Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Гадание как коммуникация

Гадание как коммуникация

Гадание как коммуникация
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАДАНИЯ КАК КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Происхождение и сущность гадания 6
1.2. Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания 11
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ГАДАНИЯ КАК КОММУНИКАЦИИ 16
2.1. Основное содержание гаданий 16
2.2. Гадания по материалам девичьих альбомов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
Гадания включаются в более широкое понятие - ведовство, под которым понимают магию, ворожбу, колдовство. Однако в отличие от магии и колдовства, имеющих в сознании пользующихся ими характер принудительности по отношению к природе и сверхъестественным силам, гадания являются лишь средством пассивного якобы узнавания скрытых от человека тайн.
Большинство же гаданий и сопровождающих их словесных формул и вовсе своим содержанием уходит вглубь чисто крестьянского быта с думами об урожае, приплоде, удачном браке. Сам обряд оформляется в действиях, обусловленных явлениями крестьянского быта и хозяйства - гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже и т. д., с привлечением домашнего и рабочего, живого и мёртвого крестьянского инвентаря: сохи, бороны, прялки, кудели, льна, петуха, курицы, коровы, лошади, овцы и пр.
Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания, которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей.
Актуальность работы заключается в рассмотрении того, что верящие в гадания люди считают, что гадания действительно позволяют что-то узнать, остальные относятся к ним как к народному развлечению. Часто оба подхода в некотором соотношении присутствуют в одном человеке. Сходство со всеми методиками использования оккультных способов получения информации состоит в том, что толкование того или иного расклада происходит всегда через призму «гадалки», ее мироощущения и понимания ситуации.
Степень разработанности проблемы. B настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений коммуникации. Теоретической базой данной работы являются монографии М.А. Василика, Г.Г. Почепцова, Дж. Ритцера.
Выявление сущности, структуры гаданий потребовало обращения к идеям Дж. Бейнса, С. Вронского, Д.Е. Сафронова и др.
Объектом исследования является гадание как коммуникация.
Предметом исследования выступают особенности использования гадания как коммуникации в современных гаданиях и девичьих дневниках.
Цель данной работы - проанализировать особенности гадания как коммуникации.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть происхождение и сущность гадания.
2. Из учить истоки и дать сравнительный анализ классических систем гадания.
3. Определить основное содержание гаданий.
4. Охарактеризовать гадания по материалам девичьих альбомов.
Гипотеза данного исследования заключаются в том, что особенности гадания как коммуникации будут зависеть в основном от личности гадающего и его внутренних установок.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования гадания как коммуникации в различных областях специальной деятельности.
Научная новизна работы заключается в анализе гадания как коммуникации в девичьих дневниках и альбомах.
Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение; частнонаучные: анализ документов.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава является теоретической. В ней рассматривается понятие гадания, а также основные особенности гадания как коммуникации. Вторая глава является практической и представляет анализ применения гадания как коммуникации.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАДАНИЯ КАК КОММУНИКАЦИИ
1.1. Происхождение и сущность гадания
Гадание имеет такую глубокую давность, что уже многочисленные виды его мы встречаем среди различных памятников Египта, Халдеи, Греции, Древнего мира и в других странах.
Среди славян гадание было весьма распространенным и им преимущественно занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны. В древней Руси гадание было особенно распространено в эпоху теремного затворничества. В длинные зимние вечера сенные девушки, боярыни и боярышни коротали время и пытались проникнуть в область таинственной судьбы и разгадать свое будущее. Виды гаданий крайне разнообразны.
В целом, гадания - «оккультные методики, приёмы и даже обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты» [15, с. 43]. Верящие в гадания люди считают, что гадания действительно позволяют что-то узнать, остальные относятся к ним как к народному развлечению. Часто оба подхода в некотором соотношении присутствуют в одном человеке.
Гадания включаются в более широкое понятие - ведовство, под которым понимают магию, ворожбу, колдовство. Однако в отличие от магии и колдовства, имеющих в сознании пользующихся ими характер принудительности по отношению к природе и сверхъестественным силам, гадания являются лишь средством пассивного якобы узнавания скрытых от человека тайн.
