Научное познание и знание |
Введение 3 1. Понятие научного познания. Научное и вненаучное знание 4 2. Объективация психологических явлений. Психологические факты, их виды 7 3. Специфика психологического знания 12 Заключение 16 Библиографический список 17 Введение Современная психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряженность, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека. Как система теоретических, методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений, научная психология позволяет осуществить переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. Между тем, в литературе до сих пор встречается представление о том, что психология не может считаться наукой, поскольку она не располагает объективными методами исследования, а психологическое знание иррационально, крайне субъективно и не имеет прогностической ценности. Это определило цель настоящего исследования - рассмотреть ряд актуальных для психологической науки вопросов. Задачи: 1. Проанализировать понятие научного познания, охарактеризовать научное знание, сравнить научное и вненаучное знание. 2. На основе анализа философской и психологической литературы рассмотреть проблему объективации психологических явлений, психологических фактов и их видов. 3. На основе анализа научной литературы изучить специфику психологического знания. Методом исследования является метод теоретического анализа научной философской и психологической литературы по проблеме исследования. 1. Понятие научного познания. Научное и вненаучное знание Познание есть процесс формирования знаний [5, С. 31]. Процесс познания состоит из ряда этапов: I этап - познание свойств и объекта как совокупности этих свойств. Его составляет опыт, наблюдения (в том числе инструментальные), созерцание объекта, через взаимодействие с ним. В результате этого выясняются некоторые свойства объекта соразмерные свойству субъекта и при взаимодействии (сопоставлении) выясняются относительные сравнительные величины этих свойств. Вырисовывается объект познания - относительное целое, конечная совокупность определённых при помощи способов познания (в сравнении со свойствами субъекта познания) относительных свойств. Производится определение его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств и набора свойств. При этом всегда останется непознаваемая часть свойств познаваемого объекта, которая не соразмерна свойствам познающего объекта (пустое множество неопределённых свойств). II этап - применение способов познани я объекта и общенаучных познанных ранее принципов. При помощи анализа совокупности определённых свойств и их величины, производится подбор и применение корректных способов познания изменения объекта от изменения его свойств. Это этап применения познанных ранее методологий познания (средств математики, физики, логики, каких-то моделей, анализа, житейского опыта и т.п). Цель II этапа - выяснение причинно-следственной зависимости изменения объекта (относительного целого) от изменения его свойств. Логическая структура данного этапа называется теорией. В способе познания, производится фактическое моделирование (представление) объекта и выясняются (проясняются) причинно-следственные связи, выясняется изменчивость целого от изменения его отдельных свойств. В этом проявляется относительность познания объекта способу его познания. Производится определение причинно-следственной зависимости (размерности, природы) объекта познания. Производится формулирование причинно-следственной зависимости целого от его свойств - формулируется закон природы познаваемого объекта. III этап - формулирование научного понятия объекта познания - как конечной относительной совокупности свойств, определённых соответствующими способами познания, и зависимостью объекта познания, как относительного целого, от изменения этих свойств. Это понятие становится базисным для дальнейшего познания. Таким образом, в процессе познания выстраивается расширяющаяся пирамида понятий познаваемой части природы, в которой каждое понятие является относительно первообразным, относительно последующих производных понятий. Понятие, становится конечной совокупностью относительных свойств и причинно-следственной зависимостью объекта-понятия от этих свойств, определённого при помощи конкретного способа познания. Все этапы познания проводятся на основе научно обоснованных принципов корректного познания и базисных для данного, познанных ранее понятий. Выстраивается общая методология. А далее, идёт непрерывный процесс чередования конечных познаваемых дискретных состояний. Процесс познания природы приобретает причинно-следственное понимание изменения объектов от изменяющихся свойств. Но познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды (научные революции), которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм. Выделяют следующие формы вненаучного знания: - ненаучное знание - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; - донаучное знание, выступающее предпосылочной базой научного. - квазинаучное знание - оно расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих; - антинаучное знание - сознательно искажающее представления о действительности, его предмет и способы исследования противоположны науке; - псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий; - паранаучное знание - несовместимое с гносеологическим стандартом; - лженаучное знание - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. 