Понятия, значение и требования к материально-техническому оснащению лабораторий и кабинетов |
Понятия, значение и требования к материально-техническому оснащению лабораторий и кабинетов Содержание Введение 3 Понятия, значение и требования к материально-техническому оснащению лабораторий и кабинетов по теоретическому обучению 5 Заключение 20 Список литературы 22 Введение Содержание труда рабочих на производстве представляет собой дина-мичную, постоянно развивающуюся систему трудовых функций, необходи-мых для выполнения определенного вида работ. Оно изменяется и развивает-ся под воздействием совокупности ряда производственных факторов (типы производств, организация производства, организация труда), и среди них ве-дущее место занимает материально-вещественный фактор, включающий в себя средства труда и предмет труда. Для того чтобы наметить пути подготовки рабочих широкого профиля и рабочих высокой квалификации, необходимо не только выявить тенденции научно-технического прогресса, его характерные особенности, но и просле-дить, какое влияние он оказывает на содержание труда и формирование но-вой профессионально-квалификационной структуры рабочих. Это положение объясняет особый интерес к процессу высококачественной подготовки спе-циалистов любой специальности в условиях учреждений профессионального образования. Тема нашей работы: «Понятия, значение и требования к материально-техническому оснащению лабораторий и кабинетов по теоретическому обу-чению». Цель работы: теоретически охарактеризовать понятие, значение и тре-бования к материально-техническому оснащению лабораторий и кабинетов по теоретическому обучению. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования: изучить и проанализировать литературу по теме рабо-ты; охарактеризовать особенности, значение и требования к материально-техническому оснащению лабораторий и кабинетов по теоретическому обу-чению. Методами исследования являются: анализ литературы, обобщение и систематизация материала. Понятия, значение и требования к материально-техническому оснащению лабораторий и кабинетов по теоретическому обучению Профессиональное обучение – обучение взрослых. Между тем, его участники и организаторы нередко по инерции придерживаются давних школьно- студенческих представлений об обучении, в результате чего в значительно степени страдает его эффективность. Поэтому при составле-нии программ обучения, выборе его форм и методов обязательно долж-ны учитываться возрастные особенности обучающихся. К их числу относят-ся: Потребность в обосновании (смысле). Известно, что взрослые уча-щиеся очень внимательно относятся к обоснованию того, зачем нужно изу-чать данный курс или раздел. Они также интересуются тем, что будет, если они не освоят данный материал. Потребность в обосновании тесно свя-зана с заинтересованностью обучающихся. Назревшая необходимость. При профессиональном обучении даже указание руководства не всегда убеждает сотрудников в необходимо-сти обучения. Практическая направленность. Одна из особенностей взрослых – внимание к конкретным жизненным задачам и плохое восприятие отвле-ченных, абстрактных тем. Они приступают к обучению с желанием научить-ся, как на конкретном рабочем месте для получения конкретного ре-зультата нужно осуществлять конкретные действия, включенные в кон-кретный рабочий контекст. Вместо этого им, как правило, предлагается общий подход и общая модель. Путь преодоления данного противоре-чия лежит в тематической связи теории с типичными ситуациями и по-требностями фирмы [6]. Потребность в самостоятельности. Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность – основная черта поведе-ния и самосознания взрослого человека. Поэтому при обучении взрослых важно давать им возможность активно участвовать в учебном процессе, са-мим формулировать свои задачи, делать выводы. Жизненный опыт. Жизненный опыт взрослой аудитории по содержа-нию и объему значительно превосходит опыт школьников. Поэтому опыт участников целесообразно использовать как опору для изложения материа-ла, фона для иллюстраций, а также максимально широко использовать методы активного обучения, требующие высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс (анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тренинговые упражнения и т.д.) Учебно-профессиональная деятельность – это процесс усвоения зна-ний, овладения навыками, структурно включающий следующие компоненты: восприятие учебного материала, его осознание, осмысление, запоминание и обобщение, систематизация и применение. Все компоненты тесно связаны и взаимопроникают в учебно-производственном процессе. В настоящее время увеличивается спрос на углубленное (продвинутое) профессиональное обучение. Оно включает в себя не только усвоение знаний и умений, позволяющих работнику не только исполнять трудовые функции рабочего, но и самому регулировать свою профессиональную деятельность, управлять ей. Весь процесс подготовки будущего специалиста состоит из двух со-ставляющих: теоретической и практической подготовки. Теоретическая подготовка