Работа над пунктуационными ошибками учащихся |
ЕГЭ - Преподавание | |
Работа над пунктуационными ошибками учащихся Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками - необходимое звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений. Причины появления у учащихся пунктуационных ошибок Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов (2), но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах - предложении и тексте. Пунктуационные ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных причин. Объективными (вытекающими из характера объема изучения пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска): - незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы; - коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики; - связь с достаточно сложной грамматикой; - наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции; - возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу. Субъективными (зависящими от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются следующие причины: - неточное или полное незнание пишущим пунктуационнойнормы; - незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания; - невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения; - смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил. Перечисленные причины действуют порознь и в совокупности. Чаще всего появление пунктуационных ошибок объясняется рядом взаимодействующих причин. Предупреждение пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся Появление пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с тем возникает необходимость в специальной работе, направленной на нейтрализацию причин появления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных работах учащихся. Для нейтрализации причин появления пунктуационных ошибок выработаны соответствующие приемы работы. Рассмотрим их применительно к каждой из причин. Если в предлагаемом упражнении невозможно обойтись без еще не изученных синтаксических конструкций, следует предварительно разъяснить ученикам соответствующую норму и указать знаки, которые они должны поставить. Перед ознакомлением с новой нормой необходимо сформировать у школьников синтаксическую зоркость и прочные умения синтаксически разбирать данную конструкцию. Учитывая связь пунктуации с речью, следует в систему пунктуационных упражнений включать коммуникативные упражнения, направленные на выражение тех значений, которые лежат в основе изучаемого смыслового отрезка. В языковом материале, отбираемом для пунктуационного упражнения, должны быть представлены все варианты данной нормы. Существенную роль в предупреждении ошибок играет работа, обеспечивающая знание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению или невыделению знаками препинания, а также сопоставление и противопоставление условий выбора смешиваемых детьми норм. Специальная работа по предупреждению пунктуационных ошибок организуется перед выполнением контрольных работ и работ по развитию связной речи учащихся. Для предупреждения пунктуационных ошибок в предстоящем контрольном диктанте из него выписываются предложения с теми синтаксическими структурами, которые ранее у других учащихся вызывали затруднения. Выбранный материал в течение двух-трех уроков до написания диктанта используется в качестве дидактического материала. В сильном классе учитель предлагает аналогичные примеры, а в слабом - выписанные из текста диктанта. Такая работа в сочетании с другими пунктуационными упражнениями обеспечивает достаточно устойчивые, хорошие результаты. Подобная работа проводится незадолго до написания изложений, тексты которых предварительно подвергаются пунктуационному анализу. Из них выписываются предложения с изученными или изучаемыми в данный момент синтаксическими структурами. Эти или аналогичные предложения включаются в упражнения для рассредоточенной работы на двух-трех уроках. В слабом классе целесообразно сообщить о том, что подобные предложения могут встретиться в тексте изложения и что желательно запомнить, как в них расставляются знаки препинания. В процессе знакомства с текстом изложения на специальном уроке развития связной речи уместно обратить внимание детей на повторенные синтаксические конструкции, а также вывесить на доске таблицы-схемы аналогичных предложений с указанием знаков препинания в них. Содержание работы по предупреждению пунктуационных ошибок в сочинениях складывается, во-первых, из конкретных недочетов, допущенных другими учащимися в такой же работе, во-вторых, из синтаксических конструкций, которые школьники могут использовать для передачи собственных мыслей. Первая группа синтактико-пунктуационного материала используется для рассредоточенной подготовки, а вторая - на уроке развития речи во время составления рабочих материалов к сочинению. Фиксация учителем пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся При проверке ученических работ знаком √ на полях тетради принято указывать ученику о наличии у него на данной строке пунктуационной ошибки. Место ошибки подчеркивается одной чертой, а сама ошибка либо учителем зачеркивается и надписывается нужный знак, либо это должен сделать сам ученик во время раздачи тетрадей на уроке. Вот отрывок из работы ученика, проверенной