Урок русского языка в 4 классе по теме «Слово. Словосочетание. Предложение. Текст» |
ЕГЭ - Преподавание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
загрузка...
Урок русского языка в 4 классе по теме «Слово. Словосочетание. Предложение. Текст» Тема. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Класс. 4 Тип урока. Обобщение и систематизация изученного материала. Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом. Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка. Оборудование: компьютер; слайды; индивидуальные карты для самостоятельной работы; карточки с текстами; сигнальные карточки; «Толковый словарь», Ожегов; оценочные таблицы. Цель: обобщить знания детей о слове, словосочетании, предложении, как единицах речи. Учащиеся должны знать: - слово, как единицу языка; - словосочетания, типы словосочетаний; - предложения, как единицу языка. Учащиеся должны уметь: - подбирать однокоренные слова; - свободно составлять словосочетания; - использовать словосочетания в предложении; - восстанавливать текст из отдельных предложений.
Приложение 1 Здесь промчался трусливый….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой….(лисицы). Белочка грызёт приготовленные летом….(орехи). Стучит по стволу дерева ….(дятел). Только лежит в своей берлоге…(медведь) и сосет лапу. Приложение 2 Заколдован невидимкой. Могучий и крепкий. Береза распустила свои косы. Словно белою косынкой. Хорош лес в зимнем уборе! Приложение 3 1 группа Немногие деревья издавна пользуются любовью и почётом у всех народов, как дуб. Издавна…………….ветка была эмблемой силы, могущества. Нет в наших лесах другого столь…………………дерева. Дубы-патриархи живут до тысячи-двух тысяч лет. В …………………….лесах встречаются две формы дуба:…………и ………………….Лучше приспособлена к нашему климату……………..форма: зимняк не тороплив. Древесина дуба………………необыкновенно прочная на воздухе, в земле и в воде. 2 группа Черешки листьев осины длинные, сплюснутые, поэтому листья очень неустойчивы и дрожат. «Боится» осина и ………………солнца, и безводья. Но у нее есть достоинства. Весной осина дает……………..мёд для пчёл. Зайчишки, олени и лоси любят……………..ветки и …………..кору. А бобры из ……………….осинок строят свои «дворцы». В осинниках любят гнездиться дятлы. Осины отсасывают избыток влаги и спасают почву от заболачивания. 3 группа Сосна - …………..дерево, все в нем полезно. Хвою клюют…………..птички. Для лосей лучшая зимняя пища - ……………побеги и их кора. Белки, бурундуки лакомятся…………….семенами. Очень богата витамином С……………хвоя. Сегодня без сосны не могут обойтись более семидесяти отраслей промышленности, в том числе……………., ……………….., ………………. 4 группа Стройная, с …………..ветвями, …………………листвой берёза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого. Берёза…………………….осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Её………….сеянцы не боятся…………..солнца и ……………заморозков. Под её…………кроной поселяются………………..елочки. Когда ель подрастает, она вытеснит…………….березу, которой из-за ели не хватит солнца. Разноуровневые задания 1 уровень Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы у вас получился связный текст. По ночам трещат лютые морозы. Ребята надели меховые шубки, теплые сапожки и вышли кататься на санках и коньках. Всюду лежит глубокий снег. Стоит холодная зима. Крепкий лед сковал реку. Деревья стоят в серебристом инее. 2 уровень Прочитайте текст. Подумайте, какими словами можно заменить выделенные слова, чтобы не изменился смысл предложения и осталось описание зимнего леса. Запишите сверху подходящие слова. А как красив зимой русский лес! На хрупких ветвях берез серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Лесные богатыри-дубы стоят друг возле друга чинно и спокойно. А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца приютились. Их, словно ребятишек, зима одела в белые шубки. И на рябину, что у самой опушки раскинулась, белое покрывало накинула. 3 уровень. Прочитайте начало текста. Продолжите его 2-3 предложениями. Волшебно преобразился лес. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Представление открытого урока по русскому языку Что такое современный урок? В литературе существует множество различных определений, например: «Современный урок – это тот урок, который отвечает требованиям существующей образовательной парадигмы, заказу общества, личностным интересам участников образовательного процесса» (С.Г.