Классификация прав человека Введение 3 1. Сущность и основные характеристики прав человека 4 2. Классификация прав человека 9 3. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 19 Заключение 27 Список использованной литературы: 28 ВВЕДЕНИЕ Права человека - величайшее достижение мировой цивилизации. В настоящее время соблюдение прав и свобод человека и гражданина -главный критерий цивилизованного общества, его способностей решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Не случайно международное сообщество стремится относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе. При этом учитывается национальная и региональная специфика государств, их различные исторические, культурные и религиозные особенности. Современная ситуация с соблюдением прав человека в стране свидетельствует о наличии серьезного разрыва между провозглашаемыми Конституцией РФ правами и свободами и их реальным воплощением в жизнь большинства граждан. Трудное претворение идеи прав человека в государстве вытекает из множества экономических, социальных и политических причин. Универсальные и неделимые, взаимозависимые и взаимосвязанные права человека требуют постоянного внимания науки, практики, в том числе и в деятельности государственных органов. Поэтому в этой связи правовое просвещение и образование, нацеленные на формирование правового сознания, дает не только знание прав и свобод, но и умение защищать их. Целью данной курсовой работы является рассмотрение классификации прав человека и анализ взаимоотношений прав и свобод человека в системе «личность-государство» . В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи: • Рассмотрена классификация прав человека, принятая в российском и международном праве; • Проанализирована роль государства в обеспечении прав человека и гражданина; • Рассмотрена система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Права человека - неотъемлемые права и свободы личности, которые приобретаются в силу рождения. Закреплены в международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о правах человека и др.), конституциях Российской Федерации и Республики Татарстан (глава "Права и свободы человека"). Одним из основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, является соблюдение прав человека . Права и свободы человека относятся исключительно к связи человека с государством. Это так называемое вертикальное действие этих прав. Попытки применить методологию и терминологию прав человека к отношениям между людьми (горизонтальное действие этих прав) не оправдались, и, говоря сегодня о правах человека, мы имеем в виду взаимоотношения между человеком и государством. И хотя семья, любовь, дружба или отношения с соседями являются источн
иками целого ряда прав и обязанностей, понятие прав человека к ним не применяется . Права человека - не коллективные, а индивидуальные, в том смысле, что в качестве субъекта этих прав выступает человек. И поэтому в рамках прав человека нельзя говорить о правах меньшинств - в русле прав человека следует говорить о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; не о правах инвалидов как группы, а о правах инвалида в отдельности. Права человека - это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в уп¬равлении государством, но и дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер. Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства - важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство - как правовое или неправовое. Права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII-XVIII веках свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы и человечеству еще не известна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека. Правовое демократическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством. Интересен вопрос о природе гражданства как особой политико-правовой связи человека с государством. В современном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только национального, но и международного законодательства. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве. Права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Однако при всем разнообразии поступков участников общественного взаимодействия обосабливаются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать этот процесс, сочетать интересы раз¬личных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Права человека - одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. В различные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов, заинтересованных в обосновании и оправдании существующего классово-ограниченного распределения прав и обязанностей в обществе, от исторического этапа социального развития. Права человека - сложное многомерное явление, становление которого связано с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека. На становление прав человека решающее влияние оказала естественно-правовая доктрина, утвердившая приоритет прав человека и определившая новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Характерно, что Билль о правах 1791 года «был замешан на укоренившейся в умах американцев идее недоверия к государственной власти, которой органически присуще стремление к произволу и попранию прав подвластных. Эта идея диктовалась всем историческим наследием граждан молодой республики, в памяти которой еще не стерся произвол, чинившийся британской короной в отношении своих