Юридическая психология |
Введение 3 1. Психология лжи и способы ее изобличения 4 2. Психология осмотра места происшествия 8 3. Роль психолога при освобождении заложников 13 Литература 16 Введение В современных условиях, когда наблюдается устойчивая динамика расслоения общества и как следствие его криминализация все большее зна-чение приобретает профилактика преступности, своевременное и качествен-ное расследование уже совершенных преступлений. Важную роль в решении этих задач играет юридическая психология. К важным задачам, осуществляемым психологом в ходе предотвраще-ния, раскрытия и расследования преступлений, относятся такие задачи, как изобличение лжи и анализ психологических аспектов при осмотре места про-исшествия. В этих случаях от результатов деятельности психолога зачастую зависит, как исход событий, так и дальнейший ход расследования. Также психологам часто принадлежит важная роль в освобождении заложников. В подобных ситуациях психолог участвует в проведении пере-говоров с террористами и оказывает психологическую помощь жертвам. По-добная психологическая помощь заложникам необходима как для профилак-тики психотравматического стресса, так и для предотвращения дезорганизо-ванного поведения вследствие паники. Следствием эффективной психологи-ческой помощи пострадавшим является оптимизация психического состоя-ния и поведения человека в экстремальных ситуациях. Цель настоящей работы - изучить ряд актуальных для юридической психологии вопросов. Исходя из данной цели, основными задачами исследования являются: 1. Раскрыть понятие лжи в психологии, ее виды и способы ее изобли-чения. 2. Изучить психологические особенности осмотра места происшествия 3. Изучить роль психолога при освобождении заложников Методом исследования является теоретический анализ научной литературы по юридической психологии. 1. Психология лжи и способы ее изобличения Ложь - неотъемлемая составляющая социальных взаимодействий. Ложь - это умышленная передача сведений, не соответствующих действи-тельности. По мнению П. Экмана, ложь - это «действие, которым один чело-век вводит в заблуждение другого». Ложь характеризует субъект-субъектные отношения [22]. О. Липманн говорит о лжи как волевом деянии, направлен-ном на результат [5]. По мнению Ж. Дюпра, ложь - это психосоциологиче-ский акт внушения, при помощи которого стараются, более или менее умыш-ленно, посеить в уме другого какое-либо положительное или отрицательное верование, которое сам внушающий считает противным истине» [3, С. 10]. Основными побудительными силами лжи являются какие-либо страсти человека: ненависть, любовь, партийность, тщеславие, малодушие и пр. Существуют различные виды лжи. Так, К. Мелитан различает полную ложь (полный вымысел) и не полную (извращение истины). Полный вымы-сел встречается достаточно редко, т.к. любой случай может выдать лжеца. Неполная ложь включает в себя три основных способа: 1) опущение; 2) пре-увеличение (с целью произвести эффект); 3) приукрашивание (некоторые факты отбрасываются, а некоторые добавляются) [11, С. 15]. Введение в заблуждение другого человека может быть сознательное (продуманное, намеренное) и бессознательное. Ж. Дюпра рассматривает две основные формы лжи: 1) Положительное внушение - выдумки всякого рода (клевета, подлог, лжесвидетельство), вымысел, притворство, прибавления и преувеличения. 2) Отрицательное внушение - полная скрытность, отрицание фактов, утайку показаний, умолчание, пропуски, искажение истины. П. Экман выделяет два основных способа лжи: умалчивание (сокрытие информации, не говоря неправды) и фальсификация (представление заведомо ложной информации) [22]. Обычно используется комбинация этих двух спо-собов, но чаще всего избирается только первый, т.к. он является пассивным и не требует богатой фантазии и особенно тщательного продумывания текста сообщения. Л. Адам, рассматривая ложь в судопроизводстве, указывает на то, что человек может умолчать о каких-нибудь подробностях, и это не будет расце-ниваться как ложь: «Не всё, что есть правда, должно быть сказано, но всё, что сказано, должно быть правдой» [5, С. 26]. Обнаружить ложь не так-то просто. П. Экман указывает на то, что при-знаков обмана как таковых не существует: «Нет ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые единственно и сами по себе означали бы, что человек лжет» [22, С. 59]. Существуют только при-знаки, по которым можно заключить, что слова плохо продуманы или испы-тываемые эмоции не соответствуют словам. При этом одна из проблем - это обвал информации из очень большого количества ее источников (слова, пау-зы, звучание голоса, выражение лица, жесты, позы, дыхание и многое дру-гое). И все эти источники могут передавать информацию