"Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" |
ЕГЭ - Преподавание | |
Тема урока: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 7.Цели урока: обучающие: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний; развивающие: развитие умения выделять главную мысль текста; сравнивать и обобщать, аргументировать свою точку зрения и проводить аналогии; монологически высказываться, создавать текст по заданной теме, виду, жанру; воспитательные: воспитание интереса к литературе, духовности; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества. 8. Оборудование: разноцветные карточки с заданиями, музыкальное оформление. Ход урока. I. Оргмомент. II. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! (на фоне музыки - выразительное чтение отрывка из рассказа "Бежин луг" И.С. Тургенева): "Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды тихо текли по направлению Млечного Пути, и, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…" Удивительные строки… А принадлежат они признанному мастеру русской прозы, художнику, мечтавшему о счастье своего народа. Читателям он известен как писатель-прозаик, но мало кто знает, что его первые литературные опыты были поэтическими. III. Аналитическая работа с текстом. Сегодня на уроке нам предстоит открыть особый мир этого писателя, прикоснуться к тайне его творчества. Ребята, возьмите карточку зеленого цвета и прочитайте тексты. 1.Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. И.С. Тургенев 2. Я помню сам старинный, грустный сад, Спокойный пруд, широкий, молчаливый… Я помню: волны мелкие дрожат< br />У берега в тени плакучей ивы; Я помню - много лет тому назад- Я в том саду хожу в траве высокой (Дорожки все травою поросли), Заря так дивно рдеет… блеск глубокой Раскинулся от неба до земли… Хожу, брожу задумчивый, усталый, О женщине мечтаю небывалой… И.С. Тургенев " Что объединяет эти два отрывка? (автор - И.С.Тургенев, тема - описание природы) " А какие отличия вы заметили? (1 - проза, 2 - стихотворение) " Давайте вспомним, что отличает прозу от поэзии. Для этого поработаем с таблицей. Возьмите карточку розового цвета. Проанализируйте содержание среднего столбца и заполните графы "Поэзия" и "Проза". Поэзия Проза + Рифма - + Ритм - + Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) - Чаще небольшой Объем Больше, чем стихи Строфы Способ размещения на листе Сплошной текст Передать чувства, эмоции, впечатления, переживания автора. Сюжетная линия как таковая отсутствует Цель Передать сюжет, вызвать представления (пересказ романа возможен, стих-я - нет) Вывод: итак, какие признаки характерны для прозаического произведения? А для поэтического? (ответы детей). Молодцы, ребята. Таблица нам еще пригодится, не прячьте ее далеко. IV. Постановка проблемы. На карточках синего цвета вам предлагается новое произведение. Посмотрите, кто его автор? Да, снова И.С. Тургенев. Читать этот текст мы будем вместе: я вслух, а вы про себя. Слушайте внимательно и попробуйте определить: текст, с которым мы познакомимся, является поэтическим или прозаическим. Постарайтесь доказать свое мнение, опираясь на заполненную таблицу. И.С. Тургенев Природа Мне снилось, что я вошёл в огромную подземную храмину с высокими сводами. Её всю наполнял какой-то тоже подземный ровный свет. По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу. Я тотчас понял, что эта женщина - сама Природа, - и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх. Я приблизился к сидящей женщине - и, отдав почтительный поклон: - О наша общая мать! - воскликнул я. - О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья? Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись - и раздался зычный голос, подобный лязгу железа. - Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить. - Как? - пролепетал я в ответ. - Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети? Женщина чуть-чуть наморщила брови: - Все твари мои дети, - промолвила она, - и я одинаково о них забочусь - и одинаково их истребляю. - Но добро... разум... справедливость... - пролепетал я снова. - Это человеческие слова, - раздался железный голос. - Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне все равно... А ты пока защищайся - и не мешай мне! Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула - и я проснулся'. V. Поиск решения " Какими чертами обладает прочитанный нами текст? 