политических и религиозных противников» . Поэтому все образовавшие Билль поправки составлены таким образом, чтобы ограничить власть государства по отношению к индивиду. Декларация прав и свобод человека и гражданина видит цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход - революционный поворот в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимости от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную законом, и получает гарантии государственной защиты 15 случаев нарушения его прав и свобод. На сегодняшний день учеными, занимающимися проблемами прав человека, правовой статус человека может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. В правах и обязанностях раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Правовой статус индивида различается в зависимости от того, выступает ли он в качестве гражданина, иностранца либо лица без гражданства. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека . Гражданство для индивида является юридическим основанием пользоваться правами и свободами и выполнять установленные законом обязанности, т.е. основанием правового статуса гражданина. Права и обязанности в правовом государстве фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. Права человека - это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом, совершать определенные действия в границах и в порядке, обозначенных в законе. Государство юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - социальные возможности, обеспечивающие человеку стандарт жизни. Необходимо отметить, ни один человек не может реализовать сразу все субъективные права, входящие в его правовой статус. Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков: возможность пользования данным социальным благом; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права; возможность обратиться к государству для защиты нарушенного права. Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением его интересов в материальной или духовной сфере. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. Рассматривая права и свободы как элемент правового статуса, ученые включают в него не только основные (конституционные) права, но и весь комплекс прав, вытекающих из законов (внутригосударственных и международных). Особо следует подчеркнуть влияние международных норм о правах человека на расширение правового статуса личности в современном мире. Акт ратификации того или иного договора означает для государства необходимость привести свое законодательство в соответствие со взятыми на себя обязательствами. В ряде стран, например, таких как Германия, Франция, США, международные договоры, получившие государственно-правовое признание, автоматически становятся составной частью внутреннего права. Однако не все договоры о правах человека возможно реализовать на практике. Для реализации необходимо издание соответствующего внутригосударственного законодательного акта. На сегодняшний день законодательство Российской Федерации испытывает влияние международно-правовых норм по правам человека. Пункт 1 статьи 17 Конституции РФ провозглашает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с данной Конституцией». Данное положение дает основания понимать правовой статус человека в России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан. Ценности европейской цивилизации очень медленно, с большими трудностями начинают внедряться в России, которая не может быть отнесена к какому-то определенному типу цивилизации. Одна из важнейших составляющих европейской цивилизации, начиная с XVII века, - идея прав человека - никогда не была значимой в политических доктринах мыслителей России и поэтому не могла стать определяющим элементом общественного сознания, целью социального развития. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Права человека - явление многогранное, в силу чего невозможно дать одно верное и единственное определение прав человека. Права и свободы человека - это, прежде всего, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей. Помимо прав человека как объективной данности в тех или иных формах их существования, сложились и определенные представления, видения, понимания этого феномена, сформировалась теория прав человека. В современных научных воззрениях права человека представляют собой комплексную систему гуманитарного знания. Это знание включает основы таких наук, как философия, история политических и правовых учений, всемирная история (применительно к нашей действи¬тельности также история России и СССР), теория государства и права, конституционное право, международное право, международное гуманитарное право, политология, социология, экономика, этнология, религиоведение, педагогика, социальная психология. В международном праве в результате сотрудничества государств в последние десятилетия сформировалась самостоятельная отрасль с достаточно непривычным, и, казалось бы, тавтологичным названием: международное право прав человека . Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав16. Существует две основные группы прав человека: материальные и процессуальные права. Материальные права охватывают конкретные права и свободы, принадлежащие человеку: свободу слова, совести, выбора местожительства, право на образование и др. Процессуальные права - это предоставленные в распоряжение человека способы действия и связанные с ними институты, при помощи которых человек заставляет власть соблюдать и выполнять права. Это разделение не всегда четкое. Например, в некоторых случаях право на судебное разбирательство можно рассматривать как материальное (когда мы обращаемся в суд как к арбитру, который решит наш спор с другим человеком), а в других случаях (например, когда мы подаем в суд жалобу на организацию, которая нарушает наши права) - как процессуальное право. Материальные права охватывают права и свободы. Права, иногда называемые позитивными правами, - это активные обязанности властей по отношению к каждому из нас. Например, право на образование налагает на власти обязанность создать школы, в которых смогут учиться все дети. И в данном случае не столь важно, как решается вопрос оплаты за образование, т.е. предусматривается ли прямая оплата школы или уплата налогов в государственный бюджет, который выступает в роли посредника. А вот если ребенок не может получить образования в силу того, что при первом из названных выше решений нет эффективной системы выплаты стипендий, то нарушается право на образование. Точно также право на суд предполагает обязанность построить сеть судебных учреждений, в которые может обратиться каждый человек для разрешения важного для него дела. Свободы, иногда называемые негативными правами, это налагаемые на власть запреты вмешиваться в те или иные области нашей жизни. Свобода слова или свобода совести - это запрет вмешательства государственной власти в жизненные вопросы человека. Иначе говоря, если я имею на что-то право, то власти обязаны что-то для меня сделать. Если мне принадлежит свобода, то государство обязано воздержаться от каких-либо действий. Некоторые права считаются неотъемлемыми. Это те права человека, от которых он не может отказаться. Подписанный человеком документ, в котором он отказывается от личной свободы и поступает к кому-то в рабство, не имеет никаких юридических последствий, то есть попросту лишен значения. Но мы можем распоряжаться своим имуществом и ограничить свое право собственности, так как право на собственность не является неотъемлемым правом человека. Основным для концепции прав человека является понятие неотъемлемого, врожденного человеческого достоинства или, на языке общественного учения католической церкви, достоинства человека. Человеческое достоинство вытекает из самой сути человечества, оно присуще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и матерому преступнику. Человеческое достоинство - это не то же самое, что достоинство личное - понятие, близкое понятию чести. Личное достоинство мы зарабатываем сами, оно растет, если мы ведем себя благородно, и падает, если мы совершаем подлость. Основополагающим в концепции прав человека является первое из этих двух понятий, т.е. понятие человеческого достоинства . Права человека постоянно развиваются, их становится все больше как во внутреннем законодательстве, так и в международном (в этой связи следует упомянуть, что международное право определяет лишь минимальный стандарт защиты прав человека, признанный государствами с разными культурными и историческими корнями, этот всеми признанный минимум расширяет внутреннее законодательство данного государства). Предметом дискуссии сейчас являются не только новые, дополнительные права, но и новые проблемы и угрозы, например, угроза нарушения права на неприкосновенность частной жизни в связи с успехами информатики, проблема пределов научного поиска. Возникают новые права и свободы, идет поиск более эффективной защиты прав и мер противодействия нарушениям со стороны власти формально признанных прав человека. Склонность ограничивать права личности - имманентное свойство власти как таковой. В частности, это относится и к власти большинства. И поэтому никогда не исчезнет потребность в общественном движении в защите прав человека. Сегодня мы уже знаем, что чем прочнее демократия, тем сильнее и тем больше организаций, защищающих от посягательств властей индивидуальный и неповторимый характер каждого человека . В Российской Федерации принципы прав человека закреплены в Основном Законе Российской Федерации - Конституции РФ, вобравшем в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах. В статье 19 Конституции РФ указываются три основных её аспекта: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; равноправие мужчины и женщины. Главным гарантом прав и свобод человека и гражданина выступает государство. Вместе с тем Основной Закон предусматривает и участие самого человека в защите им своих прав и свобод. В ч. 2 ст. 45 указывается, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Конституция РФ исходит из неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. В ней указывается, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. В ч.3 ст.55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод. Также в Конституции закреплено правомерное использование своих прав и свобод каждым человеком. В ч. 3 ст. 17 Конституции предус¬матривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Закрепленные в Конституции РФ права и свободы могут быть разделены на три основные группы: личные, гражданские и политические и социально-экономические. К личным правам и свободам (ст. 20-29 Конституции РФ) относятся право на жизнь (ст. 20), право на охрану государством достоинства личности (ст. 21), право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25); право определять и указывать национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан России беспре¬пятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); свобода мысли и слова, право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29). В отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, гражданские и политические права и свободы связаны с обладанием лицом гражданства Российской Федерации: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Особую группу составляют социально-экономические права и свободы. К ним относятся право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собственности (ч. 1 ст. 35); право наследования (ч. 4 ст. 35); право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 1 и 2 ст. 37); право на индиви¬дуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44); право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46); право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46); право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53). Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция РФ закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку и гражданину, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества. В их число входят соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15); обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является также защита Отечества (ст. 59). В настоящее время, в связи с развитием общечеловеческих ценностей и культуры, проблема защиты прав человека вышла за пределы каждого отдельного государства, созданы универсальные международно-правовые стандарты основных прав человека. В современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником (то есть государством, подписавшим и ратифицировавшим международный документ по правам человека) независимо от его конституционного закрепления. Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности - личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. В зависимости от времени осознания и формулирования прав человека их подразделяют на три поколения. К первому поколению относятся гражданские и политические права - право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражают «негативную» свободу: они обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Эти права закреплены во Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций (1948 год), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 год), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 год). Личные (гражданские) права характеризуются тем, что государство признает свободу личности в конкретной сфере отношений; они призваны юридически защищать пространство действия личности, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации. Политические права и свободы можно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Ко второму поколению относятся социально-экономические и культурные права - право на труд и свободный выбор работы, право на социальное обеспечение, на отдых и досуг, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на участие в культурной жизни общества. Эти права принято называть «позитивными», для их осуществления государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в конкретную сферу, требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению данных прав. Должны создаваться социальные программы, вестись всесторонняя организационная и хозяйственная деятельность, которая позволяет гарантировать провозглашенные права. Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в статье 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 года, каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа . Второе поколение прав закреплено в различных конвенциях Международной организации труда, в Европейской социальной хартии (1961 год), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколах к ней. К третьему поколению относят коллективные права - права меньшинств, права народов, право на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, репродуктивные права и другие. Особенность этих прав состоит в том, что они могут осуществляться общностью, ассоциацией. Коллективные права не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива, определяются целями и интересами коллективного образования. В 70 - 80-е годы прошлого столетия ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, принимались региональные международные нормы, свой вклад внес Хельсинкский процесс. Следует заметить, что часть исследователей и практиков не относит коллективные права - права народов, наций, меньшинств - к правам человека, поскольку субъектом, носителем «прав человека» является индивид. Российское государство на сегодняшний день, в силу определенных исторических и политических причин, отстало от стран с давними демократическими традициями в развитии своего правосознания. Марксистско-ленинская теория резко отвергает понятие правового государства также, как и концепцию естественного права, естественных прав человека. «Однако современная практика демократических государств показала, что правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и уважении прав и свобод человека. Права человека и правовое государство - взаимообусловленные явления. Без одного не может быть и другого. В упрощенном виде правовое государство характеризуется следующими признаками: • признание и защита прав и свобод человека и гражданина; • верховенство права; • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; • взаимная