Бухгалтерский учет за рубежом |
Оглавление Введение. Принципы регулирования бухгалтерского учета в США. Бухгалтерский учет во Франции. Заключение. Список литературы. ВведениеДо 70-х годов XX века международное разделение труда не получило широкого развития. Поэтому бухгалтерский язык, как всеобщий язык бизнеса не получил широкого признания, и каждая сторона разрабатывала свои правила ведения бухгалтерского учета. Например, в США это общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP), в Великобритании - Положения о стандартах ведения учета (Statements of Standard Accounting Practice - SSAP). Всего к концу 60-х годов в мире сформировались и получили применение свыше 100 национальных учебных систем. По признаку однотипности методических подходов к построению систем бухгалтерского учета сформировалась трехмодельная классификация учетных систем: Англо-американская модель, объединившая в основном англоязычные страны (США, Великобритания, Австралия). Организация бухгалтерского учета в законодательном плане менее регламентируется и в значительной степени ориентирована на стандарты, разрабатываемые профессиональными организациями бухгалтеров, включая и нормы профессиональной этики. Гибкость в принятии и функционировании учетной политики на уровне как отдельного предприятия, так и всей учетной системы - отличительная черта данной модели. Континентальная модель объединяет европейские страны с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Австрия). Для нее характерным является высокий уровень законодательного регулирования бухгалтерского учета, а потому большой консерватизм учетной политики. Южноамериканская модель (Аргентина, Боливия, Бразилия), ориентиро-ванная на высокий уровень инфляционных процессов в экономике. В 70-х годах усилился процесс свободного перемещения капитала из од-ной страны в другую. Однако осуществление совместной деятельности компа-ний затруднялось из-за наличия национальных систем бухгалтерского учета. В связи с этим среди инвесторов, банкиров и лиц других профессий, связанных с экономикой остро встала проблема разработки общедоступных учетных си-стем, которые являлись бы своего рода кодексом профессиональной этики. Данное направление получило название гармонизации учета, результатом чего явилась подготовка международных стандартов финансовой отчетности (Inter-national Accounting Standards). Международные стандарты не являются обяза-тельными и носят рекомендательный характер. Они в первую очередь целесо-образны для международных компаний, которые обязаны консолидировать финансовую отчетность дочерних предприятий, работающих в разных странах. Стандарты также необходимы для фирм, намеревающихся привлечь средства иностранных инвесторов. Их внедрение в нашей стране логично по мере развития законодательства. Международные стандарты разрабатываются с 1973 год а, когда был со-здан Комитет по международным стандартам, объединивший профессиональ-ные организации бухгалтеров из 9 стран: Соединенные Штаты Америки, Вели-кобритании, Канады, Франции, Германии, Нидерландов, Японии, Австралии и Мексики. В настоящее время Комитет объединяет более 100 членов (организа-ций). Им разработано свыше 30 стандартов по отдельным вопросам бухгалтерского учета.ГЛАВА I. Принципы регулирования бухгалтерского учета в США.Необходимость и целесообразность перехода России на международные стандарты бухгалтерского учета обсуждается в нашей стране уже несколько лет, причем этот процесс нередко сопровождается определенными недоразумения¬ми, вызванными непониманием сути и принци-пов организации систем бухгалтерского учета как в отдельных странах, так и в международном контексте. В последнее время среди практиков нередко муссируется проблема перехода на так называемый GAAP (Generally Accepted Accounting Prin¬ciples). Термин GAAP, т.е. общепризнанные принципы бухгалтерского учета, был введен амери¬канцами, он представляет собой обобщенное название свода документов, регулирующих учет¬ную практику в частном секторе. В США эти документы как бы обобщают практику учета (отсюда проистекает термин "об-щепризнанные"): они были подготовлены в течение ряда лет специалистами нескольких профессиональных неправительственных организаций, поскольку регулирование учета в этой стране осуществля¬ется именно этими организациями. Необходимость в таком своде возникла в США в связи с анархией в организации учета, отсутствием какого-либо централизованного регулирования как в его методологии, так и в технике. В дальнейшем этот термин стал широко использоваться в англоязычной литературе, которая сейчас актив¬но распространяется на российском рынке. Отсюда возникло ошибочное представление о существовании некой международной системы учета под названием GAAP. С определенной степенью условности можно утверждать, что