информационное обеспечение государственного и муниципального управления |
Курсовые работы - Эконономика | |
Введение 3 Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в управлении: цели применения и критерии эффективности 5 1.1. Информационные технологии в государственном управления 5 1.2. Проблемы внедрения ИКТ в сфере государственного управления в России 9 Глава 2. Информационное обеспечение муниципального управления на примере управы Рязанского района г. Москвы 15 2.1. Общая характеристика деятельности управы 15 2.2. Оценка эффективности информационного обеспечения на примере реализации работы службы «одного окна» управы Рязанского района 16 Глава 3. Разработка путей совершенствования информационного обеспечения деятельности управы 25 3.1. Информационная поддержка службы «одного окна» 25 3.2. Организация информационной работы с населением Рязанского района 29 3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 30 Заключение 33 Список литературы 34 Введение Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - потенциально мощный механизм преобразования общественной жизни и роста мировой экономики. Они способствуют более эффективной деятельности организаций, повышая при этом их конкурентоспособность и производительность. ИКТ также способны расширить диапазон реализации социальных проектов и повысить их эффективность. Благодаря применению ИКТ государство уже получило значительные выгоды во многих сферах- в здравоохранении, образовании, охраны окружающей среды и т.д.. Использование ИКТ в государственном секторе усиливает эффективность работы органов власти и прозрачность принятия решений. Сегодня можно наблюдать, как многие развивающиеся страны достигли важных экономических преимуществ, стимулируя развитие национальной ИКТ-индустрии. Несмотря на огромный потенциал, современные технологии пока не получили сегодня повсеместного распространения. В последние годы в мире постепенно развивалось осознание того факта, что простое использование ИКТ в социально-экономических проектах - в ущерб другим необходимым элементам - зачастую не сможет служить панацеей, на которую рассчитывали многие. Именно поэтому правительства и специализированные организации направили свои усилия на выяснение того, почему некоторые замыслы, связанные с применением ИКТ в области социально-экономического развития, достигают успеха, а другие - терпят неудачу. Курс на создание современной, эффективной и ориентированной на интересы граждан государственной власти был неоднократно озвучен в посланиях Президента Российской Федерации. Глубокое реформирование систем публичной власти ведется по многим направлениям, и создание Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), этапом на пути к которым являются сегодняшние службы "одного окна", - важнейший элемент этого процесса. Критическая важность данного элемента обусловлена, в первую очередь, огромной социальной ролью бюрократии, а также ролью "одного окна" в качестве посредника между властью и гражданами. Именно службы "одного окна" являются лицом власти; образом, зачастую более близким и, увы, менее привлекательным, чем создаваемый СМИ портрет публичных политиков. Изменения, касающиеся работы бюрократических органов, гораздо глубже, чем просто создание нового интерфейса. Преобразование существующих процедур оказания государственных услуг в рамках создания МФЦ включает разработку новых и модификацию существующих административных регламентов, глубокую модификацию существующей законодательной базы. Организация работы служб в новом режиме непосредственно связана с последовательно реализуемой Правительством Москвы программой "Электронная Москва". Формирование высокотехнологичных центров оказания услуг невозможно без качественного изменения систем баз данных государственных органов и документооборота. Внедрение новейших сетевых технологий, обучение сотрудников государственного аппарата, популяризация новой системы и обеспечение полной интеграции в нее всех без исключения органов, вовлеченных в оказание услуги - нетривиальная задача, требующая кропотливого труда и постоянного процесса совершенствования. Объектом исследования является управа Рязанского района г. Москвы. Целью исследования является выявление механизмов повышения эффективности информационного обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов на примере управы Рязанского района г. Москвы. Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в управлении: цели применения и критерии эффективности 1.1. Информационные технологии в государственном управления ИКТ многофункциональны и со временем становятся все более функционально совместимыми, что позволяет комбинировать их в готовых решениях почти бесконечным числом способов. Кроме того, быстрые темпы инноваций в сфере информационных технологий делают ИКТ менее дорогостоящими и более простыми в использовании, благодаря чему их возможности становятся досягаемыми для большего числа людей. И, наконец, современные технологические изменения переплетаются с процессом глобализации, создавая новые реалии глобальной экономики. Вследствие этого ИКТ имеют жизненно важное значение для развивающихся стран. Как было признано многими правительствами, ИКТ обладают достаточным