ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: Стерхи – символ счастья. |
ЕГЭ - Преподавание | |
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: Стерхи – символ счастья. Цели урока: 1.Познакомить учащихся с рассказом «Стерхи» Василия 2.Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать навыки устной речи; 3.Пробудить интерес к культуре родного народа, к традиционным занятиям северян; воспитывать чувство гордости, любви к родине, к природе; развивать чувство прекрасного, умение видеть в малом, повседневном большое, необыкновенное. Оборудование: выставка книг В.Тарабукина; иллюстрация «Танец стерхов»; фотографии тундры, оленей, о празднике оленеводов. ХОД УРОКА: I.Организационная часть. Давайте, настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Сядьте удобно и произнесем «Заповедь ученика».Дети хором: Я в школе на уроке Я очень хочу учиться Я готов к работе. II.Проверка домашних сочинений учащихся. Учитель: Ребята, после изучения рассказов эвенского писателя Андрея Кривошапкина «Поездка к оленям» вы написали сочинения о весёлом празднике оленеводов, об труде оленеводов. Сегодня мы послушаем лучшие сочинения. (Чтение сочинений 2-3 учеников) Сочинение Никитина Сени: ( ученик читает сочинение) У нас семья большая. У меня есть старший и младший брат. Когда мне было пять лет, я впервые поехал в стадо № 1 с мамой и папой. Там я в первый раз увидел оленей и, как работают пастухи. Вначале я помогал взрослым караулить домашних оленей. Я стал постепенно привыкать к труду пастуха – оленевода. С тех пор я со старшим братом каждый год во время летних каникул езжу в оленеводческое стадо с родителями. Вот уже три года подряд работаю в стаде летом в качестве ученика – пастуха.Мой отец – потомственный оленевод. Он - бригадир стада № 1. И он постепенно передает нам свой богатый опыт. За это я очень уважаю своего отца. Работа пастуха очень сложная, кропотливая, требует большого внимания и много навыков. Я рад, что мой труд приносит пользу совхозу и радость родителям. Учитель: А теперь послушаем сочинение Оксаны С. об оленьих скачках напразднике оленеводов.(ученица читает сочинение) Ученица: Самый радостный день весной – праздник оленеводов. День был солнечный, дул слабый ветер. На празднике оленеводов настроение у людей радостное, праздничное. Все село собирается на озере. Оленеводы одеты в меховые национальные костюмы.Самое интересное на празднике – это оленьи скачки. Мы все любим смотреть скачки. Вот участники подъезжают к старту. У некоторых олени нетерпеливые, пугливые, путаются в лямках, норовят разбежаться в разные стороны. Среди участников мы видим опытных оленеводов Алексея Никитина и Петра Захарова, братьев Тимофея и Андрея Винокуровых, Анатолия Горохова и молодого оленевода Николая Петрова. Судья командует: «Готовьтесь!» Он опускает красный флажок, олени дружно срываются с места. Олени бегут легко и быстро, как ветер, и вот они приближаются.А вот и победитель! Первым на финиш пришел молодой оленевод – Николай Петров. Участникам дарят ценные подарки.Так проходили оленьи скачки.Учитель: А После соревнования все танцуют национальный танец «hээдьэ». Итак, мы делаем вывод, что ребята отлично справились с творческим заданием, они выполнили наш главный заказ «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, передумал, прочувствовал». Молодцы! Остальным пожелаем тщательно отредактировать работы для окончательной оценки.III.Изложение нового материала. Введение в тему урока. Сообщение темы, постановка задач урока.