в каждой стране имеется свой GAAP, а говорить о необходимости "перехода к GAAP" равнозначно призывам перейти на некий международный язык общения между людьми, которого не существует. Основной особенностью регулирования бух¬галтерского учета в США является то обстоятельство, что нормитивные документы, во-первых, разрабатываются в основном негосударственными организациями и, во-вторых, носят рекомендательный характер. Тем не менее, регулятивы основных разработчиков подобных документов - Американского института присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и Совета по разработке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) - признаются и правительственными организациями, например, Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchande Commission, SEC), которая обеспечивает мониторинг деятельности корпораций, котирующих ценные бумаги на фондовых биржах, регулирование их финансовой отчетности и общих принципов аудита. Начиная с 1975 г. SEC периодически публикует два типа регулятивов по этому поводу - Выпуски по бухгалтерскому учету (Accounting Series Releases ASR) и Бюллетени для бухгалтеров (Staff Accountind Bulletons, SAB), которые в значительной степени базируются на норматив¬ных документах AICPA и FASB. Регулятивы первого типа содержат требования SEC в отно¬шении ведения бухгалтерского учета, представ¬ления открытой информации и правил аудита корпораций; регулятивы второго типа имеют техническую ориентацию и содержат рекомен¬дации бухгалтерам по применению ASR на практике. Важность контроля и определенного регулирования деятельности корпораций со стороны государства, в том числе в области учета, состоит в том, что занимая небольшой удельный вес в общем числе компаний, они обеспечивают подавляющую часть рынка товаров и услуг. Все компании, имеющие своей целью попасть в листинг крупнейших фондовых бирж США, вынуждены следовать рекомендациям SEC в области учета. Все документы SEC базируются на регулятивах, разработанных негосу-дарственными организациями (AICPA, FASB и др.). Отношения между SЕС FASB рассматриваются как партнерские, тем не менее некоторые специалисты неофициально именуют SEC старшим, а FASB - младшим партнером. Крупными корпорациями, естественно не ис¬черпывается весь спектр организационных форм бизнеса; обычно число таких компаний в любой стране невелик. В отличие от мелких и средних акционерных обществ, процедурная сто-рона организации учета в которых полностью должна соответствовать регуля-тивам профессиональных общественных институтов, крупные корпорации также вынуждены следовать регуля¬тивам государственных органов. Профессиональные бухгалтерские организации в США стали создаваться по опыту британ¬ских институтов в конце XIX в. В 1882 г. была создана первая профессиональная органи¬зация - Институт бухгалтеров и счетоводов (Institute of Accountants and Bookkeepers), в 1886 г. - Американская ассоциация обществен¬ных бухгалтеров (American Assopciation of Public Accountants), которая в 1917 г. была преобразо¬вана в Американский институт присяжных бух¬галтеров, являющийся и в настоящее время ведущей профессиональной неправительствен¬ной организацией США в области учета. Существует важная особенность идеологии подготовки бухгалтеров, по-лучившая распространение в большинстве экономически развитых стран. Суть ее состоит в том, что бухгалтер не может быть подготовлен в университете, а тем более в колледже или на каких-либо краткосрочных курсах. Диплом мож-но получить, лишь завоевав признание профес¬сионалов-бухгалтеров, т.е. членов AICPA в США, ICAS в Шотландии и др. Стать членом профессионального института бухгалтеров весь¬ма непросто - лишь 10% соискателей сдают квалификационные экзамены с первой попытки. В настоящее время в США в составе AICPA - около 300 тыс. человек. Проблема регулирования бухгалтерского учета в США возникла относительно недавно. Еще в XIX в. в стране преобладали мелкие фирмы, представлявшие собой единоличные владения и действовавшие в основном на внутреннем рынке. Бухгалтерская отчетность подобных фирм не носила публичного характера и в значительной степени определялась требованиями банков и других кредитных учреждений. Проблемы унификации бухгалтерского учета и отчетности практически не существовало. Первая треть XX в. ознаменовалась бурным ростом крупных компаний, не ограничивавшихся национальным рынком, активно участвовавших в инвестиционной деятельности и эмитировавших ценные бу¬маги. Развитие рынка капитала потребовало совершенствования практики учета и отчетности в плане ее унификации. В 1930 г. AICPA создал комитет, который должен был наладить сотруд-ничество с Нью-йоркской фондовой биржей в деле создания стандартов бух-галтерского учета. Отчасти это было вызвано желанием избежать повторения катастрофы на рынке