (Учащиеся подбирают синонимы, затем учитель дополняет ученические ответы, зачитывая синонимы из словаря. Цель такой работы - показать, насколько богат русский язык и как важно уметь обращаться к словарю). YI. Подведение итогов урока. Рефлексивно-оценочный этап. - Вспомните поставленные цели и скажите, были ли они достигнуты на этом уроке. (Ответы учащихся по каждой поставленной цели). YII. Сюрприз - сказки (даются в разделе "Творческие работы учащихся", название - "Грамматические сказки") «Богиня Онима» (Аня Мелидонян) «Как Коля попал в страну Лексикология» (Аня Касицина). YII. Заключение: помочь Коле выбраться из страны Лексикология мы сможем на следующем уроке, когда все темы этого раздела будут закончены. |