Машелов). Но так или иначе, главное заложено в названии: «современный» - идущий в ногу со временем. Урок современен, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих оптимизировать образовательный процесс, то есть все то, что делает каждого ученика успешным вне зависимости от того, где учится ребёнок, в сильном или слабом классе, городской или сельской школе, технически оснащенной или не имеющей современной материальной базы. Вашему вниманию будет представлен урок русского языка в 4 классе: «Слово. Словосочетание. Предложение. Текст», тема урока соответствует программному материалу по русскому языку. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. На уроке будут применены следующие формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимо- и самопроверка. Будут использованы и методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом, где даются разноуровневые задания. Все методы обучения обеспечивают мотивацию деятельности учащихся по достижению цели урока. Цель урока: обобщить знания детей о слове, словосочетании и предложении, как единицах речи. Учащиеся должны знать: - слово, как единицу языка; - словосочетание, типы словосочетаний; - предложение, как единицу языка. Учащиеся должны уметь: - подбирать однокоренные слова; - свободно составлять словосочетания; - использовать словосочетания в предложении; - восстанавливать и составлять текст. Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, всё чаще приходишь к выводу, что, перефразируя знаменитое «счастье – это когда тебя понимают», ученическое счастье – это когда он, ученик, понимает. Можно долго спорить о том, чему и как учить, но без решения проблемы понимания, о которой так много говорят в последнее время, сложно продвигаться в решении других проблем обучения. В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников. К обучению понимания текста можно идти разными путями, так как этой проблемой занимаются многие специалисты. Сама система обучения пониманию текста предполагает работу на всех уроках: русского языка, литературного чтения, развития речи, риторики, да и на всех других уроках. Как организовано обучение пониманию на данном уроке? Урок начинается с постановки проблемы, которая соответствует содержанию учебного материала и применяется для развития самостоятельности мышления учащихся. Работа над словом – это первый уровень понимания текста учеником. Не секрет, что многие трудности в обучении начинаются с невнимания к словам. Это может быть незнакомое слово, непонимание которого тормозит работу, но может быть и ключевое слово, от которого зависит понимание предложения и даже целого текста. Для объяснения значения слова на уроке будет использоваться «Толковый словарь», который всегда должен быть под рукой, так как с раннего возраста необходимо приучать детей к пользованию словарями. Словарная работа традиционно является важным элементом урока русского языка. На данном уроке эта работа представлена в подборе однокоренных слов и в решении лингвистической задачи. Словарная работа проводится для того, чтобы подготовить детей к осмыслению текста, к пробуждению речевой чуткости, формированию дара слова. Далее учащиеся составляют словосочетания и предложения – это установление связи между образами, стоящими за словами, обобщают эти связи и обозначают их стержневой мыслью. При такой работе дети через языковые средства учатся понять воздействие слов и выражений на чувства и мысли. На этом этапе задача учителя состоит в том, чтобы не только научить представлять образ предметов или явлений, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение и письмо. Для работы над пониманием текста используются такие виды заданий: - дополни текст именами существительными; - дополни текст именами прилагательными; - работа с деформированным текстом; - замени данные слова в тексте другими словами, близкими по значению; - продолжи текст по его началу. Для этих видов заданий будут использоваться тексты-описания, так как они требуют активности воображения. При заполнении пропусков в тексте происходит развитие творческого воображения в соответствии с жизненным опытом детей. Им интересно не только представлять окружающий мир, но и задуматься над смыслом прочитанного. Урок завершается дифференцированной работой, где 3 уровень представлен в самостоятельном творчестве детей - продолжи текст по его началу, который является одним из важных критериев эффективности работы над пониманием текста. При зачитывании своих работ в продолжение текста следует позитивная оценка творчества учеников. Учащимся в ходе урока предоставляется возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться вперед. В связи с этим на уроке создаются условия для взаимопроверки и самоконтроля, которые влияют на успешность обучения, так как в основе