Политическая власть |
Введение 3 1. Понятие власти. Специфика политической власти 5 2. Исторически сложившиеся формы проявления власти 9 3. Виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Принцип разделения властей 12 4. Центральная, региональная, местная власть 17 Заключение 22 Список использованных источников и литературы 24 Введение Проблема работы заключается в необходимости изучения места политической власти в обществе. Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. Среди них можно выделить ряд универсальных черт, объединяющих политическую власть с другими разновидностями социальной власти - экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а также специфические черты, присущие исключительно ей как собственно политическому явлению. Актуальность работы заключается в том, что власть является ключевым вопросом политики, занимающим центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение новых тенденций в развитии властных отношений необходимо для осмысления современного состояния России. Степень разработанности темы. Основой для написания работы выступили труды в области политологии К.А. Воробьева, А.С. Панарина, В.А. Ачкасова, А.А. Радугина. Начиная с древних философов, делаются попытки классификации власти по самому ее характеру. Аристотель провел деление на правильные и неправильные формы правления, смотря по тому, имеет ли власть в виду благо всех или интересы одной группы населения. В свое время вопрос политической власти рассматривал М. Вебер, облекать государственное принуждение в добродетель учил правителей ещё Никколо Макиавелли. Понятию власти уделяли внимание многие ученые, в том числе социологи, психологи и политологи. Объектом исследования выступает функционирование политической сферы жизни общества. Предметом исследование является исследование политической власти. Цель работы состоит в изучении особенностей политической власти. Достижение цели предполагает решение ряда задач: 1) охарактеризовать понятие власти и специфику политической власти; 2) рассмотреть исторически сложившиеся формы проявления власти; 3) изучить виды власти по их основному предназначению: законодательную, исполнительную, судебную; 4) рассмотреть центральную, региональную, местную власть. Основными методами исследования выступили анализ содержания источников литературы, а также сравнительный и описательный методы. Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы. 1. Понятие власти. Специфика политической власти Можно найти множест во определений власти. Так, власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения. Под властью подразумевается политическое господство над людьми. Властью выступают лица, органы, которые облечены соответствующими государственными, административными полномочиями. Власть подразумевает способность или потенциальная возможность принимать и осуществлять решения, которые оказывают воздействие на поведение и действия людей. Власть выступает одним из основных понятий современной политической науки. Но сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Это понятие встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни - в животном мире. Немецкий политолог М. Вебер дал самое простое общепризнанное определение власти, он видел в ней «способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле» . Власть выступает основой, объектом и движущей силой политики. Характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи является борьба за власть. Учение о власти является основополагающим в политологии. Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение). Предметом политики вступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми. М. Вебер сформулировал позитивистско-социологическая концепцию определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С . Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики. Сущностным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. Итак, характерные признаки власти: - доминирование властной воли; - наличие особого аппарата управления; - суверенитет органов власти; - монополия на регламентацию жизни общества; - возможность принуждения в отношении общества и личности. Политическая власть применяет разные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести: - право; - авторитет; - убеждение; - традиции; - манипуляции; - принуждение; - насилие. Необходимость политической власти заключается в следующем: 1) власть инклюзивна, она может проникать и функционировать во всех сферах общественной жизни. 2) власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.). 3) власть необходима для организации общественного производства. 4) власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле. 5) она поддерживает целостность и единство общества как социального образования. 6) власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества . Власть, как общественное явление, обладает организационными, регулятивными и контрольными функциями. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти: - анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; - определение собственной стратегии и частных, тактических задач; - репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения; - присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.); - распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.); - преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики. К основным отличительным признакам политической власти можно отнести: - легальность в использовании силы; - верховенство - обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории; - публичность, которая подразумевает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов; - моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений . 2. Исторически сложившиеся формы проявления власти Жизнь людей всегда неразрывно связана с властью, являющейся самым мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Власть политическая - это «ключевая разновидность власти, она обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций» . Но политическая форма власти наряду с созидательными возможностями может не только объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может выступать жестокой и несправедливой силой. Как таковая, власть по своей природе и происхождению, - явление социальное. Она складывается и существует в различных областях человеческой жизни, поэтому способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объему (семейная, международная и др.), и по объекту (личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения (демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам. Власть развивается, будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, в ходе эволюции человеческого сообщества, она приобретает различные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Власть появилась задолго до появления государства и его политической сферы. Приблизительно 40 тыс. лет она существовала в догосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. В течение последних 5 тыс. лет с появлением государства власть реализуется и в своей политической, публичной форме. Причем начальные, патриархальные (традиционные) формы политической власти серьезно отличались от ее современных форм. В частности, в политическом пространстве того времени отсутствовали какие-либо посредники между населением и государственными структурами, институт разделения властей или какие-либо иные элементы организации сложной межгрупповой конкуренции. Власть, механизмы принуждения в значительной мере основывались на примитивных отношениях «дарообмена» (М. Мосс), кумовства, протекционизма и других аналогичных связях, которые и заложили традиции взяточничества и коррупции в развитии государства . В обществе сейчас складываются формы надгосударственной политической власти, которые существуют с аналогичными способами регулирования социальных отношений отдельными (национальными) государствами. Так, ООН формирует всемирную систему международных, а Евросоюз - региональную систему властных отношений, в рамках которых отдельные государства несут определенную ответственность за соблюдение ими прав человека, выполнение межгосударственных договоренностей, за охрану природы и т.