попеременно или с наложением, в равной мере претендуя на внимание верификатора. Помимо анализа содержания высказываний и невербального поведения существует еще один метод выявления лжи, а именно регистрация физиоло-гических реакций лжецов. Давно известно, что ложь сопровождается физио-логической активностью различных органов тела. Так, в Древнем Китае по-дозреваемый должен был набрать горсть сухого риса в рот и выслушать об-винение. Если рис оставался сухим, значит обвиняемый врет, его слюноотде-ление приостановлено от страха разоблачения. Из научной психологии известно, что сознание вины вызывает страх. Так как страх - одна из самых сильных эмоций, то все, что характерно для чувства страха, характерно и для чувства вины. Если проверяемый человек лжет, то даже малейший страх быть изобличенным стимулирует у него ряд физиологических процессов, связанных с эмоциональным состоянием. Но не только страх лежит в основе инструментальной детекции лжи. Ряд экспериментов показал, что у опрашиваемых сохранялись реакции на значимые стимулы даже после приема сверхтерапевтических доз седативных препаратов. При этом по субъективным оценкам испытуемых никакого вол-нения и страха они не испытывали. Это же показали и эксперименты по де-текции лжи в состоянии гипноза и постгипнотической амнезии. Исходя из вышеизложенного, следует предположить, что естественно-научной базой опроса с использованием полиграфа является психофизиоло-гический феномен, описанный известным российским полиграфологом Ю.И. Холодным. Суть этого феномена заключается в том, что внешний стимул (за-данный вопрос или предъявленный предмет), несущий человеку информа-цию о событии, запечатленном в его памяти и являющийся значимым в си-туации проводимой проверки, устойчиво вызывает психофизиологическую реакцию, превышающую реакцию на аналогичные стимулы, предъявляемые в тех же условиях, но не несущие ситуационно-значимой информации. Таким образом, современный способ регистрации физиологической ак-тивности лжецов связан с использованием полиграфа. Название «полиграф» произошло от двух греческих слов - «поли» (много) и «графо» (писать). Дан-ный прибор был изобретён в 1910 г. Уильямом Марстоном, а затем уменьшен до портативных размеров Леонардом Килером. В настоящее время с помощью этого метода можно сделать точную и валидную запись посредством чернильного самописца на диаграммной бума-ге или изображения на дисплее компьютера различных видов телесной ак-тивности. Чаще всего измеряются такие показатели, как потоотделение ладо-ней, кровяное давление и дыхание. При проведении научных исследований с использованием полиграфа также регистрируется электрическая активность головного мозга (вызванные потенциалы). Однако практика регистрации электрической активности головного мозга в рамках прикладных задач еще не получила широкого распространения. Полиграф способен точно зафикси-ровать изменение потоотделения ладоней, кровяного давления и дыхания, причем чувствителен даже к малейшим сдвигам. Прибор делает запись путем усиления сигналов, поступающих с датчи-ков, которые прикреплены к различным участкам тела. В обычных случаях тестирования на полиграфе используется четыре датчика. Для регистрации изменений глубины и частоты дыхания на область грудной клетки и желудка помещаются пневматические трубки. Изменение кровяного давления регист-рируется при помощи специального манжета, который оборачивается вокруг плеча, а показатель потоотделения ладоней - при помощи металлических электродов, прикрепленных к пальцам руки. Иногда полиграф называют детектором лжи, но, по мнению О.Фрая, этот термин вводит в заблуждение. Полиграф выявляет не ложь, а только возбуждение, которое может быть результатом сообщения лжи. Нет никакой другой возможности обнаружить ложь, кроме как опосредованным путем, поскольку паттерна физиологической активности, характерного для сообще-ния лжи, просто не существует. В настоящее время тесты на полиграфе используются для расследова-ния преступлений во всех странах мира, включая Канаду, Израиль, Японию, Южную Корею, Мексику, Пакистан, а также Филиппины, Тайвань, Таиланд и США. Однако в большинстве стран использование полиграфа ограничено, за исключением США, где проводится множество подобных тестов. Чаще всего тестирование на полиграфе в США осуществляется в криминальных расследованиях и судебных разбирательствах, а также в целях проверки бла-гонадежности. Иногда результаты тестирования используются в качестве до-казательства во время разбора криминальных случаев на судебных заседани-ях в США, хотя и не во всех штатах. Тем не менее на многих судебных засе-даниях в США доказательства, основанные на использовании полиграфа, по-прежнему не принимаются на рассмотрение и не являются обязательными, поскольку тест считается неточным. В других странах, таких как Нидерлан-ды и Великобритания, тесты на полиграфе не используются. Другими словами, вопрос использования полиграфа в настоящее время является спорным. 