Открытый урок по литературе:" Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино" |
ЕГЭ - Преподавание | |
Открытый урок по литературе:" Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино" Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино"; развивать умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения; воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу. Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, аудиозапись классического исполнения баллады "Бородино". Ход урока: I. Организационный момент. II. Повторение домашнего задания. Актуализация знаний. Цель: вспомнить литературоведческие термины. Тема. Идея. Сюжет. Жанр. Баллада. Метафора. Эпитет. Строфа. III. Объяснение нового материала. Слово учителя: Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. Стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году,к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине,самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну. Перед вами портрет поэта (слайд №1). Вы видите лицо совсем молодого поколения. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли (слова диктора). "Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!" - Что же произошло тогда в далёком 1812 году? Сообщение ученицы Сокирко О. (слайд №2). - А теперь посмотрите, как художники изобразили Бородинское сражение (слайды №3-8). Учитель. История героического сражения под Бородино легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова. Словарная работа с военными терминами и словами, вышедшими из употребления (слайды № 9-14). Аудиозапись классического исполнения стихотворения "Бородино". Вопросы для беседы: 1. Определите жанр стихотворения. 2. Как построено стихотворение? В чём особенность композиции баллады? 3. От чьего имени ведётся повествование о Бородинском сражении? Как звучит его роль? 4. Сколько всего строф в балладе? 5. Какие строфы повторяются дважды? С какой целью это было сделано автором? 6. Определите тему, идею баллады. 7. Проследите логику развития сюжета баллады. - Экспозиция: "Мы долго молча отступали…" - Завязка: "И вот нашли большое поле…" - Кульминация: "Ну ж был денёк!" - Развязка: "Вот затрещали барабаны…" 8. Кто герои баллады? 9. Чем объясняется героизм русских солдат? 10. Как ведут себя солдаты перед боем? 11. Как изображено Бородинское сражение? В этом описании всё точно и образно. Поле битвы видишь как нарисованную картину и слышишь все звуки боя. 12. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни? Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, метафорами,фразеологическими оборотами. Образные сравнения: "французы двинулись как тучи…" Фразеологические обороты: "ушки на макушке", "ломить стеною","постоим мы головою", "до конца стоять". 13. Как можно объяснить выражения: "ломить стеною","постоим мы головою", "до конца стоять"? Как они помогают понять чувства участников боя? 14. Почему же Россия помнит про день Бородина? -В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли. Подведём итог. Что М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём стихотворении? - Великий подвиг народа в борьбе с иноземными захватчиками. - Отразил беспредельную любовь простых людей к своей родной земле. IV. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино".
|
« Пред. | След. » |
---|