Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Психика по Фрейду

Психика по Фрейду

Психика по Фрейду
Введение 3
1. Сущность психоанализа З. Фрейда и его представления о движущих силах развития 4
2. Защитные механизмы психики 9
3. Стадии развития психики по З. Фрейду 11
Заключение 15
Литература 16
Введение
Человек - это очень сложное явление, - противоречивое единство при-родного и общественного. Еще Аристотель отмечал основную сущность че-ловека, называя его общественным животным. В этом определении высказа-на важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. В пси-хологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека и ее развитие. Проблеме психическо-го развития человека посвящены работы многих отечественных и зарубеж-ных исследователей, каждый из которых предлагает свое понимание этого процесса. В настоящее время общепризнано, что психогенез (процесс ста-новления и развития психики) происходит под влиянием внешних и внутрен-них, управляемых и неуправляемых факторов. Вопрос о том, что определяет развитие психики в онто- и филогенезе, или вопрос о движущих силах пси-хического развития, является одним из самых сложных в психологии. Таким образом, несмотря на большое число работ в данной предметной области, проблема психического развития до конца не изучена. Это определяет акту-альность данного исследования, цель которого состоит в изучении одной из основных теорий психического развития, а именно - психоаналитической теории З. Фрейда.
Цель исследования - изучить представления З.Фрейда о психологии развития.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность психоанализа З. Фрейда и его представления о движущих силах развития психики.
2. Изучить защитные механизмы психики.
3. Охарактеризовать содержание периодов и стадий развития психики по З. Фрейду.
Для решения поставленных задач использовался метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Сущность психоанализа З. Фрейда и его представления о движущих силах развития психики
На рубеже XIX-XX вв. психология переживала методоло¬гический кри-зис, связанный с поиском объективных методов исследования психики и ее развития. Прежде единая психология разделилась на от¬дельные школы, ко-торые по-разному рассматривают предмет пси¬хологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей.
Разным было и само понимание психического развития, его закономер-ностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию. Ис-ходя из взглядов на эти важнейшие пробле¬мы, ученые строили свои концеп-ции о роли наследственности и среды в развитии детей, значении общения и обучения в оптими¬зации этого процесса. На дальнейшее развитие современ-ной психологии во многом повлиял австрийский психолог и психиатр Зиг-мунд Фрейд (1856-1939).
Учение З. Фрейда стало одним из первых психологических направле-ний, появившихся в резу льтате разде¬ления психологии на разные школы. Оно сложилось в конце XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило на-звание психодинамической теории, или психоанализа [2]. Предметом психо-логии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их ис-следования - разработанный этой школой психоанализ.
С точки зрения психоанализа З. Фрейда, основой психического разви-тия является не интеллекту¬альная сфера (как в других психологических шко-лах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного [11].
З. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособ-ление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершен-но необходимому. В основу представлений 3. Фрейда о развитии психики и его детерминации положена идея конфронтации (противоборства) биоло¬гического и социального - как двух основных факторов развития. С точки зрения З. Фрейда, развитие психики есть приспособление, адаптация к окру-жающей, преимущественно вра¬ждебной, среде. Эта биологическая детерми-нация и направляет процесс становления психики [8].
З. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принци-пиальной возможности осознания психических процессов) - сознание, пред-сознание и бессознательное, в которых и располага¬ются основные структуры личности - Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Содержание бессоз¬нательного, по мнению автора, недоступно осознанию практиче¬ски ни при каких условиях, тогда как содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значи¬тельных усилий [7].
В центре научных интересов З. Фрейда был бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изна-чально противостоит обществу. Исследователь также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей дея-тельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его со¬держание [7].
В бессознательном слое располагается одна из структур лично¬сти - Ид. Это примитивное ядро личности. Оно имеет врожденный характер и подчи-няется принципу удовольствия. Ид фактически является энергетической ос-новой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бес-сознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке и, таким образом, детерминирующие деятельность субъ¬екта [10].
Содержание Ид составляют два основных инстинкта - инстинкт жизни, или Эрос, и инстинкт смерти, разрушения, агрессии, или Танатос. На психо-логическом уровне Эрос и Танатос проявляются в форме врожденных бес¬сознательных влечений, которые, по мнению З. Фрейда, служат движущими силами психического развития [5].
