Открытый урок по литературе в 6 классе |
ЕГЭ - Преподавание | ||||||||||
Открытый урок по литературе в 6 классе Педагогическая технология, получившая название «мастерской», позволяет включить в учебный процесс каждого ученика; ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, создаёт, творит, самореализуется. Педагогическая мастерская имеет свои принципы, алгоритм работы, но больше всего отличается от урока тем, что финалом мастерской является рефлексия- анализ своего пути, успеха и неуспеха, своего состояния, своих ощущений. Мастерская по повести А. С. Пушкина « Метель». Урок рассчитан на 90 минут. Цели: обсудить нравственные проблемы, которые поднимаются в повести А.С.Пушкина «Метель»; включить в учебный процесс каждого ученика, развивать творческие способности, речь, мышление учащихся. Ход урока. 1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Давайте прослушаем с вами небольшую музыкальную композицию. Прослушивание песни Г. Свиридова «Поёт зима, аукает» из контаты «Памяти С. Есенина». -О чём это музыкальное произведение? Что изображает эта музыка? -О зиме, о метели, о вьюге… -А как вы думаете, почему я выбрала именно эту музыкальную композицию? Как она связана с нашим уроком? -Потому что дома нам задано было прочитать повесть А.С.Пушкина «Метель», в которой есть описания зимы, метели… - Правильно! Сегодня на уроке литературы нам необходимо проанализировать повесть А.С.Пушкина «Метель», одну из повестей, включенных в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». 2.Индукция. -Сейчас откройте тетради и запишите слово МЕТЕЛЬ, как хотите. Можно буквами, можно рисунком. Можно большими буквами, можно маленькими. Используя цветные карандаши, фломастеры, краски, изобразите это слово. -Какого цвета будет ваше слово? Почему? Учащиеся работают в тетрадях. «Афиширование» работ. См. Приложение -Рассмотрите работы друг друга. У кого самая интересная работа? -А теперь к слову МЕТЕЛЬ подберём смысловые ассоциации. Вспомните метель, всмотритесь внимательно в это слово ещё раз. Закройте глаза, представьте это явление. Запишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями о метели. -Можно записать эти слова вокруг того слова, которое вы уже изобразили. -Произнесите слова, которые вам захотелось произнести. -Я представляю холод, снег, снежинки, ветер, свист, вьюга, мороз… Учащиеся обмениваются словами вслух, понравившиеся записывают себе в тетрадь. См. Приложение 3.Социализация. -Давайте прочитаем стихотворения А.С.Пушкина о зиме. Чтение учащимися стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы». -Давайте дополним свои ассоциации пушкинскими. Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились и запомнились из стихотворений. Допишите их к своим ассоциациям. -Снег летучий, мчатся тучи, ночь мутна, вьюга злится, мутно небо, вихри снежные… Учащиеся работают в тетрадях. См. Приложение -Теперь на основе выписанных слов напишите сочинение-миниатюру «Как я попал в метель», «Однажды я попал в метель». Чтение сочинений. Выделение лучшего текста, обсуждение с учащимися. -Чьё сочинение вам больше всего понравилось? Почему? 4. Анализ повести А.С.Пушкина «Метель». -А теперь вернёмся к нашей повести. Назовите главных персонажей. -Маша, Владимир, Бурмин. -Прочитав произведение, мы узнаём, что все они попадают в метель. Маша, Владимир и Бурмин становятся жертвами метели. -Давайте поговорим о роли метели в повести. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа в повести? -Метель можно считать полноправным героем. Все события в повести происходят во время метели. Кому-то она мешает, кого-то направляет… -Всё верно. Повесть названа «Метель», т.к. метель есть та сила, что изменила жизнь героев повести. Метель играет роль судьбы, случая, от которого, по мысли Пушкина, может зависеть жизнь человека. Метель заметает жизненную дорогу, человек не видит перед собой ясного пути, не знает, что его ждёт. Задание: разделите лист бумаги на 3 части для характеристики персонажей.
Работа с текстом. -Постарайтесь найти в тексте и выписать слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев с метелью. Считайте метель полноправным героем.
Вывод: метель определила судьбу героев. -Что такое судьба? Как вы понимаете это слово? -Это то, что происходит у нас в жизни. Это то, что не зависит от нас, от нашей воли. 5. Индукция. Запишите слово судьба, как хотите, как вы его представляете. Можно его изобразить, раскрасить. Учащиеся работают в тетрадях. «Афиширование» работ. Обсуждение. -А теперь мне бы хотелось, чтобы мы с вами прокомментировали пушкинское отношение к судьбе. Хотелось бы начать с анализа эпиграфа. 6. Анализ эпиграфа. -Давайте прочитаем эпиграф к повести. Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой… Вот, в сторонке божий храм Виден одинокой. *** Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Чёрный вран, свистя крылом, Вьётся над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в тёмну даль, Воздымая гривы… В.Жуковский -Назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом к повести «Метель». Какова задача эпиграфа? -Строки для эпиграфа взяты из баллады В.Жуковского «Светлана». -Какую мысль выражает эпиграф, избранный А.С.Пушкиным? -Эпиграф должен выражать основную мысль и настроение произведения. Данный эпиграф предвещает некие печальные, даже трагические события, связанные с метелью, начавшейся «вдруг». И в балладе В.Жуковского, и в повести А.Пушкина главные героини видят сны, предвещающие, что должно произойти что-то нехорошее. -Всё правильно. В жизни многое происходит внезапно, неожиданно. Сны главных героинь- знаки судьбы, предупреждающие их. -Как вы понимаете значение слов предзнаменование, предопределение? -Предзнаменование-это что-то предвещающее. Предопределение-это то, что заранее определено, решено. -А теперь выясним, как судьба распорядилась судьбами героев пушкинской «Метели». Рассмотрим Машу и Владимира. За что наказаны молодые герои? Почему Маша названа в повести «молодой преступницей»? -Маша и Владимир не слушают своих родителей. Поэтому А.С.Пушкин и называет Машу «молодой преступницей». -Правильно! А.С.Пушкин утверждает, что без благословления отца и матери нельзя совершать такой важный шаг как вступление в брак. За такой поступок судьба карает Машу и Владимира. Маша названа преступницей именно потому, что преступила закон христианский, нравственный, гласящий о почитании своих родителей. -За что прощает судьба Бурмина и Машу? Какой важный жизненный урок извлёк Бурмин из своей преступной проказы? -Маша прощена за верную любовь, страдания. Бурмин за то, что раскаился. -Бурмин прощён ещё и за то, что вернулся с войны с «Георгием в петлице». Пушкин с удовольствием соединяет своих молодых героев. 7. Социализация. -Теперь выберите слова, которые могут быть ключевыми для разговора или сочинения по этой повести. Запишите их, как вам хочется. -О чём эта повесть? -О любви, о метели, о судьбе, о почитании старших, о предзнаменовании… -Выберите главное слово из всех написанных. Выразите свои ощущения вокруг одного слова. Напишите небольшое сочинение. Учащиеся работают в тетрадях. Чтение текстов. Тексты не оцениваются. 8.Рефлексия. Проводится устно. -Опишите своё состояние во время работы. Было трудно… Было легко… Я удивился… Какое открытие сделал… Я узнал… -Урок окончен. |
« Пред. | След. » |
---|