2. Психология осмотра места происшествия Местом происшествия принято именовать тот участок мест¬ности или помещение, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступ-ления [15, с. 156]. Осмотр места происшествия - неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обста-новки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фак-тических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах рассле-дуемого события. Осмотр места происшествия является важным средством получения информации о расследуемом преступлении с целью обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении об-становки и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Осмотр места происшествия представляет собой изучение и фиксацию: 1) рельефа, естественных и искусственных границ места происшествия; 2) характера и расположения помещения, прилегающих по¬строек, ве-дущих к нему и от него путей, а также преград на указанных путях; 3) пространственного расположения местных предметов, их положения относительно друг друга и расстояний между ними; 4) расположения предметов с точки зрения их целевого наз¬начения и положения при обычном употреблении; 5) следов преступления и преступника; 6) отсутствия необходимых в данной обстановке предметов и следов; 7) наличия предметов, являющихся в данной обстановке чу¬жеродными, сам факт обнаружения которых в данной об¬становке необычен. Последние две группы фактических данных относятся к ка¬тегории так называемых негативных обстоятельств, под кото¬рыми понимают обстоятель-ства, противоречащие представлению об обычном для подобных ситуаций ходе вещей. Негативные обстоятельства особенно ценны при разоблаче¬нии инсценировок преступлений, т.е. искусственного создания ли¬цом, заинтере-сованным в определенном исходе следствия, об¬становки, не соответствую-щей фактически происшедшему на этом месте событию. При инсценировке могут пресле¬доваться следующие цели: 1) создание видимости совершения в данном месте иного преступления для сокрытия признаков подлинного собы¬тия (например, создание обстанов-ки разбойного нападе¬ния для сокрытия совершенной кражи); 2) создание видимости происшедшего на данном месте события, не имеющего криминального характера, для со¬крытия совершенного преступ-ления (например, инсцени¬рование самоубийства для сокры¬тия убийства); 3) создание видимости совершенного преступления для со¬крытия фак-тов аморального поведения, беспечности, ха¬латности и иных поступков, не имеющих криминального характера (инсценирование обстановки кражи до-кументов при фактической их потере и т.п.); 4) создание у следователя ложного представления об отдель¬ных дета-лях преступления или об отдельных элементах его состава [15, С. 158]. Осмотр места происшествия производится в тех случаях, когда престу-пление уже совершено и осмотр необходим в целях обнаружения следов и других вещественных доказательств, выяснения обстановки места происше-ствия и иных обстоятельств, имеющих значение для дела, или же когда име-ются подозрения о совершенном преступлении и требуется установить, что произошло - самоубийство или убийство и т.п. Эффективность осмотра зависит от общей профессиональной и органи-зационно-технической подготовки следователя. Следователь должен быть психологически готов к осмотру в затрудненных условиях (ночью, в дождь, снег) и при этом сохранять на протяжении длительного времени творческую работоспособность, быть внимательным, чтобы не упустить ни одного об-стоятельства или факта, имеющего значение для установления истины. Про-фессиональная готовность следователя включает в себя способность к на-блюдению, умение на основе знания типичных способов совершения и со-крытия преступления, различных уловок преступника подмечать в обстанов-ке происшествия главное, выделять наиболее значимые детали и признаки, вскрывать противоречивые элементы, обнаруживать инсценировки [9, C. 276]. Осмотр места происшествия подразделяется на следующие три стадии: ориентирующую, детального исследования, заключительную. Осмотр места происшествия должен вестись методично, по четко определенной системе, чтобы не упустить из виду какие-либо важные узлы и детали. Существуют следующие три основных метода передвижения: эксцентрический (когда движение идет по развертывающейся спирали от центра к периферии), кон-центрический (по спирали от периферии к центру) и фронтальный (или ли-нейный, когда движение идет по линии от одного края территории к другому, исследуя последовательно каждый сектор, участок, квадрат) [6, С. 132]. Методы и приемы осмотра зависят еще и от способа пространственного охвата места происшествия, который может быть сплошным, т.