Урок литературного чтения по теме «Е.Шварц «Два брата» |
ЕГЭ - Преподавание | |
Урок литературного чтения по теме «Е.Шварц «Два брата» Характеристики урока (занятия) Уровень образования: начальное общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 4 класс Предмет(ы): Литературное чтение Цель урока: 1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему. 2.Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение. 3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности. 4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудитории): 15 Используемое оборудование: учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца. Краткое описание: Урок по образовательной системе "Школа 2100" Тема урока: сказка Е.Л.Шварца «Два брата». Цели: 1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему. 2.Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение. 3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности. 4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету. Оборудование: учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца. Тип урока: урок введения новых знаний. Форма урока: творческая литературная мастерская. Ход урока. 1.Организация класса. Литература – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет или рассказ, Вы учите их – они учат вас. - Чему нас учат уроки литературного чтения? – Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям. -Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным. -Какие цели вы поставите перед собой? – узнать что – то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов. - А что будем развивать? – устную речь, воображение, умение думать. _Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить? – Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь. Итак, начинаем наш урок. 1 Проверка домашнего задания. Каждая группа готовили сообщение о писателе Е.Л. Шварце. ( слайд с портретом писателя) по темам: 1. Язык произведений Е.Шварца. 2.Каким человеком был Е.Шварц 3.Чему учат произведения Шварца. (выступают 3 человека от каждой группы) -Что – же писал Шварц для детей? – Сказки. -Дайте характеристику этому жанру и уточните какая это будет сказка. – Авторская литературная сказка. – В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло.вымысел. магические числа (3). В авторской сказке автор переживает за добрых героев, сами герои похожи на живых людей, каждый со своим характером. 2. Работа с текстом до чтения. (На экране : иллюстрация, название сказки, автор) – Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется? - О братьях… - Знаете ли вы другие сказки с таким названием? – Л.Н.Толстой «Два брата». -Чем закончился спор двух братьев? Как вы думаете. похожи ли эти сказки? Сравните их по времени написания. – Главное в сказке Толстого: у каждого в жизни свой путь. -После знакомства с текстом, вы сможете проверить свои предположения. 3.Работа с текстом во время чтения. Девизом нашей работы возьмем слова «Кто много читает ,тот много знает.» - Как вы его понимаете? - Сейчас вы в группах самостоятельно прочитаете 1и2 главы. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам,»по цепочке», с сокращением). Слова с непонятным значением выделяем, чтобы потом узнать, что они означают. Что поможет нам в этом? - Толковые словари. Выберите, кто у вас в группе сделает эту работу. После чтения текста каждая группа готовит вопросы. («Вопрос – ответ») 1группа готовит вопросы по 1 главе, 2 по второй, а 3 группа составит вопросы, которые можно было бы задать автору. 4.Работа с текстом после чтения. Вопросы 1 группы. - Можно ли начало сказки назвать сказочным? -Что веселило лесничего, а что огорчало? -Что заставило Старшего дать честное слово? –Почему Старшему не хотелось играть с Младшим ? – Что страшного в словах «оставь меня в покое»? - Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему? - Почему необычные имена Старший и Младший? Вопросы 2 группы. -Что нового узнали о Старшем? Красив ли ледяной лес? - Что сказочного, а что реального в сказке? Вопросы 3 группы. - Зачем сказочник второй раз называет количество лет мальчика? - Как автор относится к Старшему брату? - Почему автор сравнивает деревья с живыми существами? - Как автор относится к отцу? У. Оправдались ли ваши предположения? Назовите признаки сказки, которые вы встретили. 5. Физминутка. Ребята, какие цели мы выполнили ,какую работу проделали? (познакомились с новым произведением, учились задавать вопросы, развивали навык беглого чтения ,память). - Посмотрите на доску, какую цель вы еще ставили перед собой? ( Развивать навык выразительного чтения.) -А для этого найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и в группах распределите роли , подготовьте чтение. Мы послушаем каждую группу. - Как вы будете читать ,чтобы было интересно? (С чувством, постараемся передать настроение героев, их характер, замысел автора) (Выступления учащихся) 6. Творческая работа. Мы с вами находимся в творческой мастерской и у вас сейчас будет очень интересная работа. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием. 3 группа попробует придумать свою версию финала сказки. 1 группа восстановит последовательность событий прочитанного текста. (Работа на компьютере) Отъезд родителей в город. Брат пропал бесследно. Семья лесничего. Дальше и дальше от дома. Возвращение родителей. Ссора братьев. Дальше и дальше от дома. Обещание Старшего. Поиски брата. Старший в ледяном лесу. 3 группа составит словесное рисование ледяного леса и реального леса. -Какие приемы можно использовать для создания художественного текста? – Сравнения, эпитеты, олицетворение. Каждая группа отчитывается о своей работе. Другие группы проверяют, выслушивают. - Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей? - Молодцы. А вот какова версия автора мы узнаем на следующем уроке. -За время работы вы отметили слова с непонятным значением и искали их в Толковом словаре. Какие это были слова? 7. Рефлексия. - Что сегодня узнали нового на уроке? Подтвердилась ли поговорка, которую мы брали девизом урока «Кто много читает, тот много знает». Докажите, как это проявилось на сегодняшнем уроке. - Достигли ли вы целей ,которые ставили перед собой сегодня? На каких этапах урока? Оцените работу друг друга в группе, дайте советы, кому над чем поработать. 8 Домашнее задание. ( слайд) Выберите себе домашнее задание: 1. Пересказ 1 и2 частей. 2.Составить словесный портрет братьев. 3. Дочитать сказку до конца. 4. Подобрать пословицы о семье. 5.Можно придумать свое задание самостоятельно. 9.Какое настроение у вас после урока? Подойдите к доске и возьмите смайлик со своим настроением. - Спасибо всем за прекрасное общение на уроке! |
« Пред. | След. » |
---|