Влияние соматогнозии на психику больного Введение 3 1. Влияние соматического заболевания на психику больного 4 2. Понятие соматогнозии. Типы соматогностических реакций, этапы и факторы их формирования 6 3. Особенности больного, оказывающие влияние на формирование соматогнозии 9 Заключение 15 Литература 16 Введение Изучение психологического статуса больного привлекает сегодня все большее внимание исследователей. Любое заболевание, независимо от того, какова его биологическая природа и какие функциональные системы им по-ражены, сопровождается длительным, значительным перенапряжением внут-ренних сил и может являться таким событием, которое способно изменить течение жизни, заставить человека по-новому взглянуть на нее, ее смысл, се-бя самого. Разные больные по-разному относятся к своей болезни: одни бо-рются с ней, другие полностью покоряются болезни, третьи бравируют ею, четвертые не обращают на нее внимания, бегут из болезни в работу и т.д. Разные типы отношения к болезни и соматогностических реакций определя-ются не столько характером самого заболевания, сколько преморбидными особенностями личности больного. Проблема роли преморбидно-личностных особенностей в формирова-нии соматогнозии нашла свое отражение в работах Е.Ф. Бажина, Ю.Г Зуба-рева, А.В. Квасенко, О.В. Кербикова, Н.Д. Лакосиной, В.В. Николаевой и др. Но несмотря на множество публикаций, эта проблема до конца не изучена. Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что клиницисты до сих пор уделяют крайне редко учитывают особенности вос-приятия пациентом своей болезни. Между тем, учитывая современные дан-ные о влиянии соматогнозии на сомато-вегетативные функции организма, этому вопросу следует уделять самое пристальное внимание, поскольку ком-плексное клинико-психологическое исследование больного с учетом типа его соматогностических реакций облегчает понимание его внутреннего состоя-ния и позволит врачам прогнозировать результат лечения и выздоровления. Это определило выбор темы настоящего теоретического исследования. Цель исследования - изучить роль преморбидно-личностных особенностей в формировании соматонозогнозии. Метод исследования - теоретический ана-лиз научной литературы по проблеме исследования. 1. Влияние соматического заболевания на психику больного Болезнь - это процесс, возникающий в результате воздействия на орга-низм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого орга-низма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей сре-дой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций [1]. Заболевания, особенно тяжелые, инвалидизирующие, не ограничива-ются одними лишь телесными дисфункциями, но также оказывают сущест-венное влияние на психическую сферу больного, приводя к глубоким психо-логическим переживаниям. Любая болезнь характеризуется рядом специфи-ческих особенностей, затрагивающих значимые для больного сферы жизне-деятельности. Болезнь вызывает сдвиги в жизнедеятель
ности организма, ко-торые влияют на потребности и побуждения к деятельности, изменяя соот-ношение потребностей и поведение больного, заставляя его действовать с учетом этих новых мотивирующих факторов специфического характера [5]. Болезнь - это жизнь, стесненная в своей свободе. Она может препятствовать реализации жизненных планов, ограничивая сферу деятельности, круг инте-ресов, изменяя характер и содержание общения, влияя на направленность и ценностные ориентации личности. Объективная ситуация тяжелого, опасного соматического заболевания, отрыв от привычного социального окружения, возможность калечащей операции, инвалидность приводят к изменению объ-ективного положения человека в социальной среде. Развитие соматического заболевания - это процесс, который имеет на-чальную стадию, стадию разгара болезни и стадию окончания. Начальной стадии соматического заболевания свойственны отрицательные эмоции, что сопровождается изменением личностных ориентаций и способностей психи-ческой адаптации. Начальная психическая адаптация инвалидов носит психо-генно-стрессовый характер, что проявляется в виде тревог, растерянности, страха: заболевший человек растерян, не понимает, что с ним происходит, насколько это серьезно и к каким последствиям может привести. После уста-новления диагноза страх сменяется беспокойным ожиданием изменений. В стадии разгара болезни интенсивность субъективных переживаний и ощущений достигает своего максимума, и больной постепенно начинает адаптироваться к новому своему состоянию. Естественными и частыми эмо-циональными реакциями являются тревожное ожидание и надежда на выздо-ровление. Если улучшения состояния не происходит, больной начинает со-мневаться в правильности диагноза, адекватности терапии и компетентности врача. В такие периоды для больного особенно важна твердая позиция врача, простые, логически