Врожденные бессознательные влечения энергизированы и напряжены. С точки зрения З. Фрейда, они представляют собой каналы, по которым про-ходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому З. Фрейд называл свою теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по все¬му континууму.
Специфической энергией инстинк¬та жизни является либидо. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, исследователь не дал собствен-ного имени, но постоянно говорил о ее су¬ществовании. Энергия Эроса и Та-натоса находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального внутрен¬него конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не толь¬ко с тем, что борьба между влечениями, как пра-вило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызы¬вается чаще всего одновременным действием обеих этих сил [1].
Влечения руководствуются принципом удовольствия и стремятся на-правлять поведение. Цель психической деятельности состоит в поддержании гомеостаза, поэтому фрейдизм относят к гомеостатическим концепциям. По-скольку неудовольствие связано с возрастанием возбуждения, а удовольствие - с его ослаблением, то цель психической деятельности в целом, с позиций фрейдизма, - избежать неудовольствия и достигнуть удовольствия [8].
На пути влечений встает сознание. В сознательном слое психики, по мнению З. Фрейда, располагается вторая структура личности - Эго. Это ра-циональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по ме-ре биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни Благодаря Эго мы осознаем границу между собой и окружающим ми¬ром, локализуем свое «Я» до своего тела и пр. Эго руководствуется принципом реальности, в соот-ветствии с которым душев¬ный аппарат человека вынужден считаться с ре-альными отношениями мира и стремится преобразовать их.
При проявлении бессознательных импульсов Эго включает систему со-циально-детерминированных представлений - для того, чтобы координиро-вать влечения между собой, определять их реалистичность, разрабатывать пути, планы действий и выстраивать поведение человека таким образом, что-бы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения об-щества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт ме-жду индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать [7].
На страже сознания стоит высший цензор личности - Супер-эго, или Сверх-Я. Это третья структура личности, по З. Фрейду. Эта структурная со-ставляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка. Супер-Эго включает совесть, нравственные запреты и идеалы и высшие нравственно-духовные представления и строго контролирует соблю-дение норм, принятых в данном обществе [4].
Таким образом, основным источником внутренней активности является Ид, бессознательное, а Эго и Супер-эго переключают часть энергии на себя Ид, снижая этим его напряжение. Вытесненные влечения создают напряже-ние в бессознательном и ищут выход в сознание посредством окольных пу-тей: свободных ассоциаций, сновидений, оговорок, юмора [5].
З. рейд подчеркивал, что между этими тремя структурами лич¬ности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Тенденции со сторо-ны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовле¬творению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе.
Супер-Эго, в содержание ко¬торого входят совесть, самонаблюдение и эго-идеалы человека, пре¬дупреждает человека о невозможности осуществле-ния этих жела¬ний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обще¬стве. При этом Эго становится как бы ареной борьбы проти¬воречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Если человек, побуждаемый энергией либидо, стремится к получе¬нию удовольствия, то реальная соци-альная среда накла¬дывает свои нормы, свои запреты, препятствующие дос-тижению той или иной потребности [6].
З. Фрейд считал, что, исходя из изучения двух принци¬пов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудоволь-ствия) и принципа ре¬альности, может быть понята любая динамика развития психики, как в норме, так и при патологии.
В частности, З. Фрейдом описана психодинамические механизмы нев-ротического и психосоматического вариантов развития психики, в основе ко-торых лежит глубинный конфликт между импульсами со стороны Ид и за-претами со стороны Супер-Эго.
Конфликт между влечениями и социальными нормами порождает тре-вогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использу-ет ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, суб-лимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительны-ми, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства.
С позиции внеш¬него наблюдателя конфронтация двух факторов разви-тия психики - социального и биологического - предстает как конфликт меж-ду влечения¬ми индивида и культурой общества. Во внутреннем плане кон-фронтация биологи¬ческого и социального обозначается З. Фрейдом через из-начальный конфликт между природным началом индивида, проявляющимся в форме влечений, и усвоенными им в ходе социализации общественными нормами, которые препятствуют проявлению этих влечений.
Идея З. Фрейда о конфронтации (противоборства) биоло¬гического и социального получила продолжение в индивидуальной пси¬хологии А. Адле-ра, аналитической психологии К.Г. Юнга и в работах неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В менее явной форме идея о конфликте между био-логическим и социальным проявилась в боль¬шинстве направлений изучения личности в современной психологии.