2. Объективация психологических явлений. Психологические факты, их виды Психология - наука о психических явлениях, о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности [12, С. 5]. Она выделяет три основных феномена в психической деятельности человека - это познание, эмоции и воля. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных явлений, которые делятся на три группы [10, C. 11]: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Они являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью и проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и свойств его личности. Психические процессы - это целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой [5, C. 7]. Выделяют следующие виды психических процессов: познавательные (ощущение, восприятие, мышление, сознание, речь, внимание, память, воображение), эмоционально-мотивационные (эмоции, чувства, настроения, воля). Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики. К психическим свойствам личности относятся темперамент, направленность, способности и характер. Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей - психический склад; это составляет ее индивидуальность [13, C. 212]. Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики. Проблему объективации психических явлений рассматривал Д.Н. Узнадзе. В связи с этим он отметил: «На человеческой ступени развития мы встречаемся с новой особенностью психической активности, с особенностью, которую мы характеризуем как способность объективации психического опыта» [15, С. 289-292]. По мнению исследователя, эта способность заключается в следующем: когда человек сталкивается в процессе своей активности с каким-нибудь затруднением, то он, вместо того чтобы продолжать эту активность в том же направлении, останавливается на некоторое время, прекращает ее, с тем чтобы получить возможность сосредоточиться на анализе этого затруднения. Человек выделяет обстоятельства этого последнего из цепи непрерывно меняющихся условий своей активности, задерживает каждое из этих обстоятельств перед умственным взором, чтобы иметь возможность их повторного переживания, объективирует их, чтобы, наблюдая за ними, решить, наконец, вопрос о характере дальнейшего продолжения активности. Непосредственным результатом этих актов, задерживающих нашу деятельность, является возможность признания их как таковых - возможность идентификации их: когда мы объективируем что-нибудь, то этим мы получаем возможность сознавать, что оно остается равным себе за все время объективации, что оно остается самим собой. Это создает возможность зарождения и развития речи. На базе объективированной действительности и развивающейся речи развертывается далее и наше мышление [1, С. 232]. Вместе с тем, объективация психологических явлений может быть рассмотрена и как одна из важнейших методологических задач современной психологической науки. Психический опыт как область «невидимого» нуждается в предметном представлении, или объективации. В основе объективации лежит анализ явление, выделение в нем отдельных компонентов и обозначение их терминами-понятиями. Такое «членение» опыта происходит само собой в том случае, когда мы имеем дело с «внешними объектами», т.е. объектами, которые имеют перцептивно (например, визуально) подтверждаемые пространственные границы и таким образом уже отделенные друг от друга. В этом случае достаточно просто назвать такой объект и включить это название в то или иное суждение. Дескрипция усложняется, если мы имеем дело с психическим опытом - с тем, что человек наблюдает «внутри» себя, а точнее - не «наблюдает», а ощущает и чувствует. Внутренний опыт - это непрерывный поток субъективных переживаний и, чтобы говорить о нем, необходимо поделить его на фрагменты, имеющие название. Однако во внутреннем опыте нет таких четких естественных границ, которые мы можем наблюдать у объектов внешнего опыта, а если они и существуют, то имеют сугубо личное (субъективное) значение, поскольку внутренний опыт принадлежит только тому человеку, который его испытывает [1, С. 234]. Необходимым условием и результатом рефлексии психического опыта является его объективация, его дискурсивная концептуализация в качестве особого рода объекта: «состояние», «чувства», «потребности» и пр. Как уже говорилось объективация происходит благодаря номинации и номинализации: когда мы даем название чему-то не существующему предметно, но существующему в нашем психическом опыте, мы создаем нечто объектное, отдельное от Я, противопоставленное ему. Объективация психического опыта осуществляется исключительно благодаря языку [1, С. 237]. Примером объективации психологических явлений может быть условное выделение в целостной структуре психики отдельных психических процессов. Выделение психических процессов - это условное разделение психики на составные элементы, возникшее вследствие влияния механистических представлений и аналитических тенденций на ученых в период становления научной психологии (на рубеже XIX-XX вв.). В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Психология, как и любая другая наука, основывается на фактах, на реальных явлениях действительности. Ученый тщательно собирает факты и подвергает их глубокому и разностороннему изучению. Сопоставляя наблюдаемые явления между собой, исследователь приходит к открытию тех причин и законов, которые лежат в их основе. Фактом вообще называется явление, существующее в действительности (или существовавшее в прошлом). Его можно увидеть, записать, заснять, т.