обоснованные объяснения, его уверенность и оптимизм. Если болезнь приобретает хроническое течение, то все чаще возникают периоды беспокойства и негативные эмоциональные всплески, может раз-виться кризис психического развития в целом и развития личности в частно-сти, приводя к наслоению на основное заболевание невротических симпто-мов. Прогрессирующее хроническое заболевание меняет всю систему отно-шений больного: значимыми становятся лишь те события, которые не проти-воречат вновь выделившемуся смыслообразующему мотиву сохранения жиз-ни. Вследствие этого появляется замкнутость, отчужденность, обеднение контактов, пассивность. Выделение мотива сохранения жизни ведет к фор-мированию ограничительного поведения: инертности, снижению активности. Об изменении личности больного при длительном течении болезни свидетельствуют: изменение содержания ведущего мотива деятельности; за-мена ведущего мотива мотивом более низкого порядка; снижение уровня опосредованности деятельности; сужение интересов, обеднение мотивацион-ной сферы; нарушение степени критичности и самоконтроля [20]. Связанное с заболеванием изменение личности больного оказывает влияние на поведение больного в ходе лечения, приверженность лечению, готовность к комплайенсу. Поэтому при работе с больным следует уделять внимание его психическим реакциям и типу реагирования на болезнь. . Понятие соматонозогнозии. Типы соматонозогностических реакций и этапы их формирования Изучение психологических реакций больного на заболевание предпо-лагает рассмотрение психологических аспектов его отношения к своему за-болеванию и к здоровью. Эти отношения составляют две стороны единого явления - соматонозогнозии. Соматонозогнозия - это психологическая характеристика соматическо-го здоровья, которая определяется содержанием отношения человека к сво-ему здоровью и заболеванию и которая является результатом взаимодействия личности, болезни и ситуации, связанной с ней. Становление субъективной картины болезни - это объективный позна-вательный процесс, имеющий ряд этапов развития соматонозогностических реакций: сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни [10]. 1. Сенсологический этап - отражает реакции больного на развившиеся явления дискомфорта, боли различной интенсивности и связанное с ними чувство социальной неполноценности. Дискомфорт - объективное ощущение дисгармонии, несогласованности физической и психической активности, снижения оптимальности личного благополучия и функционирования орга-низма. Интенсивность ощущения дискомфорта и болевых ощущений во мно-гом зависит от оценки существующих внешних условий, медицинского ухода и милосердия персонала, внимания родственников и знакомых, индивиду-альных особенностей нервной системы больного, его личностных особенно-стей и субъективного отношения к боли. У людей истощенных, слабого типа нервной системы даже незначительные болевые ощущения в данной ситуа-ции могут сопровождаться снижением активности, заторможенностью, апа-тией и целым комплексом вегетативных проявлений. Реакции возбудимых личностей на боль отличаются бурным протеканием, эмоциональными всплесками, а иногда наблюдается обратный процесс некоторой заторможен-ности и невосприимчивости к болевым ощущениям. Болевые ощущения со-провождаются не только эмоциями страха, жалобами и раздражительностью, но и способствуют формированию сильной мотивации на избавление от фру-стрирующего фактора, что значительно изменяет поведение инвалида, его желания, стремления и требования к себе и окружающим. 2. Оценочный этап - результат интрапсихической переработки боль-ным сенсологических данных. Данный этап характеризуется сопоставлением собственных оценок симптоматики болезненных ощущений и сопутствую-щих им переживаний с оценками страданий и болезненных переживаний других инвалидов. Результатом таких сравнительных процедур является вы-работка у больных более полной картины представлений о личной трагедии и ходе собственной болезни. Складывающиеся представления больного о себе и характере своего заболевания на этом этапе - это своеобразный сплав со-циального, социально-психологического и личностного компонентов. Оценочный этап завершается формированием собственного индивиду-ально-психологического «диагноза» причин, хода и перспектив лечения за-болевания, а также характера возможной социальной деятельности. Другими словами, психологическая картина соматического страдания преломляется в каждом конкретном случае через призму индивидуально-психологических особенностей личности, течения и исхода заболевания, социальных факторов среды. При этом больной в известной мере теряет индивидуальную свободу в своих оценочных суждениях, которые во многом зависят от самого хода и исхода болезни, характера общественных связей и контактов, свободы пере-движения, что в экстремальных условиях сопровождается развитием дисгар-моничных процессов и состояний, нарушением биосоциальной адаптации. 