Не вдаваясь в подробности этнографического, историко-культурного порядка, остановимся лишь на моментах гадания, связанных с письменным или устным словом.
Гадания наблюдались и наблюдаются до сих пор у всех народов. Яркая картина поразительных совпадений видов и способов гадания дана в книге Тейлора «Первобытная культура». Основа гадания кроется в свойствах мышления по внешним ассоциациям. Верящий в гадания «убеждён, что сходство между двумя в действительности совсем разнородными явлениями означает их внутреннюю связь» [2, с. 11]. Установление аналогий между наблюдаемыми во время гадания предметами или явлениями с лицами или фактами, по поводу которых происходит гадания, создаёт целую вереницу знаков и символов, у некоторых народов в известные эпохи слагавшихся в сложные системы прорицательского искусства.
Широко было развито искусство гадания в Ассирии и Вавилоне, в Египте, в древней Греции и Риме.
В последнем гадания играли большую роль и в государственной жизни. По преданию, в эпоху Тарквиния Гордого малоазиатский оракул из г. Кум был перенесён в Рим, причём будто бы прославленная тогда кумская прорицательница Сивилла принесла несколько так называемых «Сивиллиных книг», заключавших в себе очень много изречений пророческого характера. Эти книги долгое время служили основным источником государственных гаданий, производившихся специальной коллегией жрецов.
Как в Греции, так и в Риме подобные касты прорицателей и жрецов должны были оказывать большое влияние на сохранение суеверных представлений людей. С принятием христианства как официальной религии гадания, подобно многим другим явлениям языческой культуры, подвергались осуждению и гонению со стороны церковной и светской власти. Гадание из разряда священных явлений переносилось в разряд явлений дьявольских и нечистых, простонародных, суеверных.
При этом, в XII веке Анна Комнина отмечала, что предсказания - «Это новейшее изобретение - такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке» [7, с. 31].
Многие христианские проповедники и практические деятели, с горячностью нападая на гадателей, вместе с тем не подвергали сомнению действенность их «дьявольских» поступков. В иных случаях допускалась возможность признавать и объективную правду за некоторыми языческими прорицаниями, если удавалось истолковать их в желательном для христианства смысле. Так, например, в Западной Европе была признана авторитетность некоторых глав из «Сивиллиных книг», а изображения Сивиллы иногда украшали стены христианских храмов и страницы благочестивых рукописей. В средние века наблюдается та же двойственность в отношениях церкви и литературы к гаданиям. С одной стороны, гадания приравниваются к греховным колдовским поступкам, а с другой - чрезвычайно развивается гадательная литература.
В средние века как на Западе, так и в России была очень популярна библиомантия, существовало большое количество гадательных книг; в России, например, переписывались переводные «лунники», «колядники», «трепетники», «лопаточники», «сносудцы», «громники», а также и разные астрологические книги: «планетники» и др.
Эта литература, распространяясь в народных массах, в течение ряда веков оказывала огромное влияние на народные суеверия, поддержав многие из тех, которые корнями уходят в первобытный анимизм, и, с другой стороны, прививая ложные выводы средневековых тайных наук.
Но и в более позднее время - в XVIII-XIX века - малокультурные слои населения получают достаточные запасы суеверных представлений из популярных книг. Так например совершенно исключительную популярность в мещанской, в ремесленнической и крестьянской среде в XVIII веке получил изданный в 1709 знаменитый Брюсов календарь, наряду с точными календарными сведениями дававший таблицу разных предсказаний по планетам.
Среди лубочных изданий гадательного характера нужно указать так называемое «Коло» (колесо фортуны), «Случаи описания» и «Голову Соломона», являющиеся по своему типу продолжениями средневековых «рафлей».
Принцип гадания во всех этих рукописных и печатных изданиях - бросание зерна по разграфлённым листам бумаги, на которых в клеточках обозначены цифры изречений или самые изречения. Одной из разновидностей таких гаданий, по изречениям, являются известные способы вынимания счастья попугаем, щеглом, мышью из ящиков бродячих шарманщиков.