е. воспринять как некую реальность. Поскольку психика человека выражена в психических процессах (память, мышление, ощущения) и в психических состояниях (уныние, радость), психологические факты имеют существенные специфические особенности: составляя внутреннюю сторону внешних человеческих проявлений, они доступны изучению лишь опосредованно. Например, человек испытывает большую радость от удачно выполненной работы. Окружающие люди видят лишь внешние выражения его чувства - мимику, движения. Но сами психические явления (радостное настроение, переживание чувства удовлетворения) остаются скрытыми. Чтобы изучить эти переживания: их возникновение, течение, изменения,- надо применить специальные методы. Психологические факты крайне разнообразны по содержанию, форме, объему, сложности, структуре. Это и ошибка, допущенная учеником в диктанте; и его проступок, в котором проявилась незрелость его нравственных чувств; и новое слово в языке двухлетнего ребенка; и самостоятельное суждение о литературном герое, которое высказывает пятиклассник [13, С. 38]. Для того чтобы определить, какие факты необходимо собрать, исследователь исходит из той задачи или темы, которую он намерен изучать. Содержанием фактов являются проявления у человека, субъекта, тех психических процессов, состояний, свойств, которые изучаются исследователем. Психологические факты не однозначны. Сходные состояния могут выступать иногда даже в противоположных формах. Чем большим количеством фактов располагает исследователь, тем более надежными будут его выводы о психологической природе изучаемых явлений. Только сопоставляя эти разнообразные факты, прослеживая в них общее, исследователь получает возможность сделать вывод об особенностях изучаемого явления. Основными фактами, которые изучает исследователь-психолог, являются действия человека и его речь, так как именно в них, прежде всего, объективируются, т.е. выступают, психические процессы и состояния человека. А. Действия могут быть очень разными по сложности, характеру, структуре и направленности. Это могут быть простые движения руки ребенка при письме, трудовые операции, спортивные движения, включающие целую систему движений и действий. Они могут быть чисто внешними, т.е. физическими, и внутренними, т.е. умственными, действиями (рассуждения, сравнения, умозаключения). Действия могут быть заученными (навыки) и проблемными (поисковые, исследовательские). Но какими бы ни были действия человека, они обычно чем-то вызваны, на что-то направлены, как-то подготовлены. Задача ученого состоит в том, чтобы расшифровать наблюдаемое действие и вскрыть, с какой целью человек его совершил, каковы были его побуждения, какие его психические качества проявились в этом действии. Б. Реальным психологическим фактом является и речь индивида. Точно фиксируя речь испытуемого во время его активного действия в разнообразных условиях, исследователь получает возможность собрать большой фактический материал и изучать его в дальнейшем. В. Дополнительно могут быть использованы и другие психологические факты - зафиксированные выразительные движения индивида: мимика, жесты, позы, интонации речи, в которых выражается его общее эмоциональное состояние и отношение к тому, что он делает или о чем говорит. Отмеченные особенности психологических фактов не являются исчерпывающими. Однако даже указанные черты позволяют представить себе сложность самого процесса изучения психических явлений. Чтобы обеспечить научную «чистоту» исследования, т.е. в первую очередь собрать доброкачественные факты, ученый должен владеть различными методами психологического исследования. 3. Специфика психологического знания Ведущая особенность психологического знания состоит в том, что оно возникает как результат осознания свойств сознания. В психологическом знании явственно обнаруживается то, что оно есть единство процессов объективации и субъективации, результат субъективации (осмысления) предварительно объективированных продуктов познавательной активности. Субъект психологического познания призван к тому, чтобы изыскивать средства и методы объективации продуктов субъективной активности, открывающих возможность доказательного интерсубъективного знания. Психология есть объективное знание о субъективной реальности [7, С. 16]. Специфика психологического знания рельефно обнаруживается при рассмотрении его в аспектах категорий истинности и осмысленности. Истинному знанию соответствует состояние когнитивного консонанса субъекта, согласованности, взаимодополнительности конституирующих его компонентов, а ложному знанию - (по крайней мере, имплицитно) состояние когнитивного диссонанса. Истина всегда осознанна, а ложь бывает как осознанной, так и