потенциалом, чтобы подстегнуть рост национальной экономики и расширить сферу действия и эффективность проектов социально-экономического развития. При более внимательном рассмотрении открываются и другие ключевые свойства ИКТ, которые также придают им необычайную значимость для реализации таких проектов: Определяющая черта ИКТ - это их способность помогать людям в сборе, обработке, хранении, извлечении и распространении знаний. Управление знаниями крайне важно в условиях глобальной экономики, где успех часто зависит от умения быстро приобретать и эффективно использовать знания, а также оперативным и экономным образом передавать их нужным людям. ИКТ могут помочь уравнять ситуацию в этой области для компаний как в развивающихся, так и в развитых странах, что позволит развивающимся странам более эффективно конкурировать в мировой экономике. Более того, поскольку корни многих неэкономических проблем лежат в сфере доступа к информации, ИКТ могут способствовать преодолению этих преград. С помощью ИКТ государственные организации и частные компании в развивающихся странах могут действовать более эффективно и продуктивно при меньших затратах. Рост эффективности повышает конкурентоспособность предприятий этих стран, а также обеспечивает жизнестойкость проектов социально-экономического развития, делая их более рентабельными. Аналогичным образом, повышение эффективности путем применения ИКТ позволяет малым и средним предприятиям в развивающихся странах использовать свои конкурентные преимущества - например, благодаря более низкой стоимости труда предоставлять экономически выгодные онлайновые услуги на удаленные рынки или самостоятельно поставлять товары непосредственно потребителям, не привлекая посредников и тем самым сохраняя за собой большую долю прибылей. Люди все шире используют ИКТ для подключения к сетям, открывающим доступ к другим людям и информации. Интернет представляет собой наиболее важную глобальную ИКТ-сеть, которая, в свою очередь, работает на основе множества физических сетей (например, традиционных телекоммуникационных сетей, спутниковых и кабельных сетей и т. п.). ИКТ-сети - неотъемлемый элемент социально-экономического развития, поскольку они могут предоставлять отдельным пользователям и компаниям как в развивающихся, так и в развитых странах фактически одинаковый доступ к информации, ресурсам, механизмам распространения и потенциальным клиентам. Однако создание необходимой инфраструктуры для доступа к ИКТ-сетям - это дорогое и сложное дело. Поэтому одна из задач для развивающихся стран заключается в выборе технологии, которая наилучшим образом отвечала бы их потребностям и могла бы эффективно использоваться местными жителями. Многие ИКТ-компании (среди которых заметную роль играет корпорация Microsoft) все больше внимания уделяют тому, чтобы их продукты были простыми в использовании и могли адаптироваться для практически неограниченного спектра задач. Эти усилия приводят к тому, что все большее число пользователей получают доступ к ИКТ, и им становится легче приспосабливать даже самые сложные технологии для решения собственных задач. Быстрые темпы инноваций в сфере ИКТ приводят к тому, что промежуток времени между изобретением и коммерческим применением теперь, как правило, измеряется несколькими месяцами и даже неделями, а не годами, как раньше. Таким образом, в отличие от многих других продуктов и услуг ИКТ, используемые в развитых странах, зачастую будут столь же эффективны и для решения проблем развивающихся стран. Эти свойства превращают ИКТ в целом в важнейший катализатор социально-экономического развития, ускоряющий повышение эффективности работы различных секторов и экономический рост, достижение конкретных целей социального развития, а также расширение участия граждан в политической жизни общества и достижение грамотного управления. Более подробно эти вопросы будут рассматриваться в последующих разделах. Способность экономики увеличивать свою эффективность служит мощным критерием ее благополучия. Прирост производительности труда позволяет компаниям поднимать зарплаты своим сотрудникам, не увеличивая цен и создавая тем самым реальный, не инфляционный рост доходов (и наоборот, возрастание зарплат, финансируемое исключительно повышением цен, не дает общего прироста покупательной способности потребителей и реального экономического роста). Таким образом, самый верный путь к устойчивому росту экономики заключается в инвестировании в активы, которые увеличивают ее эффективность. Несмотря на то, что взаимосвязь ИКТ и производительности труда уже давно является предметом дискуссий экономистов, появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что инвестиции в ИКТ в совокупности с фундаментальными организационными изменениями могут оказывать существенное позитивное влияние на производительность. Подобное влияние касается не только непосредственной окупаемости инвестиций. Так, например, недавнее исследование, проведенное Министерством торговли США, показало, что инвестиции в информационные технологии, которые были сделаны американскими компаниями за последние годы, оказали широкое и долгосрочное влияние на оживление роста производительности в стране. Это говорит о том, что