При помощи лубочных изданий был сильно поддержан интерес к толкованию сновидений посредством «сонников», один из которых (Мартына Задеки) упомянут в «Евгении Онегине».
В более образованном обществе гадания уже издавна превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Интересна в этом отношении французская книжка XV века, изданная по рукописи А. Бобринским и охарактеризованная А. Н. Веселовским в «Вестнике Европы» за 1886. Такова судьба и многих других гаданий: «от серьёзного, хотя и наивного стремления познать мир и судьбу - к культурному переживанию в форме лёгкого суеверия, развлечения, игры» [4, с. 65].
Что касается элементов словесного поэтического творчества в разных видах, так называемых народных гаданий, то многие из них довольно тесно связаны с некоторыми из соседних фольклорных жанров, в первую очередь с заговорами. Подобно тому как в заговорах словесная формула зачастую является лишь пояснением магического обряда, произносимая при гадании формула (прозаическая или песенная) описывает нередко лишь совершаемое при гадании действие.
Так называемые подблюдные песни, исполняемые на святочных гадания с кольцами, поочерёдно вынимаемыми из покрытого платком блюда, иногда тоже содержат в себе описание действия.
Как и в заговорах, словесная формула, с течением времени оторвавшись от обряда, становится самостоятельной. Например, первоначальная форма гадания требовала, чтобы девушка, желающая увидеть во сне жениха, запирала на замок колодец со словами: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить», затем стали делать из лучинок модель колодца и класть её под подушку, далее ограничивались лишь тем, что под подушку клали какой-либо ключ; наконец всё гадание было сведено к произнесению приведённой словесной формулы. Так закономерно совершается переход от обрядового синкретизма к обособленному словесному творчеству.
При гаданиях часты молитвенные обращения к сверхъестественной силе как к христианской, так и к «нечистой»: например, «черти, черти, не утайте, мне милого покажьте» [14, с. 184]. Многие из гадальных формул имеют ритмический строй и рифмы: «пояс мой, пояс, покажи мне милого поезд» или «кольцо, кольцо, покажи мне милого лицо» и т. д.
Тематика ряда подблюдных песен и других гадальных формул содержит в себе яркие указания на направленность житейских желаний и устремлений той среды, в которой гадания в настоящее время бытуют. Среда эта - преимущественно крестьянство во всех своих слоях и прослойках, затем городское мещанство.
В виде уже только игры или забавы гадания практиковались и в широких слоях интеллигенции, по существу воспроизводящей традиционные формы народных гаданий. Но, рассматривая гадания, бытующие в крестьянстве, зачастую, как и в других фольклорных жанрах, легко вскрыть элементы психологии и быта иных социальных групп древности: боярства, купечества и т. д.
В крестьянстве, по-видимому, усвоено было далеко не все то, что бытовало в господствовавших классах, а лишь то, что соответствовало или не противоречило крестьянской психологии. Особенно сильна тенденция к личному обогащению, к хозяйственному довольству, к внешнему почёту. Отсюда сохранение в гадальных формулах и в подблюдных песнях упоминаний о богатых боярах, торговых купцах и пр.
При чём здесь не механическое заимствованием фразеологии и обычаев из вышестоявшей экономически и культурно среды, а идеализированные образы, достаточно рельефно обрисовывающие социальные тенденции.
Большинство же гаданий и сопровождающих их словесных формул и вовсе своим содержанием уходит вглубь чисто крестьянского быта с думами об урожае, приплоде, удачном браке. Сам обряд оформляется в действиях, обусловленных явлениями крестьянского быта и хозяйства - гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже и т. д., с привлечением домашнего и рабочего, живого и мёртвого крестьянского инвентаря: сохи, бороны, прялки, кудели, льна, петуха, курицы, коровы, лошади, овцы и пр.
Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания, которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей
. Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания
Способов гадания существует великое множество. Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно для того, чтобы «изменить неблагоприятное течение своей жизни - или, наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю свободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные символы лишь помогают прочесть этот ответ» [16, с. 15].
