Системный подход в социологическом исследовании |
ПЛАН Введение. 1. Литературный обзор 2. Сущность и возможности системного подхода. 3. Сущность системного подхода в социологии. 4. Условия применения системного подхода. Заключение Литература. Введение Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостно-сти объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообраз-ных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление. Методы решения задач на основе системного подхода в той или иной степени применяются уже в течение 150 лет. Однако лишь в течение двух последних десятилетий их применение во всех сферах науки, производства и государственного управления стало действительно повсеместным. В понятие "системного подхода" вкладывается следующее содержание: точная формулировка требований, предъявляемых к решению задачи; наличие математического аппарата для ее исследования и набора критериев для оценки качества возможных решений. В простейшем случае применения системного подхода к задаче не обязательно детальное знание элементов системы, необходимых для реализации найденного решения. Прослеживая развитие систем, можно наблюдать постепенное развитие системного подхода и сделать вывод о необходимости постоянного совершенствования этой дисциплины и расширения области ее приложения. Справедливость такого вывода подтверждается непрерывным увеличением глубины и размаха использования достижений науки и техники в существующих системах и связанным с ним влиянием, которое оказывают системы на человеческую природу, цивилизацию и мораль. Все это расширило область применения методов системного подхода от начальной стадии - простого инструмента разработки - до определения направлений научных исследований и, наконец, сделало их средством определения путей социально-экономического развития. 1. Литературный обзор Центральное место в системном подходе занимают проблемы органи-зации и функционирования сложных объектов. Сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить операциональную "единицу" анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. В учении Вернадского В.И. о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. Богданов А.А. и др. начали разработку теории организации. Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике - теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Он сформировался в 40-60-е годы ХХ века. Наиболее полное и захватывающее изложение системного подхода, его истории, принципов и существующих направлений представлено в замечательной книге американского физика Ф. Капра "Паутина жизни". Социальные системы исследовались многими авторами . Но принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины 50-х годов. Его широкое распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической революции и, в частности, с использованием ЭВМ, что стало для него источником дополнительной привлекательности и породило надежды на придание исследованиям в этой области необходимой строгости, прочной теоретической обоснованности и эмпирической верифицируемости. «Идея систем, - писал, например, С. Хоффманн, несомненно дает наиболее плодотворную концептуальную основу . В качестве основоположника системной теории западные исследователи чаще всего называют эмигрировавшего в США австрийского ученого Людвига фон Берталанфи, работы которого в этой области получили широкое признание в научных кругах. Однако это не означает, что системный подход не существовал раньше. Специально проблемам сис-темной теории была посвящена изданная в 1920-е годы двухтомная работа нашего соотечественника А.А. Богданова "Всеобщая организационная наука (тектология)", в которой были проанализированы такие основополагающие понятия системного подхода, как "система", "элементы", "связи", "структура", "среда", устойчивость", сформулированы идеи относительно системных противоречий, законов функционирования и трансформации сложных систем и многие другие положения, которые в последующие годы, особенно в период бурного развития системной теории в середине XX века, нашли свое подтверждение и получили дальнейшее развитие. В применении к общественным наукам системный подход получил в эти годы плодотворное развитие в работах американских ученых Т. Парсонса и Д. Истона. 2. Сущность и возможности системного подхода Методические основания системного подхода. Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы объективной действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность нашего мира состоит в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергий и информации (разнообразия). Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т.д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существования объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией. В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах - генетические, морфологические и другие взаимодействия, в обществе - производственные, экономические и другие социальные отношения. Сущность системного подхода. Система - слово греческое, буквально означает "целое, составленное из частей". В другом значений - это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенный взаимосвязями частей. Термином "системный подход" обозначается группа методов, с помо-щью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодей-ствующих компонентов. Существует несколько разновидностей системного подхода: комлекс-ный, структурный, целостный. Необходимо развести эти понятия. Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с целым. Структурный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (ча-стей) и системы (целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единственным образом. При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. В узком смысле под системным подходом будем понимать примене-ние системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком смысле включает, кроме этого, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. Цели системного подхода. Системные описания являются средством решения многих теоретиче-ских и прикладных задач, встающих сегодня перед учеными. В теоретиче-ском, плане - это интеграция и систематизация знаний, устранение излишней избыточности в накопленной информации и сокращение за счет этого объема описаний, выявление инвариантов знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации явлений. Системный подход позволяет выявлять пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях (путем интерполяции и экстраполяции) предсказывать