эффективное использование ИКТ может помочь организациям более рационально использовать имеющиеся у них ресурсы и повысить свою конкурентоспособность. Возможно, самые впечатляющие примеры использования потенциала ИКТ для ускорения социально-экономического развития имели место в ходе реализации проектов, направленных на расширение социальной интеграции (social inclusion) и согласия - т. е. проектов, которые предоставляют обделенным группам граждан больше возможностей для участия в жизни общества. Очевидно, что многие проблемы, традиционно стоящие перед малообеспеченными слоями граждан, частично проистекают от ограниченности их доступа к знаниям и информации. ИКТ могут помочь в преодолении этой проблемы, упрощая и удешевляя сбор и анализ информации, а также ее распространение среди тех категорий граждан, которые особенно в ней нуждаются. В частности, Интернет предоставляет отдельным людям и сообществам в развивающихся странах практически бесконечные возможности для получения знаний и обмена информацией друг с другом. В то же время именно в сфере социального развития, базирующегося на применении ИКТ, крайне необходима здоровая доля прагматичного реализма. Особенно при использовании передовых и новейших продуктов ИКТ всегда существует риск, что выбор технологии обусловит предлагаемое решение, а не наоборот, когда искомый результат от внедрения решения должен определить технологию. Выбор «подходящего» ИКТ-решения - в том числе, что немаловажно, не только доступного по цене, но и обеспечивающего в рамках существующего социального, экономического и правового контекста стабильные стимулы для его повседневного использования - должен являться первостепенным фактором при оценке жизнеспособности проекта. Невыполнение этого условия не только помешает реализации задач проекта, но и может привести к возникновению чувства разочарованности в ИКТ в целом у тех граждан, на кого был ориентирован этот проект, что впоследствии будет негативно сказываться на их желании осваивать ИКТ. Тем не менее, с учетом этих факторов ИКТ обладают гигантским потенциалом как катализатор социального развития. Универсальная, гибкая природа ИКТ означает, что они могут использоваться для решения практически любой задачи развития, однако они уже доказали свою эффективность в ряде областей: Здравоохранение. В развивающихся странах ИКТ все шире используются для предоставления медицинских услуг - особенно пациентам в удаленных районах, где имеется большая нехватка специалистов. Здесь можно привести следующие примеры применения современных технологий: для удаленных консультаций между пациентами и врачами, постановки диагнозов и даже лечения; для сбора данных как в исследовательских целях, так и в целях диагностики; для сотрудничества «в режиме реального времени» между врачами и медиками-исследователями в различных частях земного шара; для повышения скорости и эффективности реагирования стран и организаций на эпидемии; а также для общей оптимизации и улучшения качества медицинских услуг. ИКТ также используются для предоставления услуг здравоохранения в удаленных сельских районах, где существует недостаток более традиционных видов медицинского обслуживания. Кроме того, передовые технологии играют важную роль в программах по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями. Окружающая среда и устойчивое социально-экономическое развитие. Многие проблемы с окружающей средой в развивающихся странах являются следствием плохой информированности руководящих деятелей о существующих рисках, а также неспособности соответствующих органов заблаговременно давать количественную оценку значимости тех или иных опасностей для окружающей среды. ИКТ предоставляют исследователям и природоохранным органам развивающихся стран возможность подключаться к глобальным сетям данных и информационным ресурсам, что обеспечивает принятие верных и более обоснованных решений. Современные технологии используются для мониторинга состояния окружающей среды и сбора и анализа данных; для координации противодействий экологическим угрозам; для выявления скрытых источников загрязнений. Они также помогают государственным лидерам оценивать существующие угрозы и вырабатывать такие сельскохозяйственные и промышленные стратегии, которые бы обеспечивали более бережное отношение к природным ресурсам. Государственные органы, как и любые другие организации, все шире используют возможности ИКТ для рационализации и роста эффективности своей деятельности. Например, многие органы власти как в развитых, так и в развивающихся странах работают над переводом бумажных документов и записей в электронный формат и даже начинают «связывать» базы данных таких документов, чтобы ими могли воспользоваться различные ведомства. Эти усилия повышают оперативность действий государственных органов и упрощают доступ граждан к государственным документам, информации и услугам по сети Интернет. 