Самой древней из этих систем является Книга Перемен. Она и самая простая в реализации - не требует ни специальных предметов, ни сложных расчетов. Существует гипотеза о том, что колыбелью цивилизации был Тибет. Возможно, там, на заре развития человечества и зародилась эта система. Ведь во все времена человек был любопытен к своему будущему. А когда явления природы казались божествами, а жизнь подчинялась никому тогда не понятным законам - тем более.
По мере «взросления» человек начал понимать, что на жизнь и судьбу могут влиять не только Солнце, Луна, ветер, громы и молнии. Предположили наличие зависимости судьбоносных событий от движения планет - так родилась астромантия, а за ней и астрология. С помощью математических расчетов можно было узнать все о человеке, его характере, его способностях, вкусах, совместимости с представителями противоположного пола и т.д.
Основное отличие от классической Книги Перемен в том, что исключается элемент случайности при подготовке предсказания, все известно заранее, важно лишь правильно истолковать имеющуюся информацию о времени рождения человека. Причем, так как на Востоке придерживались в основном теории о переселении душ после жизни, то, как мне кажется, важнее был год рождения. На Западе, где религия повествовала о рае, аде и жизни, как преддверии того или другого, обращалось внимание на более мелкие единицы измерения времени - дни, часы, минуты (от последних двух величин зависело только положение Луны, как наиболее быстро движущейся планеты).
Сам процесс гадания посредством карт может быть любым, существует масса способов и методов поиска ответа на любой тревожащий вопрос. Однако «сходство со всеми методиками использования оккультных способов получения информации состоит в том, что толкование того или иного расклада происходит всегда через призму «гадалки», ее мироощущения и понимания ситуации» [15, с. 187].
Оперируют же карты не словами, но образами, что роднит их, например, с Книгой Перемен, которая также выводит зависимости миропонимания человека от случайного набора «орлов» и «решек».
Чтобы адекватно объяснить значение ритуальных символов, следует вначале учесть те виды обстоятельств, которые порождают ритуальные исполнения, поскольку эти обстоятельства, по всей вероятности, решают, какой из ритуалов будет исполняться, а цели Ритуала во многом определяют значение используемых в нем символов. Я ограничусь здесь лишь кратким резюме о роли гадания в социальном процессе с тем, чтобы отделить его символику от символики ритуалов жизненных переломов и бедствий.
У гадания есть определенная близость с правовым процессом, поскольку оно жизненно связано с обычаями и интересами людей в сложных социальных ситуациях. Но оно также подготавливает почву для более жесткой стандартизации процессов восстановительного ритуала. Именно эта медиативная функция определяет познавательные свойства его символики, а также ее гибкость.
Гадание и восстановительный ритуал - «стадии единого процесса, который в первую очередь чувствителен к переменам, особенно к обрывам в сети существующих социальных отношений» [18, с. 96]. Поскольку они «по природе» так близко связаны с микроисторией современных групп и личностей, их следует теоретически рассматривать в тесном единстве. С другой стороны, ритуал жизненных переломов меньше реагирует на непосредственные социальные требования и давление, поскольку он сцеплен с жизненными циклами индивидов и, стало быть, при творческом подходе антрополог имеет полное право начинать с анализа культурной структуры этих обрядов. У последней есть много общего с социальной структурой, но это - общее с теми социальными упорядоченностями, которые глубоко укоренены в обычае, а не с теми, которые являются продуктом временного столкновения экономических и политических интересов. Определяя подходящее место и время для проведения обрядов, никогда не прибегают к гаданию.
Среди прочего гадальщик рассматривает свою задачу как практическую задачу выявления причин несчастья или смерти. Эти причины почти всегда «мистичны» и «неэмпиричны» по своему характеру, хотя в них замешаны человеческие желания, стремления и чувства. Гадальщики раскрывают то, что произошло, а не предсказывают будущие события. Кроме того, они не начинают процесса гадания, а ждут, пока клиенты не обратятся к ним за консультацией. Способы гадания рассматриваются как инструменты обнаружения лжи и раскрытия истины, хотя, поскольку этими инструментами пользуются люди, которым свойственно ошибаться, их вердикты не всегда принимаются без сомнений. Дело в том, что, по верованиям, ведуны обладают чрезвычайной способностью вводить в обман, и даже великие гадальщики укрепляют себя специальными магическими средствами, чтобы противостоять хитростям и иллюзиям, насылаемым тайными антагонистами гадальщиков с целью провести их. Одно из таких средств применяется на первой стадии консультации [18, с. 97].
