Любимый поэт - Федор Сологуб |
Сочинения - Сочинение на тему | |
Любимый поэт - Федор Сологуб Федор Сологуб, настоящее имя которого – Федор Кузьмич Тетерников родился 17 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге. Мировоззрение поэта менялось очень быстро под влиянием книг. Читала Сологуб много, например, в возрасте одиннадцати лет прочел всего Белинского. Огромное влияние оказал на юного поэта роман Достоевского «Преступление и наказание», которое было очень близко Федору Сологубу «долго волновала судьба Раскольникова и тяжелые семейные условия, толкнувшие его на преступление». На смертном одре он говорил «о Достоевском, о Соне Мармеладовой, о чиновнике Мармеладове». Писать Федор Кузьмич начал рано, первые произведения появились уже в 1875 году, однако своими творениями поэт не был удовлетворен, поэтому начал писать роман о трех поколениях одной семьи. Стихотворения этого поэта, которые сохранились до наших дней, раскрывают внутренний мир Сологуба, его круг интересов и его жизненные переживания. Юношеские стихи поэта пронизаны неравенством людей, так картина: «Льются из комнаты звуки рояля, А под окошком шарманка визжит...» заканчивается четверостишием: Сологуб сам ощущает себя одним из таких бедняков: «В подвале, где плесень сырая», умирает бедная девочка, «ей трудно и больно дышать» («К господу богу»). В другом стихотворении – он вспоминает, что, бродя «босоногим&raq; uo; по улицам, «с ненавистью взоры бросал на богачей». В большинстве ранних стихотворений Сологуб с дневниковой точностью и откровенностью описывает свою жизнь — «порки ад и рай мечты», и уже в этих нескладных виршах возникает та «неотмщенной обиды отрава», которая потом станет лейтмотивом его поэзии. В подростковом возрасте Федор Кузьмич начал проявлять большой интерес к общественным делам, революционному движению. Поэтому многие его произведения написаны на гражданскую тему: Не исчезнет твой образ прекрасный, Десятилетие с 1882 по 1892 год, проведенное Сологубом в провинциальном захолустье, где началась его литературная деятельность и он формировался как поэт. В литературе и искусстве этого времени совершается как бы «отступление в себя. В стихах Сологуба 80-х — начала 90-х годов, которые в большей части остались неопубликованными, не только привычные для гражданской лирики тех лет мотивы, но те же абстрактные образы, аллегории, декламационная риторика. Вокруг себя поэт видит: Насилия позор и правды вопль напрасный, («Полудетские грезы») Когда Сологуб переехал в Петербург, «новое искусство» делало только первые свои шаги. Несмотря на свой возраст и духовную зрелость, он был «молодой дебютант», и «отношение к этому дебютанту было весьма сдержанное даже в символических кругах». Уже в стихах Сологуба 80-х годов звучали тревожные вопросы о своей участи и жизненном пути: «Что моя судьбина — Счастье иль беда?», «Какою же дорогою, Куда же я пойду...». В 90-е годы они становятся вопросами о смысле индивидуального человеческого существования, одной из характерных тем этого времени. Их обнаженность, настойчивость, с которой они повторяются, и невозможность разрешения создают безнадежно-тоскливую тональность: И чего искать? («Не могу собрать...») Стоит отметить, что поражение революции Сологуб ощутил как свое собственное: («Я позабыл, как надо колдовать...», 1907) А уже в послереволюционные годы Сологуб выступает преимущественно как прозаик и драматург. Одна за другой следуют пьесы: «Победа смерти» (1907), «Дар мудрых пчел» (1907), «Любви» (1907), «Ночные пляски» (1908), «Ванька Ключник и Паж Жеан» (1908). Они издаются, ставятся на сцене и широко обсуждаются в печати. Затем в творчестве Сологуба следуют два раздела, отвечающие на вопрос: что такое человеческая судьба? В первом — «Земное заточение» — стихи о человеческой жизни. Дороги к небесам («Никто не убивал...») Сологуба привлекает одиночество, лишь в нем он видит единственную возможность существования: Оставь селенья, иди далёко, («По тем дорогам, где ходят люди...») На протяжении всей жизни Сологуба то, он считал ценностями жизни, его понимание этих ценностей в итоге уводило его от жизни и от людей. Несмотря на ряд художественно совершенных стихотворений, в целом поэзия Сологуба этих лет обнаруживает признаки исторической исчерпанности. И тематически, и стилистически она как бы изъята из своего времени, и живые пути в литературе проходят мимо нее. Почти полвека прошло после смерти Сологуба. Ушла в прошлое действительность, изломавшая и загнавшая в тупик талантливого поэта. Но и сегодня в его поэзии ощущается живая боль, волнует искренний, но бессильный протест, мучительное обличение бесчеловечности и уродства строя жизни, основанного на угнетении и порабощении людей. Современный читатель увидит в стихотворениях Сологуба не только большое явление поэтической культуры XX века, но и драматическую исповедь человека, «ослепшего в ночи» обреченного и изжившего себя мира, — важный поэтический документ эпохи. |
« Пред. | След. » |
---|