Самосознание человека |
Введение 3 1. Самосознание как особенность психики человека 4 2. Развитие самосознания в онтогенезе 7 3. Сущность саморазвития 9 Заключение 12 Литература 13 Введение Предметом изучения психологии является внутренний мир человека, его психика. Достоверные знания о человеческой психике и ее возможностях приобретают особую актуальность и научно-практическую значимость в ус-ловиях непрерывных социально-экономических и политических преобразо-ваний, происходящих в последние годы в нашей стране и в мире и предъяв-ляющих все большие требования к человеку. Среди многочисленных про-блем, обсуждаемых в современной психологии, всё больше внимания уделя-ется вопросам, связанным с высшей инстанцией человеческой психики - с самосознанием и с его развитием. Процесс становления человеческой лично-сти включает в себя как неотъемлемый компонент развития самосознания: процесс развития личности есть процесс развития самосознания. Самосознание стоит в ряду наиболее важных и давно изучаемых пси-хических явлений, и психология добилась значительных успехов в его изуче-нии. Однако существует множество проблем, связанных с исследованием са-мосознания личности, что, по мнению современных исследователей (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин и др.), связано это с тем, что человеческое «Я» упорно ускользает от научно-психологического анализа, не давая вплотную приблизиться к нему для детального изучения. Это определило выбор темы настоящего исследования и подтверждает актуальность выбранной темы. Целью работы явилось изучение самосознания личности. Достижение данной цели подразумевает решение следующих исследо-вательских задач: 1. Раскрыть сущность самосознания как особенности психики человека. 2. Изучить развитие самосознания в онтогенезе. 3. Рассмотреть сущность саморазвития. Методом исследования является теоретический анализ научной литера-туры по проблеме исследования. 1. Самосознание как особенность психики человека Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключаю-щееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и в целесообразной регуляции собственного поведения и деятельности на основе формируемого при этом психического образа [6, с. 14]. Отражение - это способность мате-риальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изме-нениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отра-жения зависит от уровня организации жизни. Низшему уровню соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов не-живой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Высший уровень организации жизни обладает наиболее сложным и развитым психическим отражением со специфической для психи-ки человека наивысшей ступенью отражения - сознанием [2, с. 23]. Сознание рассматривается в психологии как наивысшая форма отраже-ния реальной действительности, целенаправленно регулирующая дея тель-ность человека и связанная с речью. С практической точки зрения - это не-прерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность [8, с. 156]. Сознатель-ность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное Я от окружения, сделать свой внут-ренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием [8, с. 167]. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя. Это пред-полагает выделение человеком своего Я из всего, что его окружает, осозна-ние человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интере-сов, своего положения в обществе. Это определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия. Благодаря сознанию и самосозна-нию человек способен самостоятельно регулировать свое поведение. Благо-даря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отра-жает окружающий мир, но и способен преобразовать его в процессе целена-правленной деятельности [1, с. 37]. Проблеме самосознания посвящены многие исследования отечествен-ных психологов. Так, С.Л. Рубинштейн понимает самосознание как «Я», ко-торое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца [8, с. 168]. А.Н. Леонтьев рассматривал самосознание как «осознание себя в сис-теме общественных отношений», позволяющее человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и осознавать себя как индивидуальную реальность, отдель-ную от природы и других людей и способную оставаться самой собой неза-висимо от меняющихся ситуаций [3, с. 223]. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев подчеркивали, что самосознание - это не осознание своего сознания. Осознание своего сознания - это знание о своем знании о вещах, предметах, явлениях, одним словом - соотнесение сторон, элементов окружающего мира. Самосознание же есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое» [8, с. 169]. А.Г. Спиркин определяет самосознание как осознание и оценку челове-ком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни [7, с. 139]. Основным значением самосознания, по мне-нию автора, является «сознание нашего наличного бытия, сознание собст-венного существования, сознание самого себя, или своего «Я»» [7, с. 142]. И.И. Чеснокова и В.В. Столин понимают самосознание как неразрыв-ное единство относительно самостоятельных внутренних процессов - само-познания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции по-ведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе [10, с. 187]. Самосознание - это и отношение к осознанным сторонам внутреннего мира, и восприятие себя в качестве объекта, видение себя со стороны [11, с. 211]. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов: 1) сознание своей тождественности, 2) сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, 3) осознание своих психических свойств и качеств и 4) определенную систему социально-нравственных самооценок [10, с. 187]. В отличие от названных авторов, В.С. Мерлин относит самосознание, прежде всего, к субъекту деятельности, а не к личности непосредственно. Самосознание понимается им как осознание человеком собственной лично-сти как субъекта деятельности [4, с. 204]. Причем, он считает самосознание функционально вторичным по сравнению с отношениями субъекта, прояв-ляющимися в деятельности. По мнению В.