История термина РУСЬ |
РОКСАЛАНИЯ, РОХАС, РОС, РУСЬ, РОССИЯ Исследователи справедливо отмечают, что судьба этнонима "Русь" очень своеобразна, на различных этапах исторического развития он обозначал разные объекты. "Он (термин Русь) восходит к очень древним временам, и если когда-то был не именем собственным страны и народа, а имел какое-то смысловое значение... то уже в эпоху Киевской Руси его первоначальный смысл был основательно забыт". (Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978, с. 150). Известный русский историк В. О. Ключевский в своем "Курсе русской исто-рии" отдал дань распространенной в его время "норманнской теории". Ключевский, в частности, считал, что в IX-Х вв. "русь" среди восточных славян еще "не славяне", а пришлый господствующий класс варяжского происхождения. Он справедливо полагал, что местами власть захватывалась викингами. Говоря о метаморфозе термина "русь" В. О. Ключевский указывал, что Киев-ская княжеская дружина также носила специальное название руси. Первона-чальное значение его было племенное, так называлось, то варяжское племя, из которого вышли первые князья. Потом слово "русь" получило сословное значение: русью в Х в., по Константину Багрянородному и арабским источникам, назывался высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. Позднее РУСЬ или Русская земля (выражение впервые появляется в Игоревом договоре 945 г.) получила географическое значение: так называлась преимущественно Киевская область. В XI-XII вв. оба эти термина, считает В. О. Ключевский, Русь и Рус-ская земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим; так стала называться вся территория, подвластная русским князьям... (I, с. 167). С такой эволюцией и трактовкой происхождения и содержания термина "Русь" современная отечественная историческая наука не согласна. Подобных взглядов придерживался другой русский историк С. М. Соловьев. Но он был ближе к истине. С. М. Соловьев считал, что "под именем варягов разумелись дружины, составленные из людей, волею или неволею покинувших свое отечество и принужденный искать счастья на морях или в странах чуждых; это название, как видно, образовалось на западе, у племен германских, на востоке, у племен славянских, финских, греков и арабов; таким же общим названием для подобных дружин было русь (рос), означая, как видно, людей -мореплавателей, приходящих на кораблях морем, входящих по рекам внутрь стран, живущим по берегам морским. Название Русь,- подчеркивает Соловьев,- было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и, по всей вероятности, Русь на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями". "Многие исследователи считают, что Рюрик не был варя гом, и новые данные подтверждают его славянское происхождение". (Чивилихин В. Память. Роман-газета, № 17, 1982, с. 3-6). Версию о южном происхождении термина "Русь" неизменно отстаивали многие дореволюционные и советские историки. "В Новгороде,- подчеркивал Б. А. Греков,- так близко непосредственно соприкасающемся со Скандинавией, термин "Русь" имел иное происхождение, чем на юге страны, где, мне думается, "Русь" - термин, несомненно, этнический и обозначает тот народ, который иногда называли таврами, или тавро-скифами, или даже скифами. На севере, в Новгородской земле, весьма возможно, что это тоже этническое, может быть скандинавское имя очень рано стало обозначать высший слой общества". Имя "Русь", утверждал академик В. Г. Василевский, уже в это время не только было известным, но и общераспространенным; но крайней мере на южном по-бережье Черного моря "Русь" была известна византийцам и арабам в первой половине IX столетия. В.Г. Василевский был убежден, что имя "Русь" относится всегда к тавро-скифам, а кто такие тавро-скифы - разгадать полностью ему не удается. Имя "Русь" не было дано нынешней России варягами,- утверждал историк Д. А. Хвольсон,- но было туземным у нас именем и употреблялось уже очень рано в обширнейшем смысле... IX век застает уже название "Русь" на юге и юго-востоке нашей страны существующим без всякого участия варягов, из чего не видно, что этот термин вошел в употребление только в IX в. Ряд подобных высказываний в пользу версии южного происхождения термина "Русь" можно было бы продолжить. В жаркую, страстную дискуссию было внесено много лишнего, что способствовало осложнению и без того