учителем. Сучья, собранные для костра_казалисъ каменными, и густой, мокрый дым, смешавшийся с таким же серым туманом_тяжело ложился на землю. Исправление пунктуационных ошибок делает или сам учитель при проверке, или предоставляет это делать учащимся в зависимости от цели работы. Если она была обучающей, то исправление ошибок целесообразно предоставить учащимся. Если же работа была контрольной, то в целях экономии времени на уроке ошибки может исправить учитель при проверке тетрадей. Учет пунктуационных ошибок из работ учащихся В работе над пунктуационными ошибками невозможно учитывать конкретные предложения, так как они невоспроизводимы, а создаются всякий раз заново говорящими для отражения конкретного события. В этом заключается существенное отличие от учета орфографических ошибок в словах, которые воспроизводятся говорящими, поэтому целесообразно вести учет не конкретных предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, а схем этих предложений с включением в них соответствующих смысловых отрезков: В учетном листе учителя возможна не полная схема, а только та часть, в которой отражается ошибка: Учет пунктуационных ошибок необходим для организации эффективной работы над ними, и в этом учете должны принять участие и учитель, и ученики. Учитель регистрирует общеклассные ошибки - частотные и типичные, а учащиеся - свои индивидуальные погрешности. Учет учителем общеклассных затруднений школьников. Регистрацию ошибок учащихся целесообразно проводить в той же тетради, в которой учитель фиксирует орфографические ошибки. Методика пунктуации выработала две формы учета пунктуационных ошибок: для ошибок, допущенных учащимися в обучающих упражнениях (в круговых тетрадях № 1 и 2), и для ошибок, допущенных в контрольных диктантах, а также в изложениях и сочинениях. Для регистрации пунктуационных ошибок, допущенных в обучающих упражнениях, учитель вводит в тетради учета ошибок страницу; на ней он помещает схемы предложений, в которых были сделаны ошибки, в той последовательности, в которой они расположены в тексте упражнения, и отмечает количество учеников, допустивших ошибки: В силу того что контрольным диктантом проверяется владение несколькими пунктуационными нормами, а изложения и сочинения являются нестандартными упражнениями, учет в них пунктуационных ошибок целесообразно фиксировать по видам изученных и проверяемых в данный момент смысловых отрезков. Для этой цели в тетради учета ошибок учитель отводит две страницы (разворот тетради), которые делятся на столько граф, сколько проверяется пунктуационных норм. Каждой графе соответствует отдельная норма. В эти графы вписываются схемы предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, и указывается количество учащихся, допустивших подобные ошибки. Пример заполнения такого учетного листа (на развороте тетради): Ошибки при обращении Ошибки при причастном обороте Ошибки при однородных членах Ошибки в сложном предложении Ошибки при прямой речи Учет учащимися индивидуальных пунктуационных ошибок. Дети должны знать свои пунктуационные пробелы, чтобы самостоятельно работать над ними. Регистрацию своих ошибок школьники проводят в рабочих тетрадях № 1 и 2. Для этой цели они выписывают предложения, в которых были допущены ошибки, и строят их схемы, подчеркивая места, где была нарушена норма. Работа над пунктуационными ошибками на уроке Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками. Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы: - исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей; - включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников). В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал. Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации. Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных. В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы: - записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте; - намечается объяснение ошибок и составление схем предложений; - включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой. На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков, над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант, сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков препинания при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками. Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок. Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах. Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются: - ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения; - предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы. Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки. Литература Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографиии пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авторы-сост.В.Ф. Иванова, Б.И. Осипов. - М., 1995. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1982. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1975. Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А.В. Текучева идр. - М., 1982. Пешковский A.M. Вопрос о "вопросах" // Избранные труды. - М.,1959. Фигуровский И.А. Обучение школьников пунктуации целого текста // Рус. яз. в школе. - 1970. - № 1. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.
|
« Пред. | След. » |
---|