Если вы готовы к работе, то я обязана объявить тему урока. Тема нашего урока: «Стерхи (Кыталык) – символ счастья». Мы продолжим знакомство с творчеством эвенского писателя Василия Тарабукина. Нам всем известно, что якуты любят и боготворят стерхов, белых журавлей. С ними они связывают представление о счастье, любви. Народ сложил о них песни, поэты посвящают стихи. У народов Севера немало легенд о стерхах. В одной из них говорится о двух влюбленных, которых хотели разлучить. И они бросились со скалы в Индигир – реку и на глазах изумленных воинов у парня и девушки выросли за спиной по два белоснежных крыла. Матушка Индигир- река превратила их в белых стерхов с нежными и звонкими голосами. Так велика была любовь.С тех пор на Индигир- реку каждую весну прилетают белые стерхи. - Ребята, если хотите подробнее узнать об этой легенде прочитайте книгу «Белые стерхи Севера». 2. - Правильно! Стерхи! Белые журавли! - Вы получили задание ( Чтение 2 учащихся) 3. А сейчас послушайте стихотворение якутского поэта Михаила Тимофеева «Стерх». (Выразительное чтение учителя ). Крылья из резного серебра, Голос звонкий , словно скрипки звук. Там, где синь высокая светла. Пролетает птица стерх, мой друг. Редкая ты птица, знаю сам, Ты все реже залетаешь к нам; Но вдыхая аромат лесной, С трепетом я жду тебя весной! 4. Ребята, о стерхах сложено немало замечательных песен. Кто знает песни о на якутском языке? ( 2 ученик а поют отрывки из песен)Петр Тобуроков Мацан солко былаатынан Мааны кыыстыы далбаатанан Комус былыт кытыытыгар Котон тахсыц кыталыктар. Кыцкынаhыц, лыцкынаhыц Кынаккытын Егор Поликарпов Кыталыктар, кыталыктар Кылбацнаhар кынаттар, Кыцкыр- лыцкыр ырыалар Кыраhыабай кыталыктар. Кылы- кылы, кылы- кылы кылыкынас, Кылы- кылы, кылы- кылы кылыhахтар. Кыырай халлаан кыргыттара, Кыырай халлаан уолаттара. А сейчас настроились на дальнейшую работу! (Дети хором): Память моя крепка Голова моя мыслит ясно Я хочу учиться дальше. Я готов к работе Я работаю! 5. Послушайте рассказ В.Тарабукина «Стерхи». (Выразительное чтение рассказа учителем) Словарная работа: ( слова записаны на доске) Извилистый – имеющий извивы; Камыш – высокая болотная трава; Поразительные – со5умэр, дьикти; Алая – красная; Багряный цвет, безопасное место, 6. Вопросы по содержанию: - О чем говорится в рассказе? Что мы можем сказать о мальчиках? - - Какие поразительные картины природы открылись внимательному взгляду писателя? Найдите в тексте отрывок , прочитайте выразительно. (Чтение учащихся по цепочке). - В рассказе дается поэтическое описание стерхов. 7. Физминутка. Давайте представим, что вы стерхи. Вот вы летите, вытянув шеи и ноги, медленно взмахивая крыльями, готовитесь к посадке. Опустились на пригорок, сложили крылья, встали друг против друга и запели.- Как пели стерхи? (Протяжно, тонко, в голосах их слышались нежность и любовь). Потом ходят по кругу друг за другом, то стоят на одной ноге, ожидая восхода солнца.И вот солнце вошло. Стерхи начали плясать и петь. Вытягивали шеи, коаняясьвосходу поднимали поочередно ноги – высоко и торжественно.Но вот стерхи раскрыли паруса – крылья и медленно разбежались и взлетеливвысь. (Дети за учителем повторяют движения, имитирующие птиц) 8. -Какой урок мы вынесли из этого рассказа? - Сжатый пересказ рассказа. (1 ученик) 9. Ребята, может быть, кто-нибудь читал в газете «Кэскил» повесть Ивана Дьячковского «Бег за радугой», что в переводе на якутский язык «Кустугу ситтэрбин». В ней автор делится сокровенным, о том, как в детстве искал птицу счастья – Кыталык. Рекомендую прочитать на досуге. Вы узнаете много удивительного и занимательного и для IV.Итог урока. - На этом наш урок закончен. Надеюсь, что у вас появилось желание больше узнать о культуре родного эвенского народа. V.Домашнее задание. Нарисовать танец стерхов. Выписать в тетрадь описание пенья и танца. Подготовить пересказ понравившегося отрывка.
|
« Пред. | След. » |
---|