Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин» |
Сочинения - Сочинение на тему | |
Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин» Цикл лирических откровений «Стихи к Блоку» занимает особое место в творчестве Марины Цветаевой. Поэзия Блока — давнее увлечение поэтессы, которое с годами стало ее высокой, всепоглощающей любовью. Блок и Цветаева не были знакомы. Только дважды поэтессе посчастливилось видеть его во время выступлений в Москве в мае 1920 года. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим, выходящим за пределы литературы. «Святое сердце Александра Блока», по мнению поэтессы, вобрало все беды и страдания человечества, все тревоги и печали. Оно взывает «криком лебединым» к совести тех, кто причиняет людям страдания. Оно само «сплошная совесть». «Стихи к Блоку» — страстный монолог влюбленности поэтессы к «рыцарю без укоризны», «ангелу», «снежному лебедю». Образ Блока в этом цикле для Цветаевой отождествляется с образом Поэзии, способной, по мнению поэтессы, спасти мир. Хотя Цветаева обращается к своему нравственному и эстетическому идеалу на «ты», она постоянно подчеркивает дистанцию, которая их разделяет, невозможность сократить ее, приблизиться на расстояние, достаточное для равновеликого общения: Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся. Радость моя, доколь Не догонит заря — зари. Преклонение перед талантом Блока подобно преклонению простого смертного перед совершенством небожителя. Не случайно поэтесса многократно повторяет слово «крылья», создавая образ «Божьего праведника»: Вещие вьюга кружили вдоль жил. Плечи сутулые гнулись от крыл… «О, поглядите — как //Крылья его поломаны!»; «Крылья изведали право: лететь!»; «Рваные ризы, крыло в крови…// Это последнее он: — Живи!»; «Не проломанное ребро — // Переломленное крыло»; «Не чинят крыл»; «Лишь одно еще в нем жило: // Переломленное крыло». Божественное происхождение своего идеала, его святость, духовную чистоту и благородство поэтесса утверждает при помощи цветовой символики. Белый цвет, семантизированный словом «снег»,— символ святости и непорочности «нежного призрака». Нежный призрак, Рыцарь без укоризны, Кем ты призван В мою мол одую жизнь Во мгле — сизой Стоишь, ризой Снеговой одет. Анализируя тексты «Стихов к Блоку», можно предложить учащимся выписать слова, обозначающие белый цвет. Кроме слов «снег», «снежный» они обнаружат — «метель», «вьюга», которые имеют иную смысловую нагрузку: выражают скорбь по ушедшему из жизни поэту. Не полог, а птица Раскрыла два белых крыла! И снова родиться, Чтоб снова метель замела! Особо следует остановиться на стихотворении этого цикла «Как сонный, как пьяный…» (1921), в котором талант Блока сравнивается с божественным даром древнегреческого певца и музыканта Орфея, растерзанного мстительными вакханками. По преданию, голова и лира легендарного певца были брошены ими в Гебр (древнее название реки Марицы во Фракии). Стихотворение было написано после смерти Блока и явилось своеобразным реквиемом. В «Стихах к Блоку» отчетливо видна параллель: Поэт и Сын Человеческий. Как и Христос, он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными, но оказался «пасынком» среди них, был отвергнут ими, предан «чернью» и подвергнут мученической смерти: Цепок, цепок венец из терний! Что усопшему — трепет черни, Женской лести лебяжий пух… Проходил, одинок и глух, Замораживая закаты Пустотою безглазых статуй. Лишь одно еще в нем жило: Переломленное крыло. Подобно евангельскому Христу; поэт должен воскреснуть, утверждает Цветаева: Днепром разламывая лед, Гробовым не смущаясь тесом, Русь — Пасхою к тебе плывет, Разливом тысячеголосым. Так, сердце, плачь и славословь! Пусть вопль твой — тысяча который — Ревнует смертная любовь. Другая — радуется хору. В разделе «Подруга», завершающем цикл «Стихов к Блоку», звучит мысль поэтессы: близок день нового явления «праведника», а следовательно — и возрождения Поэзии: Спит, муки тво |
« Пред. | След. » |
---|