Система значений собственного ритуального символа вытекает из неких глубоких и универсальных человеческих нужд и побуждений, и, в то же время, из универсальной человеческой нормы, контролирующей эти побуждения. С другой стороны, гадательный символ помогает гадальщику решить, что верно и что - неверно, восстановить невиновность или вину в ситуациях несчастья. Его роль - где-то между ролями судьи и ритуального эксперта. Однако в то время судья доискивается сознательных мотивов, гадальщик зачастую пытается обнаружить бессознательные импульсы антисоциального поведения. Для этого он столько же пользуется интуицией, сколько разумом. Он «нащупывает» стрессы и болевые точки в отношениях, используя свои конфигурации символических предметов, помогающих ему сосредоточиться на выяснении трудностей в конфигурациях реальных людей и отношений.
Таким образом, гадание зародилось ещё в эпоху первобытнообщинного строя. В связи с охотой, затем животноводством распространилось гадание по крику, полёту и поведению птиц (например, ауспиции в Древнем Риме); особо вещими считались сова, ворон, сокол, петух и курица. У древних земледельцев возникло гадание по звёздам, развившееся позже в астрологию. У вавилонян, этрусков, римлян применялось также гадание по печени жертвенного животного (её форме и положению в туше). У многих народов известно гадание на костях, бобах, орехах, кофейной гуще и т.п. У славян были приняты способы гадания при помощи опускания кольца в воду, литья воска, гадания с зеркалом.
В последние столетия получило распространение гадание на картах и по линиям ладони (хиромантия). Одним из самых ранних и повсеместно распространённых видов гадания, сохранившихся до наших дней, является гадание по снам. В основе гадания лежит религиозное представление о существовании управляющего природой и людьми сверхъестественного мира, установив связь с которым, можно узнать неведомое.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ГАДАНИЯ КАК КОММУНИКАЦИИ
2.1. Основное содержание гаданий
С незапамятных времен люди гадали на самых разнообразных предметах или просто загадывали что-нибудь себе на будущее, запрашивали оракул, заглядывали в Сивиллины книги, словом - пытались узнать, что их ожидает в более или менее отдаленном будущем.
Таро в Европе появился в пятнадцатом веке. Карты самой ранней из известных колоды Висконти-Сфорца назывались тогда «тароччи» [2, с. 15]. Структуру Таро можно представить как отражение взаимоотношений Бога, человека и вселенной, или иначе - связей между миром идей, сознанием человека и миром физическим. В этой диаграмме в центр помещен малый круг или точка, изображающая человеческую душу, треугольник представляет тройственную сущность Бога, а квадрат символизирует явленный мир. Карты Таро поставлены в соответствие различным частям этого чертежа.
Главная загадка Таро - Старшие, или Мажорные Арканы - двадцать две символические и аллегорические карты, описывающие постоянные и вечно меняющиеся физические и духовные силы, властвующие над человеком.
Существует немало вариантов внутренней иерархии Старших Арканов: карты разделяют на титулованные и аллегорические, символы главных добродетелей и астрологических элементов, знаки удачи и вселенской предопределенности. По некоторым версиям, Арканы с I по VII определяют интеллект человека, иначе Разум, Арканы с VIII по XIV властвуют в сфере нравственности, или Души, а Арканы с XV по XXI правят событиями материальной жизни человека, или его Бытием. По другим воззрениям, карты Старших Арканов могут быть поставлены в соответствие мастям Младших Арканов, или астрологическим символам, или символам оккультным, или числам, или же буквам еврейского алфавита - в духе Каббалы.
Для того, чтобы можно было выполнить гадание по литью воска, берут восковую свечу, можно и простую парафиновую елочную, и изломав ее на мелкие кусочки, положить в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растаял, берут таз с водою и сразу одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают, причем, большую роль здесь играет фантазия.
