Открытый урок русского языка в 6 классе "Употребление имен прилагательных в речи" |
ЕГЭ - Преподавание | |
загрузка...
Открытый урок русского языка в 6 классе "Употребление имен прилагательных в речи" Тема: «Употребление имён прилагательных в речи». Тип урока: развитие речи. Форма урока: творческая мастерская. Цели и задачи урока: обучающая – раскрыть роль прилагательных в речи, научить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля; развивающая - развивать речь и ассоциативное мышление, способность к рефлексированию и речевому прогнозированию; воспитательная - воспитание художественной речетворческой личности, воспитание любви к природе. Ход урока. 1. Организационный момент. 2.Индукция. - Прослушайте стихотворение В. Вырина «Ищу слова» и подумайте, какие слова ищет автор? Выразительное чтение стихотворения В. Вырина «Ищу слова». - Какие слова ищет автор? (Хорошие, точные, выразительные, меткие, певучие. Слова, которые помогали бы жить.) - А для чего он их ищет? (Чтобы можно было их использовать в своей жизни. Чтобы точнее выражать свои мысли.) - Слова какой части речи вы употребили при ответе? (Имена прилагательные) - Почему, по вашему мнению, в этом стихотворении много имён прилагательных? (Чтобы отразить признаки тех слов, которые ищет автор) - Попробуйте убрать из текста имена прилагательные. Прочтите. - Изменился текст? Каким он стал? (Да. Он стал непонятным и невыразительным). - Предположите, какую роль играют имена прилагательные в тексте? (Они делают текст более понятными и выразительным). - Это нам и предстоит сегодня выяснить и убедиться в своём предположении или же это предположение отвергнуть. - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. («Употребление имён прилагательных в речи»). - А вы хотели бы сегодня побыть писателями или поэтами? (Да). - Тогда я приглашаю вас в творческую мастерскую, в которой мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу». Е. Винокур. (Цель урока) - Тетради сегодня мы назовём копилками, которые должны будем сегодня наполнить словами, мыслями для создания своих творческих работ. 3. Индивидуальная работа с литературой. - Давайте разобьёмся на две группы и пополним знания о прилагательных, исследовав материал §24. Работа в группах. 1 группа выделяет главное в п. 1,2; 2 группа – в п. 3, 4. 4. Социализация. Представители 1 и 2 групп рассказывают об основных свойствах имени прилагательного. - Найдите и выпишите из стихотворения прилагательные, относящиеся к существительному «слова», «помыслы», «дела». - Что вызвало у вас затруднения? - Объясните правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. - Среди записанных прилагательных найдите сложное имя прилагательное, объясните слитное правописание (сто звонов). (Самопроверка через интерактивную доску). - Как по-другому называются прилагательные, которые помогают придать описанию образность, яркость и выразительность, а автору - передать своё настроение? (Эпитеты) -Можно ли те прилагательные, которые вы выписали, назвать эпитетами? (Да) - Итак, как вы уже сказали, прилагательные очень часто используются в художественном описании природы. Попробуйте отобрать материал для описания зимней природы. 5. Проверка домашнего задания. - Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали дома, и придумайте к ним заголовки. («Снегопад», «Зимний лес», « Всё в белоснежном уборе», «Зимняя дорога», «Зима») - Почему в некоторых ваших названиях присутствуют имена прилагательные? (Чтобы название было красивым) - Ребята, как вы думаете, какое слово будет, так скажем, зимним? (Снег) - Почему? (Без снега зимы не бывает) - Я предлагаю найти и выписать из «Зимней странички» такие прилагательные, которые бы со словом снег употреблялись в переносном значении. Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой? (Метафора) - Найдите и выпишите метафоры, в которых есть прилагательные. («…Он успел платок пуховый расстелить на мостовой», «зима… легла волнистыми коврами») 6. Социоконструкция. - Ходит зимушка-зима, дарит свои наряды, украшает природу. А сама всё посматривает по сторонам, то тут, то там свою картину поправляет. - Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ. -Как называется это изобразительное средство? (Олицетворение) -Найдите в текстах примеры олицетворений. («Снег пушистый ложится», «Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею…») - Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели и поэты используют такое изобразительное средство, как сравнение. Что такое сравнение? (Изображение предмета путём сравнения его с другим) - Давайте посмотрим, с чем сравнивается снег. Найдите на «Зимних страничках» строки, в которых автор для описания снега использует сравнение. («Словно белою косынкой подвязалася сосна», «…великолепными коврами…») 7.Редактирование текста. Задание: вставить прилагательные и объяснить правописание их окончаний. «Зима спешила…» - Зачитайте получившиеся тексты, сделайте вывод об употреблении имён прилагательных. 8. Разрыв. - Подтвердилось ли ваше предположение о том, что прилагательные делают текст более понятным и выразительным? (Да, подтвердилось. Если не было бы прилагательных…. неинтересно было бы читать книги, общаться друг с другом, потому что не всё было бы понятным) 8. Физминутка. 9. Творческая работа. Прослушивание вальса Свиридова «Метель». Мы накопили достаточно материала для создания своего собственного текста. Напишите небольшое сочинение-описание зимней природы. -В каком стиле вы будете создавать свой текст? -Какой тип речи будете использовать? - Что будем делать в тексте? (Передавать то, что увидели.) - Зачем? (Поделиться своими впечатлениями, чувствами) - В каком жанре? ( В жанре рассказа, стихотворения) - Озаглавьте свои сочинения. 9. Афиширование. Представление работ учащихся. Сначала они зачитывают их, затем вывешивают на доску. 10. Рефлексия. Отражение чувств учащихся. - Расскажите о своём состоянии во время урока: - Как я себя чувствовал? - Какое состояние пережил? - Что для меня оказалось неожиданным, важным? - Что я открыл сегодня в себе и других? 11. Домашнее задание: §24; №238.
|
« Пред. | След. » |
---|