предполагает овладение в процессе обуче-ния необходимыми знаниями по специальности. Практическая подготовка предполагает на основе полученных ранее знаний и умений формирование стойких профессиональных умений и навыков. В процессе обучения в учре-ждениях начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования теоретическая и практическая подготовка тесно связаны между собой, взаимоопределяют содержание, сроки изучения и структуру подготов-ки специалистов по данной специальности [7]. Благодаря приобретению общетрудовых навыков и умений закладыва-ется фундамент профессиональных знаний, умений и навыков, и от того, на-сколько он прочен, будет зависеть успех производственного обучения. Каждый уровень подготовки требует использования собственной сис-темы средств, приемов, методов. Теоретическое обучение проводится в большей степени в учебных ка-бинетах, аудиториях – это класс или аудитория, оборудованные учебными и наглядными пособиями для занятий по определённому предмету. Учебный кабинет (лаборатория, мастерская) – это учебное подразделе-ние государственного образовательного учреждения среднего профессио-нального образования, являющееся средством реализации Государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального об-разования, призванное обеспечивать оптимальные условия для овладения общеобразовательными, профессиональными и производственными знания-ми, умениями и навыками обучающихся, студентов (курсантов), создавать условия для развития личности и реализации её творческой активности. Оснащение кабинета (лаборатории, мастерской) включает в себя сле-дующее: • учебно-методическую документацию; • учебную литературу по предмету (дисциплине); • учебно-наглядные пособия; • лабораторно-практическое оборудование или производственное оборудование для выполнения практических занятий и учебно-производственных работ; • ТСО; • ЭСО; • банк контрольных измерителей [9]. Занятия в учебном кабинете (лаборатории, мастерской) должны слу-жить активизации мыслительной деятельности обучающихся, студентов (курсантов); формированию системы мониторинга и контроля качества зна-ний выпускников; формированию прочных знаний, их практическому при-менению, производственных навыков; развитию у обучающихся, студентов (курсантов) способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу; вос-питанию высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и спе-циалистов. Паспорт кабинета - это комплект документов и материалов, опреде-ляющий уровень обеспеченности дисциплины основным и специальным оборудованием, учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного пла-на. Паспорт разрабатывается в соответствии с содержанием рабочей про-граммы дисциплины и обеспечивает: необходимый уровень и объем содержания образования; организацию обучения, включая контроль знаний (текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию); методическое сопровождение процесса обучения; дополнительную информационную поддержку процесса обучения ин-формационно-справочными материалами. Порядок паспартизации кабинета (лаборатории, мастерской производ-ственного обучения) Требования к устройству, содержанию, организации образовательного процесса должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим требова-ниям к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионально образования (СанПиН 2.4.3.1186 - 03) [7]. В кабинете, лаборатории, мастерской п\о необходимо иметь: оснащенную аптечку; памятку по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчаст-ных случаях; инструкцию по технике безопасности для обучающихся, разработан-ную в соответствие с действующими отраслевыми инструкциями по охране труда; журнал учета инструктажа по безопасности учебного процесса. Общие требования безопасности к оборудованию в производственной мастерской: техническая исправность оборудования, наличие заграждений, зазем-лений, самовыключателей, защитных устройств, предохранителей и других средств, обеспечивающих безопасность работы обучающихся; достаточная освещенность рабочей зоны, обеспечение условий для наименее утомительной рабочей позы обучающегося и наиболее экономич-ных движений, оснащение в случае необходимости устройствами для работы сидя; оснащение аварийной сигнализации, устройствами для дистанционной связи с мастером производственного обучения; удобства для текущего обслуживания оборудования, очистки и уборки. В Большой советской энциклопедии под лабораторией понимается «учреждение или отдел, подразделение научно-исследовательского институ-та, проектно-конструкторской организации, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, культуры, учебных заведений и др., проводящие научные, производственно-контрольные и учебные эксперименты. Научно-исследовательские лаборатории могут быть и самостоятельными структурными подразделениями в составе академий на-ук, министерств, ведомств и др. [2] В вузах различают три типа лабораторий: учебные (по отдельным учебным дисциплинам) для проведения лабораторных занятий со студента-ми; проблемные для решения крупных научно-технических поисковых про-блем преимущественно по фундаментальным наукам; отраслевые для реше-ния актуальных прикладных задач определенной отрасли народного хозяйст-ва. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефронова определяет «лабораторию», как «помещение, приспособленное для различных специаль-ных исследований (химических, физических, технических и механических); обыкновенно при высших учебных заведениях, заводах, аптеках и пр….». Если провести анализ предложенных формулировок то под «лабораторией» следует понимать – организацию или структурное подразделение организа-ции, которые измеряют, испытывают, контролируют, проверяют или любым другим способом определяют свойства и функционирование продукции и материалов. По мере осознания роли испытаний при развитии производства и тор-гового обмена, была выявлена необходимость установления единых прием-лемых для всех лабораторий требований, обеспечивающих получение объек-тивных и достоверных результатов испытаний. Такие требования определены в международном стандарте ИСО/МЭК 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибро-вочных лабораторий» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»). В соответ-ствии с разделом «Область применения» стандарт «устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровку, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методам, нестандартным методам и методам, разработанным лабораторией» [10]. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 применим «для всех организаций, осу-ществляющих испытания и/или калибровку. В их число входят, например, лаборатории, являющиеся первой, второй или третьей стороной, а также ла-боратории, где проводятся испытания и/или калибровка, составляющие часть контроля и сертификации продукции. Настоящий стандарт распространяется на все лаборатории независимо от численности персонала или видов их деятельности в области испытаний и калибровки…». Как видно из вышеизложенного, любые лаборатории, проводящие раз-личные виды испытаний, такие как физические, механические, химические (в том числе по определению качественных и количественных показателей, применяющие различные аналитические методы, или называемые эколого-аналитические лаборатории, лаборатории контроля качества, производствен-ные лаборатории и т.п.) в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 определяются как испытательные лаборатории. Важнейшей задачей любой лаборатории является получение достовер-ных результатов. В связи, с чем возникает первоочередная задача организа-ции деятельности лаборатории таким образом, чтобы гарантировать качест-венное проведение испытаний [7]. Основные требования к учебному кабинету. Наличие в кабинете нормативных документов, регламентирующих дея-тельность по реализации государственных образовательных стандартов: образовательный стандарт на предмет (дисциплину), обязательный ми-нимум содержания по предмету среднего (полного) общего образования; рабочие программы по предметам (дисциплинам); календарно-тематические планы; контрольные измерители. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимым для выполнения образовательных программ теоретического и производственного обучения. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным програм-мам. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточ-ным материалом в соответствии с программами теоретического и производ-ственного обучения [9]. Наличие и обеспеченность обучающихся, студентов (курсантов) ком-плектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований образовательного стандарта теоретического и произ-водственного обучения. Соблюдение эстетических и экологических требований к оформлению кабинета: • наличие озеленения кабинета; • наличие постоянных и сменных информационных стендов по предмету (дисциплине) и профессии (специальности); • рекомендации для обучающихся, студентов (курсантов) по под-готовке к тестированию, экзаменам и зачетам; • нормы оценок; • образцы творческих работ обучающихся, студентов (курсантов); • межпредметные связи; • материалы и работы с экологической направленностью; • правила техники безопасности работы и поведения в кабинете; • материалы, отражающие профнаправленность предмета Соблюдение техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ, пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном каби-нете, средства пожаротушения, аптечка). Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной про-грамме, факультативным занятиям, консультациям [1]. В лабораторных условиях применяются следующие методы: - Упражнения на тренажерах. Тренажер – это техническое средство обучения, позволяющее имити-ровать трудовые навыки, производственные условия в производственном процессе. С применением тренажеров проводятся упражнения в отработке трудовых умений и навыков в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовывать такие упражнения в реальной производственной обстановке. Упражнения на тренажерах (главным образом в управлении технологическими процессами) характеры прежде всего для обучения профессиям, где основные части трудового процесса не могут быть самостоятельными частями процесса обучения (по причине дороговизны оборудования; повышенной опасности, непрерывного характера технологи-ческого процесса). В каждом тренажере, имеющемся на предприятии для обучения вновь поступивших на работу выделяют тренировочную часть, ин-формационную часть; контрольный пульт управления. В последнее время получил развитие другой перспективный подход к созданию тренажеров. Основанный на применении математического модели-рования. В этом случае для моделирования используются не физические мо-дели, а их аналоги на базе электронно-вычислительной техники, позволяю-щие точно имитировать параметры технологических процессов и их связь между собой. (12; 124) - Интерактивное обучение. В настоящее время интерактивное обучение начинает широко исполь-зоваться в практике бизнес-обучения как альтернатива традиционным мето-дам обучения. Интерактивным обучением называется освоение учеником опыта, ос-нованное на взаимодействии. В данном случае преподаватель не дает гото-вых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску. И в этом отношение меняется его роль по сравнению с традиционным обучением: активность преподавателя уступает место активности обучаемых, его задача – создать условия для их инициативы. - Показ приемов трудового действия. Применение этого метода в процессе обучения в трудовом коллективе имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудового действия (приема, операции, способа выполнения работы, трудового процесса в целом). Такой образ является для учащихся образцом, с которым они сравнивают вои действия в процессе выполнения упражнений соответствующих приемов, операций способов. Особое значение имеет показ трудового действия при первоначальном изучении приемов, операций, функций, обязанностей. Члены трудового кол-лектива должны всегда знать, что при первоначальном показе трудового дей-ствия изучаемые приемы, операции, способы работы, правила организации труда для учащихся – новое, незнакомое, трудное дело и они особо нуждают-ся в четком и доходчивом их разъяснении. Для работника трудового коллек-тива, который является квалифицированным специалистом, все эти приемы, способы, правила, обязанности никакой трудности не представляют. От этого и происходят те недостатки в инструктировании которые характерны для не-опытных. Они на первых порах затрудняются выделить главное, определить, что трудно для учащихся выделить главное, определить, что трудно для уча-щихся, чему нужно уделить большее внимание, как довести доя учащихся наиболее эффективно. Опытный работник всегда знает, в чем чаще всего ис-пытывают затруднения практиканты, какие типичные ошибки они допускают и процесс вводного инструктирования строится с позиции предупреждения этих ошибок и затруднений [7]. Воспринимая показ, учащиеся должны не только понять, но и запом-нить то, что показывает наставник во всех деталях. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд. Эффективность показа трудовых приемов и способов как метода обу-чения в трудовом коллективе, зависит от соблюдения ряда правил и условий: Важно уметь убедить учащихся в практической значимости и важности изучаемых приемов и способов, в необходимости качественного их усвоения для успешного овладения профессией, т.е. создать у учащихся положитель-ную установку на качественное освоение показанного; Необходимо обеспечить хорошую видимость показываемого; Демонстрацию приемов следует сочетать с демонстрацией наглядных пособий, а также с использованием инструкционных карт и технических средств обучения; Следует широко практиковать попутный контроль восприятия учащи-мися показываемого, повторный показ трудных для восприятия приемов, по-буждать учащихся задавать вопросы мастеру, работнику, если им что-то не-понятно [8]. Оснащение кабинетов, мастерской п\о, лаборатории должно соответст-вовать требованиям к устройству, содержанию, организации образовательно-го процесса в учреждениях НПО (СанПиН 2.4.3.1186 - 03 п. п.2.2.1, 2.2.2, 2.2.3). Требования к оснащению кабинета, мастерской п\о делятся на общие и специальные. Общие требования к средствам обучения представляют собой комплекс норм и условий, обеспечивающих оптимальные возможности повышения эффективности учебного процесса в соответствии с поставленными дидакти-ческими целями и задачами обучения. К специальным требованиям по оснащению мастерской относятся ус-ловия, необходимые для формирования и развития профессиональных ком-петентностей. Основу требований к оснащению учебно-материальной базы составля-ют перечни основного и вспомогательного технологического оборудования, рабочего и контрольно-измерительного инструмента, приборов, приспособ-лений, оснастки и др. К обязательному оснащению относятся: подиум, на котором размещается оборудование; рабочий стол, стул преподавателя (мастера п\о), классная доска, учени-ческие столы и стулья; устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполне-ния учебно-производственных