Открытый урок по литературе Символические образы у Тынянова и Булгакова |
ЕГЭ - Преподавание | |
Тема открытого урока по литературе: "Символические образы у Тынянова и Булгакова" Цели: обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в ходе изучения произведений Тынянова и Булгакова; показать мастерство и гражданское мужество писателей; выявить основные символические образы у этих авторов; развивать умения и навыки анализа прозаических произведений. Оборудование: портреты Булгакова и Тынянова, выставка книг писателей, таблички на столах с именами писателей, рисунки учеников на сюжеты произведений. Ход урока Орг.момент Вступительное слово учителя - Сегодня у нас необычный урок, назовем его “Тайны следствия”. Мы должны провести “следствие” и рассказать о символических образах в произведениях Тынянова и Булгакова. Сделать вывод, найти что-то общее в творчестве писателей. У вас на дом было задание найти их в произведениях самостоятельно. А вот как вы справились с этим, мы сейчас посмотрим. Выступления команд. 1-я команда “Символические образы Тынянова” Писатель не прибегал к скрытым намекам, не переодевал своих современников в старинные костюмы – он творчески искал общие закономерности русской истории двух или даже трех веков. Посмотрим прежде всего, как писатель создает характеры Кюхли, Вазир-Мухтара, Пушкина и обратим внимание на то, как названы эти персонажи. Тынянов внес в название двух романов не настоящие имена писателей, а лицейскую кличку одного из них и офицерский титул “Вазир-Мухтар”, которым обозначали в Персии дипломатический ранг Грибоедова. Тем самым Тынянов хотел подчеркнуть, что его герои – это, прежде всего, художественно многозначные образы. Тынянов нашел неповторимые точки пересечения с каждым из своих любимых героев. В Кюхле воплотил свою собственную романтическую веру в литературу, в Вазир-Мухтаре – широту ума и глубокий скептис, в Пушкине – дух свободы и творческой веселости. Глубоким трагизмом в произведениях Тынянова пронизано изображение жизни обыкновенных людей. Особенно показательна в этом отношении повесть “Восковая персона”, перекликающаяся с пушкинской поэмой “Медный всадник”. По указу Петра I для кунсткамеры собирают “монстров или уродов”, выплачивается за “человеческого урода” по 100 рублей. Солдат Михаил сдает в музей своего шестипалого брата Якова, затем он доносит на свою мать. Тынянов не просто предсказал разгул всеобщего предательства и доносительства – он показал, насколько эти страшные явления укоренены в российском быте – и семейном, и общественном. Через настоящее он видел прошедшее, в прошлом ощущал назревающее будущее. Сюжетной основой рассказа “Подпоручика Киже” стали а некдоты Павловского времени, опубликованные в сборнике “Павел I Собрание анекдотов, отзывов, характеристик, указов и пр.”. Если мы посмотрим на русскую литературу, то увидим, что на анекдотах основаны сюжеты “Шинели”, “Ревизора” и “Мертвых душ” Гоголя, целый ряд произведений Лескова. Под пером этих писателей, забавный, нелепый случай превращается то в историю о трагедии “маленького человека”, то в поэму о России, то в сатирическую комедию, в которой “сквозь видимый миром смех” проступают “невидимые миром слезы”. Тынянов, полностью использовав событийную канву анекдота, создает оригинальное произведение. В повести “Подпоручик Киже” был реализован образ “истории – без биографии, без героя”. Появление отсутствующего героя мотивированно, как и в анекдоте, писарской ошибкой, но сама ошибка объясняется боязнью молодого писаря опоздать с приказом к назначенному часу, паническим страхом перед императорским гневом. Абсолютную власть над людьми получает приказ, он становится самостоятельной силой, не считающейся с объективной реальностью. Приказ порождает несуществующего Киже, приказ лишает существования живого поручика Синюхаева. Возникает образ бумаги, имеющей мистический характер и способной определять судьбы людей, как олицетворение образа государства. Приказ побеждает человека. Фикция становится важнее жизни. На страницах повести появляется образ государства, он олицетворен фигурой императора Павла. Для самовластия имеет значение не человек, а правильное движение механизма. Появление Киже так и осталось бы писарской ошибкой, если бы в несуществующем человеке не возникла острая необходимость. Если в “Поручике Киже” писатель в гротескной форме решает проблему самодержавно – крепостной государственности в ее отношении к судьбе личности, то в повести “Восковая фигура” проблема получает новый поворот. Здесь Тынянова интересует уже соотношение самодержавно – крепостнической государственности с различными классами и слоями народа. Писателя снова привлекает момент “смены”, “смещения” эпох – на этот раз в русской истории XVIII века. Писатель вводит в “Восковую персону” образ народных “низов”, при этом он включается в спор, занимавший рус. литературу 2-й половины 19 в. Отражаются ли в народном характере крепостнические, полицейски-бюрократические порядки? Тынянов отвергает идею, будто народ живет вне истории. 