3. Этап формирования отношения больного к болезни - завершающий в становлении соматоагнозии и тесно связанный с предыдущими этапами. На этом этапе психология больного характеризуется, с одной стороны, ощуще-ниями физического порядка, представлениями о болезни, а с другой стороны, установлением определенных отношений к болезни, а именно: к болезнен-ным проявлениям; к факту наличия болезни; методам обследования и лече-ния; к тому, что ждет больного в будущем; к тому, кто и чем может ему по-мочь ситуационно; реабилитации и адаптации в другом статусе и роли. Пере-численные отношения формируются в ходе взаимодействия с близкими, семьей и больными со сходной патологией. Этап формирования отношения к болезни включает период осознания больным болезни и своего положения; период принятия своих новых физиологических и социально-психологических характеристик и возможностей; период поиска личностного смысла и путей выхода из создавшейся ситуации и определения домини-рующей линии поведения: пассивно-страдальческой; спокойно-выжидательной, амбивалентной; активного противодействия болезни и пр. Проявлениями поведенческой позиции больного могут быть: а) содружественные реакции и доверие в ответ на медико-психологическую и социальную помощь; б) спокойные и адекватные реакции на оказание любой помощи; в) защитные и патогенные реакции в ожидании различных рецидивов заболевания и соответствующих сомнений в положительном исходе лечения; г) негативные реакции, предубеждения, подозрительность и тенденци-озность в отношении оказания психологической и социальной помощи; д) панические реакции и настроения, которым сопутствует высокая внушаемость различным фобиям; ж) разрушительные реакции с неадекватным поведением, недоверие и игнорирование психологической и социальной помощи. Таким образом, соматическое заболевание - это сложный процесс, в котором наряду с клиническими страданиями человека наблюдаются соот-ветствующие им психологические сдвиги, специфика которых может быть обусловлена локализацией патологического процесса, длительностью забо-левания, выраженностью болевого раздражения и др. Но вместе с тем, харак-тер и выраженность психических реакций на заболевание во многом зависит от особенностей характера и личности больного, наличия в преморбиде ак-центуированных черт характера. 3. Особенности больного, оказывающие влияние на формирование соматонозогнозии Определяющую роль в становлении соматонозогнозий играет сама личность с присущими ей особенностями биологического, психологического и социально-психологического уровня. Личностные особенности могут спо-собствовать или препятствовать реабилитации и адаптации больного. Биологический уровень рассмотрения личности предполагает анализ, прежде всего, физиологических показателей реагирования на болезнь: стой-кость организма и его отдельных систем к перенесению экстремальных усло-вий жизнедеятельности, специфику функционирования сенсорных систем, особенностей развития опорно-двигательной и мышечной системы, а также пол, возраст, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Параметр пола человека оказывает несомненное влияние на субъектив-ное отношение к болезни и формирование типа реагирования на заболевание. Так, отмечено, что женщины в силу психофизиологических особенностей пола легче переносят болевые ощущения, состояния длительной ограничен-ности движений. Мужчины хуже, чем женщины эмоционально переносят длительный период ограничения движений или обездвиженности. Особенно ярко это проявляется в травматологической клинике, когда пациенту прихо-дится находиться в вынужденной позе в течение нескольких месяцев. Возрастные особенности человека также существенны при формирова-нии субъективного отношения к болезни и становления определенного типа реагирования на нее. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний. Так, у детей, подростков и молодежи более тяжелые психические реакции вызывают не столько болезни, представляющие угрозу для жизни, сколько болезни, делающие непривлекательным внешний вид (кожные, аллергические, калечащие травмы, ожоги). Это связано с системой ценностей молодого человека, в которой основополагающей потребностью является удовлетворенность собственной внешностью. У лиц зрелого возраста более тяжелые психологические реакции воз-никают на хронические и инвалидизирующие заболевания. Это связано с до-минирующими у человека зрелого возраста потребностями в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр. Тяжесть болезни часто оценивается больным, исходя ее из влияния на трудоспособность. Цен-ность того или иного органа может быть профессионально обусловленной. Еще одна особо значимая для зрелого человека группа заболеваний - так называемые «стыдные» болезни - венерические, психические и другие заболевания, несущие оттенок субъективной непрестижности. Психологиче-ская реакция на них обусловлена не столько угрозой здоровью, сколько пе-реживаниями по поводу изменений социального статуса и авторитета забо-левшего в случае, если об этом станет известно окружающим. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются бо-лезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудо- и ра-ботоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью. Особенности темперамента. По определению, темперамент - это харак-теристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Значимыми для выработки определенного типа пси-хического реагирования на заболевание параметрами темперамента являются эмоциональность, переносимость боли (как признак эмоциональности) и ог-раничения движений и обездвиженности (как параметр активности). Разное восприятие боли у разных людей зависит от их различных «бо-левых порогов» в силу психофизиологических особенностей. Субъективное чувство интенсивности ощущаемой боли существенно влияет на степень со-средоточения внимания человека на этом ощущении и, как следствие, на ее переносимости. Нередко порог болевой чувствительности коррелирует с уровнем эмоциональности. В рамках известных типов темперамента более низкие болевые пороги у холерика и меланхолика по сравнению с сангвини-ком и флегматиком. Также известно, что экстраверты и интроверты различно реагируют на боль: экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интроверты. Составной частью темперамента является параметр общей двигатель-ной активности или импульсивности, т.е. режим двигательной активности, подвижность, скорость движений и прочие моторные характеристики чело-века обусловлены наследственными психофизиологическими факторами. Вследствие этого ограничение подвижности, вызванные болезнью (прико-ванность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут фрустрировать лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту дей-ствий, склонность к интенсивной физическим нагрузкам. Психологический уровень личностного анализа касается преимущест-венно психических познавательных процессов, психических свойств и со-стояний, эмоций и воли инвалида. Познавательные процессы выступают в этом случае первичными регуляторами поведения, психические свойства - определяют качественно-количественные характеристики реагирования на болезнь и участвуют в формировании отношений личности. Психические со-стояния являются общим фоном протекания психических процессов и пси-хических свойств, что проявляется в бодрости или угнетенности, радости или унылости инвалида. Проявлениями психологического уровня личности яв-ляются особенности характера и индивидуально-личностные свойства. Феноменологическая и синдромологическая оформленность типа сома-тогностических реакций базируется на особенностях характера человека. Тип характера определяет выбор того или иного типа реагирования. Существуют две противоположные тенденции субъективного отношения к болезням - «стоическая» и «ипохондрическая». В рамках первой поведение больного направлено на самостоятельное преодоление недугов, плохого самочувствия. Противоположна ей тенденция сверхценного отношения к здоровью, тща-тельного анализа любых соматических проявлений, выявления первых при-знаков заболевания и гипертрофированно-тревожного внимания к ним. К личностным особенностям, влияющим на формирование субъектив-ного отношения к болезни, в первую очередь следует отметить мировоззре-ние и философскую позицию по поводу смысла жизни и жизни после смерти. Тип психического реагирования на заболевание в значительной мере опреде-ляется такой особенностью личности, как «антиципационная состоятель-ность», т.е. способностью предвосхищать ход событий, предвидеть поведе-ние окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации. К антиципационной состоятельности относится способность построения про-граммы собственных действий, к примеру, в случае появления тяжелой бо-лезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести с инвалидности или смерти. В антиципационную программу включается го-товность к любому исходу болезни (худшему, нежелательному или лучшему, желательному). Пациент с антиципационной состоятельностью создает не-сколько программ, распределяет между ними вероятности и готовит себя ко всем. Если пациент не вырабатывает антиципационной программы, нацели-вается лишь на один - желанный - исход событий («это - не онкологическое заболевание, врачи ошибаются»), то факт болезни может стать для него серь-езной травмой и вызвать неадекватные психологические реакции на болезнь. Уровень образования человека и уровень его культуры как личностные свойства также оказывают влияние на оценку субъективной тяжести болезни. Особо это относится к уровню медицинской образованности и культуры. Не-гативным в психологическом отношении оказываются крайности. Как низкая медицинская культура, так и высокая с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые реакции. Однако механизмы их будут раз-ниться, в одной случае это будет связано с недостатком, в другом - с избыт-ком информации о болезнях, их тяжести, течении и исходах. Социально-психологический уровень отражает связи личности с окру-жающими и обществом в целом. На этом уровне идет активный процесс формирования социальных потребностей, интересов, мотивов и установок, т.