1.2. Проблемы внедрения ИКТ в сфере государственного управления в России Рынок информационно-коммуникационных технологий в России еще очень молод, но несмотря на это, ИКТ-отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей отечественной экономики из-за прибыльности и общей рентабельности этого бизнеса. Напомним, что отрасль ИКТ состоит из нескольких сегментов, среди которых выделяют телекоммуникации, производство программного обеспечения, аппаратных средств и ИТ-услуг. Последние три сегмента принято объединять в ИТ-рынок. Совершенствование правового регулирования в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере (далее - применения ИКТ) является одним из приоритетных направлений реформирования законодательства Российской Федерации. Разработка и эффективное применение современных технологий создания, обработки, передачи, использования и хранения информации во всех областях деятельности граждан, общества и государства в Российской Федерации невозможна без своевременного принятия нормативно-правовых актов, адекватно регламентирующих такую деятельность, создающих для этого благоприятную и предсказуемую правовую среду. В свою очередь, принятие и совершенствование такой нормативно-правовой базы должно носить комплексный, последовательный и научно обоснованный характер, а также учитывать как логику и специфику сложившихся механизмов регулирования соответствующих отношений, так и перспективы развития ИКТ в нашей стране и за рубежом. Правовое регулирование применения ИКТ в социально-экономической сфере должно осуществляться в соответствии с устанавливаемой настоящей Концепцией системой принципов. Содержание нормативных актов в сфере ИКТ должно соответствовать перечисленным ниже принципам, включающим как общие принципы, так и принципы, специфические для отдельных аспектов регулирования правоотношений в сфере ИКТ. К принципам регулирования, специфическим для сферы ИКТ, относятся: Принцип фактически доступности информации (информационных ресурсов): основной гарантией соблюдения информационных прав граждан и организаций является законодательно установленная презумпция открытости информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах и обеспечение к ним доступа всех заинтересованных лиц; владельцы государственных информационных ресурсов обязаны в обязательном порядке поддерживать их в актуальном состоянии, расширять возможности бесплатного и беспрепятственного доступа к ним (в том числе по телекоммуникационным сетям); Принцип консолидации государственных информационных ресурсов: государственные информационные ресурсы, как предназначенные для публичного доступа, так и создаваемые для собственных нужд отдельных органов, должны быть, с учетом режимов хранения информации и категории доступа, непосредственно доступны для всех государственных органов; необоснованное дублирование информации в информационных ресурсах разных ведомств или территориальных подразделений должно последовательно устраняться; Принцип обеспечения достоверности и сохранности информации: нормативные акты в сфере ИКТ должны предусматривать процедуры обеспечения достоверности и своевременной актуализации государственных информационных ресурсов; восстановления информации в случае ее утраты в одной из государственных информационных систем, устранения коллизий между государственными информационными ресурсами; Принцип «технологического единства» информационно-коммуникационного пространства на территории России: информационно-коммуникационная инфраструктура должна развиваться на основе совместимости стандартов, интерфейсов и протоколов, единых правил представления информации; региональные и (или) ведомственные и (или) технологические барьеры на пути обмена информацией должны быть ликвидированы; Принцип дифференциации требований к средствам защиты информации в зависимости от уровня их надежности и сферы их использования: должно устанавливаться различное регулирование средств защиты информации, предназначенных для использования в сфере обороны и государственной безопасности, и предназначенных для гражданских целей; уровень надежности применяемых средств защиты информации должен быть соразмерен потребностями пользователей; средства защиты информации могут свободно разрабатываться организациями и гражданами для использования в своих личных целях либо в закрытых (корпоративных) сетях; Принцип технологической нейтральности: законодательство в сфере ИКТ не должно закреплять возможность использования отдельных технологических решений; законодательные акты должны быть стабильными относительно тех технологических решений, которые могут применяться в рамках регулируемых правоотношений, а также не должны создавать препятствий для применения новых технологий. Российское законодательство по применению ИКТ, формировавшееся во время наиболее динамичного их развития, характеризуется, с одной стороны, большим количеством нормативно-правовых актов разного уровня, к тому же слабо согласованных между собой, а с другой - несоответствием содержащихся в них норм реальным потребностям участников правоотношений. Изменения законодательной базы производились бессистемно, по инициативе различных ведомств, в отсутствие внятно выраженной государственной политики по применению ИКТ. Одним из наиболее нежелательных следствий отсутствия системного подхода к регулированию сферы ИКТ является снижение конкурентоспособности отечественного сектора экономики, связанного с разработкой и применением ИКТ, в сравнении с зарубежными странами. Эта проблема, носящая структурный характер, вызвана