Аллегория |
В живописи – икона, светская живопись также предпочитает библейские сюжеты. В скульптуре – персонажи библии. В мышлении ощутим аналогизм и дуализм, выражающийся в построении оппозиций, указывающих на двоемирие (душа – тело, бог – дьявол, святое - духовное). Земная жизнь, для средневекового человека, – приготовление и преддверие жизни вечной. Зрелое средневековье. Природа понималась, как зеркало, в котором человек может созерцать образ божий. Природа есть бог в вещах. Природа поэтому не играет самостоятельной роли в литературе. Она Является – символом, аналогией, Аллегорией. Об этом свидетельствует эмблематика, геральдика и сохраняется на протяжении всего периода. Средневековый художник не похож на современного. Он часто анонимен или стремиться к этому, он не похож и в главном – он располагет на абсолютных полюсах добро и зло. Во всех сферах средневековой жизни Ничто не мыслится этически нейтральным, это его базовые оппозиции. Средневековый художник предпочитает типизацию индивидуализации. (аллегория как раз предполагает типизацию). Не только мир дуалистичен, но и сам человек: с одной стороны он – венец творения, он же – квинтэссенция праха. Средневековая литература функционировала, постоянно воспроизводя сравнительно ограниченный набор идеологических, жанровых и прочих структур. Причём эти структуры могли оставаться неизменными на протяжении очень долгого времени. Такие структуры называются топосом. Виды топосов: - лексического или лексико-семантического характера (постоянные эпитеты, эпические формулы) цветовые решения героического эпоса очень сходны с работами средневековых художников-миниатюристов. - изобразительные топосы (описания романтических свиданий). - устойчивые мотивы и темы (гибель героя в результате предательства, суд над злодеем в форме поединка сторон, то есть божий суд, сатирические топосы, которые возникли на основе постоянных мотивов: коварство женщин, скупость ростовщиков). - образные топосов – набор черт и деталей, которые способствуют возникновению устойчивого канона в изображении какого-нибудь сословия. - жанровые топосы, которые формировались за счёт всех вышеперечисленных (жанр рыцарского романа и прочее). Средневековые топосы часто восходят к священному писанию, но не всегда. Топосы обладали большой намекающей силой для слушателя: плавание – перемена судьбы, замок – средоточие злобных сил. Это был готовый культурный код. Тяготение к канону, индивидуальность мастерства.
Старшая Эдда: Носители судьбы в скандинавской мифологии – три девы, норны, которые родились из источника Норн, который находится у истока ясеня. Образ Бальтора связан с культом плодородием, силы (Озирис, Дионис). Тристан и Изольда: - жанр чудесного плавания, имрам, преобразуется в ведущий мотив Тристатновского цикла, как перемена судьбы героя: море играет огромную роль в судьбе Тристана, море – второе после имени, главное олицетворение судьбы Тристана. - жанр похищения, айтхеда, преобразуется в мотив бегства любовников в лес и их жизнь в лесу; характерно – лесное счастье, конец любовного зелья, встреча с отшельником, благородство Марка и перелом в судьбе героев. - к жанру имрама примыкает жанр эхтра, жанр посещения иных миров; в романе с иным миром соотносятся опустошенная выжженная Бретань, в которой Тристан находит белорукую, вторую, Изольду; иной мир – поэтический образ зачарованного замка, который придумала Изольда, поэтическая блаженная страна живых, в которую, Тристан обещает привести Изольду. Тема небесной жизни, нового Иерусалима. - из конкретных кельтских мотивов важен мотив гейса, заклятья и мотив оков любви: в романе этот мотив преобразуется в мотив любовного напитка, который выпивают на корабле Тристан и Изольда. Восходящая линия: он герой – идеальный рыцарь (зодчий, чародей, корабельщик). В этой линии он совершает три подвига в форме поединка. Они имеют символическое значение: он отвоёвывает землю, возвращая долг отцу, побеждает великана Ворхольда, возвращая долг королю Марку, убивает дракона, отдавая долг семье Изольды, у которой убил родича, + добывает красавицу. Как рыцарь, он всецело реализовался к этому моменту, чем большинство судеб фольклорных героев и героев рыцарских романов заканчивается. В житийной традиции в таком состоянии предстают перед всевышним. В нашем сюжете Встреча с Богом замещается встречей с любовью. Клад – символ власти, господства, богатства.
О бывшем учит буква, о вере – аллегория, о действии – мораль, о цели – анагогия. Данте создает символическое произведение: образы следует понимать при помощи этих всех смыслах. 7 столетий трудятся над растолкованиями его аллегорий. Ад, с точки зрения Данте, - царство торжества справедливости. В нем царствует равномерное воздаяние. Ад создан Троицей (надпись при входе в ад). Ад – совершенное создание, это механизм соразмерного наказания преступления: «скорбь да соразмерится делам».
Сомнения высказывали ещё при жизни Петрарки, что его очень разочаровывали: Лауру считали поэтической аллегорией. Поразительно удачное имя – в нём сосредоточие смыслов и источник метафор Петрарки (заря, время, час, золото и другие значения, которые в том или ином виде будут использованы). Канцоньере – поэтическая исповедь Петрарки, каждодневная исповедь, равно поэтическая и поэтическая исповедь смятённого духа. Песнь о Роланде: Карл-император Роланд - отважный, лихой |
« Пред. | След. » |
---|