непреднамеренной. Мы расцениваем нечто сказанное как истину лишь тогда, когда это происходит не случайно (не в результате простого совпадения сказанного с действительным положением дел), а преднамеренно. Вот, например, предложения, казалось бы, говорящие об обратном: «Я вдруг понял, что говорю правду», «Он сказал правду, сам того не подозревая». Первое высказывание означает, что я сказал нечто, но понял, что сказанное истинно, лишь в результате осознания этого. Здесь разделяются две стадии. Сначала я выполняю некое речевое действие, а затем по ходу его выполнения у меня возникает осознание его истинности, понимание того, что я говорю правду. Во втором случае высказывание свидетельствует о том, что правда как правда существует лишь для того (реципиента), который способен сознавать это. Для самого говорящего сказанное такого статуса может и не иметь [13, С. 9]. В этой связи следует отметить, что личностные опросники, широко используемые в настоящее время в исследовательской и консультационной практике, включают в свой состав так называемые шкалы искренности (правдивости)/лживости для оценки (коррекции) состояния респондента, его отношения к обследованию. Очевидно, что на вопросы типа «Случалось ли Вам говорить неправду?», «Случалось ли, что Вы не оплачивали поездку в городском транспорте?», «Смеетесь ли Вы неприличным шуткам?» респонденты могут отвечать, руководствуясь мотивами социальной желательности, ориентируясь прежде всего на то, какими бы им хотелось быть, какими они хотели бы предстать в глазах окружающих, а не на то, каковы они есть «на самом деле» со своими слабостями и недостатками. Специфика психологического знания, конечно, не в том, что оно может или не может быть истинным или ложным, а в том, каковы процедуры его верификации. В данном случае верификация предполагает соотнесение типичного, наиболее вероятного поведения со сформировавшимися у субъекта представлениями о должном, социально одобряемом поведении [13, С. 10]. Знание истинно, если образ объекта в сознании субъекта соответствует (тождествен) самому этому объекту. Применительно к психологическому знанию проблема сразу же обостряется, поскольку объект психологического знания также часто существует лишь в самом сознании. Что же в данном случае означают понятия соответствия и тождества. Практически во всех толковых словарях современного русского языка слово «истина» определяется так, что в толковании оказываются рядоположенными две идеи: (1) истина, - это то, что существует в самой действительности, и (2) истина - это то, что соответствует действительности. В первом случае истина - это то, о чем сказано, что осознанно, сама действительность, во втором - это то, что соответствует действительности, находясь вне этой действительности. Указанное обстоятельство выражает факт сосуществования двух философских традиций. Одна разрабатывает теорию истины в духе концепции корреспонденции (Аристотель, Тарский), другая - в духе концепции тождества - когерентности (Платон: тождество идеи (одного) и порожденной ею вещи (иного, многого); Гегель: тождество бытия и мышления). Важно, однако, то, что оба типа концепций дополняют друг друга. Говоря об определении истины через тождество или через соответствие, мы в первом случае ссылаемся на более «сильную», а во втором случае на более «слабую» абстракцию. За соответствием стоит содержание, сводимое не к полному, но к частичному тождеству, тождеству, в котором имеет место и различие. Рассматривая тождество как таковое, мы также всегда имеем дело с двумя, которые вместе с тем есть одно. К чему-либо одному предикат «тождество» релевантно приложим, когда это одно есть два. В этом смысле истина всегда парадоксальна. К приведенным из диагностических опросников примерам все же приложимы истинностные оценки, они имеют в виду согласованность определенных аспектов поведения и допускают в принципе объективную проверку. Однако наибольший интерес (наиболее значимую психологически информацию) мы получаем из ответов на вопросы, касающиеся сугубо субъективных состояний. «У меня почти всегда что-нибудь болит», «Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного», «Мне часто снится, что меня обижают», «Будущее мне представляется мрачным и бесперспективным», «Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю своих родителей». Представляется, что к ответам на подобные вопросы (согласие/несогласие с утверждениями приведенного типа) вообще не применимы истинностные оценки, что не существует критериев их верификации/фальсификации. Но это лишь одно из проявлений специфической парадоксальности психологического знания. Ошибка всегда есть ошибка категоризации. Парадоксальность истины в случае психологического и непсихологического знания раскрывается как бы с разных сторон. В случае психологического знания в тождестве/различии объекта и его образа на первый план выходит тождество, общность той сферы, в которой они оба существуют. В случае непсихологического знания на первый план выходит различие сфер психического и экстрапсихического. Психологическое знание истинно, когда субъект в изначальной тождественности объекта и его образа обнаруживает их различие. Психологическое знание ложно, когда субъект не способен