е. индивидуальная социализация человека. Сущность индивидуальной со-циализации заключается в формировании внутреннего мира инвалида, выра-ботке системы социальных отношений и общей линии поведения по отноше-нию к складывающейся действительности и самому себе. В самом общем виде можно сказать, что биологический уровень анали-за личности характеризует сенсологический этап становления инвалидности, психологический уровень больше связан с оценочным этапом, а социально-психологический уровень анализа проявляет себя на этапе формирования от-ношения инвалида к своей болезни. Выделяют 5 типов пациентов в зависимости от склада их характера 16]: 1. Больные циклотимного склада оптимистичны и доброжелательны, легко вступают в контакт, верят в хорошую перспективу лечения. Из-за не-дооценки опасности заболевания они нередко долго отказываются от обсле-дования и лечения. 2. Больные эпитимного склада угрюмы и раздражительны до злобно-сти, с прямолинейными, лишенными сомнений суждениями; они требуют четкой формулировки диагноза и перспектив лечения, сами дают рекоменда-ции врачу. Любое сомнение для таких больных мучительно, и, подчиняясь внутреннему сопротивлению этому состоянию, они сами создают гипотезу, тенденциозно укрепляя ее фактами и превращая в теорию происхождения своего заболевания. Они могут подробно объяснить, что и как у них про-изошло. С такими больными надо говорить четко и уверенно, по возможно-сти показывая анализы и рентгенограммы. Два-три слова, даже не понятных больному, но проникнутых оптимизмом, действуют весьма убедительно. 3. Больные ювенильного склада возбудимы и очень внушаемы, склон-ны бурно и многословно преувеличивать свои переживания. Плачут, громко рассказывают о себе, о положении дома, на работе в связи с болезнью, значи-тельно преувеличивая значение собственной персоны. Склонны к яркому фантазированию. Следует отметить, что переживания у больных с ювениль-ным складом личности весьма нестойки. Внимание их легко переключается на другой предмет, и они успокаиваются. Спокойный, доброжелательный разговор врача их легко успокаивает и способствует выздоровлению. 4. Больные астеническою склада - робкие, застенчивые, обидчивые, с вегетативной неустойчивостью. Они легко краснеют, не любят быть в центре внимания. Свою болезнь и ее прогноз воспринимают как судьбу. Добросове-стные и пунктуальные, они не склонны детально размышлять о заболевании, аккуратно выполняют все назначения врача и легко успокаиваются от уве-ренного тона, доброжелательной и доверительной беседы. Скорость их вы-здоровления зависит от того, насколько убедительны беседы с врачом. 5. Личности психастенического склада - мрачные, неловкие, во всем сомневаются, видят только плохие стороны, склонны преувеличивать опас-ность. Боятся всего неизвестного. Их переживания тягостны, эмоционально и мысленно насыщенны. Отсутствие четких определений и ясной перспективы в начальный период болезни нередко приводит таких больных к мысли о са-моубийстве. Они угрюмы, всем недовольны, их мучают сомнения. Тяжелые мысли лишают их сна, аппетита. Они замыкаются в себе, прислушиваются только к своим ощущениям. Дружеская беседа, уверенный тон и ободряющие разъяснения успокаивают их ненадолго. Снова и снова возникают сомнения, переживания. Такие больные очень долго выздоравливают, у них существует большая вероятность перехода болезни в хроническую форму [16]. Р. Баркер придает большое значение интеллектуальным способностям человека, непосредственно влияющим на формирование соматогнотических реакций и выделяет пять типов восприятия больными своей болезни: избега-ние дискомфорта с аутизацией (характерен для пациентов с невысоким ин-теллектом), замещение с нахождением новых средств достижения жизнен-ных целей (лица с высоким интеллектом), игнорирующее поведение с вытес-нением признания дефекта (при среднем уровне интеллекта, но высоком об-разовательном уровне), компенсаторное поведение (тенденции агрессивного переноса неадекватных переживаний на окружающих и др.), невротические реакции [6]. Заключение Анализ научной литературы по проблеме роли преморбидно-личностных особенностей в формировании соматонозогнозии