ценных бумаг, имевшей место в 1929 г. и в некоторой степени обусловленной изъянами в организации представления отчетных дан-ных. Однако основная причина состояла в осознании необходимости навести порядок в представлении публичной отчетности и улучшить информационное обеспечение инвесторов. В 1971 г. AICPA сформировал две исследова¬тельские группы. Первая из них - Комитет Уита (Wheat Committee), названая по имени своего руководителя Френсиса Уита (Francis M. Wheat), была призвана дать рекомендации по разработке принципов бухгалтерского учета; вторая группа под руководством Роберта Трублада (Robert M. Trueblood) занималась формулированием це¬лей бухгалтерской отчетности. В соответствии с рекомендациями Комитета Уита 1973 г. была создана новая структура органов, призванных заниматься регу¬лированием бухгалтер-ского учета. Основным элементом этой системы стал Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation, FAF), состоящий из девяти попечителей, назначаемых советом директоров AICPA. В их число входят: президент AICPA, четыре сертифицированных бухгалтера (Certified Public Accountants, СРА), занятых в практическом учете и аудите, два специалиста в области управления финансами, финансовый аналитик и один представитель акаде-мических кругов. В функции FAF входит: назначение членов Совета по разработке стан-дартов финансового учета, назначение чле¬нов Консультативного совета по стандартам финансового учета, обеспечение финансовой поддержки данной структуры, выработка реко¬мендаций по совершенствованию ее структуры и деятельности. Если FAF является органом, в значительной, степени выполняющим представительские функ¬ции, то разработка собственно стандартов воз¬ложена на FASB. В отличие от АРВ этот Совет является полностью независимой него-сударст¬венной организацией, имеющей в штате семь высококвалифицирован-ных специалистов, нани¬маемых по контракту на пятилетний срок. Совет имеет два основных направления деятельности: разработка стандартов финансового учета и организация научных исследований, способст¬вующих процессу стан-дартизации. Независи¬мость FASB от других профессиональных организаций и коммерческих компаний служит основанием того, что выпускаемые им Положения о стандартах финансового учета официально признаются AICPA и SEC. Работа FASB была продуктивной, с 1973 г. по настоящее время им раз-работано и опубликовано 129 стандартов, охвативших по сути все стороны учета. Создание FASB предполагало преемствен¬ность общих подходов к разработке стандартов, т.е. наработки, сделанные АРВ, не отменялись и продолжали быть актуальными, если только FASB не считал нужным внести корректировку исходя из требований, определенных новыми экономическими условиями. Поэтому параллельно с разработкой стандартов FASB публиковал документы под названием "Интерпретации". Этот документы имеют такую же степень юридиче¬ской значимости, как и стандарты, и представ¬ляют собой либо модификации действующих стандартов FASB и документов его предшественников, либо расширение и распространение стандартов на новые виды деятельности и объекты учета. С 1974 г. по 1985 г. было опублико¬вано 38 "Интерпретаций". Несмотря на относительную стабильность нормативных документов многие ведущие аме¬риканские специалисты рассматривали этот под¬ход как "метод латания текущих дыр" (problem-by-problem approach), который не реша-ет про¬блему стандартизации финансового учета на долгосрочную перспективу. Именно поэтому бы¬ло принято решение о разработке концептуаль¬ных основ бухгалтерского учета. Работа над соответствующими документами началась во вто¬рой половине 70-х годов, с 1978 г. по 1985 г. был опубликован комплект Положений о концепциях финансового учета. Несмотря на то, что функции по разработке регулятивов бухгалтерского учета по сути пере¬шли от AICPA к FASB, институт, тем не менее, сохранил за собой существенное влияние на методологию учета. Это проявляется прежде всего в его активном участии в деятельности FASB. Кроме того, после упразднения АРВ в институте были созданы два комитета - по стандартам бухгалтерского учета и по аудиторским стандартам. Первый комитет публикует документы, выражающие, в частности, мнение AICPA относительно некоторых аспектов учета, не отраженных в разработках FASB, второй комитет занят разработкой аудиторских стандартов, руководств по их применению, а также контролирует исполнение Кодекса профессио¬нальной этики. Помимо SEC, FASB и AICPA регулированием учета в США в той или иной степени заняты: Комитет по стандартам бухгалтерского учета для госу-дарственных органов, Американская ассо¬циация бухгалтеров, Институт специ-алистов в области управленческого учета, Налоговое управ¬ление США, а также различные министерства, агентства, комитеты и комиссии на федеральном и местном уровнях, регулятивы