е. охватывать всю подлежащую исследованию территорию, либо выборочным, когда ос-новное внимание уделяется осмотру отдельных участков местности либо производственного помещения, в которых, судя по имеющимся данным, происходило развитие происшедшего события. Выборочный метод чаще все-го используется в качестве дополнительного при сплошном исследовании. На стадии детального исследования последовательно изучают обста-новку места происшествия в соответствии с выбранным направлением дви-жения по отдельным узлам, каждый из которых выделяется определенной совокупностью пространственно или информационно взаимосвязанных объ-ектов и следов. Двигаясь последовательно от одного узла к другому, следова-тель не должен упускать из виду участки местности, расположенные между ними, - там могут находиться значимые для расследования объекты и следы (окурки, оторванная пуговица, следы ног и т.п.) [9, C. 285]. Осуществляя поиск источников криминалистической информации, следователь в каждом случае пытается уяснить конкретный механизм следо-образования, мысленно моделируя взаимодействие объектов. Моделируя происшедшее событие, следователь обязательно должен отмечать негатив-ные обстоятельства, свидетельствующие об ошибочности выдвинутой следо-вателем версии, неточности полученной информации либо об инсценировке. На инсценировку указывают: различные противоречивые обстоятельства, факты искусственного изменения обстановки, наличие признаков разных преступлений, яркий демонстративный характер отдельных следов и др. [13, С. 250-254]. Данные о негативных обстоятельствах, особенно инсценировках позволяют с большей достоверностью судить о сущности происшедшего со-бытия, определить было ли оно преступным или непреступным. При производстве осмотра места происшествия следователю нужно получить информацию для ответа на следующие вопросы: 1. является ли место происшествия местом преступления, если да, то в какой именно его части оно было совершено (об ином месте преступления судят по следам волочения, отсутствию следов крови, несоответствию труп-ных пятен позе трупа, отсутствию соответствующих загрязнений на обуви и одежде трупа, несоответствию одежды на трупе погодным условиям и т.п.); 2. сколько лиц участвовало в происшествии, характер и мотивы их дей-ствий (об этом можно судить по следам рук, ног, зубов, использованной по-суде, окуркам, объему похищенного, способу преступления и т.д.); 3. когда произошло расследуемое событие, как долго преступники на-ходились на месте происшествия (о времени свидетельствуют трупные явле-ния, сравнение температуры тела и окружающей среды, наличие на трупе и одежде насекомых, соответствие одежды времени года, по состоянию пищи, датам на отрывном календаре и газетах в почтовом ящике и т.д.); 4. каков характер связи между преступником и потерпевшим (об этом свидетельствует способ проникновения преступника в жилище, его свобод-ная ориентировка в помещении, знание тайников, времени отсутствия потер-певшего в квартире, способ сокрытия следов преступления и т.д.); 5. кто совершил преступление (о возрасте, поле, физической силе, рос-те и других особенностях преступника можно судить по способу преступле-ния, использованным орудиям и средствам, различным следам, микрочасти-цам от его одежды, данным о своеобразии его связи с потерпевшим и т.д.). В завершающей стадии осмотра следователь совместно с прокурором, работниками милиции, специалистами обобщает и анализирует собранные данные, проверяет насколько удалось решить задачи осмотра. Протокол осмотра места происшествия составляется в процессе произ-водства следственного действия либо по его завершении на основе предвари-тельных черновых записей и измерений. Все обнаруженное при осмотре под-лежит фиксации в такой последовательности, в том виде, состоянии и распо-ложении объектов относительно друг друга, в каком они наблюдались при осмотре. Выводы следователя в протоколе осмотра не записываются. В про-токол могут заноситься заявления присутствующих лиц по поводу тех или иных объектов либо следов. После их занесения в протокол следователь мо-жет произвести дополнительные измерения. Изымаемые с места происшест-вия объекты в необходимых случаях упаковываются, опечатываются, снаб-жаются соответствующими бирками и надписями [9, C. 289]. Существуют следующие правила составления протокола осмотра: 1) он должен полно, точно и объективно отражать результаты осмотра; 2) каждый объект на протяжении всего протокола должен иметь одно и то же наименование; 3) если нет уверенности в правильности наименования объекта, то лучше ограничиться описанием его внешних признаков; 4) следует избегать приблизительных указаний местоположения объек-тов («около», «почти», «вблизи» и т.