С. Мухиной, «самосознание представляет собой ценно-стные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые со-ставляют индивидуальное бытие личности. Система личностных смыслов ор-ганизуется в структуру самосознания, представляющую единство развиваю-щихся по определенным закономерностям звеньев» [5, с. 437]. В.Д. Балин рассматривает самосознание как сложную форму индиви-дуального сознания, которая формируется на базе «чувства Я» и мироосозна-ния. Оно членит мир на две категории «Я» и «не Я», позволяет видеть окру-жающую среду независимой от факта своего существования, дает критерий для иерархизации предметов и явлений среды обитания, задает ее мерность и масштаб, дает начало координат для ее отражения [6, с. 276]. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутст-вуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р.Бернса и многих других выдаю-щихся ученых. . Развитие самосознания в онтогенезе Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосоз-нанием, не дано изначально. Ребенок далеко не сразу осознает себя как «Я»: в течение первых лет он часто называет себя по имени, как называют его ок-ружающие; даже для самого себя он существует сначала скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «Я» является результатом развития. Категория «развитие» - это фундаментальная категория психологии. Развитие - естественно осуществляющийся процесс количественных и каче-ственных изменений; это не только увеличение или уменьшение и улучше-ние каких-либо качеств, но еще и появление новообразований - чего-то абсо-лютно нового, что появляется в определенные возрастные периоды. Психи-ческое развитие в онтогенезе - это процесс становления человека как лично-сти с момента его рождения и до достижения зрелости, укрепление устойчи-вости его психики и всех психических процессов, появление качественно но-вых процессов. Закономерностями психического развития являются его не-равномерность, пластичность, преемственность и др. Вопросам развития самосознания посвящено немало работ отечествен-ных и зарубежных исследователей. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина вопрос развития самосознания разрабатывался в контексте более общей проблемы развития личности. Отмечено, что самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот про-цесс в качестве его компонента. Развитие самосознания, как и психики чело-века в целом, протекает под влиянием деятельности и общества. По мнению С.Л. Рубинштейна, зарождение самосознания личности свя-зано с осознанием своей обособленности от окружения, появлением первых представлений индивида о своем «Я» [8, с. 182]. При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосозна-нию, к познанию собственного «Я» через познание других людей. Сущест-венным звеном в процессе развития самосознания является овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. В развитии самосознания личности С.Л. Рубинштейн выделяет ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя к все более уг-лубленному самопознанию, соединяющемуся затем с все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. По мере того, как человек при-обретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые сто-роны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. В процессе развития самосознания центр тяжести все более перено-сится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. В результате человек самоопре-деляется как личность на более высоком уровне [8, с. 207]. В.С. Мухина [5]выделяет два основных этапа в развитии самосознания: I - присвоение структуры самосознания через механизм межличност-ной идентификации. Основными феноменами являются: имя, притязание на признание, осознание половой принадлежности, видение себя во времени. II - формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ собствен-ной жизненной позиции, «сохраняет свое лицо» при взаимодействии с дру-гими [5, с. 412]. Итак, развитие самосознания - это естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений. По мнению большинст-ва современных авторов, ведущую роль в развитии самосознания играют обучение и воспитание, т.е. социальные факторы, а биологические, врожден-ные, выполняют роль задатков. При этом следует учитывать и фактор внут-ренней детерминации развития. Внутренняя активность может быть понята в полном объеме лишь тогда, когда к рассмотрению развития как объективно существующего процесса добавлено саморазвитие. 3. Сущность саморазвития Понимания развития как объективного процесса оказалось недостаточ-но, чтобы строить представления о становлении личности и ее самосознания. Поэтому идея саморазвития столь популярна среди психологов и педагогов. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [9] понимают саморазвитие как фунда-ментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практи-ческого преобразования. Это непрерывный процесс целеполагания, деятель-ностей и поведения человека. Человек уже с момента выделения своего Я из окружающего мира становится субъектом своей жизнедеятельности, по-скольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и уст-ремлениям с учетом требований других. Однако субъектом саморазвития он становится лишь тогда, когда он осознанно начинает ставить цели по самоут-верждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять пер-спективы того, к чему он движется, чего добивается. Важной характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактив-ностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное со-четание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявля-ется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельно-сти. Способность к проявлениям социальной активности постепенно опреде-ляет и способность к совершению личностных выборов, т.е. развивает тен-денцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек са-мостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конст-руировать эти альтернативы. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед дру-гими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью [9, C. 313]. Еще одной, не менее важной, характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая спо-собность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития. Исходя из такого понимания саморазвития, В.