работ; помещения для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации, дидактических и технических средств обучения; шкафы для хранения спецодежды. К дополнительному оснащению относятся: препараторская; пульт демонстрационного управления; оборудование специального назначения (специальный щит для подачи на рабочие места учащихся электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п., умывальники с подачей холодной и горячей воды). Оснащение кабинета должно в себя включать: 1. стенды, посвященные основным разделам курса; 2. требования Государственного образовательного стандарта по уровню подготовки выпускников данной специальности, ос-новные требования к уровню знаний, умения и навыков, нор-мативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в процессе подготовки специалистов по данной специальности; 3. необходимые устройства и оборудование, важное для обеспе-чения обучения в профессиональном аспекте [3]. • Например, перечислим оборудование, обеспечивающее наи-более эффективную работу в процессе практического обуче-ния по автомобильным специальностям, которое обеспечит более эффективное обучение по специальности. В идеальном варианте желательно его фактическое наличие при оснащении лабораторий и мастерских, в более объективном случае – опи-сание данных приборов и способов работы с ним. Кроме того, отдельными компонентами, желательно – живыми образ-цами, должны быть представлены следующие структурные части: • ходовая часть: передняя и задняя подвески; • рулевое управление: рулевое колесо, рулевая колонка, руле-вые тяги; • тормозной механизм: тормозной механизм переднего и задне-го колес, колесный цилиндр, привод; • электрооборудование: блок и реле предохранителя, генератор, стартер, система зажигания, панель приборов; • двигатель и его системы; • трансмиссия и ее составляющие [5]. Кроме перечисленных натуральных объектов, являющихся составной частью оснащения кабинета по подготовке мастеров по автоделу, особое ме-сто как уже отмечалось выше, при подготовки данного рода специалистов, отводится дидактическим пособиям: методическим рекомендациям, методи-ческим разработкам и т.д. При составлении требований к оснащению образовательного процесса учитывается ряд особенностей функционирования мастерских. Технические характеристики применяемого оборудования должны соответствовать пси-хофизиологическим возможностям студентов, учебное оборудование должны быть компактным, чтобы не перегружать объем помещения мастерской и при этом состав учебного оборудования должен обеспечивать возможность вы-полнения всех основных технологических операций, предусмотренных при-мерными учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда. Освоение содержания образовательных областей происходит в процес-се практической деятельности учащихся, поэтому в требования включено большое количество инструментов, технологического оборудования и т.п., что обеспечивает широкий диапазон технологической подготовки студентов, начиная с простых ручных операций, и кончая воплощением конструктор-ских идей при выполнении самостоятельных творческих проектов. Включенные в требования контрольно-измерительные приборы и ин-струменты позволяют осуществлять контроль качества изготовленных изде-лий, а наличие коллекций натуральных образцов - выполнять разнообразные лабораторно-практические работы. Каждая учебная мастерская должна быть обеспечена необходимой ме-тодической и справочной литературой, техническими средствами обучения, обеспечивающими возможность просмотра слайдов, видеофильмов, компакт-дисков по изучаемым разделам технологии [11]. Содержание технологических процессов, составляющих основу стан-дарта, позволяет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями уча-щихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностя-ми выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья. Большая роль в обучении технологии отводится самостоятельной рабо-те учащихся. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу учащихся. Наряду с традиционными для процесса препо-давания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию при-званы выполнить большое количество дидактических раздаточных материа-лов, экранно-звуковые средства обучения, ролевые и деловые игры.[3] В требования включены полифункционалъные средства обучения, обеспечивающие межпредметные связи и связи между разделами дисципли-ны: динамические модели, таблицы, плакаты, транспаранты, которые могут стать объектами проектирования. В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материа-лов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схе-мы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распростране-ния и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэто-му желательно создать технические условия для использования компьютер-ных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности). Современный период характеризуется активным обновлением матери-ально-технической базы технологического образования. Появляются новые виды ручных инструментов для обработки