п.). Лучше писать протокол короткими, ясными фразами и не пользоваться малоизвестными терминами; 6) в конце протокола перечисляются изымаемые с места происшествия объекты, способ их упаковки и указывается место, где они будут храниться. К протоколу осмотра места происшествия прилагаются фототаблицы, киноленты, видеокассеты, планы. Планы являются графическим изображени-ем местности, помещений, отдельных их частей и объектов. 3 Роль психолога при освобождении заложников Рост числа экстремальных ситуаций (межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране и в мире привел к тому, что психо-логам все чаще приходится участвовать в освобождении заложников (3). При этом во всех подобных ситуациях обычные методы психологического воз-действия неприменимы. Задачи психолога разнообразны и во многом зависят от особенностей конкретной ситуации: надо оказать психологическую под-держку заложникам и предотвратить панику среди них, провести переговоры с захватчиками, после освобождения заложников оказать осовбожденным экстренную психологическую помощь с целью профилактики острых пани-ческих реакций, психогенных нервно-психических нарушений. Психолог может оказать неоценимую помощь как после освобождения заложников, так и оказавшись вместе с ними. В том случае, если психолог оказался в группе заложников, он может скоординировать действия захва-ченных вместе с ним людей, занять позицию организатора действий, помочь пережить эту неприятную ситуацию с наименьшим риском для жизни, а так же предотвратить различные негативные последствия и расстройства со сто-роны психического состояния людей. Действия психолога, который сообщает людям всю необходимую ин-формацию и настраивает людей на правильное поведение. Необходимо на-строить других заложников на то, чтобы все находились начеку и были гото-вы упасть на пол, чтобы найти укрытие в первые моменты захвата, а так же о том, что подняться можно только в том случае, если будут уверены, что стрельба прекратилась. Но в любой ситуации не вставали и не проявляли из-лишнего любопытства. Как правило, человек, который суетится, может быть убит или ранен в перекрестном огне. Необходимо настроить других заложников на то, чтобы никто из них не привлекал к себе внимания террористов какими-либо действиями и не да-вал повода, чтобы террористы приняли его за охранника или сотрудника службы безопасности. Это наиболее важное правило выживания заложников. Террористы могут действовать группами. Они могут занимать места среди заложников в готовности убить любого, кто покажется им охранником. Нель-зя делать резких движений, не доставайте ничего из пиджака или сумки. Не стоит устанавливать визуального контакта с террористами, жаловаться. Пси-холог настраивает на незаметное поведение, нейтральную позу, т.к. не стоит показывать своего страха или гнева без необходимости. Необходимо настроить других заложников на выполнение инструкций спасателей. Не стоит предпринимать самостоятельных действий, если необ-ходимость в них не будет вызвана крайними причинами. Прежде чем пред-принять какие-либо действия, необходимо все продумать. Психолог должен успокоить других заложников. При нахождении нездорового человека в группе заложников, психолог должен настроить этого человека на спокойное поведение, чтобы не дать террористам повода обратить на него особое вни-мание. Если же беспокоить их, то человек подвергнется оскорблениям и фи-зическому воздействию. Психолог должен подготовить людей к тому, что во многих случаях террористы проявляют жестокость и грубость. Не стоит пытаться урезонить их. Никогда не следует недооценивать их жестокость, они способны к не-предсказуемым действиям. Нельзя предпринимать никаких действий, кото-рые бы заставили их поступать бездумно по причине страха или гнева, они могут попытаться подвергнуть пассажиров унижению. Воспринимать их ос-корбления нужно без жалоб. Не стоит задавать вопросов и заискиваться пе-ред террористами. Это не только обратит на себя внимание, но и разозлит террористов. Психолог настраивает на то, что есть и пить придется все и как можно больше. Пища, возможно, будет подаваться нерегулярно. Нельзя капризни-чать и привередничать. Еда может быть нерегулярной. Оставаться заложни-ком возможно долгое время, поэтому необходимо поддерживать свои силы, если есть такая возможность. Придется привыкнуть к дискомфорту. Возможна любая ситуация, такая как отсутствие света, жара или холод, отсутствие света, и др. Утешением может служить то, что террористы будут испытывать такие же неудобства, что, в