Уголовно - исполнительное право |
Правовой режим отбывания наказания в ИК строгого режима 3 Список источников и литературы 18 Правовой режим отбывания наказания в ИК строгого режима Установленный законом особый порядок деятельности органов государства и поведения осужденных является обязательным атрибутом реализации любого уголовного наказания. Всесторонне урегулированный и хорошо организованный порядок исполнения и отбывания наказания в современных условиях решает важные социально значимые задачи: 1) по достижению целей уголовного наказания; 2) по соблюдению прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительных правовых отношений; 3) по обеспечению законности и порядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. Для решения указанных выше задач, а также в целях обеспечения системы регулирования отбывания осужденными назначенного судом уголовного наказания, их пребывания в местах лишения свободы, нормального функционирования исправительных учреждений применяется такое правовое понятие, как "режим содержания". Термин "режим" широко употребляется в практике исполнения уголовных наказаний и хорошо известен всем практическим работникам. На понимание смысла и содержания правового явления, обозначаемого понятием "режим отбывания наказания" и прежде всего "режим лишения свободы", влияют два основных фактора: во-первых, общеупотребительное значение этого слова; во-вторых, его специальное значение, поскольку "режим" - это закрепленный в законе термин, то есть слово, которое обладает особым смыслом. Именно это имеют в виду, когда используют слово "режим" в теории и на практике исполнения наказаний . Само слово "режим" имеет французское происхождение. В русском языке означает "уклад" или "образ жизни". Кроме того, под словом "режим" понимается распорядок жизни, система правил, условия и последовательность каких-либо действий и т.п. В соответствии с требованиями ст. 9 УИК РФ режим относится к одному из основных средств исправления осужденных и обозначен в указанной норме как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. О режиме можно говорить как о порядке исполнения и отбывания таких наказаний, как исправительные работы; обязательные работы; ограничение по военной службе и т.д. При этом в полной мере режим отбывания и исполнения наказаний реализуется при лишении свободы на определенный срок либо при пожизненном лишении свободы. Общеправовое значение организующего понятия "режим" определяется следующими факторами: 1) он полностью пронизывает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ); 2) конкретизирует его основные задачи (ч. 2 ст. 1 УИК РФ); 3) признается одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ); 4) регулирует поведение субъектов уголовно-исполнительных отношений в период особых условий и в ходе всего процессе исполнения наказаний. В действующем УИК РФ режиму исправительных учреждений посвящена целая глава 12 с наименованием "Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения", а непосредственное закрепление режим имеет в ст. 82 УИК такого же обозначения. Режим в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 82 УИК РФ) - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Этот порядок складывается из следующих элементов: - нормативной основы (являясь правовым институтом); - соответствующего этим установлениям реального поведения участников уголовно-исполнительных отношений. Кроме того, с помощью режима обеспечиваются: 1) охрана и изоляция осужденных; 2) постоянный надзор за поведением осужденных; 3) исполнение возложенных на осужденных обязанностей; 4) реализация прав и законных интересов осужденных; 5) обеспечение личной безопасности осужденных и персонала; 6) установление раздельного содержания разных категорий осужденных; 7) обеспечение различных условий содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; 8) порядок изменения условий отбывания наказания и т.д. Кроме того, режим создает условия для применения других, предусмотренных законом, средств исправления осужденных. Режим наказания выражает свойственную ему кару, как сущность наказания вообще и содержание конкретного наказания в частности. Поскольку кара представляет собой комплекс правовых ограничений, именно режим создает осужденному определенные тяготы, лишения и причиняет страдания. Выраженные в режиме содержания осужденных правовые ограничения обусловлены тремя основными обстоятельствами: - во-первых, они необходимы в силу характера и содержания уголовного наказания. Иными словами, при исполнении уголовного наказания их присутствие обязательно. Например, без изоляции осужденного от общества не может быть и самого наказания в виде лишения свободы; во-вторых, ограничения, выражающие суть кары, устанавливаются в качестве средств воздействия на осужденного, рассчитанных на удержание его от совершения новых преступлений. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, предусмотренные ч. 3 ст. 82 УИК РФ; в-третьих, следует отметить наличие правовых ограничений, которые не обусловливаются содержанием наказания, и поэтому не несут в себе кары. Эти ограничения выражаются в необходимости соблюдать определенные правила поведения. Таким образом, режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, их права и обязанности. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правовых ограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания. В сферу деятельности режима вовлечен довольно широкий круг лиц. К ним следует относить: 1) осужденных; 2) администрацию исправительных учреждений; 3) администрацию организаций и предприятий, где работают осужденные; 4) представителей общественных организаций и формирований; 5) должностных лиц государственных учреждений; 6) граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Режим выполняет функции, отражающие его социально-правовое значение. Понятие "функция" может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных или неблагоприятных), вызывающих деятельность конкретного социального субъекта. Функцию допустимо определить и в качестве роли, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей более широкой социальной общности или организации. Среди функций режима содержания осужденных можно выделить: - карательную; - воспитательную; - обеспечивающую; - профилактическую и т.д. Указанные функции, характеризуя предназначение режима отбывания наказания, обеспечивают то, как проявляется специфика правового положения осужденных к лишению свободы. В ст. 65 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. понятию "режим" соответствует понятие "обращение с заключенными", в процессе которого "следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Обращение с заключенными должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности". Вид режима отражает степень тяжести наказания в виде лишения свободы. В его рамках применяются все средства воздействия на осужденных, как карательного, так и исправительного характера, протекает вся жизнь осужденных на определенный приговором суда срок. По своей сути режим, с позиции Т.Ф. Минязевой, - это установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок жизни, быта, труда, учебы и отдыха осужденных, отражающий степень строгости их содержания в исправительных учреждениях различных видов, средство обеспечения исполнения наказания и поддержания дисциплины в исправительных учреждениях . Деятельность по обеспечению режима содержания в исправительных учреждениях осуществляется их администрацией с помощью создаваемых для этих целей структурных подразделений. Порядок исполнения и отбывания наказания, образующий содержание режима содержания осужденных, включает в себя совокупность правил, определяющих общие и конкретизированные условия отбывания лишения свободы (ст. 87, 120, 121 УИК РФ и др.). Режим устанавливает правила поведения, права и обязанности всех субъектов и участников уголовно-исполнительных отношений. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правовых ограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания . Таким образом, в сферу воздействия режима содержания включены, с одной стороны, осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы, с другой - администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Администрация учреждений и организаций, где трудятся осужденные, имеет право требовать от них и иных лиц исполнения обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка. В связи с этим важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил, устанавливаемых режимом содержания. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств. Она наделена правом на изъятие запрещенных вещей и документов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и ПВР. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (приложение 1 к Правилам). К таковым относятся: 1) предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота; 2) все виды оружия; 3) транспортные средства; 4) взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества; 5) деньги, ценные вещи; 6) ценные бумаги, валюта зарубежных государств; 7) оптические приборы; 8) наручные и карманные часы (в тюрьмах): 9) продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока); 10) все виды алкогольных напитков, пиво; 11) духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе; 12) игральные карты и т.д. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения. Вместе с тем УИК РФ допускает предоставление осужденным: длительных свиданий с проживанием вне территории колонии (ч. 1 ст. 89); право проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 2 ст. 123) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 3 ст. 133). В указанных случаях также устанавливаются режимные требования. Таким образом, правила режима содержания необходимо разделять не только субъектам воздействия, но и по применению в пространстве. В соответствии с ч. 2 ст. 82 режим содержания создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы УИК, определяющие условия и порядок применения в отношении осужденных таких средств, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. Сюда же следует относить нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных. Самостоятельное значение имеют те положения режимных требований, которые направлены на предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных, так и иных лиц. Они находят свое выражение в правилах охраны и надзора за поведением осужденных, применяемых мерах безопасности, проводимых профилактических мероприятиях. Установленный режим исполнения и отбывания наказания обеспечивает: 1) охрану и изоляцию осужденных (вопросы регулируются Инструкцией по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы). Изоляция от общества по своей сути означает принудительное помещение осужденного в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права на свободное передвижение и ограничение социальных связей. Степень изоляции определяется видом исправительного учреждения. Наиболее полная изоляция достигается в тюрьмах и исправительных колониях особого режима (всех видов), наименьшая в колониях-поселениях, где даже отсутствует вооруженная охрана осужденных. УИК РФ существенно усилил возможности дифференциации условий отбывания наказаний в одном виде исправительного учреждения (следовательно, и степень изоляции) в зависимости от поведения осужденных, введя обычные, облегченные и строгие (а в воспитательных колониях еще и льготные) условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Степень изоляции может быть усилена за счет применения таких строгих мер дисциплинарного наказания, как водворение в штрафной изолятор (ШИЗО) и дисциплинарный изолятор (ДИЗО), одиночную камеру либо в помещение камерного типа (ПКТ) или единое помещение камерного типа (ЕПКТ). Возможны переводы осужденных из исправительных колоний в тюрьму или из колонии-поселения в исправительные колонии общего или строгого режима. Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними; 2) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка (вопросы регулируются Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях) с целью недопущения правонарушений и преступлений. Надзор за осужденными осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Данные функции осуществляет специальная служба безопасности. В необходимых случаях инспекторский состав этой службы производит обыски помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Они систематически проверяют наличие осужденных, выявляют причины их отсутствия в определенном месте и в определенное время, следят за выполнением распорядка дня, точным выполнением осужденными своих обязанностей, пресекают любые правонарушения с их стороны и выполняют другие функции по реализации режимных требований в полном объеме. Подобные действия позволяют достичь высокой степени предупреждения правонарушений со стороны осужденных. Надзор, кроме того, обеспечивается досмотром вещей и изъятием запрещенных к хранению предметов и вещей (вопросы регулируются Положением о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества). Цели достигаются и проведением оперативно-розыскной работы (ст. 84 УИК РФ), использованием технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ). Следует отметить, что особое значение имеет и предоставление права администрации исправительных учреждений осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ст. 84 УИК). Именно это направление деятельности администрации исправительных учреждений способно надлежащим образом обеспечить: - безопасность осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц, вовлекаемых в процесс исполнения наказаний; выявить, предупредить и раскрыть готовящиеся, совершаемые в исправительных учреждениях преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействовать в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании Федерального закона от 5 июля 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; 3) исполнение осужденными возложенных на них законом обязанностей. Это положение закона следует рассматривать в качестве неотъемлемого требования режима содержания осужденных. Обязанности права и законные интересы осужденных в законодательстве урегулированы достаточно полно, в связи с чем дополнительные обязанности возлагать на осужденных недопустимо. В практической деятельности исправительных учреждений следует уделять равное внимание как реальному обеспечению выполнения осужденными своих обязанностей, так и реализации принадлежащих им прав и законных интересов. Только в этом случае можно обеспечить заинтересованное отношение осужденных к вопросам поддержания правопорядка в местах отбывания наказания. ПВР конкретизируют поведение осужденных, порядок реализации возложенных на них обязанностей, принадлежащих прав и законных интересов, но они не могут ни отменить установленные УИК права и обязанности осужденных, ни изменить их, ни ввести новые. Поэтому, хотя данные правила разрабатываются и утверждаются в установленном порядке, они обязательно согласовываются с Генеральной прокуратурой РФ и подлежат, как и все остальные нормативные правовые акты, соответствующей регистрации; 4) реализацию осужденными их прав и законных интересов. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить получение осужденными одежды установленного образца. Каждый осужденный имеет, как правило, два комплекта одежды - повседневную и рабочую. Кроме того, он имеет право дополнительно приобретать обувь, промышленные товары. Осужденный реализует свое право на обжалование действий администрации, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение свиданий, телефонные разговоры и т.д.; 5) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК РФ) и личную безопасность персонала (ст. 86 УИК РФ); 6) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом исправительном учреждении создана специальная служба. В исправительные колонии строгого режима для отбытия наказания в виде лишения свободы направляются: - мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы; - мужчины при рецидиве преступлений, опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали лишение свободы; - осужденные, отбывшие срок назначенного им за нарушения режимных требований в колонии строгого режима тюремного заключения; ранее переведенные из колонии строгого режима в колонию-поселение, где они злостно нарушали требования режима (ст. 78 УИК РФ). Ранее отбывавшими лишение свободы признаются лица, которым данное наказание было назначено приговором суда и фактически отбывалось. Вместе с тем не признаются ранее отбывавшими лишение свободы: 1) лица, которые ранее содержались под стражей в качестве меры пресечения, но осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы; 2) лица, которым лишение свободы, назначенное приговором суда, было заменено другим наказанием в кассационном или надзорном порядке; 3) лица, которым назначенное приговором наказание в виде исправительных работ или ограничения свободы в связи со злостным уклонением от их отбывания было заменено лишением свободы; 4) лица, отбывавшие лишение свободы на территории бывших союзных республик Союза ССР за преступления, совершенные на их территории; 5) лица, осужденные к лишению свободы условно и фактически не отбывавшие этого наказания; 6) лица, отбывавшие лишение свободы за деяние, преступность и наказуемость которого устранена; 7) военнослужащие, осужденные к лишению свободы на срок до двух лет с заменой этого наказания содержанием в дисциплинарной воинской части. В исправительных колониях строгого режима также существуют три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. В обычные условия отбывания наказания направляются осужденные, поступающие в исправительную колонию строгого режима из следственных изоляторов. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу. Кроме того, в обычных условиях отбывают наказание осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Как и ранее, в этом случае условиями перевода в первом случае служит отрицательное поведение осужденных, наличие взысканий, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а во втором, напротив, положительное поведение при отсутствии взысканий, добросовестном отношении к труду и отбытии не менее девяти месяцев срока наказания в строгих условиях. В обычных условиях осужденный должен находиться не менее девяти месяцев, после чего его правовое положение может измениться в лучшую сторону путем перевода в облегченные условия. Для перевода на строгие условия отбывания наказания срок пребывания в обычных условиях не имеет значения. Перевод в строгие условия может быть осуществлен при признании осужденного злостным нарушителем. В облегченных условиях отбывают наказание осужденные, переведенные в эти условия из обычных, если они не совершали нарушений установленного порядка отбывания наказания, добросовестно относились к труду и отбыли не менее девяти месяцев в обычных условиях. Если осужденные не совершают нарушений, позволяющих признать их злостными нарушителями, они отбывают наказание в облегченных условиях до освобождения. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания с учетом числа совершенных нарушений, их характера, характера взысканий и при признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В строгие условия отбывания наказания, помимо переведенных из обычных и облегченных условий, помещаются также осужденные по прибытии в исправительную колонию строгого режима, если они были осуждены за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы. В отношении этой категории осужденных срок пребывания в строгих условиях исчисляется с момента их поступления в колонию. Это обусловлено тем, что указанные осужденные, так же как и злостные нарушители, отличаются повышенной общественной опасностью, что требует более строгих мер надзора и контроля за ними и более строгих условий отбывания наказания. В строгих условиях осужденные отбывают наказание не менее чем девять месяцев. В дальнейшем при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания они могут быть переведены в обычные условия. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, рассмотренном выше. В случае перевода осужденных из одной исправительной колонии строгого режима в другую, они отбывают наказание в тех условиях, в которых находились до перевода. При этом срок пребывания в конкретных условиях в прежней колонии засчитывается в срок пребывания в этих же условиях в колонии по месту перевода. В исправительных колониях строго режима в обычных и облегченных условиях осужденные проживают в общежитии, а в строгих условиях - в запираемых помещениях. В обычных условиях им разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо заработанных средств, пенсий и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере двух тысяч рублей. В облегченных условиях этот размер составляет три тысячи рублей, а в строгих условиях - одну тысячу рублей. Количество свиданий также варьируется в зависимости от вида условий отбывания наказания. В обычных условиях осужденные вправе иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года, в облегченных - четыре краткосрочных и четыре длительных свидания, а в строгих условиях - два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года. В зависимости от вида условий разнится и число посылок и передач. В обычных условиях в течение года осужденный вправе получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года, в облегченных - шесть посылок или передач и шесть бандеролей, в строгих - две посылки или передачи и две бандероли в течение года. В связи с тем что в строгих условиях осужденные находятся в запираемых помещениях и не могут в свободное время покидать их пределы, им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа. Список источников и литературы 1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 13 января 1997 г. № 2. Ст. 198. 2. Анисимков В.М., Капункин С.А., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2011. 3. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право М.: НОРМА: ИНФРА-М. 2011. 224с 4. Игнатьев А. А. Уголовно-исполнительное право М.: Новый Юристъ. 2011. 304с. 5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В.Степашина. М.: Юристъ, 2011. 6. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. 7. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право М.: Юриспруденция, 2011. 363с. 8. Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право М.: Былина. 2011. 240с. 9. Уголовно-исполнительное право / Под ред. В.П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД РФ. 2011. 119с. |
« Пред. | След. » |
---|