1.Отсутствие ритма, рифмы и размера. 2. Небольшой объем. 3. Передача мыслей, чувств, эмоций автора. " Что же перед нами: поэзия или проза? (Стихотворение в прозе) " Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева) " Опираясь на выводы таблицы, собственные наблюдения, попытайтесь сформулировать определение этого жанра. (звучат предположения учащихся) VI. Выражение решения. Давайте откроем учебник на странице 472 и сравним собственные предположения с определением учебника. (Чтение вслух уч-ся) " Так какой же текст мы будем называть стихотворением в прозе? VII. Аналитическая работа с текстом. 1. Вступительное слово учителя. В последние годы жизни Иван Сергеевич создает цикл стихотворений в прозе, который включает в себя 83 миниатюры. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. Но к нашему счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала "Вестник Европы" Михаил Матвеевич Стасюлевич. Вот как вспоминал он это событие: "… я заехал к Тургеневу в начале августа (ровно за год до смерти)… Среди разговора я спросил, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман.Тургенев отрицал этот слух. "Впрочем, хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать". Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель,…откуда вынул большую папку написанных листков различного формата и цвета, объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры. Точно так же и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель". Именно Стасюлевич дал этим произведениям общее название "Стихотворения в прозе". 2. Анализ стихотворения в прозе "Русский язык". " Чтение стихотворения учащимися. " Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе? (Да. Маленький объем, отсутствие ритма, рифмы, размера, проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык) " Какими Эпитетами характеризует Тургенев русский язык? (Великий, могучий, правдивый, свободный). " Как вы понимаете последние предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием? 3. Вывод учителя. Особенность, а скорее ценность этого жанра в том, что, не придерживаясь строгой ритмической формы, можно легко, свободно, даже в какой-то мере музыкально изложить свои раздумья, переживания, мечтания на бумаге. Сейчас мы познакомимся ещё с одним произведением - это стихотворение в прозе "Воробей". Читая текст самостоятельно, попробуйте определить основную тему этого стихотворения в прозе. (Звучит музыка, дети читают) " Какова же основная тема этого стихотворения в прозе? " Найдите в тексте фразу, которая послужит доказательством ваших выводов. 4. Вывод учителя. Действительно, автор благоговел перед этой всепобеждающей любовью, которая сильнее смерти и страха смерти. VIII. А в качестве домашнего задания я рекомендую прочитать другие стихотворения в прозе, представленные в вашем учебнике на странице 233-244. IX. Подведение итогов урока. " Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? " Какие возможности предоставляет этот жанр мастеру слова? X. Реализация продукта " Какие чувства, эмоции, раздумья вызвали у вас прочитанные сегодня произведения. Свои размышления вы можете оформить в виде маленького стихотворения или сочинения-миниатюры. А может быть, кому-то удастся создать стихотворение в прозе. Для выполнения этой работы воспользуйтесь карточкой белого цвета. ( Звучит музыка) " Ребята, может быть, кто-то готов поделиться своими размышлениями. (Беседа по ситуации) XI. Заключительное слово учителя: Так сложилось, что большую часть своей жизни И.С. провел за границей, но он, как никто другой, любил Россию. Смертельно больной, живя во Франции, он понимал, что уже никогда не сможет вернуться домой, поэтому все его думы, все мечты были о Родине, именно это помогало Тургеневу мужественно переносить боль. Перечитывая стихотворения в прозе, у меня тоже родилось несколько поэтических строк, которые сегодня я хочу подарить вам. (Звучит музыка, учитель читает) Жизнь в Париже - реальность это, А у Тургенева особая мечта: Россия - вся в ромашки, васильки одета - Осталась для писателя одна и навсегда. И если возвратиться нет возможности, Осуществить заветную мечту. Перо, бумага и, конечно, творчество Помогут мысленно увидеть всю страну. Ребята, я хочу вам пожелать: мечтайте и творите как можно больше. Это поможет сделать жизнь ярче, разнообразнее и счастливее. Спасибо за урок. |
« Пред. | След. » |
---|