которых распро¬страняются лишь на подведомственные органи¬зации. Наиболее общее определение GAAP дано в Положение № 4 "Базовые концепции и принци¬пы учета, заложенные в основу финансовой отчетности коммерческих организаций", опубликованном в 1970 г.: "Общепризнанные принципы бухгалтерского учета являются техниче-ским термином, используемым в финансовом учете. GAAP представляют собой соглашения, правила и процедуры, необходимые для осуще¬ствления общепринятой учетной практики в данный момент времени. Термин "обще-признанные принципы бухгалтерского учета" включает в себя не только об-щие рекомен¬дации, предназначенные для широкого ис¬пользования, но и детализированные методы и процедуры. Общепризнанные принципы бухгалтерского учета являются условными в том смысле, что декларированная в их названии "общепризнанность" достигается скорее путем соглашения (нередко молчаливого, т.е. подразумеваемого), а не является каким-то формализованным производным некоторого набора постулатов и базовых концепций. Эти принципы были сформули¬рованы исходя из опыта, причинности, при¬вычек, полезности и, в значительной степени, практической необходимости". Таким образом, американский GAAP представляет правила и процедуры ведения финан¬сового учета, изложенные в более чем 300 нормативных доку-ментах. Какие же выводы можно сделать из опыта работы американских коллег? Bо-первых, в каждой стране существует, совершенно очевидно, соб-ственная система организации, регулирования и ведения учета, закрепленная в некоторых нормативных документах. В США, Великобритании эти документы разрабатываются в основном профессиональными неправительственными ор-ганизациями; во Франции, России - в основном государственными орга-нами. Во-вторых, нормативная база американского GAAP весьма обширна и потому даже поверхностное знакомство с нею представляет собой трудоемкий процесс. Многие из документов, входящих в эту базу, достаточно объемны. В-третьих, опыт американских коллег по разработке стандартов весьма полезен хотя бы в том смысле, что нормативная база ведения учета в США стабильна и жестко структурирована. При желании можно ознакомиться со всеми без исключения основными документами. Еще более определенна ситуация в Великобритании, где Законом о компаниях и двумя десятками национальных стандартов исчерпывается нормативная база. Безусловно, каждый из этих документов объемен и непрост в интерпретации, но набор их в известной степени непротиворе¬чив. Нам, в России с неискоренимой практикой выпуска лавины всевозможных инструкций Минфина, отраслевых министерств, других ве¬домств остается только мечтать о чем-либо подобном. Заметим, что никакая из систем регулирования учета - американская, британ-ская, французская, российская и др. - не мо¬жет быть названа идеальной, а значит слепое ее копирование бессмысленно и вряд ли возможно. В-четвертых, ведущееся в России в последние годы совершенствование системы регулиро¬вания учета нужно всячески приветствовать. Однако успех этой работы в значительной степени зависит от того, насколько быстро практикующие бухгалтеры осознают возможности, пре¬доставляемые им новыми нормативными доку¬ментами. Среди проблем, стоящих перед практиками, одной из главных является проблема выбора. Действую¬щие нормативные документы уже предоставляют возможность выбора тех или иных процедур, а это полностью противоречит традиции предопре¬деленности и жесткого следования инструкциям. В-пятых, разработка нормативов - процесс бесконечный, здесь возможны два подхода. Пер¬вый, которому пытается следовать Минфин РФ, предусматривает разработку новой многоуровне¬вой системы регулирования. Второй подход может быть принципиально иным. За многие десятилетия в России уже накоплен богатейший нормативный материал. Поэтому можно "взять тайм-аут" и сделать обобщение накопленных наработок в области регулирования учета в СССР и России и степени его соответствия международной учетной практике. Этот процесс длительный, однако по его окончании можно будет сделать выводы о целесообразности и степени радикализма изменений в отечественной системе учета. Такой подход представляется вполне приемлемым, поскольку проблема соот¬ношения значимости национальных и междуна¬родных учетных стандартов сейчас активно дис¬кутируется во всем мире. Глава 2. Бухгалтерский учет во ФранцииГлавной особенностью французской бухгалтер¬ской системы, как отмечают Дж. Блейк и О. Амат является ее юридическая сущность, так как все положения прямо вытекают из ком¬мерческого и налогового законодательства. При¬чем правовое пространство таково, что само существование регулирующей нормы не обяза-тельно означает, что организации ей следуют. Часто за невыполнение определенных законодательных требований не предусмотрено штраф¬ных санкций, иногда не разработан