Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" |
ЕГЭ - Преподавание | |
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" 2 часа - спаренные уроки Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. Задачи: " Обучающие - формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы. " Развивающие - совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное. " Воспитательные - воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева. Оборудование: текст повести И.С. Тургенева "Ася", музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский "Времена года. Июнь", Бетховен "К Элизе", "Лунная соната"), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа. Ход урока К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе. I. Оргмомент. Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске: И.С. Тургенев "Ася". История семьи Гагиных. Психологизм повести. Н.Н. - главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни. Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему? Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке. Учитель: Предложите свои варианты темы. Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске): История первой любви. История Аси и Н.Н. Прекрасные мгновенья. Воспоминания о первой любви. Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже. II. Погружение в атмосферу повести. Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X. 1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются? (Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский "Времена года. Июнь", Бетховен "К Элизе" ;, "Лунная соната", Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.) Вопросы: Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. "К Элизе" обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.) " Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного? " Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.) " Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное) " Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И "умом Россию не понять, аршином общим не измерить…" - были и такие ассоциации - Асю тоже "аршином общим не измерить".) III. "Что за хамелеон эта девушка!" Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей? " Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А.С. Пушкин "Евгений Онегин": Татьяна, русская душою, …) " Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX - Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.) " Назовите черты сходства. ("как лань лесная, боязлива" Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, "русская душою", любовь к природе, первой призналась в любви, "Ваша!", решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев) " Перечислите "странности" Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы) Главы "Странности" Причины II Было что-то свое, особенное. Дичилась. Ни одно мгновение не сидела смирно. Гл. VIII. История семьи Гагиных. Осознает двойственность своего положения. Искренна, не умеет лукавить. Естественна. Она вся - чувства и эмоции. IV Поливает цветы на развалине. Как коза лазит. Самое изменчивое лицо. Страсть знакомиться с людьми круга "низшего". V Показалась совершенно русской девушкой. Что за хамелеон эта девушка! VI Полузагадочное существо. " Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: "Если бы она кокетничала, она бы не уехала.") " Гл.VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.) " Почему Гагины уехали за границу? " Каковы же истинные причины "странностей" Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию) IV. Композиция и сюжет повести. Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений. Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения? В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица: Композиция Сюжет I Воспоминания Н.Н. II Знакомство с Гагиными. Завязка III - VII Продолжение знакомства. "Странности" Аси Развитие событий VIII История семьи Гагиных IX - XV Любовь XVIСвидание и объяснение Кульминация XVII - XX Переживания героя. Ночь после объяснения. XXI Утро после свидания. Уехали! XXII Воспоминания Н.Н. Кольцевая композиция " Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе - прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.) " Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. "У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье.") На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока. V. Главный герой повести - Н.Н. Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви. " Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин - зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в "светскости".) " Кто же он - главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране) 25 лет 45 лет Был молод. Меня занимали исключительно люди. Искал уединения. Был поражен в сердце молодой вдовой. Романтик в душе. "Сестра ли она ему?" крылья любви. Обсуждает с Гагиным отношения с Асей. Не решился признаться. "Завтра буду счастлив!" Будущее казалось беспредельным. Молодость ест пряники золоченые… О, я безумец! Я не сказал ей, что я ее люблю. Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда! Храню цветок гераниума… Боязнь ответственности. Светлые воспоминания. Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. "У счастья нет завтрашнего дня…" XX гл.) Назовите тему урока. VI. Рефлексия. Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье "было так возможно", но… Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на "Временах года" П.И. Чайковского. Приложение 2) VII. Список литературы: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. - М.: Баласс, 2004. 2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии "Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2002". - М.: Издательство "Экзамен", 2003. 3. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. - М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1989. 5. Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. - М.: Просвещение, 1999. 6. Слинько А.А. Русская литература XIX века (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский): книга для учителя. - Воронеж: "Родная речь", 1995. 7. Тургенев И.С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М.Латышева. - М.: ТЕРРА, 1997. |
« Пред. | След. » |
---|