Во время гадания по тени берется целый лист бумаги или лучше всего газета, причем этот лист бумаги надо измять руками так, чтобы он превратился бы в бесформенную массу, однако, избегая превратить его в шар, но оставляя некоторый контур. Когда бумага готова, ее кладут на дно опрокинутой тарелки и зажигают при помощи спички. Сгоревшую бумагу, не шевеля и не разрушая формы пепла, подносят к стенке, осторожно поворачивая края тарелки пока не обрисуется какая-либо тень, по очертаниям которой точно также, как и в предыдущем гадании, судят о будущем.
2.2. Гадания по материалам девичьих альбомов
На материале гаданий из девичьих школьных альбомов («Песенников», «Анкет») можно восстановить процессы, значимые в подростковом и юношеском возрасте. Гадания, широко бытующие в девичьей среде, рассматриваются здесь как «одно из средств гендерной социализации, культурного конструирования программ и оценок мужского и женского поведения, преимущественно в период предбрачных ухаживаний» [16, с. 12].
Мы отобрали для анализа 7 гадательных текстов: 2 по дате, 2 - «чихалки», 2 «по палочкам» или «ритмические» гадалки (рисуют в произвольном темпе палочки, пока гадающая девушка не скажет «Стоп!») и один опросник.
В гадательных текстах фиксируются особенности внешности девушек и юношей. У девушек как наиболее значимые отмечены: красота (3), улыбка (2), глаза (4) и волосы (1). У юношей - внешняя привлекательность («симпатичный» - 2), рост (3), глаза (4), но на первом месте по частоте с большим отрывом почему-то волосы (8). Отмечается также возраст («он тебя старше»), совершенно игнорируемый девушки.
Нравственные требования значительно более разработаны для девушек. Упоминаются следующие: хорошая (2), внимательная (2), гордая, серьезная и осторожная, однако, тут же дается совет: «Ничего не бойся». Как отрицательные качества оцениваются: уверенность в себе, манера «воображать» (т.е., вероятно, излишняя гордыня, препятствующая общению), навязчивость, глупость и опасность «быть смешной».
У парней единственное упомянутое качество - «веселый», без одобрения или порицания. Трижды зафиксирована отрицательная оценка без объяснений: плохой, недостойный тебя (2), фактически обозначающая просто нежелательность для девушки общения с ним.
Заметим, что фиксируются, прежде всего, коммуникативные качества, затрудняющие общение (гордость и гордыня, глупость, страхи, осторожность, отрицательная оценка партнера) или, напротив, поощряющие и привлекающие партнера (привлекательность, веселье, внимание к партнеру, отсутствие страха, но иногда и навязчивость), т.е. культура акцентирует, прежде всего, потенциал общения. Среди внешних качеств для обоих важны глаза, улыбка (веселье), привлекательность, причем у девушки более выраженная, чем у парня - т.е. «показатели наличия коммуникативного контакта» [16, с. 13].
Среди моделей поведения также в первую очередь фиксируются коммуникативные. Подробно разработано поведение обоих партнеров при встрече. Гадания обещают девушке встречу (с любимым, другом, парнем, подругой, тем, кого она хочет встретить), которая может оказаться приятной, неожиданной, любовной.
Парень и девушка в равной мере «ждут» встречи и «нуждаются» в ней, но парень, кроме того, думает о встрече, хочет, желает ее (4), назначает (4) или избегает (2), а может и отказать девушке в свидании. Последнее должно, вероятно, предостеречь ее от излишней инициативности в этом вопросе. Возможность активных действий (всего 7 предсказаний и ни одного у девушки) принадлежит парню. На этапе, предшествующем личной встрече, парню приписывается поведение, направленное на активный поиск информации о девушке (10 предсказаний): он проявляет к ней интерес, старается узнать о ней, ищет ее повсюду и следит за ней и даже «испытывает» и «проверяет» девушку. Подобное поведение совсем не отмечено среди девичьих программ.