конечном счете, будет способствовать разрешению конфликта. Психолог настраивает людей на запоминание всего происходящего в момент захвата и период пребывания в плену. В случае освобождения или побега это поможет властям в получение ценной информации. Нужно изу-чить, как можно быстро покинуть место заточения. Запомнить расположение выходов. При возникновении пожара и большом задымлении пригнуться, при необходимости - опустится на колени и на локти, чтобы дым и вредные газы не попали в легкие, и пробираться к выходу. Необходимо подготовить заложников к возможной попытке освобож-дения. Если слышится шум за стенами помещения, нельзя подавать вида в сторону источника звуков. Нужно приготовиться, пригнуться, прикрыть го-лову и защитить своих детей. Как только попытка освобождения заложников началась, нельзя вмешиваться. Сотрудники службы безопасности это про-фессионалы, которые знают, что делают. Главная задача психолога успокоить всех, настроить на выполнение указаний террористов, не подбирать брошенного оружия, во избежание соб-ственной смерти и т.д. Многие заложники испытывают после пережитого психические страдания. Это нормально. Некоторые из освобожденных гово-рят, что они чувствуют себя виновными в том, что были объектом столь при-стального внимания. Другие терзаются от того, что не оказали достаточного сопротивления или каким-то образом сотрудничали с террористами. Нет ни-чего необычного в том, что заложники, которые проявили хладнокровие, вы-держку и были примером для других пассажиров во время сурового испыта-ния, позднее, когда необходимость проявлять эти качества миновала, испы-тывали нервный стресс и истерику. В этом случае очень поможет профессио-нальная помощь, как заложникам, так и членам их семьи. Литература 1. Бандурка, А. М. Юридическая психология [текст] : учебник / А.М. Бан-дурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков : Изд-во Национально-го университета внутренних дел, 2002. - 596 с. 2. Васильев, В. Л. Юридическая психология [текст] : учебник / В.Л. Ва-сильев. - СПб. : Питер, 2005. - 655 с. 3. Дюпра, Ж. Ложь [текст] / Ж. Дюпра. - Саратов: Изд-во «Новь», 2009. 4. Еникеев, М. И. Юридическая психология с основами общей и социаль-ной психологии [текст] / М.И. Еникеев. - М. : Норма, 2005. - 428 с. 5. Знаков, В. В. Психология понимания правды [текст] / В.В. Знаков. - СПб., 2009. - 281 с. 6. Ищенко, Е. П. Криминалистика : краткий курс [текст] / Е.П. Ищенко. - М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2003. 7. Криминалистика [текст] : учебник / Под ред. В.А. Образцова. - М., 2007. 8. Криминалистика [текст] : учебник / Под ред. Р.С. Белкина, И.М. Лузгана. Т. 1. - М., 2004. 9. Криминалистика [текст] : учебник / Под ред. Н.П. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. 10. Курбатова, Т. Н. Юридическая психология [текст] : учебник / Т.Н. Кур-батова. - СПб. : Питер, 2009. - 478 с. 11. Мелитан, К. Психология лжи [текст] / К. Мелитан. - М.-СПб. : Изд-во «АСТ», «Сова», 2007. 12. Пахомов, С. Н. Психология обыска [текст] : учебник / С.Н. Пахомов // Юридическая психология, 2007. - №4. 13. Ратинов, А. Р. Судебная психология для следователей [текст] : учебник / А.Р. Ратинов. - М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. - 354 с. 14. Романов, В. В. Юридическая психология [текст] : учебник / В.В. Рома-нов. - М. : Юристъ, 2006. - 360 с. 15. Россинская, Е. Р. Криминалистика. Вопросы и ответы [текст] : учебное пособие для вузов / Е.Р. Россинская. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 16. Следственные действия. Основания. Порядок. Значение [текст] / Под ред. С.А. Шейфера. - Самара : Изд-во СамГУ, 2004. - 310 с. 17. Смирнов А. В. Уголовный процесс [текст] : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. - 328 с. 18. Фрай, О. Ложь. Три способа выявления лжи. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи [текст] / О. Фрай. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 284 с. 19. Холодный, Ю. И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность: спра-вочная информация и рекомендации [текст] / Ю.И. Холодный. - М.: Из-дательский дом «Мир безопасности», 1998. - 95 с. 20. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология [текст] : учебник / Ю.В. Чуфаровский. - М. : Эксмо, 2006. - 318 с. 21. Шмидт, А. П. Сущность и понятие осмотра места происшествия : след-ственные действия (криминалистические и процессуальные аспекты) [текст] / А.П. Шмидт. - Свердловск, 1983. - 100 с. 22. Экман, П. Психология лжи [текст] / П. Экман. - СПб. : Издательство «Питер», 1999. - 272 с. 23. Экстремальные ситуации : справочник практического психолога [текст] / Под ред. И.Г. Малкиной-Пых. - М.: Эксмо», 2006. |
« Пред. | След. » |
---|