Открытый урок по литературе в 10 классе Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова |
ЕГЭ - Преподавание | |
Открытый урок по литературе в 10 классе Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова Тема урока: «Это было раненое сердце…» (основные мотивы лирики .А.Некрасова.) Это… было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь. Ф.М.Достоевский. Поэт – это эхо мира, а не нянька своей душе. М.Горький. Задачи урока: 1. Знакомство с мотивами лирики Н.А.Некрасова; 2. систематизация знаний по теории литературы, их применение; 3. проследить связь между биографией поэта и его лирикой; 4. подготовка к глубокому самостоятельному анализу стихотворений Н.А.Некрасова; 5. выход на интеграцию творчества Н.А.Некрасова и полотен художников- передвижников; 6. итог урока – небольшой тест по произведениям Н.А.Некрасова, включенным в ЕГЭ по литературе. Ход урока: 1.Приветствие, обоснование формы урока, местоположения учащихся, знакомство с задачами урока, запись даты проведения, темы и эпиграфа урока. -Слово учителя: Ребята, сегодня мы будем работать с вами в 4 группах, которые сформированы свободно, по вашему желанию, по основным темам творчества Н.А.Некрасова. -Каждая группа называет тему своего «круглого стола»: -тема народа, особенно русского крестьянства; - гражданская лирика (поэт и поэзия); - тема дружбы ( образ общественного деятеля); - любовь в лирике Н.А.Некрасова. А какие темы вам уже знакомы, открытых в творчестве поэтов первой половины 19 века? Подумайте, может быть, каких-то из уже известных тем не хватает? Назовите их. Дальнейшая наша задача будет в сравнении знакомых тем в творчестве поэтов и того, как эти темы раскрыл в своем творчестве Н.А.Некрасов. На домашнее опережающее задание вам был дан большой список стихотворений Н.А.Некрасова, и сейчас он перед вами в каждой группе, очень надеюсь, что вы познакомились с ними перед уроком. Это будет служить успешному ходу нашего урока. Ваше первое задание – из списка отобрать те стихотворения, которые, как вам кажется, подходят теме, предложенной для вашей группы. Слова Ф.М.Достоевского, взятые в эпиграф урока, отсылают нас к биографии писателя, особенно к его детским и юношеским годам, которые являли собой корни его будущей лирики, формировали его как гражданина и трибуна. Николай Алексеевич Некрасов – поэт-гражданин, поэт-трибун, человек удивительной судьбы. -Выступление ученика о детских годах, отношении в семье между родителями и детьми, характеристика отца, отъезд Некрасова в Петербург. -Слово учителя. Деятельность Н.А.Некрасова была необычайно многогранна, как и многогранной была его лирика. Находясь на протяжении почти четырех десятилетий в самом центре идейно-художественной жизни России, он был непосредственным участником важных общественно-литературных событий. -Выступление ученика о работе Н.А.Некрасова в журнале «Современник». -Слово учителя. Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Великие поэты России не были людьми равнодушными. «Горька судьба поэтов всех времен. Тяжелее всех судьба казнит Россию» (Кюхельбекер). -Звучат строки из стихотворения «Родина» (1846 год), подтверждающие факты его биографии. -Слово учителя. Трудные житейские обстоятельства шлифовали его характер, вырабатывали сопротивляемость неприятностям, учили работать. -Выступление ученика о характере Н.А.Некрасова. -Слово учителя. В итоге мы получили яркую, неповторимую лирику Н.А.Некрасова, о которой и будем сегодня говорить. -Перед каждой группой лежит план работы над стихотворениями, выбранными вами для анализа и подходящих к заданной вам теме. Также, на отдельном столе находятся репродукции картин художников 19 века В.Перова, Л.Соломаткина, И.Крамского, В.Максимова, И.Репина, В.Сурикова, А.Саврасова. Вы в ходе работы и анализа выбранных вами стихотворений можете подойти и отобрать подходящие вашей теме репродукции, чтобы потом иллюстрировать свой ответ. Времени на работу вам отводится 6-8 минут. План работы: - выбрать 2-3 стихотворения по теме; - одному подготовиться прочитать фрагмент выразительно, лучше наизусть; - обозначить тему, как она развивалась в литературе первой половины 19 века в творчестве других поэтов (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева); - сравнить подход и раскрытие каждой темы, преломленной в лирике Некрасова, похож подход, нет, какая и в чем разница. Обязательно цитировать; - отдельному ученику поручено в каждой группе проанализировать одно стихотворение по плану анализа лирического текста (он дан дополнительно); - связать дату написания стихотворения с этапом жизни поэта; - подобрать репродукции картин для иллюстрации своего выступления, попытаться объяснить свой выбор. Учитель консультирует учеников в ходе подготовки выступлений, если необходимо, можно использовать рефераты по биографии из предыдущего домашнего задания. В результате на втором уроке происходит защита работы всей группой, т.к. каждому достается выполнить какое-то из заданий. Все получают оценки за урок. Должна или может возникнуть полемика по восприятию творчества Н.А.Некрасова современными читателями. -Время выступления каждой группы – 5-6 минут. - В конце урока дается тест из 8-10 вопросов каждому ученику по творчеству Н.А.Некрасова. Вопросы выбраны из КИМа ЕГЭ по литературе. Домашнее задание: составить антологию стихотворений Н.А.Некрасова для современного читателя.
|
« Пред. | След. » |
---|