рядом других обстоятельств: наличие избыточного регулирования сферы ИКТ преимущественно мерами прямого административного воздействия (включая нормативные запреты) при недостаточном внимании к регулированию вопросов надлежащей охраны интеллектуальной собственности, обеспечения справедливой конкуренции и др.; отсутствие правовых гарантий прав граждан и коммерческих организаций в информационной сфере; коррупция среди сотрудников государственного аппарата, основанная, прежде всего, на возможности принятия решений с высокой степенью произвольности, которую они заинтересованы по-прежнему закреплять в инициируемых ими нормотворческих предложениях; отсутствие эффективных процедур ответственности государственных служащих и государственных органов за нарушение своих обязанностей (ненадлежащее исполнение установленных функций в сфере государственного управления), низкий уровень профилактики и наказания за такие нарушения, их высокая латентность. Для описания нормативной (в первую очередь законодательной) базы, относящейся к сфере применения ИКТ, выделяют следующие типы нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации, системообразующие (рамочные) законы, регулирующие базовые отношения в сфере применения ИКТ; видовые законы, относящиеся к правоотношениям в отдельных областях применения ИКТ или в отдельных составляющих деятельности по созданию и использованию ИКТ; отраслевые законы, регулирующие информационные правоотношения в отдельных (специфических) сферах социально-экономической жизни; законодательные акты общего характера (в том числе кодексы), содержащие нормативные правила по отдельным аспектам применения ИКТ. подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления и иные акты Правительства Российской Федерации, акты иных органов государственной власти), относящиеся к сфере применения ИКТ; законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее вопросы применения ИКТ в социально-экономической сфере; международные соглашения (включая двусторонние) в области применения ИКТ, участником которых является Российская Федерация. Отраслевое законодательство в сфере ИКТ, равно как и законодательство общего (кодифицирующего) характера включает на федеральном уровне также значительное число (до нескольких сотен) законодательных актов, принятых за последние годы и в которые периодически вносятся изменения. Региональное законодательство в сфере применения ИКТ представлено несколькими законами субъектов Российской Федерации, большей частью воспроизводящими положения федеральных законов. Существенная часть активности государственных органов как в законотворческой работе, так и в принятии собственных подзаконных актов направляется на реализацию различных форм предварительного и последующего контроля за деятельностью в сфере применения ИКТ. Зачастую необходимость государственного вмешательства в отношения в данной сфере абсолютизируется под предлогом «защиты национальных интересов» (за которыми на деле нередко скрываются лишь ведомственные интересы сторонников такого вмешательства), при полном игнорировании объективных процессов применения ИКТ, практического опыта работы российских организаций на этом рынке и зарубежного опыта регулирования. В результате всё многообразие форм регулятивного воздействия безосновательно сводится к триаде «лицензирование - сертификация - надзор (контроль)». Развитие законодательства в области применения ИКТ должно обеспечивать как последовательность принятия и взаимную согласованность нормативных правовых актов, относящихся к такому законодательству, так и гармонизацию отечественного правового регулирования с международными правовыми актами, зарубежной практикой. При этом также необходимо определить целесообразность дальнейшей работы над нормотворческими инициативами, уже представленными для последующего утверждения, равно как и необходимость принятия новых нормативных правовых актов в данной сфере. Как уже отмечалось выше, принятие соответствующих решений должно соотноситься с установленными в настоящей Концепции принципами правового регулирования и описанными в ней механизмами регулирования. Важнейшим стратегическим направлением развития российского законодательства в области применения ИКТ является обеспечение интеграции России в мировое информационное пространство. Техническая совместимость применяемых средств, связанных с ИКТ (унификация интерфейсов, протоколов, стандартов передачи данных и адресации) является необходимым, но отнюдь не достаточным условием интеграции. Правовая совместимость связана, прежде всего, с необходимостью гармонизации национального законодательства с зарубежным, применением норм международного права и международных договоров в области применения ИКТ. Многие акты подобного уровня уже приняты на уровне Всемирной торговой организации и Комиссии по международному торговому праву ООН, на уровне иных международных межправительственных и неправительственных организаций. Положения этих актов должны имплементироваться в российское национальное законодательство, что должно сочетаться с активным участием России в создании новых модельных актов, регулирующих вопросы, связанные с применением ИКТ. Это позволит на более ранних этапах