различных материалов, начинает использоваться ручной электроинструмент, на занятиях находят применение малогабаритные настольные многофункциональные станки. В этой связи многие позиции требований сформулированы в обобщенном виде, чтобы дать возможность учебным заведениям использовать уже существующее ма-териально-техническое обеспечение и, в то же время пополнять свою базу новым оборудованием и методическими разработками [5]. Проведя анализ психолого-педагогической литературы по теме иссле-дования, нами были определены условия, обеспечивающие эффективность оснащенности учебного кабинета. Рассматривая все группы средств обуче-ния, выделяя условия их оптимального использования, перечислим их: - взаимосвязь применения, целей, содержания, форм и методов обуче-ния; - сочетание слова преподавателя и применения средств; - дидактическая структура занятия; - мотивационное обеспечение занятия; - сочетание ведущих средств обучения и других средств, ТСО. Вычленение названных условий необходимо для того, чтобы найти ра-зумное, дидактически обоснованное соответствие между логикой работы средств обучения и логикой развертывания учебной деятельности. В настоя-щее время вторая логика приносится в жертву первой, поэтому интенсифи-кация обучения с помощью средств обучения не дает должного педагогиче-ского эффекта [10]. Заключение Актуальность данной темы обусловлена тем, что уровень усвоения ма-териала, уровень овладения знаниями, умениями и навыками по предмету определяется не только интеллектуальными возможностями обучающихся, манерой подачи материала, но и использованием адекватно подобранных средств обучения. В зависимости от ведущей репрезентативной системы обучающийся лучше воспринимает слуховую, зрительную или тактильную информацию. В классе, обычно, присутствуют все типы систе м, поэтому ис-пользование на занятиях средств обучения поможет воздействовать на каж-дый канал информации, что приведет к более эффективному обучению. Совершенствование и разработка современных комплексов наглядных средств и пособий является актуальной задачей современной профессио-нальной школы. В современном российском обществе наблюдается переход т образова-ния, ориентированного на овладение знаниями к образованию, ориентиро-ванному на развитие личности ученика. В этом аспекте особое внимание приобретает личность обучающегося и его способы овладения знаниями умениями и навыками. Но процесс обучения – это двусторонний процесс, т.е., наряду с обучающимся есть и обучающий – педагог. От его педагогиче-ского умения объяснять, разъяснять материал зависит степень усвоения уче-ником нового, степень включенности в образовательный процесс. В целях планомерного и эффективного обучения учащихся педагог ис-пользует большую систему средств, методов и форм организации учебного процесса, которые должны быть в его арсенале при работе в кабинете. При этом особое значение уделяется адекватному подбор оснащения кабинета, которые способствуют полноценному закреплению полученных знаний. Оснащение кабинета включает в себя наглядные, визуальные, дидакти-ческие единицы, позволяющие более объективно представлять изучаемый материал. С их помощью происходит воздействие на все познавательные процессы, воспринимающие репрезентативные системы. Оптимально подоб-ранный комплекс средств обучения позволяет педагогу более эффективно представлять учебный материал, а обучающимся - боле эффективно запоми-нать его и уметь им воспользоваться. Список литературы 1. Баев, С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах/С.Я. Ба-ев. – СПб: Нева, 1997. - 400 с. 2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для сту-дентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направле-ниям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я.Батышев. - М.: Ассоциация «Про-фессиональное образование», 1999. - 904 с. 3. Безрукова, В.С. Педагогика. /В.С. Безрукова.– Екатеринбург: Урал-Е, 1993. – 320 с. 4. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагоги-ки/А.П. Беляева. – СПб.: Речь, 1999. – 155 с. 5. Бородина, Н.В., Горонович, М.В., Фейгина М.И. Подготовка педа-гогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход/Н.В. Бородина, М.В. Горонович, М.И. Фейгина: -. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2002. - 260с. 6. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Клю-чевые понятия, термины, актуальная лексика/С.М. Вишнякова. - М.: Речь, 1999. – 197 с. 7. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессио-нально-технического образования/Н.И. Макиенко. – Минск, Высш. школа, 1977. – 256 с. 8. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие.- Казань, 1985., с.: 117-137. 9. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессио-нальное образование», 1997. – 512 с. 10. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Мишенко А.И., Шиянов Е.Н. Педа-гогика/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко и др.. – М.: Школа – пресс, 2000. – 512 с. 11. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Просвещение, 1999. – 209 с. |
« Пред. |
---|