Наибольшее количество предсказаний касается поведения непосредственно при встрече. Девушка с парнем «гуляет» (3), а парень «ходит» с нею (2), проявляя при этом инициативу: приглашает ее гулять, заходит за ней и провожает. Для обоих молодых людей оказывается значимым позднее возвращение домой. Для девушки существует еще ряд ограничений: ей не советуют «ходить далеко» и «ходить с подругами». Среди мест их совместных прогулок отмечены: кино (9), куда и парень, и девушка могут пригласить друг друга, а также театр, музей.
Собственно коммуникация при встрече описывается следующим образом. Партнеры просто «видят» друг друга, парень «рад тебя видеть» и «смотрит в глаза», а девушка «хочет» его видеть, т.е. в визуальном общении инициатива скорее на стороне парня. Общение может быть предметно опосредованно: девушка получает подарок (2), иногда полезный, или только цветы (2), а парень ей дарит, соответственно, «букет цветов».
Девушке не рекомендуется «выдавать себя» (свое отношение к парню), а также много говорить и сплетничать. Характерно предписание: «Не заигрывай с тем, кто тебе не нравится», что предполагает, очевидно, некоторую возможность коммуникативной инициативы по отношению к тому, «кто нравится». Ей оставляют выбор: либо, как уже говорилось, она «не может начать разговор» и «не выдает себя, как раньше», либо решает больше «не мучить его». Третьим лицам обе стороны в равной степени говорят друг о друге «хорошее». Парень может проявить свои чувства не столько в устной, сколько в письменной форме: он пишет письма, записки, либо только хочет их написать (5), а девушке гадание обещает, соответственно, что ей «придет письмо» и они будут переписываться (3) с объектом ее интереса.
Надо сказать, что в целом обе стороны ведут себя осторожно и несколько дистанцируются от содержания общения. Они готовы в любой момент обратить все в смех: не случайно подчеркивается, что парень «веселый», «рассмешит» девушку, а она, соответственно, «будет смеяться», хотя ее предостерегают: «Будь серьезней» и предупреждают, чтобы она не «выглядела смешной», то есть ей предписывается несколько большая включенность в ситуацию любовного общения, чем парню, но она должна быть готова и рассмеяться, среагировав на несерьезность партнера.
Обе стороны во многих случаях не спешат действовать, а ждут, выжидают, надеются. Девушки надеются (4) и ждут (9): свидания, радости и неприятностей, поцелуя; молодые люди - встречи, признания в любви, письма или поцелуя (всего 11 упоминаний). Тем не менее, парня гадалка предостерегает от пассивного ожидания: «Парень ждет, но не дождется».
На материале гаданий из девичьих альбомов реконструируются мужские и женские гендерные программы. Рассматриваются гадательные тексты, бытующие среди девушек подросткового и юношеского возраста. Они состоят из предсказаний, представляющих собой описание возможных моделей поведения самой девушки и молодого человека, преимущественно в период предбрачных ухаживаний.
В результате обнаруживаются области симметрии и асимметрии. Наибольшая асимметрия наблюдается в сценарии ухаживаний - поведении на этапе встреч. Парню приписывается (предписывается) инициатива и основная активность на вербальном и невербальном уровне контактов (взгляды, подарки, записки), девушке - возможность принять или пресечь эти проявления. Для девушки более разработана система ограничений и требований как к стилю общения, так и к ее нравственным и физическим качествам. Для парня подробнее разработаны способы действия, причем в гендерных взаимоотношениях парень чаще играет инициирующую, а девушка - ограничивающую роль. Мужчинам предписывается большая подвижность (именно «он» может уехать или перейти в другую школу, приглашает девушку в кино, театр, музей и т.д., выбирая место их встреч). Зато девушка проявляет активность в том, что касается воздействия на чувства молодого человека и всю систему межличностных отношений - именно через манипуляцию чувствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гадания - оккультные методики, приёмы и даже обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты. Верящие в гадания люди считают, что гадания действительно позволяют что-то узнать, остальные относятся к ним как к народному развлечению. Часто оба подхода в некотором соотношении присутствуют в одном человеке.
Гадания включаются в более широкое понятие - ведовство, под которым понимают магию, ворожбу, колдовство. Однако в отличие от магии и колдовства, имеющих в сознании пользующихся ими характер принудительности по отношению к природе и сверхъестественным силам, гадания являются лишь средством пассивного якобы узнавания скрытых от человека тайн.