контроля лежит операция сравнения, сопоставления своих действий с образцом. На уроке используется работа в группах, так работая вместе, дети расширяют свои знания, анализируют, сопоставляют записи с определением предложения, совещаются, приходят к выводу. Чтобы урок не способствовал утомлению школьников, виды деятельности чередуются, устанавливаются межпредметные связи, связи с ранее полученными знаниями и умениями, так как предыдущий опыт человека очень сильно влияет на понимание. Для эффективного восприятия на уроке используется слайдовая презентация, что позволяет: - усилить познавательный интерес; - овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; - лучше представлять образ. Урок строится, не выходя за рамки требований современной программы начальной школы, однако усиливается мотивационная сторона обучения. Считаю, что цели данного урока выполнены, материал усвоен, на это указывает работоспособность учащихся и результативность выполнения заданий. К.Д.Ушинский неоднократно напоминал педагогам о том, что «хороший учитель как будто только и делает, что повторяет, а между тем он быстро движется вперёд». Вот и материал, представленный на уроке, совпадает с этим утверждением: он позволяет организовать работу с учащимися по повторению, закреплению пройденного, а также помогает обобщить, систематизировать изученное, стимулирует углубление знаний, умений, навыков. Показали на уроке конкретные, понятные и доступные любому учителю пути решения проблемы понимания текста. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Овладение приемами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями (Я могу!), а сильным открывает дорогу к новым вершинам. Но всего дороже тот огонёк сотворчества, который появляется в глазах ребят и удовлетворение от работы, которое бывает тогда, когда ты понимаешь и тебя понимают. Инструкционная карта урока
Работа на уроке Оценочная таблица: Ф.И. ученика…………………………………………………………
Задания по выбору учащихся 1 уровень
Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы у вас получился связный текст.
По ночам трещат лютые морозы. Ребята надели меховые шубки, теплые сапожки и вышли кататься на санках и коньках. Всюду лежит глубокий снег. Стоит холодная зима. Крепкий лед сковал реку. Деревья стоят в серебристом инее. 2 уровень Прочитайте текст. Подумайте, какими словами можно заменить выделенные слова, чтобы не изменился смысл предложения и осталось описание зимнего леса. Запишите сверху подходящие слова. А как красив зимой русский лес! На хрупких ветвях берез серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Лесные богатыри-дубы стоят друг возле друга чинно и спокойно. А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца приютились. Их, словно ребятишек, зима одела в белые шубки. И на рябину, что у самой опушки раскинулась, белое покрывало накинула. 3 уровень Прочитайте начало текста. Продолжите его 2-3 предложениями. Волшебно преобразился лес. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Приложение 3. 1 группа. Немногие деревья издавна пользуются любовью и почётом у всех народов, как дуб. Издавна…………….ветка была эмблемой силы, могущества. Нет в наших лесах другого столь…………………дерева. Дубы-патриархи живут до тысячи-двух тысяч лет. В …………………….лесах встречаются две формы дуба:…………и ………………….Лучше приспособлена к нашему климату……………..форма: зимняк не тороплив. Древесина дуба………………необыкновенно прочная на воздухе, в земле и в воде. 2 группа. Черешки листьев осины длинные, сплюснутые, поэтому листья очень неустойчивы и дрожат. «Боится» осина и ………………солнца, и безводья. Но у нее есть достоинства. Весной осина дает……………..мёд для пчёл. Зайчишки, олени и лоси любят……………..ветки и …………..кору. А бобры из ……………….осинок строят свои «дворцы». В осинниках любят гнездиться дятлы. Осины отсасывают избыток влаги и спасают почву от заболачивания. 3 группа. Сосна - …………..дерево, все в нем полезно. Хвою клюют…………..птички. Для лосей лучшая зимняя пища - ……………побеги и их кора. Белки, бурундуки лакомятся…………….семенами. Очень богата витамином С……………хвоя. Сегодня без сосны не могут обойтись более семидесяти отраслей промышленности, в том числе……………., ……………….., ………………. 4 группа. Стройная, с …………..ветвями, …………………листвой берёза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого. Берёза…………………….осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Её………….сеянцы не боятся…………..солнца и ……………заморозков. Под её…………кроной поселяются………………..елочки. Когда ель подрастает, она вытеснит…………….березу, которой из-за ели не хватит солнца.
|
« Пред. | След. » |
---|