И. Слободчиков разрабо-тал периодизацию, в которой развитие рассматривается не как объективный процесс, а «изнутри», как становление внутреннего мира, субъективной ре-альности; как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуще-ствляемое, тем не менее, в тесной связи с социальным окружением. В качест-ве исходных понятий в данной периодизации выступает «событийная общ-ность» и «само-бытность». Со-бытийная общность - это способ существова-ния связи человека с другими людьми, без этой связи саморазвитие происхо-дить не может. На первых порах роль другого выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество в целом. Само-бытность - это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое. Автор выделяет пять ступеней субъективности: оживление, одушевле-ние, персонализация, индивидуализация, универсализация [9, C. 327]. На I ступени ребенок вместе с взрослым начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Он осваивает собственную телесную индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардиналь-ное приобретение этой ступени - синтез человеческого тела, его «оживле-ние» в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях. На II ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предмет-но-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действа и с реальным партнером и в плане изобразительных иг-ровых действий с воображаемым партнером. Возникают прямохождение и речь - как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную лич-ность («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений. На III ступени партнером растущего человека становится обществен-ный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, настав-ник, мастер и т.п., вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. На этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собст-венной биографии, принимает персональную ответственность за свое буду-щее. Кульминацией личностного развития на этой ступени является проявле-ние способности к саморазвитию, но реализация ее ограничена тем, что чело-век не достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремле-ние к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей. Суть IV ступени развития субъекта общественных отношений - инди-видуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека. Партнером молодого человека становится человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные систе-мой общественных ценностей и идеалов. Обособляясь от оценок окружаю-щих, человек становится ответственным за свою личность. V ступень знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо от того, является она верующей или нет. Таким образом, процесс саморазвития - как сущностная форма бытия человека - начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но че-ловек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и на-правляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а общность, в которой он живет, с которой взаимодействует. Заключение Как показал теоретический анализ литературы по проблеме самосоз-нания, в психологии изучению сущности самосознания, его структуры и раз-вития посвящено значительное число отечественных и зарубежных исследо-ваний, но однако до настоящего времени нет единой точки зрения о том, что следует понимать под самосознанием и что следует относить к факторам, влияющим на его развитие. В наиболее общем смысле самосознание понима-ется как сознание, направленное на самого себя; выделение человеком своего Я из всего, что его окружает, осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, своего положения в обществе. Многие авторы единодушны в том, что движущие силы развития само-сознания не сводятся исключительно к биологическому или социальному опыту человека, и что необходимо учитывать также фактор внутренней де-терминации развития и саморазвитие. Саморазвитие как объективный процесс осуществляется на протяже-нии всей жизни. Но полноправным субъектом саморазвития человек стано-вится не с самого рождения. Согласно современным представлениям, при благоприятных условиях это происходит на ступени персонализации, когда отрок проявляет интерес к постановке задач самоопределения, изменения и совершенствования своей личности. На двух предшествующих ступенях - оживлении и одушевлении - идет подготовительная работа, когда ребенок, проявляя инициативу и достигая определенных результатов, часто не всегда осознанно выстраивает свою личность. Подражая общепринятым образцам, он обретает самостоятельность, учится возлагать на себя ответственность, в актах самоопределения выражает свою личность и познает ее. На каждом возрастном этапе саморазвитие через конкретные акты са-мопостроения личности дает возможность решить задачи возраста, вплоть до задачи стать полноправным и независимым субъектом собственного само-развития, своей жизни и судьбы. Литература 1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психоло-гов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб. : ЛитРес, 2009. - 464 с. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леон-тьев. - М., 1982. 3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. - Т. I. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 290 с. 4. Мерлин, В. С. Собрание сочинений. Т. 1. Вопросы развития социально-го мировоззрения у детей [Текст] / В.С. Мерлин. - Пермь : Изд-во ПСИ, 2006. - 332 с. 5. Мухина, В. С. Возрастная психология : Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2009. - 640 с. 6. Общая психология : учебник для студентов педагогических институтов [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: МПСИ, 2007. 7. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология [Текст] / А.В. Пет-ровский, М. Г. Ярошевский. - М. : «Академия», 2001. - 512 с. 8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. 9. Слободчиков В. И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Сло-бодчиков, Е.И. Исаев. - М.: Речь, 2000. - 560 с. 10. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин // Психо-логия личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Кули-ков. - СПб. : ЛитРес, 2009. - 464 с. 11. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб. : ЛитРес, 2009. - 464 с. |
« Пред. | След. » |
---|