механизм обеспечения их соблюдения, а в ряде случаев существует негласное соглашение, позволяю¬щее те или иные предписания просто игнори¬ровать. В англо-американской литературе распро¬странено мнение, что бухгал-терский учет во Франции жестко контролируется государством, а правила со-ставления отчетности для французских организаций разработаны таким обра-зом, чтобы формировать входную информацию для нацио¬нальной системы счетоводства, посредством ко¬торой государство контролирует экономику. Та¬кая точка зрения возникла из многовековой тра¬диции централизации управления и стремления предпринимателей получать поддержку государ¬ства. Последнее также оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет путем установле¬ния системы налогообложения и требования от¬ражать на счетах бухгалтерского учета все расхо¬ды для целей налогообложения. И не случайно процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регла¬ментирована. Для определения налоговых обяза¬тельств организации заполняют таблицы коррек¬тировок бухгалтерской прибыли установленной формы. Национальный план счетов Одной из специфических черт нормативного ре¬гулирования бухгалтер-ского учета во Франции является национальный план счетов (Plan Comtable General - PCG). Это - документ, содержа¬щий унифицированный план счетов, стандарт¬ные формы бухгалтерской отчетности, инструкции и рекомендации по ее составлению, а также по заполнению и представлению счетов и приме-чаний к ним. Основные задачи плана счетов сводятся к стандартизации: - организации системы бухгалтерского учета на уровне отдельных орга-низаций, общих учетных понятий и бухгалтерских записей, а также характера их влияния на активы и пас¬сивы, финансовое положение и финансовый результат; - способов представления организациями данных об их активах и пасси-вах, финансовом положении и финансовом результате. Разработка и распро-странение PCG является обязанностью Национального совета по бухгалтерскому учету. PCG состоит из трех титулов, каждый из которых разделен на главы. Первый титул "Общая систематизация, тер¬минология, свод счетов" включает три главы. Первая глава раскрывает общие принципы, на которых основывается PCG. В ней изложены си¬стематизация стандартов бухгалтерского учета, требования к организации ведения бухгалтерско¬го учета и компьютерной обработке учетных данных. План счетов отдельной организации составляется на основе "плана, утвержденного PCG, и составлен достаточно де¬тально, чтобы обеспечить соответствие француз¬ским бухгалтерским стандартам. Основой для организации бухгалтерского учета служат детализированные вспомогательные регистры, регулярные процедуры, использующие журналы и записи для составления главной книги. Бухгалтерские записи и документы ведутся с исполь-зованием способов и процедур, обеспечивающих их совместимость с требованиями бухгалтерского контроля. К учетным системам на базе компьютерных программ применяются общие принципы организации бухгалтерского учета и контроля. Во второй главе представлены определения и толкования 183 терминов. Этот список не в пол¬ной мере охватывает термины финансового учета и не яв-ляется исчерпывающей терминологией PCG. Он представляет собой набор от-дельных понятий, используемых в управленческом и фи¬нансовом учете. Третья глава посвящена своду счетов: классификации счетов в общем своде, организации плана счетов и перечню счетов. Свод и план счетов, используемые в PCG, организованы по десяти¬чной системе. В PCG включен полный список счетов по каждому одноразрядному и двухразряд¬ному классу основного свода, в последовате¬льности номера счета с указанием его наиме-но¬вания. Предусмотрено три уровня использования плана сче¬тов: сокращенный, стандартный и расширенный. Второй титул "Финансовый учет" состоит из четырех глав. В первой гла-ве изложены правила оценки учетных объектов и определения результатов операционной деятельности. Хотя PCG признает несколько возможных способов оценки для целей финансового учета, базовым методом является метод исторической стоимости. Прибыль или убыток должны определяться при последовательном применении методов оценки активов и обязательств. Информация об убытках, которые не могут быть количественно оценены, а также вся информация о событиях, произошедших после отчетной даты, ставящая под сомнение возможность соблюдения принципа непрерывности деятельности в отношении организации, должна быть представлена в пояснениях к счетам. Вторая глава освещает порядок функционирования счетов и правила со-ставления отчетно¬сти. Приведено подробное толкование назначе¬ния и способов использования различных счетов. Указаны обязательный состав годовой отчетности, правила составления и представления отдельных счетов. Прилагаются типовые форматы отчетов (по стандартной, сокращенной