свойства отсутствующих частей описания. Прикладные задачи, решаемые с помощью системного подхода - это задачи диагностики, проектирования и управления. Системные методы позволяют представить информацию в адекватном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти впервые в изложении в социологии от индуктивного пути к индуктивно-дедуктивному. Системный подход не самоцель: в каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Общими задачами системных исследований анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются состав и структура системы, ее функции, интегральные характеристики (свойства), системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза строится модель реальной системы. Человек как предмет познания изучается многими фундаментальными и прикладными науками. Установлены уровни описания: биологический, физиологический, психологический, социологический. Выделению этих уровней в значительной степени способствовало то, что каждому из них соответствует определяющий его целостный объект: биологическому - клетка, физиологическому - организм, психологическому - сознание, социальному - личность. Интегралом этих уровней является человек. Функции системных описаний. Системные описания могут отражать статику и динамику систем, про-цессы, состояния, поведение и развитие. Такие описания представляют собой множество знаковых, символических и образных компонентов, сгруппированных и упорядоченных в соответствии со структурой объектов. Эта упорядоченность находит свое отражение в терминах слоистости, стадийности, периодичности, фазности и т.д. Описания объектов как систем выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и показательную. Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте. В прикладных областях, в том числе и социологической системные описания выполняют трансляционную функцию, функцию, функцию опти-мизации представления информации пользователю. 3. Сущность системного подхода в социологии Переход к изучению объектов в их целостности происходит сегодня почти во всех науках. И это не случайно. Аналитические методы, сыграв свою роль, сейчас все больше обнаруживают свою недостаточность. К необходимости целостных, системных представлений о социологии и его объектах приводят, с одной стороны, философские, научные идеи и знания, с другой - современные требования практики. Научная и практическая ограниченность частичных, односторонних знаний в социологии стала очевидной. Изучение общественных явлений, других социологических процессов вне связи друг с другом и вне изучения личности сейчас уже не может удовлетворить. От подобных абстракций трудно перейти к практике, к целостным реальным процессам. Поэтому преодоление такой односторонности - условие для достижения более тесно-го и непосредственного союза социологии с практикой. Целостный подход к социологии реализуется сейчас, во-первых, в по-строении абстрактных моделей «структуры социального объекта», а во-вторых, в комплексных исследованиях, в которых связь между разными со-циологическими параметрами устанавливается методами корреляции и фак-торного анализа. В обоих случаях в «структуру» или комплекс включаются такие составляющие, которые были выделены ранее, вне целостного подхо-да. При таком способе исследование, по сути дела, остается в пределах прежнего понимания научного предмета и не приводит к анализу реальных социологических механизмов. Исследования специалистов приводят к вы-воду о том, что это удается сделать, если идти: 1) от построения модели целого; 2) к выделению компонентов этого целого; 3) к изучению функционирования и связи данных компонентов. В настоящее время существуют различные направления решения проблемы системности. Весьма позитивным и перспективным можно счи-тать тезис В.С. Мерлина, согласно которому имеющие место подходы и уровни социологии следует рассматривать как различные концепции си-стемного подхода. Концепции различаются задачами, критериями выделе-ния элементов, подсистем, их иерархией . Специфику системных описаний весьма успешно представляет В.А. Ганзен. Автор полагает, что системный подход начинается с системного анализа социологии - с выявления ее функциональной структуры: опреде-ления состава функций, описания существенных признаков, отношений, связей между ними, что исключает их трактовку как автономных образова-ний. Акцент на частях позволяет анализировать их как элементы целого. Соответственно, синтез целого можно рассматривать как «диалектическое расчленение, состоящее из частей». С этой точки зрения система социоло-гии представляется как совокупность различных социологических явлений. Достоинство указанных положений в том, что они позволяют в полной мере использовать весь накопленный социологический опыт на уровне различных подходов . Переход к системности возможен на базе фундаментальных обобще-ний материала, полученного в досистемных изысканиях. Рассмотрение множества исследований показывает, как мне представляется, что в социо-логии сложилось положение, которое можно обозначить как «недостаток при избытке»: есть материал, однако сопоставить результаты, полученные разными авторами, сложно. Условия такого сопоставления известны, но в большинстве исследований они не выдерживаются. Отсутствует достаточно жесткая стандартизация методов, мало исследований проводится на одних и тех же испытуемых по различным методикам, что не позволяет проследить их развитие за более менее длительный период. Не выявлены виды и природа связей (функциональных и др.) между компонентами социологии. Отсутствуют сравнительные показатели (доступные для количественной и качественной оценки) социологических функций. В русле обозначенных проблем преждевременно пока отказываться и сворачивать исследования, отвечающие ранее выработанным концепциям. Путь к системности социологии лежит через выделение и объедине-ние рациональных элементов из сложившихся ранее подходов и концепций. Целостные описания отдельных субъектов системы постепенно подготовят основу для целостного описания всей системы. 4. Условия применения системного подхода Несмотря на то, что системный подход отличается универсальностью, его успешное применение в значительной мере зависит от профессиональной подготовки эксперта, который должен иметь четкое представление о специфических особенностях изучаемого объекта и уметь выявить эффективные показатели. Искусство выявления оцениваемых показателей основывается на четком представлении преимуществ, недостатков и специфики различных методов оценки. В первом приближении можно сформулировать следующую последовательность действий, которые составляют содержание процесса выявления оцениваемых показателей: - установление границы объекта, подлежащего оценке, т.