ответственность граждан и государства». В действующей Конституции Российской Федерации закреплены положения о правовом государстве с достаточно подробно урегулированным разделением властей (ст. 1, 10, главы 4-7), верхо¬венством закона, с признанием и обязательствами защиты прав человека (глава 2). При этом пока рано говорить о России как о сформировавшемся правовом государстве. «Формирование правового государства и уважения прав человека -задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы» . Существует несколько объективных причин, препятствующих формированию правового государства в России. Одна из основных - исторические традиции. Либеральные идеи, начавшие развиваться в России во второй половине XIX - начале XX века, были отброшены режимом, установившимся после Октябрьской революции. Авторитаризм, отрицание прав человека на свободу выбора и самоопределение стали универсальными правилами в новой России. Первой попыткой вернуться к основам соблюдения прав человека стал перестроечный период. В настоящее время задача состоит в том, «чтобы сделать Конституцию РФ с ее ориентацией на личность подлинным, реально действующим Законом, чтобы системой мер - правовых, организационных, нравственных - создавать в обществе глубокое уважение к правам личности» . 3. СИСТ РАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ Механизмы защиты прав и свобод человека учеными и правозащитниками определяются как способы защиты прав и свобод человека, а именно созданные международными и национальными внутригосударственными нормами институты, осуществляющие контроль за соблюдением норм о правах и свободах человека как на внутригосударственном, так и на международном уровне. По мнению известных польских правозащитников Лешека Гарлицкого, Марека Новицкого и Анджея Жеплиньского, в каждом обществе действуют национальные механизмы, обеспечивающие уважение прав человека. Набор таких механизмов не одинаков и в разных государствах может отличаться по форме и содержанию. Тем не менее, можно выделить целый ряд внутригосударственных механизмов, в задачу которых входит гарантия соблюдения прав человека, или же они хотя бы располагают таким потенциалом. В число таких механизмов входят: • суды (конституционные, общей юрисдикции, мировые суды); • юридические учреждения гражданского общества; • механизмы прямой демократии; • право подачи петиций; • парламентские механизмы; • свободные средства массовой информации; • уполномоченный по правам человека . Вот как ими представлены данные механизмы: Суды. Суды могут эффективно действовать при условии структурной независимости от других ветвей власти. Правовой статус судьи делает его подлинно независимым. Основное условие независимости судей -должный механизм их подбора. Судьи часто назначаются главой государства (президентом), в других случаях в выборе принимают участие сами судьи. В некоторых странах (во Франции, Испании, Италии, а также в Польше) действуют особые судейские советы, в состав которых входят представители судей, а иногда парламента и правительства. Такие советы пользуются исключительным правом выдвигать кандидатов, а парламент может затем назначать судей только из числа кандидатов, выдвинутых советом. Назначение постоянно: снять судью с работы до достижения им пенсионного возраста можно только решением дисциплинарной судебной коллегии, действующей по особой процедуре. Ни президент, ни парламент не могут лишить судью занимаемой должности; этот принцип - основная гарантия независимости судебной системы. Компетенция судов. Определение компетентности судов должно базироваться на так называемом праве на судебное разбирательство, а это право предполагает, что окончательные решения по всем спорным вопросам, касающимся прав (обязанностей) гражданина, принимаются судом. Недопустимо, чтобы какая-то часть дел осталась за пределами судебного контроля, будь то вопросы уголовной процедуры (где потребности защиты прав человека особенно велики) или гражданское право, право по семейным делам и трудовым спорам, либо вопросы экономического или коммерческого порядка. Вышесказанное не означает, что любое дело должно рассматриваться судом от начала до конца; важно, чтобы соблюдалось положение о возможности передачи в суд всех дел для окончательного рассмотрения. Правовые учреждения в гражданском обществе. Особое значение для защиты прав человека имеет наличие в обществе свободы объединений и права на объединения. Властные структуры не имеют права регулировать или контролировать цели, ради достижения которых происходит объединение граждан. Более того, правительства должны проявить добрую волю в том, что касается финансового обеспечения неправительственных организаций (объединений, фондов), а функция неправительственных организаций (НПО) по надзору за органами государственной власти должна иметь правовые гарантии. Органы власти должны принимать во внимание отчеты НПО по соблюдению международных норм по правам человека. Кроме того, НПО должны иметь возможность мониторинга законодательного процесса в тех случаях, когда законы имеют отношение к правам человека. Они также должны иметь право осуществлять мониторинг правоохранительных органов, таких как милиция и тюрьмы. И, наконец, НПО должны иметь не ограниченную законом возможность вести просветительскую деятельность в области прав человека. Механизмы прямой демократии. Нередко в странах с демократической формой правления