Работа над изложением |
ЕГЭ - Преподавание | |
Работа над изложением Анализ специальной литературы показывает, что на современном этапе для методики обучения русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Экспериментально доказана возможность усвоения младшими школьниками некоторых знаний о тексте и его признаках, а также формирования на этой основе коммуникативно-речевых умений. Считаю, что при проведении этой работы необходимо соблюдать следующие требования: – включение речевой деятельности в другие виды деятельности; – создание специальной мотивации для речи учащихся – устной и письменной; – учащиеся должны понимать, для чего они воспроизводят (пересказывают или излагают письменно) текст, зачем им нужно этому учиться. Главной мотивацией для учащихся должно стать желание быть понятыми окружающими людьми и понимать других, т.е. полноценно общаться. При условии применения специальной системы пропедевтических заданий у детей более успешно происходит формирование умений построения текста: учащиеся правильно строят предложения, согласовывают слова. Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения. В методике обучения русскому языку накоплен большой опыт по обучению школьников написанию изложений и отдельных видов сочинений (К.Д. Ушинский, В.А. Флёров, М.Р. Львов и др.). Основой для речевой практики у моих детей на уроках литературы становятся тексты произведений, проанализированные с учителем. На уроках литературы использую следующие виды связных устных высказываний: развёрнутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге: составление рассказа по картинками на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления и др.. Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках развития речи и как подготовка к овладению учащимися связной речью. Фактически предложение является тем строительным материалом, из которого создаётся сложное целое – текст. Работа с текстом выделяется как самостоятельная задача и требует использования дополнительных приёмов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания. Последовательность и логика развития темы, ее смысловая законченность, обеспечиваются работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана, которые предлагаю учащимся на уроках развития речи, различны – это картинный план к каждому предложению текста, серия сюжетных картинок, отдельные части общей картины, картинно-символический и словесный планы. Работу над структурой текста начинаю уже в первом классе с использованием картинного плана. У учащихся создается представление о композиции текста (начало, основное содержание, конец). Выбор межфразовых средств связи ведется в двух направлениях: отбор специальных слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений в тексте, и преодоление словарно – стилистических ошибок, развитие у учащихся умения более точно выражать свои мысли. В процессе работы над текстом составляем синонимический ряд, пользуясь которым учащиеся преодолевают определенную стереотипность в употреблении слов, называющих один и тот же предмет; учатся правильно использовать видо-временные формы глагола с учетом одновременности или разновременности протекания действия. Работа над содержательной и языковой сторонами текста осуществляется одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста. Структура специальных уроков развития письменной речи определяется видом заданий. I этап – предварительная беседа и выявление знаний учащихся по теме. Школьники знакомятся с содержательной частью подготовительного материала (картина, опорные слова, текст и др. – в зависимости от вида работы). II этап – анализ предъявленного материала. III этап – составление плана или обсуждение готового плана. IV этап – словарно-фразеологическая работа. Во время словарной фразеологической работы против каждого пункта плана можно записать слова и выражения, образно раскрывающие тему. V этап – пересказ по некоторым пунктам плана. В монографии Е.А. Гордиенко говорится о нецелесообразности составления учащимися полного устного пересказа по всем пунктам плана. Лучше отрабатывать начало рассказа, которое всегда затрудняет детей. VI этап – самостоятельное написание учащимися изложения. Поскольку в начальной школе все творческие работы являются обучающими, детям разрешаю пользоваться орфографическими словарями, рабочими тетрадями, в которых они на предыдущих уроках записывали слова и выражения по теме. VII этап – самопроверка, саморедактирование. Написание изложения предполагает “включение” целой системы умений учащихся, реализуемых и формирующихся в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений: умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту; отличать связное высказывание от набора отдельных предложений; определять тему высказывания; соотносить заглавие и содержание текста; выбирать среди данных заголовков наиболее точный; определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице; находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их. Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Над формированием этих умений и навыков необходима специальная работа. Рекомендую использовать разнообразные подготовительные специальные упражнения с комплексом игровых ситуаций: Формирование связной речи: преобразование предложений по сюжетным картинкам; договаривание предложений по предметным картинкам; договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно; преобразование деформированной фразы; самостоятельное составление предложений по опорным картинкам; постановка вопросов к сюжетной картинке; полные ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказа (составляя фразы из 3-5 слов); объединение фраз в рассказики с наглядной опорой (в виде натуральных объектов и действий с ними); составление предложений к каждой картинке из серии; инсценирование отрывка из сказки, рассказа; заучивание отрывков из стихов; пересказ отрывка с опорой на предметные картинки; словесное рисование картин к прочитанному отрывку; развитие диалогической речи (ответы на вопросы); пересказ по цепочке с опорой на картинки; составление предложений по опорным словам; составление предложений на определенную тему; работа над пословицей; сравнение, сопоставление небольшого текста и предложений не связанных по смыслу; поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи “Беседа по теме”; найти подписи из текста к иллюстрациям; пересказ прослушанного рассказа путем договаривания предложений; формирование умений устанавливать смысловые отношения между смежными предложениями; использование распространенных повествовательных и вопросительных предложений; выделение в тексте начала, середины и концовки; воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке по плану и опорным словам; придумывание к рассказу начала или конца; озаглавливание текста; коллективное составление плана прослушанного рассказа; использование графических моделей и символов; определение учащимися, какой части не хватает в тексте. Лексико-грамматические упражнения: словообразование и употребление относительных прилагательных; словообразование родственных слов; употребление в речи синонимов; подбор действий к сюжетным картинкам; подбор признаков; обогащение лексики родственными словами; обогащение лексики антонимами; образование относительных прилагательных (по материалу, способу изготовления, сезону); упражнения в употреблении в речи сложноподчинённых и сложносочинённых предложений; комментированное письмо; редактирование текста; нахождение более точного значения слова для предложения (используя “Словарь синонимов”, “Словарь антонимов”, “Толковый словарь”) и их активизация в речи; исправление допущенных лексических ошибок; составление предложения – толкование нового слова, его запись, составление словосочетаний с изучаемым словом; составление предложений по вопросам; написание свободных диктантов; восстановление деформированного текста; деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей; ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения; “обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела; упражнения, дающие представление о многозначности слова; коллективная запись рассказа по частям (под руководством учителя). Данная система упражнений способствует развитию операций деления целого текста на части: выделению начала, конца высказывания, выяснению важности каждой выделенной части, формированию лексико-грамматических средств языка, а также развитию произвольного внимания, памяти, работоспособности, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями. В процессе пропедевтической работы над связной речью, учащиеся демонстрируют разные возможности. Они приобретают следующие умения: отличать связное высказывание от набора отдельных предложений; определять тему высказывания; соотносить заглавие и содержание текста; выбирать среди данных заголовков наиболее точный; определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте; использование средств межфразовой связи (синонимы, местоимения, союзы). Главный вывод заключается в том, что успешное обучение младших школьников изложению возможно лишь при систематической кропотливой работе на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, с включением обязательных развивающих упражнений.
|
« Пред. | След. » |
---|