е. представле-ние объекта в виде некоторой изолированной части реального мира. Расши-рение границ объекта повышает размерность и сложность многокомпонент-ного объекта и, тем самым, затрудняет анализ. Следовательно, в практике следует разделять сложные объекты на подсистемы, которые можно изучать по отдельности без излишнего упрощения реальной ситуации; - определение показателя эффективности, на основе которого можно оценить характеристики объекта с тем, чтобы сравнить с "наилучшим" показателем функционирования объекта; - выбор внутрисистемных независимых переменных, которые должны адекватно описывать показатели или условия функционирования объекта и способствовать тому, чтобы все важнейшие решения нашли отражение в оцениваемых показателях; - выбор метода анализа, охватывающего все показатели и отражающего влияние независимых переменных на значение показателя эффективности. Заключение В настоящее время единого системного подхода к оценке эффективности социологического исследования не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров исследования объекта зачастую провести невозможно, оценить все аспекты исследования не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности социологического исследования ограничивается анализом социологического состояния объекта. Поскольку задачей исследования является целенаправленное воздей-ствие на исследуемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность может быть оценена по степени достижения этих целей. Поскольку социологическое исследование носит информационный характер, то информация также представляет собой результат действия, а, следовательно, является "выходом" исследования. Кроме того, эффективность социологического исследования определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента исследования: - рациональностью структуры, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией объекта исследования, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем исследования. Таким образом, современная теория исследования приходит к необходимости учета многостороннего воздействия социологического исследования на объект, используя набор дополнительных критериев. Тогда система социологического исследования и его эффективность рассматривается не на одном, а на трех уровнях: • Как органическая часть более высокой системы. • Как самостоятельная целостная система. • Как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущи-ми им специфическими свойствами. Продукт исследовательской деятельности тоже трехмерен. Во-первых, он выступает как конечный, результат эффективности со-циологического исследования. Во-вторых, он выступает как промежуточный, в виде качества социо-логического исследования в целом. В-третьих, он является воплощением качества исполнения функций и этапов исследовательского труда. Анализ существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности социологического исследования позволяет выделить следующие направления анализа различных сторон эффективности как сла-гаемых общей эффективности исследования: • Социологические показатели эффективности исследования. • Эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики; соотношение целей исследования и объекта. • Эффективность информационной системы; информационное обеспе-чение исследования. Таким образом, современный комплексный анализ с точки зрения эф-фективности включает многосторонний учет социальных последствий дея-тельности, влиянию на исследуемый объект. Литература 1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические про-блемы. М.: Политиздат, 2005. 2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ.; Под ред. И.А. Ушакова. - М., 2004. 3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональ-ных систем // Принципы системной организации функций. - М., 2003. 4. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 2007. 5. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 2003. 6. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. Экономика, 1989, 7. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. - М., 2006. 8. Вайдлих В.Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных науках. - М., 2004. 9. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / Пер. с англ.; Общ. ред. и послесл. И.Б. Новика и В.Н. Садовского. М.: Про-гресс, 2007. 10. Горский Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2007. 11. Губанов В.А., Захаров В.В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Петросяна. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2007. 12. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М: Эко-прос, 1993. 13. Давыдов А.А. Системный подход в социологии: законы социальных систем. М., 2003. 14. Зотин А.И. Термодинамическая основа реакций организмов на внеш-ние и внутренние факторы. М.: Наука, 2007. 15. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1992. 16. Колесников Л.А. Основы теории системного подхода. - Киев, 2007. 17. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. Гвишиани, М.Лапина. М.: Политиздат, 2007. 18. Ларичев О.И., Мошкович Е.М., Ребрик С.Б. О возможностях человека в задачах классификации многокритериальных объектов // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука. 2007. 19. Луман Н. Общество общества. - М., 1997. 20. Льюнг Л. Идентификация систем. Теория для пользователя / Пер.с англ.; Под ред. Я.З. Цыпкина. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. 21. Математическая теория систем / Н.А. Бобылев, В.Г. Болтянский и др. М.: Наука, 1986. 22. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика / Под ред. Н.С. Соломенко. Л.: Наука, 1984. 189 с. 23. Парсонс Т. О социальных системах. - М., 2001, Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М., 1972. 24. Печуркин И.О. Энергия и жизнь. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2007. 25. Полляк Ю.Г. Основы теории моделирования сложных систем управления // Тр. радиотехнич. ин-та. 2007. № 29. 26. Технология системного моделирования / Е.Ф. Аврамчук, А.А. Вавилов и др.; Под общ. ред. С.В. Емельянова и др. М.: Машиностроение; Берлин: Техник, 2007. 27. Философский словарь / Под ред. В.И. Шинкарука. - Киев, 2003. 28. Флейшман Б.С. Основы системологии. М.: Радио и связь, 2002. |
« Пред. | След. » |
---|