Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...

Кризис

загрузка...
Кризис
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие кризиса в психологии 4
2. Особенности возрастных кризисов 7
3. Индивидуальные кризисы 10
Заключение 15
Литература 16
Введение
В современных условиях резких социально-экономических преобразо-ваний человеку очень важно сохранить и развивать уникальность и самобыт-ность своей личности. Личность - это целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культу-ры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.
Становление личности - процесс не равномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, сущест-вуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. Эти поворотные пункты и получили название возрастных кризисов развития. Это неотъемлемый элемент развития. Закономерных критических периодов, которые преодолевает каждый индивид в своем развитии, несколько: это кризис рождения, кризис одного года, трех лет, семи лет, кризис подростко-вого возраста, кризис зрелого возраста и пр. Однако кроме этого в жизни че-ловека могут возникать и ситуационные кризисы, которые связанные с рез-кими изменениями в одной или нескольких значимых для индивида сферах его жизни и которые представляют собой испытанием на соответствие его личности новой ситуации, новым социальным требованиям.
Актуальность исследования возрастных кризисов связана, прежде все-го, с их важностью для личностного развития. Это определило выбор темы данного теоретического исследования: «Кризисы в развитии личности».
Цель исследования - изучить значение кризисов в развитии личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие кризиса в психологии.
2. Охарактеризовать основные особенности возрастных кризисов.
3. Проанализировать основные факторы и проявления индивидуаль-ных кризисов.
Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Понятие кризиса в психологии
Понятие «кризис» происходит от греческого слова krineo, буквально означающего «разделение дорог» [9].
В психологии понятие «кризис» означает острую ситуацию для приня-тия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент развития. При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, воз-никающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удов-летворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными лично-сти из ее прошлого опыта [10]. Кризис является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризис требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с не-возможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (моти-вов, стремлений, ценностей). Таким образом, психологический кризис - это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами [2].
По Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществ-ляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным на-правлением развития [13].
По мере того, как понятие кризиса все более интегрируются в практику социальной и психологической работы, становится очевидно, что термин «кризис» употребляется в двух смыслах:
1) закономерные кризисы, которые являются эволюционными этапами онтогенеза (к ним относятся возрастные кризисы);
2) вероятностные кризисы, которые могут возникать в результате такие неожиданных, непредсказуемых, внезапных событий, как смерть близкого человека, потеря значимого статуса, развод, насилие, катастрофа и др. Эти кризисы также называют ситуационными.
В связи с этим в современной психологии используются понятия «воз-растной кризис» и «критическое состояние», которые принято различать.
Возрастные кризисы (или критические периоды) являются закономер-ным явлением психического развития. «Критические периоды, - писал Л.С. Выготский, - перемежают стабильные и являются переломными, поворот-ными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем» [3].
Из возрастных кризисов наиболее разработаны кризис новорожденно-сти, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быст-ро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями.
Под кризисным состоянием понимается такое состояние личности, ко-гда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате че-го возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и сома-тического состояния. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Все люди испытывают различные внешние и внутренние про-блемы. И хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими у некоторых людей приводит к недостатку обычных защитных механизмов. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что че-ловеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезает внешняя поддержка. Поэтому кризис - это испытание на укорененность, ин-троецированность каких-то ее важных установок.
Под кризисным состоянием подразумевают временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Эта дезинтеграция может иметь позитивный или негативный исход.
Позитивной дезинтеграция является тогда, когда кризис является не-ким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Дан-ный вид дезинтеграции отличают преобладание конструктивности личности, повышение адаптивности и общей витальности, а также увеличение творче-ского потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К позитивной дезинтеграции можно отнести возрас-тные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях це-лостности. Такие кризисы - это не просто способ переведения личности в но-вое качество более полноценного социального индивида, а нечто большее. Они приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовного пространства культуры, к интроекции в сознание личности новых жизненных ценностей и, таким образом, становится действительным преоб-ражением индивида. Успешное разрешение кризисного состояния сопровож-дается ростом сопротивляемости личности за счет расширения совокупности усилий, которые человек может направить на преодоление кризиса. Позитив-ная дезинтеграция происходит тогда, когда у личности имеются силы и на-выки организации активности для преодоления испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для позитивной де-зинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.
Негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными измене-ниями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированно-сти, большей фрагментарностью и тенденцией к социальной аутизации лич-ности. Личность теряет энергию, общую витальность. Уменьшается комму-никативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, психо-соматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти.
2. Особенности возрастных кризисов
Возраст - качественно специфическая ступень онтогенетического раз-вития человека. Каждый возраст в человеческой жизни характеризуются оп-ределенными особенностями психофизического, интеллектуального, эмо-ционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происхо-дит в форме кризисов возрастного развития - периодов жизненных транс-формаций и переломных моментов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологически-ми изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий [7].
Кризисы развития сопровождаются психологическим стрессом и труд-ностями и могут отличаться значительным психическим дискомфортом. Если эти кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять но-вые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и транс-формация, развитие и личностный рост - с другой [6].
В отечественной психологии понятие «возрастной кризис» введено Л.С. Выготским, который определил его как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов [3]. По мнению автора, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению дру-гой, адекватной новому психологическому облику человека. Механизм сме-ны социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастно-го кризиса. Развитие в такие переломные моменты характеризуется поэтому «свертыванием», «отмиранием». Возникновение нового в развитии есть обя-зательно одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое раз-рушение необходимым [3].
Ряд других исследователей также считают возрастные кризисы норма-тивным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного воз-растного противоречия [1; 8; 13]. Однако некоторые авторы видят в возрас-тных кризисах девиантное проявление индивидуального развития [4].
По Л.С. Выготскому внешние поведенческие особенности кризиса сле-дующие: границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрас-тов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его крайне трудно ди-агностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки отличает критический период от других; отмечаются выраженные особенности поведения; возмож-ности острые конфликты с окружающими; со стороны внутренней жизни - болезненные и мучительные конфликты и переживания. Таким образом, по Л.С. Выготскому, кризис представляется кульминацией микроизменений, на-капливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода [3].
Л.С. Выготский ввел деление кризисного возраста на предкритиче-скую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной состав-ляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и про-является, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритиче-ской фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее состав-ляющими [3].
Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается непол-нота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения [3].
Далее идет собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.
На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особен-ностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.
Далее наступает этап конфликта - необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям пре-дельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа со-стоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого вопло-щения идеальной формы в реальную жизнь. В конфликте с предельной ясно-стью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации иде-альной формы. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятель-ности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфлик-та происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».
Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап - рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообра-зование кризиса. Здесь рефлексия рассматривается как этап кризиса, пред-ставляющий собой интериоризацию конфликта между желанием и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивно-го отношения к собственным возможностям [3].
Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается пе-реход «реальное-идеальное» и «свое-иное», принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы. Реализуется новая форма - иде-альная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.
3 Индивидуальные кризисы
Причины индивидуальных кризисов можно разделить на две большие группы: кризисы, связанные с деформацией структуры Эго (статические из-менения, потеря какой-либо части Эго) и кризисы, связанные с невозможно-стью реализации тенденций личности (они связаны с динамическими харак-теристиками личности). Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не мо-жет разрешить в короткое время и привычным способом [9].
Именно деформация или угроза деформации как фрустрирующий фак-тор для главных компонентов Эго является основной причиной индивиду-ального кризиса. Это деформация может касаться материальной, социальной либо духовной сторон жизни. Кризисные факторы в данном случае [5]:
- физический фактор - болезнь, несчастный случай, операция, измене-ние внешности, чрезвычайное физическое напряжение и пр.;
- потеря значимых предметов и ценностей вследствие пожара, стихий-ного бедствия, банкротства, грабежа, обмана, разорения и т.д.;
- потеря интегративного социального статуса вследствие увольнения, сокращения штатов, пенсии, банкротства предприятия или дисквалификации;
- деформация значимых социальных связей или социальной обстанов-ки, которые провоцируют сильные эмоциональные переживания и обознача-ются личностью как крупные неудачи: потеря важных родственных связей, ребенка, родственника, отделение от семьи, друзей, конец значимых отноше-ний, потеря лидерских позиций, изгнание из значимой социальной общности;
- потеря смысла жизни вследствие жизненной дезинтеграции;
- нравственный кризис, который заключается в том, что у личности просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответствен-ности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки, раскаяние;
- эксперименты с использованием психоделических веществ;
- неподготовленное включение в различные формы духовной практи-ки, этнические ритуалы и экстатические практики, предназначенные для ак-тивизации духовных переживаний;
- участие в жизни тоталитарных сект [5].
Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенден-ции личности, возникают, когда тенденция встречается с трудностями. В этом случае кризисными могут стать следующие факторы:
- быстрое преуспевание в материальной сфере, когда в короткий срок возникают не соотносимые с притязаниями личности материальные блага;
- нищета, не позволяющая реализовать значимую социальную функ-цию (накормить семью, купить лекарства для близкого при болезни и др.);
- быстрая реализация экспансивной функции и резкий подъем соци-ального статуса вследствие стечения обстоятельств, когда человек внезапно попадает в социальную страту, с членами которой не имеет коммуникатив-ных навыков и не готов выполнять соответствующие ролевые функции;
- большой разрыв между притязаниями на социальный рост и стату-сом, невозможность реализации экспансивной функции социального «Я»;
- слишком быстрое протекание процесса духовного самораскрытия; скорость этого процесса превышает интегративные возможности человека; люди, оказавшиеся в таком кризисе, внезапно бросают вызов всем их преж-ним убеждениям и самому образу жизни;
- слишком медленное протекание духовного самораскрытия, когда по-иск смыслов бытия превращается в мучительное ожидание и безысходность;
- когнитивная интоксикация - слишком быстрое накопление знаний в определенной науке, виде деятельности или столкновение с большим масси-вом информации и переживаний в жизни;
- быстрые качественные личностные изменения, к которым не готова как сама личность, так и социальное окружение [5];
- чрезмерно развитые консервативные тенденции приводят к матери-альной, социальной стабильности такого порядка, что вызывают ощущение пресности и бесцветности жизни, и это вызывает экзистенциальную тоску;
- «тоска по стабильности» - при невозможности реализации динами-ческих жизненных обстоятельств возникает ощущение зыбкости и ненадеж-ности жизни, которое является причиной экзистенциальной тоски [5].
Дж. Каплан описал четыре стадии кризиса:
1) первичные рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;
2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказы-ваются безрезультатными;
3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характе-ризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может кончиться на лю-бой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение (цит. по [10]).
При всем многообразии эмоционально-чувственных проявлений инди-видуального кризиса можно выделить специфические паттерны пережива-ний, наличие которых свидетельствует о факте кризиса [2].
1) Страх. При кризисах страх может принимать достаточно специфиче-ский характер. Это может быть недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто метафизического, неопредмеченного характера; страх пе-ред новыми, неожиданными внутренними состояниями, быстро сменяющими друг друга, перед неприемлемыми, неожиданно возникающими мыслями и представлениями, а также страх потери контроля над содержаниями созна-ния; страх утраты контроля, связанный с потерей основных жизненных ори-ентиров и девальвацией прежних целей, а также переживанием новых со-стояний, характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощуще-ниями; страх безумия, возникающий в результате переполнения сознания бессознательными содержаниями; этот страх тесно связан со страхом утраты контроля; страх смерти, связанный с ужасом уничтожения тела [2].
2) Чувство одиночества - еще один компонент духовного кризиса. Оно может проявляться в широком диапазоне - от смутного ощущения своей от-даленности от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждени-ем. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, кото-рые составляют содержание индивидуального кризиса. Высокая интрапсихи-ческая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повсе-дневности в мир внутренних переживаний. Человек чувствует нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувст-вом отдаленности от окружающего мира, так и от самого себя, вызывая свое-образную болезненную «анестезию» привычных чувств и напоминая тяже-лую клиническую форму депрессии [2].
3) Чувство отчужденности. У переживающего духовный кризис могут измениться интересы и ценности, он может не захотеть участвовать в при-вычной деятельности или времяпрепровождении. У человека может пробу-диться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его бли-жайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей [2].
3) Субъективно переживаемые состояния «безумия». Индивидуальные кризисы редко сопровождаются потерей контроля над внутренними пережи-ваниями и экстремальными формами поведения. В то же время роль логиче-ского ума значительно ослабевает, и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности. Следует от-метить резкие перепады настроения и отсутствие самоконтроля. Это общие начальные реакции на интенсивный опыт. Человек может переживать вне-запные беспричинные колебания настроения от одних эмоций к совершенно противоположным. Возможен частичный паралич произвольного внимания, человек может почувствовать, что почти совершенно потерял контроль над собой, своими мыслями и чувствами. Эти переживания порой вызывают у человека неоднозначную реакцию: с одной стороны, возникает чувство пол-ной потери рационального контроля над происходящим во внутреннем про-странстве, расцениваемое как начало безумия, с другой - расширение сферы осознания и более глубокое понимание себя и окружающего мира.
