Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание . Роль окончания в слове» |
ЕГЭ - Преподавание | |
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание .Роль окончания в слове» Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классеТема урока: Окончание. Роль окончания в слове. Цели урока: учить находить и выделять окончание в слове, дать понятие, что окончание – часть слова, которая изменяется и служит для образования новых слов, развитие логического мышления, воспитание доброты и любви к родному языку. Ход урока: Организационный момент: Учитель: Прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка. Ученик: Родной язык – святой язык Отца и матери язык. Как ты прекрасен! Целый мир в твоем Богатстве я постиг! Эти слова являются эпиграфом нашего урока. Учитель: Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового. 2 Повторение изученного материала: Мы продолжаем сегодня работу по теме « Состав слова». Вспомним, что мы знаем по изученной теме. - Какие части слова мы изучили? - Какая часть в слове самая главная? - Что такое корень? - Какие части слова участвуют в образовании новых слов? - Как называется такая работа над словом? - что такое приставка? - что такое суффикс? Учитель: Молодцы! Теорию вы знаете хорошо. Сейчас посмотрим, как свои знания вы умеете применять на практике. Я предлагаю выполнить тест. Возьмите в руки карточку №1. На этой карточке записаны слова и задания, которые вы должны с ними выполнить. Внимательно прочитайте. Подчеркнуть слова, которые состоят: 1 ряд – из корня и приставки; 2 ряд – из корня и суффикса; 3 ряд – из приставки, корня и суффикса. Поход, мостик, перелесок, цветник, пригород, подсвечник. - проверка выполнения задания. - какие слова , состоящие из корня и приставки подчеркнули учащиеся 1 ряда? и т.д. - кто выполнил по-другому? кто подчеркнул другие слова? Я убедилась, что изученный материал вы знаете хорошо. 3 Грамматико – орфографическая зарядка. Сегодня мы продолжим исследование строения слов. На уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач! Итак, 1 задание – Грамматико – орфографическая зарядка. Откройте книжечку со словарными словами с. 45, выполняем упр. 45 2 столбик, прочитайте задание. Работаем самостоятельно. Проверьте выполненное задания. У кого по –другому? Составьте вопросы к этим словарным словам с точки зрения лингвистики. А лингвистика вы знаете – это наука о языке. - к какой части речи относятся записанные слова? - на какие группы все слова можно разделить? - в каком слове больше всего гласных? - какое слово состоит из одного корня? Какое слово переносится 1 раз? А следующее задание выполняем в тетрадях. На доске записано предложение. Это строки из стихотворения замечательного русского поэта Сергея Есенина.( читает учитель) (З.)круж.лась л.ства з.л.тая (В)р.зоватой в.де (на)пруду. - прочитайте орфографически Спишите в тетрадь, вставив пропущенные орфограммы - проверяем вставленные орфограммы - дайте характеристику предложению и подчеркните основу. - Каждый почувствовал красоту этих строк, которая достигается использованием автором инверсии, т.е. обратного порядка слов.Сказуемое стоит перед подлежащим, прилагательное после сущ. Подробнее с этим вы будете знакомиться в старших классах. 3 Изучение новой темы: 1 – Найдите в этом предложении все имена существительные - какие сущ. в этом предложении употреблены с предлогом? - выпишите сущ. с предлогом в воде - употребите это существительное с другими предлогами в воде у воды за водой к воде - назовите общую часть, выделите корень - назовите ту часть, которая изменяется и обведите ее в квадрат - кто знает, как называется эта часть слова? Тема нашего урока: Окончание. Роль окончания в слове. - Главная задача на уроке научиться определять окончание в слове и запомнить, для чего оно нужно. На 1 вопрос вы уже можете ответить. Что такое окончание? Сейчас ответим на вопрос, для чего оно служит. 2 Для этого выполним следующее задание – «Ты – редактор». Возьмите карточку №2. Какое задание в этой карточке? Всем понятно? Наша страна – Россия. В нашей ( страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей ( страна). - работу выполняем в парах. Проверка: - Послушаем, что у вас получилось? - Какая часть изменяется у сущ. страна? - Для чего вы изменяли окончание? 3 Давайте попробуем ответить на вопрос: Для чего служит окончание? - Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании? Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие. 4 Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на с. 69 Ф\ м А сейчас мы отдохнем. Положили руки на колени, спинку держим прямо. Мы выполним упражнения, которые помогут снять усталость.Отдыхают наши глазки.Отдыхают наши руки, мышцы спины. 5Закрепление нового материала Закрепим новое правило и выполним упр.119(3) - прочитайте задание - выполняем с комментированием - меняется ли смысл слов в 1 столбике? во втором? Такая работа в лингвистике называется словоизменением. - Похожее задание из этого упражнения под цифрой 1 вы выполните дома. 6Следующее задание – замените предлоги на противоположные по значению. Войти в дом ( выйти из дома) Выехал из деревни ( въехал в деревню) Отплыть от берега ( приплыть к берегу) - выделяем окончание - чтобы найти окончание, надо слово изменить 7 Работа с пословицей: Прочитайте слова на доске: Птица, перо, человек, ум. - к какой части речи относятся слова? - добавьте слово красна и составьте пословицу. Красна птица пером, а человек умом. - объясните смысл пословицы (О птице судят по красоте ее перьев, а о человеке судят по его уму. А чтобы быть умным, надо свой ум развивать, то есть учиться) - запишите пословицу в тетрадь - проверьте - у сущ. выделите окончания 8 А теперь мы попробуем сделать полный разбор слов по составу. Начинать разбор слов мы будем с окончания.А для того, чтобы выделить окончание, надо слово …. Тропинка, посадка Каким будет следующее слово, вы узнаете, разгадав шараду. Полученное слово разберите по составу. 1 в. Корень в слове «снежинка» Приставка в слове «подъехал» Суффикс в слове «лесник» Окончание в слове «ученики» 2в. Корень в слове «вязать» Приставка в слове «замолчать» Суффикс в слове «сказка» Окончание в слове « рыба» Завязка 9 И последнее задание: распределить слова в 2 группы: Гора, пригорок, горы, гористый, гору, горой, горе. Подходит к концу наш урок. Ответим на главный вопрос. Что такое окончание? 11.Отметки, домашнее задание. Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий. В память о нашем уроке мне хочется подарить вам сувенир с изображением нашего цветка. Пусть он сохраняет тепло нашего урока. |
« Пред. | След. » |
---|