и расширенной формам), включая таблицы и схемы для составления примечаний к отчетности. В третьей главе приведены правила учета специфических операций. Рас-сматриваются, в частности, вопросы включения активов и пассивов иностран-ного отделения или представительства в баланс головной компании, учета ма-териалов, полученных в результате разборки машин и оборудования, прибылей и убытков, классифицируемых как необычные (экстраординарные), отражения в учете изменений в классификации оборотов по видам деятельности и др. Специфическими считаются операции, связанные с текущей деятельностью (например, налог на добавленную стоимость и налоги с оборота, арендные операции), а также исключительные операции (в частности, по получению процентных доходов от участия в группе компаний, по франчайзингу или концессии в отношении услуг и работ для населения и др.). В четвертой главе рассмотрена методология консолидации. Изложены правила консолидации, в частности, определения гудвила при по¬глощении компании, оценки активов и пассивов, отражения отложенных налогов, пере-счета статей в иностранной валюте и др. Рассмотрена взаимо¬связь между этими правилами и общими учетны¬ми принципами, а также требования к представ¬лению консолидированной отчетности. В третий титул "Управленческий учет" входят пять глав. Глава А опре-деляет понятия управлен¬ческого учета, цены, продукции, затрат и расхо¬дов, а также цели управленческого учета. В ней рассмотрено, каким образом проис-ходит отбор затрат для анализа в зависимости от видов деяте¬льности организации, показана связь между управленческим и финансовым учетом. В главе В изложены концептуальные основы и сфера при¬менения экономического анализа, а также функ¬циональная классификация центров затрат. Глава С разъясняет использование девятого класса сче¬тов, который зарезервирован для управленческого учета, применительно к потребностям организа¬ции. Таким образом, для Франции характерны высокий уровень стандартиза-ции бухгалтерского учета и подробная методическая проработка нормативных документов по бухгалтерскому учету. Учетные принципы Чтобы финансовая отчетность отражала финансовое состояние организации и ее хозяйственные операции на основе концепции «достоверного и добросовестного представления», бухгалтерские счета согласно PCG должны в обязательном порядке соответствовать условиям полного и точного применения бухгалтерских правил с учетом принципа осмотрительности, который предполагает предотвращение рисков отнесения к будущим периодам текущих неопределенностей, способных обременить активы и пассивы, а также прибыли и убытки организации. Бухгалтерский учет призван отражать и клас¬сифицировать информацию, необходимую для достижения ею целей, в той степени, в какой ин¬формация может быть количественно оценена, в частности: - информация об основных сделках должна быть незамедлительно отра-жена в учете, что¬бы она могла быть своевременно использована; - бухгалтерская информация должна позволять пользователям иметь до-стоверное, недву¬смысленное и полное представление о сдел¬ках, событиях и обстоятельствах; - последовательность бухгалтерской информа¬ции за ряд финансовых лет предполагает не¬прерывность в применении правил и проце¬дур. Всякое отступ-ление от принципа после¬довательности должно быть объяснено путем обращения к более качественной информа¬ции; - в случае модификации учетных правил в пе¬риоде, когда отражается та-кое изменение, на¬ряду с информацией, подготовленной на основе новых учет-ных правил, следует пока¬зать всякую уместную информацию о бухгал¬терских эффектах, связанных с указанной модификацией. Изложенные принципы построения француз¬ской бухгалтерии можно подразделить на традиционные и обусловленные присоединением к норматив-ной базе Европейского Союза. К тради¬ционным принципам, основанным на специфике внутреннего законодательства, относятся прин¬ципы осмотрительности, соответствия и точного применения бухгалтерских правил. Требование "достоверного и добросовестного представле¬ния" было внедрено в бухгалтерскую систему в 80-е годы в связи с присоединением к Четвертой и Седьмой Директивам Европейского Союза. Включение элементов характерных для англо-саксонской бухгалтерии в национальную учетную систему было обусловлено новым этапом развития национального рынка ценных бумаг, который повлек за собой необходимость гармонизации учета. Повышение требований к раскрытию бухгалтерской информации и ее надежности.