преодолеть «изначальную» тождественность объекта и его образа, «расщепить» психологический атом. Уже было отмечено, что истина всегда осознанна, а ложь бывает как намеренной (осознанной), так и непреднамеренной (неосознанной). Вместе с тем существует третий тип ситуаций, по отношению к которым неприменимы предикаты «истина» и «ложь». Это ситуации абсурда. Абсурд есть абсурд, он не является ни истиной, ни ложью. Субъективно абсурду соответствует состояние утраты (отсутствия) личностного смысла. Не затрагивая проблему в целом, укажем лишь на один механизм, который ведет к обессмысливанию ситуации. Он заключается в разрыве иерархически соподчиненных уровней отражения. В этом случае мысль (представление) как продукт познавательного процесса не укоренена в чувственной ткани сознания, и, наоборот, чувственные данные не получили концептуального дополнения (осмысления - обобщения). В отличие от того варианта разрыва связей уровней познания, о котором мы вспоминали ранее в связи с характеристикой концепции Коменского, в ситуациях абсурда имеет место переживание разорванности этих связей. В этом смысле констатация абсурда также несет в себе определенную информацию - знание о состоянии субъекта, о той психической реальности, носителем которой выступает в определенных условиях человек. Психология - это не только определенным образом систематизированное знание о психической реальности, но это одновременно и многообразие взаимодействующих, а нередко и взаимоотрицающих друг друга направлений, каждое из которых претендует на наиболее адекватное изображение изучаемой реальности. Многообразие сосуществующих психологических подходов можно было бы также рассмотреть как многообразие типов психологических знаний. Оно возникает за счет того, что в разных направлениях приоритетное значение придается разным источникам получения эмпирических данных, разным процедурам (методам) их извлечения, разным способам истолкования полученных данных. Заключение Научное познание - это ключевое, базовое, фундаментальное понятие классической философии. Познание есть процесс формирования знаний. Уже древнегреческие философы обнаружили противоречия в этом процессе. Эти противоречия Зенон выразил в своих апориях «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стадион». По мнению древних греков, эти противоречия связаны с двояким происхождением знаний. Один источник знаний - чувства и ощущения. Другой источник - разум. Отсюда они сделали вывод, что знания не могут быть единым с тем, знанием чего они являются: есть объект познания, есть субъект познания и есть знание субъекта об объекте, которое получается с помощью чувств или разума. Современная психология - это наука, которая имеет свой предмет исследования, опирается на собственный методологический фундамент, имеет широкий спектр теоретических и практических задач, которые решает собственными методами исследования. Также современная психология располагает собственным научным языком и отличается обширным понятийным аппаратом. Психология как наука о психических явлениях и закономерностях их развития, всю психическую сферу человека условно делит на три группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Как и любая другая наука, психология основывается на фактах, на их глубоком и разностороннем изучении. Сопоставляя наблюдаемые явления между собой, исследователь приходит к открытию тех причин и законов, которые лежат в их основе. Фактом вообще называется явление, существующее в действительности (или существовавшее в прошлом). Поскольку психика человека выражена в психических процессах (память, мышление) и в психических состояниях (гнев, радость), психологические факты имеют существенные специфические особенности: составляя внутреннюю сторону внешних человеческих проявлений, они доступны изучению лишь опосредованно. Библиографический список 1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М. : Смысл, 2000. - 685 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2001. - 458 с. 3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. - М., 2000. - 528 с. 4. Дружинин В.Н. Психология. - СПб. : Питер, 2001. - 245 с. 5. Исторические типы рациональности / Отв. ред.В.А. Лекторский. - Т. 1. - М.: ИФРАН, 1995. - 350 с. 6. Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие / П.Г.Кабанов. - Томск: Изд. Том. ун-та, 2003. - 204 с. 7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 412 с. 8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. - М.: Владос, 2003. - 462 с. 9. Нижников С.А. Курс лекций: История философии / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007. - 384 с. 10. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб.: ЛитРес, 2009. - 464 с. 11. Психология: словарь под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: МПСИ, 2008. - 576 с. 12. Смирнов И. Философия: Учебник / И.Смирнов, В.Титов. - М.: Гардарики, 1998. - 288 с. 13. Столяренко Л.Д. Основы психологии: 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 665 с. 14. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. - М., 1966. 15. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с. 16. Чернов С.А. Начала философии. - СПб.: СПбГУТ, 2004. - 480 с. |
« Пред. | След. » |
---|