Открытый урок литературы в 10 классе Александр Николаевич Островский Тема: Александр Николаевич Островский. Этапы биографии и творчества (1823-1886 гг.). Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского национального театра. Цели урока: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; история создания драмы «Гроза». Оборудование: портрет А.Н.Островского, мультимедийная установка ( презентация, тест). Ход урока. 1. Оформление тетрадей (запись темы, эпиграфа). Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». План урока: А) А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Биографическая и творческая справка. Б) А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр. В) Место А.Н.Островского в литературной идейной борьбе. Г) История создания драмы «Гроза». 2.Слово учителя. Почти 50 пьес отдал А.Н.Островский театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре. «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса»,- писал А.Н.Островский в 1871 г. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем. Так кто же такой Островский, что вы о нем узнали? ( учащиеся рассказывают биографию драматурга). 3. Слово учителя. Дополняем ответ учащихся презентацией о драматурге на мультимедийной установке. Особо отмечаем значение в творчестве усадьбы Щелыково. 4.Тест на закрепление и усвоение нового материала. 1. А.Н.Островский родился: А) 13 марта 1823 года В) 31 марта 1823 года 2. Кумирами Островского были актеры: А) Щепкин Б) Волков В) Мочалов 3. Писатель В.Ф.Одоевский сказал: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «…» я ставлю номер четвертый». Как называется пьеса, на которой Одоевский ставит номер четыре? А) «Гроза» Б) «Бесприданница» В) «Банкрот» 4. Замоскворечье – это район Москвы на Малой Ордынке, где жили будущие персонажи пьес Островского: А) дворяне Б) купцы В) помещики 5.Первое место службы А.Н.Островского называлось: А) совестный суд Б) коммерческий суд В) гражданский суд. 6.Напишите мини-сочинение на тему: «А.Н.Островский – великий драматург». 5.История создания драмы «Гроза» (сообщение ученика). 6.Вывод по уроку. «В самом деле – видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни!» - так говорил В.Г.Белинский о драматургии А.Н.Островского. Могучий талант Островского осуществил эту мечту о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству. В письме к умирающему Некрасову он писал: «Как вам умирать, с кем же мне тогда идти в литературе? Ведь мы с вами только двое знаем его, умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды без шаблонного западничества и без детского славянофильства». Л.Н.Толстой, касаясь проекта выпуска произведений Островского издательством «Посредник», писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и поэтому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть,- несомненно, общенародным в самом широком смысле писателем». Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию его личности. Добролюбов еще в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно дает ему все права на имя великого народного русского драматурга. «Только те произведения, писал Островский,- пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света». Эти слова великого русского писателя полностью приложимы к драме «Гроза», одному из шедевров не только русской, но и мировой драматургии. 7.Итог по уроку, оценки, домашнее задание. |