Индивидуальная и консолидированная отчетностьК отчетности, составленной на основе индивиду¬альных счетов, предъявляются обязательные тре¬бования, установленные законодательством. Она должна соответствовать Бухгалтерскому Акту, Декрету 1983 и Четвертой Директиве. Балансы отдельных организаций по сравнению с консоли¬дированными более детализированы и составля¬ются по установленному формату. Классификация финансовых счетов сводится к выделению двух классов балансовых эле-ментов активов, показывающих величину инвестиций в организа¬цию, и акцио-нерного капитала и внешних пасси¬вов, показывающих их финансирование В свою очередь инвестиции подразделяются на оборотные и внеоборотные активы, а источники финан¬сирования - на текущие и долгосрочные. Исходя из данных индивидуальных счетов рассчитываются налоговые обязательства. B 1986 г. в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Франции были внесены изменения с учетом Седьмой Директивы, касаю¬щиеся составления консолидированной отчетно¬сти (ранее отчетность составлялась только для отдельных организаций), в связи с развитием на¬ционального рынка ценных бумаг и установлени¬ем специфических требований к отчетности для организаций, включаемых в листинг. Практика ведения бухгалтер¬ского учета объединенными компаниями яв-ляет¬ся разнообразной из-за отсутствия формализованных требований. Компа-нии, составляющие консолидированную отчетность, в большинстве случаев делают это на добровольной основе и, следовательно, используют те учетные правила, которые кажутся им более удобными. Однако свобода выбора учетных методик не означает, что во Франции отсутствует регулирование консолидации. Таким образом, индивидуальные счета играют главную роль в формиро-вании долгосрочной ин¬формации о дивидендах и налогах, тогда как кон-солидированные счета содержат лишь дополните¬льную информацию экономического характера.Составление отчетностиВ состав годового отчета включаются следующие формы индивидуальные счета материнской ком¬пании, управленческий отчет; счета группы, если такие имеются; отчет об управлении группой; от¬чет аудитора, назначенного по закону, о годовых счетах; отчет о направлениях использования при¬были, предлагаемый на рассмотрение на ежегод¬ном общем собрании акционеров, а также их резолюция на предлагаемом варианте распределения прибыли. Консолидированная отчетность состоит из отчета о прибылях и убытках, баланса, отчета об изменении капитала (добровольная расшифровка), а также отчета о движении денежных средств (он не требуется для акционеров, однако многие французские компании его публикуют). Формы консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках соответствуют требованиям Четвертой Директивы Европейского Союза. В от-чете о прибылях и убытках должны быть выделены: операционные доходы и расходы, финансовые до¬ходы и расходы, экстраординарные статьи; налоги. Группа компаний составляет отчет об измене¬нии акционерного капитала, показывая его дина¬мику за три год. Однако ни в балансе, ни в по-яснительной записке к отчетности не приводятся сведения о том, как был сформирован акционер¬ный капитал (число выпущенных акций, премия на акцию). Более детальная информация содер¬жится в отчетности материнской компании. Консолидированный отчет о движении денеж¬ных средств составляется косвенным методом с выделением инвестиционной и финансовой дея-тельности. В пояснительной записке к консолидирован¬ной отчетности детально описываются наимено¬вания и месторасположение дочерних компаний. Согласно французскому законодательству сегментная информация ограничена оборотами по продуктам и географическим регионам. В зависимости от размера организации существует три варианта пред-ставления индивидуаль¬ной отчетности. Отчет о прибылях и убытках по индивидуаль¬ным счетам составляется как в вертикальной, так и в горизонтальной форме и показывает расходы в зависимости от их природы. Во Франции, в от¬личие от Великобритании, не принято группиро¬вать расходы по их функциональному назначению. Счета реализации и финансового результата составляются таким образом, чтобы сделать воз¬можным расчет валовой величины добавленной стоимости и валовой операционной деятельно¬сти, которые служат основой для определения средств, полученных от операционной деятель¬ности. На этих счетах выделяется за определен¬ный период (как правило, за финансовый год) движение расходов и доходов, которые в сово¬купности со счетом прибылей и убытков показы¬вают прибыль или убыток, образующийся в резу¬льтате такого движения. Баланс дает представление о финансовом со¬стоянии организации на определенную дату, в, том числе об активах, пассивах и капитале, сви-детельствующих о правах и обязательствах орга¬низации и отражающих используемые средства. В балансе раскрывается состав активов: земли, здания, сооружения, прочие объекты. Накоплен¬ная сумма амортизации показывается как для внеоборотных, так и для оборотных активов. За оборотными активами следует детальная инфор¬мация о предоплатах, отложенных расходах, трансляционных (пересчетных) разницах. Раздел капитала содержит информацию о выпущенных акциях и их