2. Защитные механизмы психики
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от ме-ханизмов психологической защиты, которые помогают челове¬ку если не пре-дотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить кон-фликт между Ид и Супер-Эго. В динамике душевных состояний 3. Фрейд уловил целый ряд таких защитных механизмов. Главными из них являют¬ся вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация, обесценива-ние объекта и пр. Они индивидуальны и формируются в раннем детстве [9].
Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энер-гия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности [7].
Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совер-шенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознатель-ное, дает о себе знать в виде симво¬лов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, ого¬ворок [5].
При этом символ, по мнению З. Фрейда, не является непосредст¬венным отражением вытесненного желания, а представляет собой его трансформа-цию. Поэтому исследователь придавал такое значение психопато¬логии обы-денной жизни, то есть толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации [11].
Отношение З. Фрейда к сим¬волике было одной из причин его расхож-дения с К.Г. Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между сим¬волом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных З. Фрейдом [10].
Регрессия и рационализация являются более успешными видами защи-ты, так как они позволяют хотя бы частичную разрядку энер¬гии, содержа-щейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуа-ции. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуаци-ям и т.д., при¬чем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремле¬нием Су-пер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся си¬туацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами [7].
При проекции человек приписывает другим те желания и чувст¬ва, ко-торые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, ко¬торому было при-писано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную про-екцию, этот защитный механизм дей¬ствует достаточно успешно, так как че-ловек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.
Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма по-зволило в дальнейшем разработать так называемые проективные методы ис-следования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить не-оконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжет¬ным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защиты является сублима¬ция, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности.
В принци¬пе З. Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Ус-пех творческой деятельности объясняется тем, что в ней проис¬ходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от нее.
На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искус¬ством - арт-терапии [2].
3. Стадии развития психики по З. Фрейду
По мнению З. Фрейда, либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, явля¬ется также основой развития личности, характера человека, и, ис-хо¬дя из закономерностей ее развития, исследователь создал свою периодиза¬цию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовле-творения инстинкта жизни. При этом З. Фрейд уде¬лял большое внимание то-му, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объек¬тах. На этих основаниях он выделял три ос-новных этапа и несколько стадий, которые проходит в своем развитии пси-хика.
Первый этап - либидо-объект - характеризуется тем, что ребенок нуж-дается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетво¬рение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не дава¬ли соски). Для этого типа личности харак-терна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость мо¬жет выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.
Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии - слишком много или слишком мало - могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд, как психотерапевт, считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера - от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма - коренит-ся именно в этой детской оральной стадии.
Второй этап, который длится до начала полового созрева¬ния, называет-ся либидо-субъект. Он характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарцис¬сизма, считая, что для всех людей, у ко-торых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление ис¬пользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссиз¬ма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится опре¬деленным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фикса-ция на этой стадии формирует аналь¬ный характер, который характеризуется упрямством, часто жестко¬стью, аккуратностью и бережливостью.
На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получа-ет от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать само-стоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об открытом неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрос-лом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неоп-рятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (очень чистоплотный, опрятный и организованный тип).
С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую ста¬дию, которая приходится на четвертый год жизни ребенка, и на которой дети на-чинают осознавать свои сексуальные от¬личия, интересоваться своими гени-талиями. Фаллическую стадию З. Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начи¬нают осознавать свою неполноценность в связи с от-сутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позд-нейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии.
З. Фрейд описывает фаллическую стадию при помощи понятия эдипова комплекса, то есть влечения к родителю противоположного пола и неприятия родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник. В этот период растет на¬пряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревну-ет роди¬теля противоположного пола.
Как правило, ребенку удается преодолеть эдипов комплекс через ото-ждествление себя с родителем своего пола и замещением влечения к родите-лю противоположного пола нормальным сексуальным влечением к другим людям. Однако тот опыт отношения к противоположному полу, который формируется на данной стадии, сохраняется и впоследствии продолжает ока-зывать влияние на все взаимоотношения с партнерами противоположного пола. Одним из следствий отождествления с родителем одного с собой пола является развитие Супер-эго. Принимая манеры и позицию родителя, ребе-нок тем самым усваивает и нормы его Супер-эго.
Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает длительная латентная стадия в развитии либидозного влечения, которая продолжается до начала полового созре¬вания, то есть примерно до 12-летнего возраста. В этот период дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.
В подростковом возрасте под натиском пубертатных сигналов у ребен-ка начинается третий этап психосексуального развития, который, как и пер-вый, назы¬вается либидо-объект, так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту ста¬дию также называют генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет спосо-бы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности. В этот пе-риод преимущественное значение приобретает гетеросексуальное поведение, и человек начинает готовиться к супружеской жизни и родительству.
Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, З.Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохож-дения этих периодов психического развития, а травмы, по¬лученные при об-щении с взрослым в первые годы жизни, являют¬ся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться позднее.
Либидозную энергию З. Фрейд считал основой развития не толь¬ко ин-дивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчи¬ны испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Одна¬ко с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусо¬бица, Оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-ровать социальное поведение людей.
Позднее последователи З. Фрейда создали систему этнопсихологиче-ских концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в ча-стности, что способы ухо¬да за младенцем, зафиксированные в культуре об-щества, служат основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы формиро-вания личности ребенка и развития культуры и общества в целом.
Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтвер-ждения в науке, то метод психотерапии, разработанный З. Фрейдом, стал очень популярным. В своей психотерапии он исходил из того, что врач зани-мает для пациента место родителя, доминирую¬щее положение которого он признает, безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по кото-рому происходит беспрепятст¬венный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определен-ные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его нев-ротического состояния. Этот анализ происходит на основе сим¬волической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вы-тесненного влечения, о котором говорили выше
Заключение
Как показал обзор доступных нам литературных источников, психиче-ское развитие является одним из центральных понятий фрейдизма. З. Фрейд разрабатывал преимущественно биологизаторский подход к пониманию при-роды психики и к объяснению движущих сил ее развития. Представления Фрейда о механизмах внутренней защиты личности, об окольных путях бес-сознательного позволили ему составить целостную психодинамическую тео-рию, с позиций которой он стал объяснять сложнейшие феномены психиче-ского и сам процесс развития.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна¬ние, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологии, невозможно не при¬знать, что его идеи повлия-ли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии. Психоанализ существенно обогатил психологию, открыл воз-можность целостного видения природы человека, всей динамики его душев-ной жизни и реальной помощи в разрешении глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов, психических травм, других сложнейших психо-логических проблем. З. Фрейд открыл целый мир, который лежит за преде-лами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Вместе с тем учение 3. Фрейда остается дискуссионным. Многочис-ленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесце-нивает духовные и социальные факторы психического развития. В конце своего научного пути 3. Фрейд вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом остается на позициях биологического детерминизма. Многие его ученики и последователи в своих теориях предприняли попытки пересмотреть детерминизм учения З. Фрейда и сведение природы человека к энергии инстинктов. Они стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологическое, но и как социальное и ду-ховное существо.
Литература
1. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию [текст] / И.Б. Гриншпун. - М.: Издательство Международной Педагогической Академии, 1996. - 152 с.
2. Ждан, А. Н. История психологии [текст] / А.Н. Ждан. - М. : МГУ, 1990. - 366 с.
3. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогиче-ских заведений : в 3-х кн. - Книга 1. Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 688 с.
4. Петровский, А. В. Психология [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошев-ский. - М. : Академия, 2000. - 512 с.
5. Психологический словарь [текст] : 2-е изд-е, расшир. и доп. / под ред. В.П. Мещерякова, Б.Г. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
6. Психология : учебник для вузов [текст] / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2002. - 672 с.
7. Старшенбаум, Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотера-пия [текст] / Г.В. Старшенбаум. - М. : Изд-во Высшей школы психоло-гии, 2003. - 367 с.
8. Фрейд, З. Исследования истерии [текст] : пер. С.В. Панкова / З. Фрейд, Й. Брейер. - СПб. : Изд-во ВЕИП, 2005. - 480 с.
9. Фрейд З. Истерия и страх. Фрагмент анализа одного случая истерии. Случай Доры (1905) / пер. А. Боковикова. - М.: Изд-во СТД, 2006.
10. Хьелл, Л. Теории личности [текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2006. - 607 с.
11. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века [текст] / М.Г. Ярошевский. - М. : Речь, 2007. - 596 с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
загрузка...
Проверить тИЦ и PR