Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася"

Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася"

ЕГЭ - Преподавание
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася"
2 часа - спаренные уроки
Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.
Задачи:
"    Обучающие - формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
"    Развивающие - совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.
"    Воспитательные - воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.
Оборудование: текст повести И.С. Тургенева "Ася", музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский "Времена года. Июнь", Бетховен "К Элизе", "Лунная соната"), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.
Ход урока
К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.
I. Оргмомент.
Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:
И.С. Тургенев "Ася".
История семьи Гагиных. Психологизм повести.
Н.Н. - главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.
Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?
Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.
Учитель: Предложите свои варианты темы.
Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):
История первой любви.
История Аси и Н.Н.
Прекрасные мгновенья.
Воспоминания о первой любви.
Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.
II. Погружение в атмосферу повести.
Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.
1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?
(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский "Времена года. Июнь", Бетховен "К Элизе" ;, "Лунная соната", Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)
Вопросы:
Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. "К Элизе" обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)
"    Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?
"    Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)
"    Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное)
"    Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И "умом Россию не понять, аршином общим не измерить…" - были и такие ассоциации - Асю тоже "аршином общим не измерить".)
III. "Что за хамелеон эта девушка!"
Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?
"    Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А.С. Пушкин "Евгений Онегин": Татьяна, русская душою, …)
"    Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX - Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)
"    Назовите черты сходства. ("как лань лесная, боязлива" Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, "русская душою", любовь к природе, первой призналась в любви, "Ваша!", решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)
"    Перечислите "странности" Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)
Главы     "Странности"     Причины
II    Было что-то свое, особенное.
Дичилась.
Ни одно мгновение не сидела смирно.    Гл. VIII. История семьи Гагиных.
Осознает двойственность своего положения.
Искренна, не умеет лукавить.
Естественна.
Она вся - чувства и эмоции.
IV    Поливает цветы на развалине.
Как коза лазит.
Самое изменчивое лицо.
Страсть знакомиться с людьми круга "низшего".    
V    Показалась совершенно русской девушкой.
Что за хамелеон эта девушка!    
VI    Полузагадочное существо.    
"    Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: "Если бы она кокетничала, она бы не уехала.")
"    Гл.VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
"    Почему Гагины уехали за границу?
"    Каковы же истинные причины "странностей" Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию)
IV. Композиция и сюжет повести.
Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.
Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?
В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:
Композиция     Сюжет
I Воспоминания Н.Н.    
II Знакомство с Гагиными.    Завязка
III - VII Продолжение знакомства. "Странности" Аси    Развитие событий
VIII История семьи Гагиных     
IX - XV Любовь    
XVIСвидание и объяснение     Кульминация
XVII - XX Переживания героя. Ночь после объяснения.    
XXI Утро после свидания. Уехали!    
XXII Воспоминания Н.Н.    
 Кольцевая композиция
"    Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе - прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)
"    Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. "У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье.")
На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.
V. Главный герой повести - Н.Н.
Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.
"    Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин - зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в "светскости".)
"    Кто же он - главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране)
25 лет    45 лет
Был молод.
Меня занимали исключительно люди.
Искал уединения.
Был поражен в сердце молодой вдовой.
Романтик в душе.
"Сестра ли она ему?"
крылья любви.
Обсуждает с Гагиным отношения с Асей.
Не решился признаться.
"Завтра буду счастлив!"
Будущее казалось беспредельным.    Молодость ест пряники золоченые…
О, я безумец!
Я не сказал ей, что я ее люблю.
Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!
Храню цветок гераниума…
Боязнь ответственности.    Светлые воспоминания.
Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. "У счастья нет завтрашнего дня…" XX гл.)
Назовите тему урока.
VI. Рефлексия.
Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье "было так возможно", но…
Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на "Временах года" П.И. Чайковского. Приложение 2)
VII. Список литературы:
1.    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. - М.: Баласс, 2004.
2.    Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии "Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2002". - М.: Издательство "Экзамен", 2003.
3.    Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. - М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
4.    Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1989.
5.    Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. - М.: Просвещение, 1999.
6.    Слинько А.А. Русская литература XIX века (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский): книга для учителя. - Воронеж: "Родная речь", 1995.
7.    Тургенев И.С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М.Латышева. - М.: ТЕРРА, 1997.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
Проверить тИЦ и PR