номинале. Пояснительная записка содержит сведения об отчетности и не может за-менить представление информации, которую PCG обычно требует по¬казывать в составе отчетности. Перспективы развитияОсновными направлениями развития бухгалтер¬ского учета во Франции являются приведение его в соответствие с текущими изменениями в ком¬мерческом законодательстве и выработка более единообразного подхода к консолидации. В учете большинства крупных организаций не¬ожиданно появились эле-менты, связанные с тради¬ционной французской учетной практикой, которой они не следовали в полной мере, а также намеки на следование учетной прак-тике США и междуна¬родным стандартам финансовой отчетности. Для решения этой проблемы правительство создало специальный орган и издало нормативный акт, подтверждающий его функции по регулированию бухгалтерского учета. Предполагается, что, со¬здав отдельный институт для установления учетных правил, государство будет последовательно уменьшать свободу выбора методик, используемых при составлении консолидированной отчетности. Теоретически это может привести к ситуа¬ции, когда будет запрещено использование американских принципов и предписано беспрекословно следовать международным стандартам или французским учетным правилам. Это должно привести к последовательности формирования и сопоставимости учетной информации консолидированной отчетности. Вполне вероятно, что в качестве альтернативы французским учетным принципам будут применяться только междуна¬родные стандарты финансовой отчетности. Одна¬ко ожидается, что французские компании, в на¬стоящее время использующие иные учетные принципы, в частности американские, смогут применять их до 2003 г. ЗаключениеОбобщая изложенное, проведем параллели между французской и российской бухгалтерией. Коди¬фицированное правовое пространство, противоре¬чивость и сложность многоуровневого правового регулирования, а также определяющее влияние налоговой системы на порядок ведения бухгалтерского учета порождают аналогии в построении на-циональной бухгалтерии в обеих странах. Россий¬ские учетные традиции, как и французские, обусловили применение единого плана счетов, стандартных отчетных форм, а также наличие детальных правил их заполнения, предусматрива¬ющих штрафы за нарушение методологии учета. Как и во французской, в российской системе нормативного регулирова-ния бухгалтерского учета имеются отдельные элементы, заимствованные из англосаксонской системы, в частности признается принцип "достоверного и добропорядочного пред¬ставления". В отличие от Франции, где требования европейских директив применяются только к кон¬солидированным счетам, в России отдельные поло¬жения международных стандартов были внедрены непосредственно в общие нормативные документы по бухгалтерскому учету (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету. Таким образом, образовался разрыв между нормами, исто¬рически составлявшими нормативную основу веде¬ния бухгалтерского учета, и отдельными вновь введенными положениями, характерными для некодифидированной правовой системы и предусматри¬вающими большую возможность выбора и приме-нения учетных методик. В этой связи перед россий¬скими бухгалтерами стоят подчас неразрешимые проблемы и противоречия: необходимость следовать общим бухгалтерским принципам иногда исключает возможность точного соблюдения отдельных специ¬альных предписаний МФ РФ. Французская бухгалтерия, хотя и находится на пороге новых изменений, уже смогла решить некоторые значительные проблемы. Так, система норма-тивного регулирования бухгалтерского уче¬та систематизирована и включает не только обя¬зательные требования, предъявляемые к учету и отчетности организации, но и ряд методических рекомендаций, разъясняющих и обучающих до¬кументов. Это в полной мере относится к реко¬мендациям по ведению управленческого учета, не обязательного во Франции. В настоящее вре¬мя российские документы по бухгалтерскому уче¬ту не содержат рекомендаций по ведению управ¬ленческого учета и не уделяют пристального вни¬мания объяснению целей и задач бухгалтерского учета, а также трактовке понятий, используемых в профессиональном бухгалтерском языке. Представляется, что опыт реформирования французской бухгалтерии может быть учтен в России. Так, четкое разграничение сфер, в кото¬рых применяется жесткое регулирование и допу¬скается свобода выбора учетных методик (как индивидуальные и консолидированные счета во Франции), могло бы привнести большую про¬зрачность в отчетность российских организаций. Список литературы 1. Ковалев В.В. GAAP в США //Бухгалтерский учет. - 1997. № 10. 2. Иоширо Кимизука. Учет затрат и калькуляция себестоимости //Бухгалтерский учет. - 1998. № 5. Соколов Я.В., Семенова М.В. Бухгалтерский учет во Франции //Бухгалтерский учет. - 2001. № 11. |
« Пред. | След. » |
---|