Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Различение приставок и предлогов» |
ЕГЭ - Преподавание | |
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Различение приставок и предлогов» Тема: Различение приставок и предлогов. Цели: - учить различать приставки и предлоги, правильно писать их и верно употреблять в речи; упражнять в написании слов с приставками и предлогами; учить сравнивать, классифицировать. Х О Д У Р О К А. ОРГМОМЕНТ. Проверка подготовки к уроку. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ. На доске записаны слова: перехо. , переев. , перегру.ка, перечница. -Прочитайте слова. Назовите лишнее. (перечница, т.к. пере- часть корня, а в остальных словах это приставка). - Какие буквы в словах пропущены? Назовите их вместе с проверочным словом. - Цепочка, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания состоит из букв, обозначающих мягкие согласные звуки в приставке и букв-орфограмм, которые мы вставили в слова. пр дз рп зд ……. - Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. - Над какой темой мы работаем на уроках русского языка? - Проверим домашнее задание. Какие слова с одинаковыми предлогами и приставками вы подобрали? - Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он хочет, чтобы вы помогли ему разобраться в одной проблеме. Вот изучал, изучал он грамматику родного языка, но однажды ему встретилось вот такое предложение: Не беги с (под)носом У меня (под)носом. - Прочитал Незнайка и задумался, где же здесь пишется слитно, а где раздельно? Ведь звучат слова одинаково. Где же здесь приставка, а где предлог? - А вы как думаете? (звучат предположения детей: разное значение, предлог- раздельно, приставка – вместе) - А как же различить, узнать, где приставка, а где предлог? - Сформулируйте при помощи ключей знаний «как» и «отличие» вопрос, на который мы будем сегодня на уроке искать ответ: ? Как отличить приставку от предлога? - Попробуем ответить на этот вопрос и помочь Незнайке. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. На доске записаны словосочетания: (до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про)завод (под)полз (под)машину (на)кричал (на)собаку - Прочитайте словосочетания. На какие группы можно разделить слова в них? (с приставкой и с предлогом, существительные и глаголы, словарные и несловарные слова). - Назовите слова с приставками. - Что такое приставка? (один ученик формулирует определение, другой у доски складывает его из карточек): ПРИСТАВКА Часть слова стоит перед корнем служит для образования новых слов пишется со словом слитно - Как найти в слове приставку? (подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой). - Запишите слова с приставками в столбик, приставку выделите. - Подчеркните орфограмму в приставках. Как она называется? (безударная гласная в приставке) - Как её проверить? (надо запомнить написание приставок). - Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. - Что такое предлог? (один ученик говорит, другой у доски делает схему): ПРЕДЛОГ Часть речи Служит для связи слов в предложении и словосочетании Пишется со словом раздельно - Запишите рядом столбик слов с предлогами, отметьте орфограмму пробел. ФИЗМИНУТКА - Чтобы ответить на вопрос урока, я предлагаю вам прочитать текст и подчеркнуть в нём главное правило, по которому можно различить приставку и предлог. - Дети читают текст про себя. - Чтение вслух - Какое важное правило вы нашли? - Почему предлог называют «капризным»? - Давайте попробуем применить наше правило к словам с предлогами и приставками. - Попробуйте между предлогом и словом поставить другое слово или вопрос: до нашей деревни по узкой дороге про тракторный завод - А можно ли сказать, что (по)ехал по – предлог? (нет, т.к. это глагол, а предлоги с глаголами не стоят). - Составьте предложение с любым из словосочетаний, запишите, подчеркните главные члены. Проверка, чтение предложений. - Сделаем вывод, Как же отличить приставку от предлога? (попробовать вставить слово или вопрос, если подойдёт, то это предлог, если нет – приставка). ЗАКРЕПЛЕНИЕ. -Предлагаю потренироваться в различении приставок и предлогов. Разделите слова на две группы: (за)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (на)листе, (на)чертили. Запишите их в два столбика: с приставкой и с предлогом. Проверка. РЕФЛЕКСИЯ. - Чему учились на уроке? (отличать приставку от предлога) - Как это сделать? - Давайте вернёмся к проблеме Незнайки и поможем ему. (идёт работа с предложением Незнайки). -ответили мы на вопрос урока? (да). -Помогли Незнайке? (да). - А сами чему научились? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. * Задание для дополнительной работы. Записать двустишия, раскрыв скобки: Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь. Зависело б (от)мыла, Веснушки я б (от)мыла. Сугробы снега вьюги ( на)мели И грузовик, как баржа (на)мели.
|
« Пред. | След. » |
---|