согласовывать развитие национального законодательства с общей линией развития зарубежного нормотворчества, использовать практический опыт зарубежных стран и отстаивать российские национальные интересы при совместной работе над проектами международно-правовых документов. Применение ИКТ для формирования электронного правительства также может сыграть важную «демократизирующую» роль, предоставляя людям новый и мощный способ участия в управлении и взаимодействия с государственными должностными лицами. Однако такие действия иногда могут затрагивать важные вопросы в сфере соблюдения гражданских свобод - особенно тогда, когда персональная информация распространяется без ведома или согласия владельца. Тем не менее, ИКТ могут повысить открытость и прозрачность процессов управления для граждан. Более того, ИКТ могут обеспечить выполнение важной функции надзора, предоставляя людям возможность более точно выяснить, как используются деньги налогоплательщиков для предоставления государственных товаров и услуг. Очевидно, что именно в применении ИКТ заключен наибольший потенциал для социально-экономического развития. Именно по этой причине многие правительства активно стремятся ускорить экономический рост страны, содействуя становлению национальной ИКТ-индустрии. И это неудивительно, т. к. бурный рост ИКТ-рынка в последние годы породил миллионы новых рабочих мест и миллиарды дополнительных налоговых поступлений. Этот рост пошел на пользу практически каждому региону земного шара. Многие развивающиеся страны также рассматривают подъем национальной ИКТ-индустрии в качестве эффективного средства достижения смежных целей социально-экономического развития, в том числе привлечения прямых иностранных инвестиций, создания базы для передачи технологий, удовлетворения спроса на ИКТ на местном рынке и порождения дальнейшего роста в первичных и вторичных отраслях (например, маркетинг или финансовые услуги). Произошедший в недавнее время спад корпоративных расходов на информационные технологии показал, что потенциал роста ИКТ-рынка, как и любого другого сектора экономики, безусловно, ограничен. Поэтому было бы, видимо, нереалистично думать, что в обозримом будущем ИКТ-сектор будет составлять существенную долю в экономической деятельности всех или хотя бы большинства развивающихся стран. Тем не менее, очевидно, что многие страны с растущей экономикой создают национальные ИКТ-компании для обслуживания пользователей как внутри страны, так и в рамках целого региона. Ключевой проблемой госорганов остается нехватка квалифицированных сотрудников, как в регионах, так и в федеральных министерствах ведомствах. В основе этого кадрового голода лежит низкий уровень зарплат ИТ-специалистов, которые в 3-4 раза меньше, чем в коммерческих структурах. Многие молодые специалисты рассматривают возможность работы в госструктуре в первую очередь, как шанс повысить свою квалификацию, пусть за невысокую, но приемлемую зарплату. Оснащение многих госорганов аппаратно-техническими средствами находится на высоком уровне, аналогичном таковому в коммерческих компаниях, чего нельзя сказать об окладах специалистов. Глава 2. Информационное обеспечение муниципального управления на примере управы Рязанского района г. Москвы 2.1. Общая характеристика деятельности управы Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ структура Управы Рязанского района утверждена представительным органом муниципального образования по представлению главы Управы. При этом, состав структуры построен с учетом принципов необходимости реализации полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций. Рассмотрим структуру подробно. Администрация Управы представлена, прежде всего, Главой Управы, и тремя его заместителями, в том числе и Первым заместителем Главы, а также руководителем аппарата Управы. Администрация Управы Глава Управы Первый заместитель главы Управы Заместитель главы Управы Заместитель главы Управы Руководитель аппарата Рис. 1. Структура администрации управы Управа Рязанского района имеет 9 отделов, в которых работает 30 должностных лиц: начальников отделов, ведущих специалистов, специалистов. Каждый отдел представлен 2-4 служащими, что свидетельствует об отсутствии необоснованного увеличения штата. Исключение составляют организационный и строительный отделы, в которых работает по пять специалистов. Очевидно, что этого требует специфика работы данных отделов. 2.2. Оценка эффективности информационного обеспечения на примере реализации работы службы «одного окна» управы Рязанского района Служба «одного окна» управы Рязанского района создана с 15 июня 2004 года во исполнение постановлений Правительства Москвы от 24 февраля 2004 года № 101-ПП «Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций в режиме «одного окна» (Приложение 1) и от 1 июня 2004 года № 361-ПП «О мерах по реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций». В префектуре и управах районов Юго-Восточного административного округа продолжают развиваться и совершенствоваться службы «одного окна». Служба «одного окна» управы Рязанского района находится на первом этаже здания управы. При входе в здание управы и на двери помещения, где размещена служба «одного окна», расположены вывески службы «одного окна» с указанием режима работы. В здании управы расположены указатели, показывающие направление движения в службу «одного окна». Перед входом в помещение службы имеется стенд, на котором размещена следующая информация: • режим работы службы «одного окна»; • телефон службы «одного окна» управы; • фамилия, имя, отчество зав.