д. Их соответствующие институты - Совет Безопасности и Европарламент - контролируют исполнение отдельными государствами и частными организациями обязательных для них решений, применяя для этого систему конкретных мер воздействия: от торговых санкций и приостановки членства в международных организациях до экономической блокады и проведения военных акций в отношении отдельных государств. Несмотря на громадный интерес к власти долгое время люди не задумывались над ее источниками, соотношением различных форм, социальных возможностях и пределах, удовлетворяясь метафорическими и мифологическими представлениями об этом феномене. Только с XVI в. в социальной теории стали обсуждаться вопросы о том, кто имеет, а кто не имеет право на власть, каковы ее источники, пределы, атрибуты и признаки. Стали появляться идеи, наряду с безраздельно господствовавшими в то время теологическими подходами, согласно которым источники власти следует искать в живой и неорганической природе. Природа власти стала непосредственно связываться с врожденными чувствами, стремлениями людей к доминированию и агрессии. И хотя сегодня нет достоверных научных данных, подтверждающих наличие такого рода чувств, тем не менее, в категориях власти достаточно широко интерпретируются асимметричные отношения в живой природе или биологизируются человеческие связи в политической сфере. Проникают в науку и аллегорические представления о «власти природы над человеком» или «власти человека над природой». Многие ученые, относясь к власти как к сугубо социальному по происхождению явлению, длительное время рассматривали ее не как самостоятельный феномен, а как один из элементов государства (наряду с населением и территорией) или средство доминирования в межличностных отношениях. И со временем к власти стали относиться как к самостоятельному, качественно определенному явлению общественной жизни. В последнее время стали даже предприниматься попытки создания единой науки о власти - кратологии. В сфере политической науки власть превратилась в тот «концептуальный фокус, через который стали изучаться и описываться практически все политические процессы и явления: деятельность элит, организация системы правления, принятие решений и т.д.» . 3. Виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Принцип разделения властей В качестве оснований для типологии политической власти используются особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия. Под законодательной властью подразумевается право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом - корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) - нормативные акты государственного значения, которые имеют наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон - конституция). Подобные правила предопределяют основы общественно значимого (или полагаемого общественно значимым) поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов государства, государственных организаций и общественных объединений. Законодательная власть «включает выражение воли народа, его интересов, народного суверенитета. Так, законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти» . Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Наоборот, свою деятельность они основывают на нормах закона, применяют его. Только лишь органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия (хотя и не отменить его юридически), если признают, что закон противоречит конституции, т.е. основному закону, обладающему верховной юридической силой. Управление государством осуществляется органами законодательной власти, прежде всего путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях. Есть общегосударственные законодательные органы, органы субъектов федерации и законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер. Во всех государствах роль исполнительной власти весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. Она реагирует на предъявляемые ей обществом требования и ищет новые пути эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности. Законы, указы главы государства, решения судов, принятые парламентом, необходимо исполнять. Для этого создаются специальные органы исполнительной власти. Они ведут огромную повседневную работу по исполнению правовых актов, проводят организационные и иные мероприятия (например, в соответствии с законом о государственной границе создают систему ее охраны, законодательство о массовых демонстрациях требует от исполнительных органов устанавливать маршрут движения, закон о партиях - вести реестр политических партий и т.д.). Таким образом, они применяют распоряжения, издают правовые акты (в том числе нормативные) в пределах своих полномочий. Поэтому нередко говорится об исполнительно-распорядительной деятельности. Судебная власть является одной из форм проявления единой, неделимой государственной власти. Под судебной властью необходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных органов государства. К числу исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, закон относит правосудие. Содержание судебной власти, помимо правосудия, включает и другие функции: конституционный контроль; контроль за незаконными действиями и актами должностных лиц и органов при обжаловании их в суд; судебная защита чести и достоинства личности; судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан; судебная защита частной жизни; суд как гарант неприкосновенности жилища . Таким образом, судебную власть подразумевает вид государственной деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Судебную власть, помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут осуществлять и привлекаемые в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжные, народные и арбитражные заседатели Основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти является разделение власти. Оно возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества субъектами власти выступают учреждения, организации, поэтому разделение власти паодразумевает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество между этими властями продолжалось многие столетия. Для многих государств оно не завершено и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих регионов мира. В самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями. Разделение власти на государственном уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами между королевской властью и парламентами («Славная революция» 1688 г. в Англии, переросшая в войну короля и парламента, смену династий; Французская революция). Велась также многовековая борьба за право участия народа в правлении - избирательные права, иначе говоря, за разделение власти между государством и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено лишь в XX веке и то не повсеместно. В XVII веке появились проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную. Современные государства «основываются на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» . Выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями, имеет важное значение в системе разделения власти. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это характерно для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К таким странам можно отнести и Беларусь. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти. Важно учитывать, что власть разделяется не только между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные организации типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политических заговоров и переворотов. 4. Центральная, региональная, местная власть Деятельность органов власти осуществляется на 3-х уровнях: федеральном уровень, субфедеральном, местном. Федеральный уровень власти имеет центральные органы власти, расположенные в столице РФ и территориальные органы власти, расположенные в столицах субъектах РФ. Высшим должностным лицом на федеральном уровне является Президент РФ. Президент РФ является главой государства, является гарантом Конституции РФ (КРФ), прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Также как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Для обеспечения конституционных полномочий Президент создается специальные государственные органы: Администрация Президента (обеспечивает деятельность Президента и осуществляет контроль за исполнением решений); совет безопасности (осуществляет подготовку решений в области безопасности), государственный совет (совещательный орган по вопросам обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти), другие совещательные, координационные органы . Высшим предстатительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание РФ - Парламент РФ. Состоит из 2-х палат: Совет Федерации, Государственная Дума РФ. В Совет Федерации РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта. Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности и другое. К ведению Государственной Думы относятся: решение вопроса о доверии Правительству; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации и др. Исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством РФ, президиумом Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ: 1) разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, представление отчёта об исполнении федерального бюджета; 2) проведение в РФ единой государственной политики в области финансов, культуры, науки, образования, здравоохранения и т.д.; 3) управление федеральной собственностью (федеральным имуществом) и другое . Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: - законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; - высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; - иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ . Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть. Составной частью системы местного самоуправления являются территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. В систему местного самоуправления входят и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - «формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры» . Органы местного самоуправления являются важной составной частью системы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется уставом муниципального образования. В уставе содержатся полномочия представительных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и прдставительному органу местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Заключение Под властью подразумевается политическое господство над людьми. Властью выступают лица, органы, которые облечены соответствующими государственными, административными полномочиями. Власть подразумевает способность или потенциальная возможность принимать и осуществлять решения, которые оказывают воздействие на поведение и действия людей. Власть выступает одним из основных понятий современной политической науки. Но сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Это понятие встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни - в животном мире. Как таковая, власть по своей природе и происхождению, - явление социальное. Она складывается и существует в различных областях человеческой жизни, поэтому способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. В обществе сейчас складываются формы надгосударственной политической власти, которые существуют с аналогичными способами регулирования социальных отношений отдельными (национальными) государствами. Многие ученые, относясь к власти как к сугубо социальному по происхождению явлению, длительное время рассматривали ее не как самостоятельный феномен, а как один из элементов государства (наряду с населением и территорией) или средство доминирования в межличностных отношениях. И со временем к власти стали относиться как к самостоятельному, качественно определенному явлению общественной жизни. В качестве оснований для типологии политической власти используются особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия. Под законодательной властью подразумевается право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом - корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) - нормативные акты государственного значения, которые имеют наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон - конституция). Во всех государствах роль исполнительной власти весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. Она реагирует на предъявляемые ей обществом требования и ищет новые пути эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности. Судебная власть является одной из форм проявления единой, неделимой государственной власти. Под судебной властью необходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных органов государства. Деятельность органов власти осуществляется на 3-х уровнях: федеральном уровень, субфедеральном, местном. Федеральный уровень власти имеет центральные органы власти, расположенные в столице РФ и территориальные органы власти, расположенные в столицах субъектах РФ. Список использованных источников и литературы Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ 1993 г. 2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Учебники 3. Воробьев, К.А. Политология. М.: Академический проект, 2008. 432 с. 4. Лефорт, К. Формы истории. Очерки политической антропологии. СПб.: Наука, 2007. 275 с. 5. Панарин, А.С. Политология. М.: Гардарики, 2004. 480 с. 6. Теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2007. 340 с. 7. Политология / Под ред. В.А. Ачкасова. М.: Юрайт-Издат, 2006. 692 с. 8. Политология / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2009. 336 с. |
« Пред. | След. » |
---|