создаются очень крупные партии, а это может привести к так называемой «парламентской диктатуре» со стороны партий, которые по существу формируют правительство. Такое положение может отрицательно сказаться на тройственной структуре разделения властей (одни и те же люди сначала принимают законы, а затем применяют их). В качестве противовеса подобному развитию событий необходимо ввести в политические системы государств элементы непосредственной демократии. В конституциях многих государств предусматривается организация референдума, если определенное число граждан подпишет требование о проведении такового с целью отменить закон, вызывающий их несогласие. Государственные власти обязаны провести референдум в оговоренные конституцией сроки. Результаты референдума часто имеют обязательный характер. Вопросы налогообложения, как правило, на референдум не выносятся. Подобным образом, если определенная группа граждан подпишет требование о рассмотрении парламентом положений проекта какого-либо закона, парламент обязан выполнить это требование. Право подачи петиций. Право подачи петиций было включено гражданами США в Билль о правах, в текст первой поправки к Конституции. Американское и западноевропейское право на петицию принципиально отличается от права подачи жалобы в странах «реального социализма». Право подачи петиций предусматривает также возможность коллективного обращения к властям по определенным вопросам. Санкцией за игнорирование права граждан подавать петиции является провал на выборах. В странах же «реального социализма» жалоба была легализованной формой доноса (на предприятиях висели печально известные ящики для сбора жалоб). Дело было совсем не в том, рассмотрят ли власти жалобу гражданина или она не возымеет никакого действия. Парламентские механизмы. Право подачи петиций косвенно подкрепляется парламентскими запросами. Отдельные граждане и НПО обращаются к депутатам местных органов самоуправления или национального парламента, а те, в свою очередь, требуют от правительства объяснений по вопросам, затронутыми гражданами. Эта возможность часто используется для защиты прав и свобод человека. В случае серьезных нарушений прав человека парламент может назначить следственную комиссию. Комиссия имеет право выслушать показания всех должностных лиц, связанных с данным запросом; разбирательство проводится в соответствии с процедурой, предусмотренной Уголовным кодексом. Свободные средства массовой информации. Свобода печати заключается не только в свободном создании и распространении прессы, но и в обязательной «прозрачности» властей. Под этим понимается обязанность должностных лиц отвечать на вопросы журналистов. Существует только одна причина для ограничений -законоположения относительно государственной тайны и секретности некоторых государственных служб. Эти положения должны быть сформулированы очень точно; в правовом государстве журналист уполномочен обратиться с жалобой в суд, который обязан определить, действительно ли информация, в предоставлении которой журналисту было отказано, является секретной. Правом предусматривается также свобода журналиста проводить расследование действий органов государственной власти. Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен). Институт омбудсмена возник первоначально в Швеции, однако за последние тридцать лет он получил распространение во всем мире. Омбудсмен не выносит судебных решений (поскольку он лишен права принимать окончательные решения); это самостоятельный государственный орган, связанный с парламентом и назначаемый специально для рассмотрения жалоб граждан по поводу неправильных или незаконных решений, принятых по их делам государственными органами или судебными инстанциями. По традиции омбудсмен концентрирует свою деятельность на защите прав человека. С жалобой к омбудсмену может обратиться любой гражданин. Однако омбудсмен со своей стороны имеет право произвести отбор дел для дальнейшего рассмотрения. Он может расследовать все факты по делу. Придя к заключению, что имеет место нарушение закона или гражданину нанесен ущерб, омбудсмен может обратиться к компетентному государственному органу с требованием принять меры по исправлению положения. Будут ли его предложения приняты во внимание, зависит от того, насколько велик его неформальный авторитет. Механизмы в распоряжении граждан. В любом правовом государстве гражданин располагает несколькими важными правовыми механизмами. К ним относятся: 1) прямое действие конституции в области прав и свобод человека: если отсутствует закон, защищающий конституционные права и свободы, суд или государственный орган могут принять решение, основанное непосредственно на соответствующей статье конституции. В таком случае жалоба или иск подаются непосредственно на основании данного положения конституции. Если постановление какого-либо закона признается неконституционным, гражданин имеет действенное право требовать защиты непосредственно на основании статьи конституции вплоть до требования отмены неконституционного положения закона. Он также имеет право требовать, чтобы суд запретил дальнейшее нарушение данного права или свободы, причем такое требование может быть выполнено еще до вынесения судом окончательного решения по делу. Обнаружив, что имеет место нарушение какого-либо права или свободы человека, суд дает распоряжение приостановить действия администрации или восстановить ранее существовавшее положение вещей; 2) персональная, в том числе финансовая ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав и свобод . Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения. Элементами российского механизма защиты прав человека и гражданских свобод являются: 1. Национальное законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). 2. Судебные органы: Конституционный Суд; суды общей юрисдикции; арбитражные суды. 3. Административно-правовые способы защиты прав человека органами исполнительной власти. 4. Уполномоченные по правам человека представительных органов власти. 5. Комиссии по правам человека при главах исполнительной власти. 6. Неправительственные (общественные) правозащитные органи¬зации (НПО). Остановимся на некоторых из них. Национальное законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закрепляет следующее: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В связи с этим международное право и международные договоры являются основным фактором совершенствования внутригосударственного законодательства, в том числе в сфере прав человека. В Российской Федерации законодательную основу соблюдения прав и свобод человека и гражданина составляют Конституция РФ и конституции или уставы субъектов РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Взаимодействие правовых систем в сфере прав человека проявляется в согласованном регулировании отношений, относящихся к данному предмету регулирования. Для того, чтобы нормы международного права о правах человека можно было применять в Российской Федерации, они должны тем или иным образом обладать юридической совместимостью, что достигается приведением внутригосударственного законодательства в соответствие с между¬народными принципами и нормами. То есть это происходит при согласовании в процессе разработки, когда внутригосударственные правовые категории, принципы и нормы принимаются во внимание при подготовке международных договоров, а внутригосударственное законодательство приводится в соответствие со вступившими в силу международными договорами. Защита прав и свобод личности посредством уголовного судопроизводства предусматривается в положениях статьи 52 Конституции РФ: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Провозгласив в Конституции гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность силами органов государственной власти защищать эти права и свободы. Этой обязанности соответствует право каждого требовать от органов власти защиты своих прав и свобод. В защите своих прав в сфере уголовного процесса нуждаются множество людей: 1. Лица, прямо или косвенно понесшие ущерб от преступления. Это - потерпевший, гражданский истец, а также их представители и правопреемники. 2. Субъекты права на защиту от обвинения или подозрения: обвиняемый, подозреваемый, а также оказывающий тому или другому юридическую и моральную помощь защитник. 3. Защита прав и свобод может понадобиться и тем, кого не обвиняют, не подозревают, но привлекают к участию в следственных и судебных действиях для получения от них или с их участием информации об обстоятельствах дела: свидетели, владельцы обыскиваемых помещений . Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В статье 11 Гражданского Кодекса установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд (общий или арбитражный) либо третейские суды. В случаях, предусмотренных законом, устанавливается защита гражданских прав в административном порядке. Важное значение для определения места государственных органов в обеспечении, соблюдении и защиты прав человека имеет статья 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Таким образом, важнейшей функцией государственных и судебных органов является правозащитная деятельность. Одни из них могут заниматься этим наряду с исполнением иных функций, но есть и специализированные органы, основное назначение которых осуществление правосудия и соответственно защита прав человека и гражданина ЗАКЛЮЧЕНИЕ Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно остановиться на рассмотрении системы международно-правовой защиты прав человека, ее развитии, сочетании универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию. Права и свободы человека могут быть ограничены законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их. Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Конституция РФ, 1993 г. 2. Гражданский Кодекс РФ 3. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М.: Московская школа прав человека, 2007. 4. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М.: Московская школа прав человека, 2007. 5. Матузов Н.И. Личность, права, демократия. - Саратов, 1972. 6. Новицкий Марек. Что такое права человека? //Справочник для правозащитных организаций. - Варшава, 2006 г. 7. Права человека накануне XXI века. - М., 2007. 8. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е.А. Лукашева. - М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА», 2006. 9. Савицкий В.М. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина // Права человека: Учебник. - М., 2006. 10. Справочник для правозащитных организаций. - Варшава, 2006. 11. Татарстанский правозащитный энциклопедический словарь /Отв. ред. - Р.М. Булатов/ - Казань: РИЦ "Дом печати", 2007. 12. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. - Уфа: Политграфкомбинат, 2007. 13. Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. - М., 1883. |