показал, что соматическое заболевание - это сложный процесс, в котором наряду с кли-ническими страданиями человека, фазами и типами течения болезни, наблю-даются соответствующие им психологические сдвиги. Спектр возможных изменений психики соматических больных широк от преходящих негатив-ных эмоциональных реакций страха, депрессии, тревоги до невротических и психотических реакций на соматическое заболевание. Психологическая ре-акция на болезнь - это не случайные переживания, связанные с фактом бо-лезни, а закономерное психическое явление с собственной динамикой, спе-цифика которого во многом зависит как от локализации патологического процесса, длительности заболевания, выраженности болевого раздражения, так и от особенностей преморбидной личности больного. Соматонозогнозия, понимаемая как восприятие пациентом своей бо-лезни, представляет собой важный уровень системы отношений пациента в социальной ситуации развития его заболевания и включает следующие ас-пекты: восприятие человеком своих ощущений, чувств и эмоций, себя как личности в целом; восприятие информации о своем диагнозе; отношение к окружающим, включая мнение пациента о том, как к нему и его болезни от-носятся другие люди; восприятие социальных ситуаций, в которые включен пациент (учеба, работа, лечебный процесс и др.); отношение к прошлому, на-стоящему и будущим перспективам его жизни. Таким образом, соматогнозия формируется на основе личностных особенностей человека, его интеллекту-ального и эмоционального восприятия своей болезни. Раскрытие общих закономерностей психологической картины сомати-ческого заболевания углубляет и расширяет представления медицинских и социальных работников о состоянии больного, которое следует учитывать при организации медико-социальной помощи больным. Литература 1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Геррус, 2000. - 296 с. 2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: Кафедра-М, 1998. - 285 с. 3. Березин Ф.Б., Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Психологические механиз-мы психосоматических заболеваний. // Российский медицинский жур-нал. - 1998. - № 2. - с. 4-9. 4. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. - М.: Гэотар Медицина, 1999. - 376 с. 5. Волков В.Т., Стредис А.К. и др. Личность пациента и болезнь. - Томск: Класс, 2000. - 328 с. 6. Зайцев В.П., Храмелашвили В.В. Проблема мотивации больных ишеми-ческой болезнью сердца к участию в программе вторичной психопрофи-лактики // Психологическая диагностика отношения к болезни при нерв-но-психической и соматической патологии. - Л.: ЛГУ, 1990. С. 16-21. 7. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В. М. Методы психологической ди-агностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983, - 309 с. 8. Каган В.Е. Практическая психология для психологов и врачей: учеб. по-собие. - М. : Смысл : Академический проект, 2000. - 807 с. 9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - Спб.: Питер, 2006. - 959 с. 10. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. - Л.: Медицина, 1980. - 184 с. 11. Косырев В.Н. Клиническая психология. Учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологи. - Тамбов: ТГУ, 2003. - 124 с. 12. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. - М.: Медицина, 2007. - 416 с. 13. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. - М., 1984. - 272 с. 14. Личко А.Е., Иванов В.Я. Патохарактерологический диагностический оп-росник для подростков и опыт его практического использования. - Л.: Медицина, 1970. 15. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания // Хрестоматия по патопсихологии. - М.: Мир, 1981. С. 49-59. 16. Манухина Н.М. Система отношений соматических больных // Аспирант и соискатель. - 2003, - № 1(14), - с. 144-154. 17. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2001. - 592 с. 18. Михайлов Б.В., Сердюк А.И., Федосеев Б.А. Психотерапия в общесома-тической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Ми-хайлова. - Харьков: Прапор, 2002. - 128 с. 19. Нагаев В.В. Основы клинической психологии. -М.: Юнити-Дана, 2007. - 464 с. 20. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М., 1987. - 168 с. 21. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. - М.: Академический проект, Деловая книга, 2000. - 382 с. 22. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М. SvR-Аргус 1995. - 359 с. 23. Соколова Е.Д., Хаит Ф.И., Манухина Н.М. Функционально-ролевая по-зиция больного // Вопросы гуманитарных наук.- 2003, - № 1(4), - с. 358 - 362. 24. Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внут-ренней картины болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни. - Л., 1990. - с. 32-38. 25. Тухтарова И.В., Биктимиров Т.З. Соматопсихология: Учебно-методическое пособие.- Ульяновск: УлГУ, 2005. - 120 с. |