4) Переживание символической смерти. Конфронтация с проявлениями смерти - центральная часть процесса трансформации и объединяющий ком-понент многих кризисов. Когда развитие кризиса подводит человека к мак-симально полному осознанию его смертности, он чаще всего начинает испы-тывать колоссальное сопротивление. Осознание своей смертности может ис-тощить человека, не готового столкнуться с подобным аспектом реальности, но оно же может стать освобождающим для тех, кто может принять факт своей смертности [11]. Активация темы смерти в сознании человека всегда говорит о достаточной глубине кризисного процесса и, как следствие,- о вы-соком трансформационном потенциале этих состояний. Темы смерти могут быть активированы внешними событиями, связанными с разрушением при-вычного социального статуса, крупным материальным ущербом. В других случаях процесс психологической смерти запускается при столкновении с ситуацией, потенциально опасной для жизни: тяжелой соматической болез-нью, травмой, катастрофой, стихийным бедствием и др. Одной из форм пе-реживания символической смерти является характерное для многих кризис-ных состояний чувство утраты значения всего того, что ранее составляло жизнь человека, разрушения прежних привязанностей и освобождения от прежних ролей. Такие переживания могут сопровождаться глубокой тоской, их спутниками довольно часто являются депрессивные тенденции [2].
Эти проблемы порождаются пробуждением новых помыслов, стремле-ний и интересов нравственного, религиозного или духовного свойства.
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами установлено, что большинство исследователей отмечают исключительную важность и зна-чимость кризисов в онтогенетическом развитии. Кризис возникает, когда в результате тех или иных событий реализация жизненного замысла становит-ся субъективно невозможной.
Кризис - это поворотный путь жизненного пути личности. Исход пе-реживания кризиса может быть двояким. Он состоит либо в восстановлении прерванной кризисом жизни, возрождении ее, либо в перерождении ее в дру-гую жизнь. Но так или иначе речь идет о некотором порождении собственной жизни, о самосозидании, самостроительстве, т.е. о творчестве. В первом под-типе творческого переживания жизнь в итоге восстанавливается, однако в ней сохраняется лишь то существенное, что конституировало эту жизнь, ее ценностная идея. Второй подтип творческого переживания имеет место, ко-гда замысел жизни оказывается основанным на ложных ценностях и дискре-дитируется вместе с ними самим опытом своего осуществления.
Основная идея работы с кризисными состояниями личности заключа-ется в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все логиче-ские этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также применение лекарственных средств только растягивают кризис во времени, а не приводят к скорейшему разрешению проблем клиента и выходу личности на новый уровень целостности. Можно управлять процессом переживания кризиса - стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать бла-гоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к рос-ту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологиче-ским или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркома-ния, токсикомания, формирования лекарственной зависимости, невротиза-ция, психопатизация, суицидальное поведение.
Литература
1. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования лично-сти в онтогенезе [текст] / Л.И. Божович. - М. : МПСИ, 2009. - 436 с.
2. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. - М. : Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.
3. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса [текст] // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. - М. : Педагогика, 1982. - 390 с.
4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. [текст] / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1986. - 372 с.
5. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью [текст] / В.В. Козлов. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2003. - 300 с.
6. Кон, И. С. Постоянство и изменчивость личности [текст] / И.С. Кон // Психологический журнал. - 1997. - № 4. - С. 126-137.
7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] / О.О. Косякова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
8. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб. : Пи-тер, 2004. - 940 с.
9. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога [текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2004. - 895 с.
10. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [текст] : учебное по-собие / К.Н. Поливанова. - М. : Академия, 2000. - 180 с.
11. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] / В. Франкл. - М. : Про-гресс, 1990. - 360 с.
12. Холлис, Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста [текст] / Д. Холлис. - М. : Инфра-М, 2002. - 140 с.
13. Эриксон, Э. Г. Детство и общество [текст] : изд. 2-е, перераб. и доп. / Э.Г. Эриксон / Пер. с англ. - СПб. : Ленато, ACT, 1996. - 592 с.

 

 
« Пред.
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
9 гостей
Проверить тИЦ и PR