запутанного вопроса. Некоторые историки приходили в отчаяние. В 70-х годах Х1Х в. ярый противник норманнской теории С. Гедеонов возмущенно писал: "Но кто же, какой Дарвин вдохнет жизнь в этого истукана с норманнской головой и славянским туловищем". Если суммировать все высказывания дореволюционных и современных историков - сторонников южного происхождения этнического термина "Русь", то они сводятся к следующему. В лесостепном Поднепровье славяне заняли область, которую летописец называет "Русской землей" и четко отличает от остальных территорий, заселенных славянами же Верхнего Днепра, Приладожья, верхнего течения Оки и Волги, на которые наименование "Русь" первоначально не распространилось. Так как славянского племени "Русь" или "Рос никогда не существовало, а русью, по свидетельству летописи, стали называться поляне ("еже ныне зово-мая русь"), то очевидно, что не по новому имени этого племени названа Русская земля, наоборот, поляне получили имя "Русь" потому, что "поселились в русской земле. Руси эта земля принадлежала до появления славян и эта русь не была славянским народом". Таково краткое содержание гипотезы о путях происхождения термина "Русь", сформулированное известным историком М. И. Артамоновым. Современными российскими учеными собраны и проанализированы многочисленные данные, убедительно доказывающие, что термин "Русь" изначально был связан с территорией юга России, конкретно Среднего Поднепровья, что имя "Русь" прослеживается по данным топонимики, и что оно появляется в источниках до прихода норманнов в Восточную Европу. В "Повести временных лет" сказано, что в царствование византийского императора Михаила ..."начался прозывати "Русская земля", т. е. это было раньше 862 года, когда были приглашен пресловутые братья-варяги - Рюрик, Сииеус и Трувор. В рассказе о походе на Царьград в 944 г. "Повесть временных лет" упоминает "Русь" с варягами (Повесть временных лет, ч. I. М - Л. 1950, с. 33). Такой мнения единодушно придерживаются М. Н. Тихомиров, А. Н. Насонов, Л. С. Тивериадский, Т. Н. Третьяков, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, В. В. Мавродин и многие другие. Г. В. Вернадский также перешел на эту позицию (7. Рыбаков Б. А., с. 28-104; 54. Греков Б. Д. Изб. труды т. II, с. 358; 57, Тихомиров М. Н. 60-80; 57. Насонов А. Н. с. 28-46; 60, Третьяков П. Н. с. 206-209; 67 он же, с. 75-77, 82; Мавродин с.64-96; 87, Тивериадский с. 40-44). Русская земля, делает общий вывод А. Н. Насонов, получила свое название от имени местного южного населения. Имя это местного, исконного происхождения, в изучаемую эпоху оно было уже народным и, может быть, когда-либо в очень далеком прошлом было племенным. Мы можем констатировать, утверждает В. В. Мавродин, что где-то на территории Руси, в лесостепи Приднепровья и Подонья в первые века н. э. обитали племена..., в названии которых встречается в той или иной огласовке корень рос. Что он означал, мы не знаем, хотя, быть может, его следует связывать с понятием светлый. Трудно сказать, то ли эти племенные названия дали наименования рекам Роси, Росаве, всему Поросью, то ли наоборот, что более вероятно. "Несомненно одно-корень рос в топонимике Среднего Принепровья очень древнего происхождения и уводит нас ко временам, задолго предшествовавшим летописи и Киевской Руси. Итак, что за племена, которые в первые века нашей эры обитали на территории лесостепи Приднепровья и Подонья, в названии которых встречается в той или иной огласовке корень рос, связанный по смыслу с понятием светлый? В позднее средневековье отдельные писатели, историки, многие хронографы под Роксаланией подразумевали Русь, роксаланов считали предками русских. На этом настаивал М. В. Ломоносов. Напомним в общих чертах историю роксаланов. Античные авторы в один голос повторяют, что сарматы - одно племя, но разделенное на несколько народов с разными названиями. В источниках сообщается, что роксаланы - народ сарматского племени, живу-щие в повозках. Упоминается и предводитель - Тасия. Чрезвычайно важно со-общение Плиния, который связывал роксалан с аланами, называя первых свет-лыми. "Роксаланы, название которых объясняется как "светлые (или блестящие) ала-ны подтверждается известным американским востоковедом Фрайем Р. Н. (Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М. 1979, с. 218). "В историографии роксалан и алан обычно никогда не противопоставляли сарматам... все, по-видимому, были ираноязычны... С точки зрения археологии, по материальной культуре и по погребальному обряду, все они очень близки, если даже не тождественны. (Смирнов К. Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М., 1984, с. 121). В конце IV в. до н. э. прежние союзнические отношения скифов и сарматов превратились во враждебные и отдельные сарматские племена стали проры-ваться в скифские земли. Сарматы двинулись на запад в III-II вв. до и. э. не-сколькими группами, в числе которых были роксаланы, языги, сираки, аорсы. Это были крупные родственные союзы племен. Роксаланский союз племен, сложившийся в степях Поволжья к концу II в. до н. э., как сообщают античные источники, стал авангардом движения сарматских племен на запад. Первые достоверные сведения о появлении сарматов западнее Танаиса сообщает Полибий около 179 г. до н. э. Это произошло, когда Херсонес заключил договор о дружбе с понтийским царем Фарнаком I при участии сарматского царя Гатала, что красноречиво говорит о возросшей роли сарматов в международных делах. С этого периода, общее имя для сарматов (это первое упоминание формы "сарматы" вместо "савроматы") чередуется с названиями отдельных крупных племен или их союзов, среди которых выделяются и наибольшую активность проявляют роксаланы и языги, а за ними идут могущественные аланы. "Много споров вызвал вопрос о том, связано ли с савроматами и сарматами слово sairima, упоминаемое в Авесте. Для отождествления этих трех названий необходимо признать не только возможность эпентезы i в sairima, но и в sauromat, что кажется странным. Увлечение этимологическими сопоставлениями при анализе энтонимов легко может привести к неправильным историческим выводам" (Фрай Р. Н. Наследие Ирана М. 1970, с. 217). "Наименование языги признается латинским эквивалентом имени ясов (алан). Согласно Сенеке (I в. н. э.), аланы появляются на Нижнем Дунае, там же, где языги" (Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Орджоникидзе. 1984, с. 31.) Роксаланы заняли равнины между Доном и Днепром. Появление их в конце II в. до н. э. зафиксировано двумя источниками: Артемидором Эфесским и херсонесской надписью в честь полководца Диофанта II. В херсонесском декрете роксаланы упоминаются под названием рексиналов как союзники скифского царя Палака, напавшего около 108-109 гг. до н. э. на Херсонес и разбитого полководцем Митридата VI Евпатора Диофантом. В этой связи Страбон пишет: "Роксаланы воевали даже с полководцем Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура и считались воинственными". Роксаланы, отвоевав во II-I вв. до н. э. у скифов степи между Доном и Днепром, в I в. н. э. заняли степи и к Западу от Днепра. По свидетельству Тацита, около 70 г. н. э. часть роксаланов вторглась в римскую провинцию Мезию, но потерпела поражение. Роксаланы, которые потерпели такое сокрушительное поражение от Диофанта, для набега на Мезию смогли выставить 9 тыс. катафрактариев. Тацит упоминает копья роксаланских катафрактариев во время этого набега. Во II в. н. э. при императоре Адриане роксаланы доходили до границ Дакии. В III в. н. э. они неоднократно вторгались в пределы империи и теснили римлян на Нижнем Дунае. Они остаются здесь во II и III вв. н. э. и упоминаются античными авторами в числе причерноморских варваров, теснивших римлян. Но основная масса роксаланов продолжала обитать в районе Среднего Днепра и Северного Приазовья, что засвидетельствовано источниками. Вторжение сарматов, роксаланов внесло коренные изменения в этническую номенклатуру Причерноморья. В. И. Ламанский считал, что скифы слились с соплеменными им сарматами, которые утвердили вместо скифской свою династию. Остатки скифов и сарматов "мало-помалу слились в одну народность - аланскую..." Ю. Кулаковский, исходя из языковой близости скифов и сарматов, склонялся к тому, что замена скифов сарматами на территории южно-русских степей была в значительной степени "изменением номенклатуры, а не следствием вытеснения одной народности другой". Флавий Иосиф в работе "О войне иудейской" (I в. н. э.) сообщает о "скифах, которых зовут сарматами". В другом мосте он называет алан скифами. Эти сообщения не противоречат друг другу, так как общим наименованием всех племен к II-III в. н. э. стало название алан. В 70-х годах IV