сектором службы «одного окна» управы; • адрес, телефон, режим работы службы «одного окна» префектуры; • телефоны горячей линии: городской, префектуры, управы района; • справочные телефоны, адреса окружных и районных служб отраслевых органов исполнительной власти, городских организаций: УВД, ОВД, ДЕЗ, ЕИРЦ, ИМНС, РУСЗН, ТБТИ, ТОРЗ, ЦГСЭН в АО, УГПН ГУ ГОиЧС в АО, ДИГМ в АО, ЖИ в АО и т.д.; • законодательные акты о введении режима «одного окна» на территории города Москвы; • выписка из Единого реестра документов для префектур административных округов и управ районов со сроками подготовки документов и указанием документов, выдаваемых в режиме «одного окна». На стенде в помещении службы «одного окна» размещены выписки из нормативных актов с указанием полного перечня документов, необходимых для получения заявителем запрашиваемого документа или разрешения. Установлена стойка с информационно - вращающейся системой (на 40 листов информации), где размещены: • Образцы заполнения заявлений • Перечень документов, предъявляемых заявителем • Телефоны, адреса, пейджеры и сведения о режиме работы жилищно-коммунальных и аварийных служб, органов правопорядка и др. Для приема населения в службе «одного окна» организовано 3 рабочих места. Дополнительно имеется 3 места для написания заявлений, где находятся: • Образцы заявлений; • Нормативные документы по вопросам, входящим в Единый реестр • Нормативные документы по вопросам, наиболее интересующим посетителей (Закон г.Москвы № 70 от 3 ноября 2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» и др.) • Справочники «Адрес Москва» и «Московская городская телефонная сеть» • Разная информация для жителей района (графики приема населения главой управы и его заместителями, депутатами муниципального Собрания муниципального образования Рязанское, депутатами Московской городской Думы и Государственной Думы, телефоны и графики работы РУСЗН и пенсионного фонда Рязанского района, памятки по действиям в различных ситуациях и т.д. • Телефоны коммунальных и аварийных служб, Дирекции единого заказчика района, «горячей линии» управы, префектуры, Мэрии, пейджеры главы управы, префекта, Мэра, дежурных частей ОВД и УВД, адреса и телефоны опорных пунктов охраны порядка, телефоны и графики работы РУСЗН и пенсионного фонда Рязанского района, и др. • Подшивка районной газеты «Эхо района» Для удобства в работе с населением по каждому виду документов, выдаваемых управой района в режиме «одного окна», оформлены рабочие папки, в которых находятся образцы заявлений, нормативные акты, регламентирующие порядок выдачи документов, памятки лицам, обратившимся за консультацией по поводу получения того или иного документа. Это позволяет при возникновении вопросов на приеме сразу же обратиться к документу. Служба «одного окна» полностью оснащена необходимой для работы оргтехникой: • 3 компьютера Intel(R) Pentium(R) 4 (по числу специалистов службы); • 2 принтера - hp laserJet 1300n и Hewlett Packard DeskJet 1220C(PC) (цветной); • сканер CanoSan D1250U2; • 2 ксерокса - Minolta CS PRO EP 1050 (формат А3) и Canon PC 860 (формат А4). Посетитель службы «одного окна» представляет подлинники документов, а копии с них делаются в службе. Компьютеры службы подключены к оптоволоконной связи, и соответственно с каждого компьютера имеется доступ к Интернету, сайтам префектуры ЮВАО и Мэрии, а также к справочно-правовой системе «Консультант Плюс»: Версия Проф (Российское законодательство), Москва Проф (Законодательство Москвы), Формы документов. Служба имеет свой электронный адрес: [email protected] Во исполнение постановления Правительства Москвы от 05.08.2003 г. № 660 распоряжениями главы управы Рязанского района от 02.12.2003г. № 350 и № 354 утверждены: • План мероприятий по созданию «службы одного окна» в управе Рязанского района (Приложение 4); • Регламент работы управы в режиме «одного окна». • Временный перечень документов, выдаваемых заявителям в режиме «одного окна» (выдача которых не требует взаимодействия с другими органами исполнительной власти или городскими организациями). Приказом главы управы от 28.11.2003 г. № 246-к до выделения штатной численности специалистов службы «одного окна», обязанности по приему документов в режиме «одного окна» были возложены на главного специалиста канцелярии управы. Рабочее место специалиста, ответственного за прием документов в режиме «одного окна», было обеспечено оргтехникой, необходимым оборудованием. В соответствии с утвержденным планом мероприятий по созданию «службы одного окна» в управе Рязанского района выделено помещение для работы «службы одного окна», организованы места приема и выдачи документов. Рабочие места службы «одного окна» оснащены необходимым оборудованием и оргтехникой, программными средствами. Оснащено место приема и выдачи документов необходимым оборудованием, средствами. Организовано информационное обеспечение