2-я команда “Символические образы Булгакова” Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть. В “Дьяволиаде” (1924г.) писатель обращается не столько к мистицизму нечистой силы, сколько к мистике повседневного быта, социального бытия. Маленький чиновник с “говорящей” фамилией Коротков гоняется по этажам и комнатам за мифическим заведующим, который то раздвоится, то “соткнется” с ним, то вновь исчезнет. В этой неустанной погоне за тенью он постепенно дематериализуется, теряет себя и свое имя. Утрата бумажки, документа, удостоверяющего, что это он, делают его беззащитным, как бы вовсе несуществующим. “Маленькому человеку” Короткову с психикой гоголевского чиновника, остается одно – бросится с крыши московского “небоскреба”. Природа сатирической утопии такова, что читатели по прошествии времени удивляются, как автору удалось столь многое угадать. Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце” (1925). В произведении выясняется, что на уровне отдельной личности идеалы революции оказались низведены до грубого уравнительства всех и вся, которое господствует в сознании Шарикова. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для жизни, именно они формируют новое чиновничество, становятся послушными воспитанниками административного механизма, осуществляют власть. Булгаков поставил под сомнение одну из главных официальных идей того времени, основанную на пролетарском происхождении и послужившую основанием для нового раскола общества по социальному типу. Булгаков угадал наиболее массовую низовую фигуру. Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы, истязания людей по лагерям и тюрьмам. Булгаков в своих произведениях продолжает традиции Гоголя, Чехова, используя общие мотивы приемы, образы Блока. Два произведения “Роковые яйца” и “Собачье сердце” объединяют образы ученых, тема ответственности науки, тема разрушительной силы невежества, сатирический пафос. В произведении “Собачье сердце” профессор Преображенский выступает в качестве волшебника, колдуна, превратившего собаку в человека. Сама природа ставит все на свои места. Наблюдается сама символичность дат (“Собачье сердце”). 1. Превращение Шарика в “человека” под Рождество 2. Обратное превращение весной в марте Пасха. Роман “Мастер и Маргарита” - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти. Можно назвать роман и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. В произведении писатель продолжает традиции Салтыкова- Щедрина, Достоевского Фантастичен, фантасмагоричен сам московский быт, жизнь обывателей, устройство общества. Чего стоит своеобразная модель этого общества, Массолит, одна из писательских организаций, насчитывающая три тысячи сто одиннадцать членов). В романе Булгакова Воланда чаще всего называют Князем Тьмы. Тьма – символ мировой катастрофы. Именно так оценивает Булгаков уход из этого мира Иешуа и мастера, которые принесли в мир истину, от которой этот мир отвернулся. Любовь и творчество – вот. что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Любовь, как и творчество, - высшее проявление человеческого духа, и потому она бессмертна. Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью “угадать” истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига. Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Маргарита Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан и любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь. Индивидуальное задание командам а) Мотивы у Тынянова; б) Мотивы у Булгакова. Вывод Гротеск помогает Тынянову и Булгакову достичь широкого обобщения. Именно гротеск становится наиболее адекватной формой воспроизведения фонтосмагоричности жизни при самовластии, позволяет выявить общие закономерности существования человека в административно-бюрократической системе. В произведениях писателей звучит тревога за судьбу человека своей эпохи, эпохи становления тоталитаризма. Подведение итогов урока. |
« Пред. | След. » |
---|