При гаданиях часты молитвенные обращения к сверхъестественной силе как к христианской, так и к «нечистой»: например, «черти, черти, не утайте, мне милого покажьте». Многие из гадальных формул имеют ритмический строй и рифмы: «пояс мой, пояс, покажи мне милого поезд» или «кольцо, кольцо, покажи мне милого лицо» и т. д.
Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания, которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей.
Способов гадания существует великое множество. Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни - или, наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю свободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные символы лишь помогают прочесть этот ответ.
Сам процесс гадания посредством карт может быть любым, существует масса способов и методов поиска ответа на любой тревожащий вопрос. Однако сходство со всеми методиками использования оккультных способов получения информации состоит в том, что толкование того или иного расклада происходит всегда через призму «гадалки», ее мироощущения и понимания ситуации.
В последние столетия получило распространение гадание на картах и по линиям ладони (хиромантия). Одним из самых ранних и повсеместно распространённых видов гадания, сохранившихся до наших дней, является гадание по снам. В основе гадания лежит религиозное представление о существовании управляющего природой и людьми сверхъестественного мира, установив связь с которым, можно узнать неведомое.
На материале гаданий из девичьих школьных альбомов («Песенников», «Анкет») можно восстановить процессы, значимые в подростковом и юношеском возрасте. Гадания, широко бытующие в девичьей среде, рассматриваются здесь как одно из средств гендерной социализации, культурного конструирования программ и оценок мужского и женского поведения, преимущественно в период предбрачных ухаживаний. Мы отобрали для анализа 7 гадательных текстов: 2 по дате, 2 - «чихалки», 2 «по палочкам» или «ритмические» гадалки (рисуют в произвольном темпе палочки, пока гадающая девушка не скажет «Стоп!») и один опросник.
Рассматриваются гадательные тексты, бытующие среди девушек подросткового и юношеского возраста. Они состоят из предсказаний, представляющих собой описание возможных моделей поведения самой девушки и молодого человека, преимущественно в период предбрачных ухаживаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2004. - 256 с.
2. Ахутин, А.В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М.: Академический проект, 2008. - С. 10-47.
3. Бейнс, Дж., Вронский, С. Судьба на ступенях золотого Таро / Дж. Бейнс, С. Вронский. - М.: Луч, 2005. - 239 с.
4. Бёрн, Э. Игры в которые играют люди / Э. Бёрн. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 230 с.
5. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн. - М.: Логос, 2003. - 368 с.
6. Волков, Ю.Г., Добренькая, В.И., Нечипуренко, В.Н. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добренькая, В.Н. Нечипуренко. - М.: АСТ, 2006. - 340 с.
7. Вронский, С.А. Астрология о браке и совместимости / С.А. Вронский. - Кишинев: LOGOS, 2003. - 176 с.
8. Колесов, В.В. Язык, стиль, норма / В.В. Колесов. - М.: Мир и образование, 2010. - 283 с.
9. Крапивенский, С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. - М.: Владос, 2004. - 416 с.
10. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека / М. Маклюэн. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 174 с.
11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / общ. ред. Л.И. Скворцова. - М.: Оникс, 2006. - 976 с.
12. Основы теории коммуникации / под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003. - 615 с.
13. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов - М.: Рефл-бук, 2001. - 656 с.
14. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
15. Сафронов, Д.Е. Карманная энциклопедия гадания / Д.Е. Сафронов. - М.: Дюна, 2008. - 240 с.
16. Сидорова, М.Ю. Рефлексия «наивного» говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников) / М.Ю. Сидорова // Сибирский филологический журнал. - 2009. - № 9. - С. 14-18.
17. Соколов, Я.В., Прутченков, А.С. Общество и человек / Я.В. Соколов, А.С. Прутченков. - М.: Просвещение, 2007. - 315 с.
18. Шестопалов, С.В. Кармическая астрология / С.В. Шестопалов. - СПб.: Санкт-Петербургская Астрологическая Академия, 2005. - 328 с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
загрузка...
Проверить тИЦ и PR