работы службы, в том числе обеспечение необходимой справочной информацией, нормативно-распорядительными документами, Обеспечен доступ «службы одного окна» к ресурсам сети "Интернет", справочно-правовым системам «Консультант Плюс» и «Гарант» (Законодательство Российской Федерации и Москвы). Разработана инструкция работника «службы одного окна», проведено его обучение. Проведено информирование населения о вопросах, которые можно решить в территориальных органах исполнительной власти в системе «одно окно» Организована работа справочно-информационной службы «одно окно», создана информационная зона для посетителей. Согласно первого регламента работы управы Рязанского района с заявителями в режиме «одного окна», прием заявлений от граждан и организаций, их регистрация и выдача запрашиваемых итоговых документов должны были осуществляться сотрудником «службы одного окна», ответственным за прием и выдачу документов в приемной «службы одного окна» управы района Этим Регламентом было определено, что заявление на выдачу документов в «службе одного окна», принимаемое от граждан и организаций, заполняется заявителем по установленной форме для каждого вида документа (Регламент порядка подготовки, согласования и выдачи документов). При приеме заявления на выдачу документов проверяется наличие и состав исходных документов, представляемых заявителем и необходимых для исполнения данного запроса (Регламент порядка подготовки, согласования и выдачи документов). В случае обнаружения несоответствий либо отсутствия необходимых документов, заявление возвращается гражданину или представителю организации с указанием причин возврата. При приеме от граждан или представителей организаций заявления на выдачу документов на копии заявления ставится штамп «службы одного окна» префектуры или управы района, дата и подпись сотрудника, принявшего документ. На документах со сроком исполнения 1 день ставится время приема заявления. Заявителю выдается оформленный реестр принятых исходных документов. Заявления на выдачу документов регистрируются ответственным сотрудником «службы одного окна» в журнале регистрации и вносятся в базу данных с указанием номера заявления, даты и сроков исполнения запрашиваемого документа. Обработка заявлений осуществляется: • незамедлительно, если срок исполнения запроса составляет не более 5 дней; • в течение рабочего дня для остальных документов. После регистрации и внесения в базу данных заявление на выдачу документов с приложениями направляются исполнителю, ответственному за подготовку запрашиваемого документа. Сотрудником «службы одного окна», ответственным за прием и выдачу документов, осуществляется оперативный контроль за сроками исполнения запросов. Документы, подготовленные исполнителями по заявлениям граждан, рассматриваются специалистом «службы одного окна» в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы и Российской Федерации. В случае обнаружения недостатков при исполнении запроса, документы возвращаются исполнителю на доработку. При полном и правильном исполнении запроса заявителя документы направляются сотруднику «службы одного окна», ответственному за прием и выдачу документов, при этом в базе данных делаются необходимые отметки о выполнении запроса. Выдача готовых документов гражданам осуществляется лично заявителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо его доверенному лицу при предъявлении доверенности на получение документов и документа, удостоверяющего личность доверенного лица. Выдача готовых документов представителям организаций осуществляется при предъявлении доверенности на получение документов и документа, удостоверяющего личность представителя организации. При выдаче документов производится отметка в журнале регистрации заявлений, реестре документов заявителя и базе данных. Согласно утвержденному распоряжением главы управы первому перечню документов, выдаваемых управой Рязанского района заявителям в режиме "одного окна", выдавались следующие документы: Таблица 1 Документы, выдаваемые управой в режиме «одного окна» № п/п Наименование выдаваемых заявителям (сторонним физическим и юридическим лицам) документов Сроки выдачи документов Для физических лиц: 1. Заверенная ответственным лицом управы района копия ранее принятого распоряжения главы управы по вопросам, затрагивающим интересы заявителя. Не более 15 дней 4. Удостоверение многодетной семьи Не более 1 месяца 5. Проездной документ для проезда на общественном транспорте для детей многодетных семей Не более 3-х дней 6. Справка о состоянии на учете по многодетности Не более 1 месяца 7. Разрешение на право торговли с лотка сроком на 3 дня, подписанное главой управы района или заместителем главы управы Не более 2-х дней 8. Разрешение на право торговли с передвижных мобильных средств, подписанное главой управы и председателем комиссии по мелкорозничной торговле Не более 10 дней 3. Разрешение на право торговли с передвижных мобильных средств, подписанное главой управы и председателем комиссии по мелкорозничной торговле Не более 10 дней В декабре 2003 года вопрос об организации работы в режиме «одного окна» был рассмотрен на заседании коллегии управы района и коллегии префектуры района.
|
« Пред. | След. » |
---|