в. н. э. значительная часть алан (разумеется и роксалан) была разгромлена гуннами и вытеснена на запад. Последние сведения о них имеются у Иордана в связи с борьбой западноевропейских народов против орд гуннов Аттилы. Часть алан под давлением гуннов уже к концу IV - началу V вв. нашей эры оказалась в середине Западной Европы. В V в. отдельные группы алан были рассеяны на Балканах и в Северной Италии. В 406 г. они в союзе с вандалами были уже на территории современной Франции. Источники сообщают, что переход через Рейн и вторжение в Галлию аланов, вандалов и свевов началось 31 декабря 406 г. н. э. Заняв Майнц и Вормс, они двинулись к Триру, Метцу, Реймсу, на юг к Страсбургу. Аланы и другие племена рассеялись по Галлия. Здесь они были около трех лет. Осенью 409 г. Они прошли через Пиренеи и вторглись в Испанию, заняв провинции Лузитана и Картахена. Здесь в 418 г. н. э. в борьбе с готами погиб последний аланский король Аддак. Перед переправой в Африку племена вандалов и алан получили общее название "вандалы" и вместе в 429 г. завоевали Африку. Ассимилированные вандалами, аланы всецело подчинились вандальскому королю Гунтариху, предшественнику Гейзериха, но название "Вандало-аланское королевство" осталось. Известны имена вождей аланов во время переселения на запад, которые легко этимологизируются с помощью осетинского: Сангибан ("рукомощный"), Эохар ("просоед"), Беорг ("скотодержец"). В битве на Каталаунских полях в 451 г. аланы во главе с Сангибаном выступали на стороне римлян, хотя полководец Аеций им не доверял, подозревая, что они могут сдаться Аттиле. О том, что аланы не исчезли бесследно с исторической арены, говорит тот факт, что десятки географических наименований во Франции и других странах содержат слова "сармат" и "алан". В 173 г. н. э. из восьми тыс. воинов-сарматов, плененных римлянами, свыше пяти тысяч человек было отправлено для несения воинской службы на Британские острова, которые тогда занимали римляне. До сих пор сохранилась надпись, свидетельствующая о пребывании сарматов в Северной Британии, в Кембриджском колледже святого Джонса (Гагкаев К. Е. "История, география и ономастика скифов", 1981, с. 16). Департамент "Алансон" получил свое название от алан. Французское и англий-ское собственное имя Алан (Аллан) происходит от названия народа алан. "Ошибочно думать, - замечает В. И. Абаев, - что в антропонимии используются только названия великих народов или таких, которые сыграли исключительную роль в жизни данного народа. Нет, любой этнический термин может быть использован при наречении, если он почему-либо "пришелся по душе". Аланы мелькнули во Франции как метеор в IV в. и быстро исчезли. Но этого оказалось достаточно, чтобы у французов появилось имя "Алан". Следы пребывания аланов в Испании сохранились в названии Каталония. Значительная часть алан, а также разумеется, сарматов и роксалан, осталась в степной и лесостепной зонах Северного Причерноморья, в Крыму и на Север-ном Кавказе, потеряв с остальными аланами, ушедшими на запад, непосред-ственную территориальную общность и связь. В средние века, вплоть до нового времени, Восточная Европа многими писателями именовалась еще Сарматией, одновременно существовала и Азиатская Сарматия. Польский ученый позднего средневековья М. Меховский так и назвал свой труд - "Трактат о двух Сарматиях". Что касается Руси, то многие хронографы Запада, как мы отмечали, именовали ее Роксаланией. Роксаланы встречаются во "Влесовой книге" под названием руксаланы. Во многих зарубежных изданиях утверждалось, что русский народ происходит от роксаланов. В частности, М. В. Ломоносов ссылался на работу "Преторий в готическом свете", книга 2, глава I. В своей "Древней Российской истории" М. В. Ломоносов писал: "Имя роксалан по сем времени писателям среднего веку известно...". Средневековый прусский хронист Луки Давид (первая четверть XVI в.) в своей "Прусской хронике" упоминает отдаленные земли татар, Роксаланию, огромную страну Московскую, края венедов и алан в Ливонии и т. д. В его рассказе смешались венеды, аланы, роксаланы и татары, которые появились в Европе лишь в XIII веке, и возникшее впоследствии Московское государство. Совершенно очевидно, что текст "Прусской хроники" неоднократно перерабатывался переписчиками, которые вносили в него дополнения и исправления, но важно то, что хроника упоминает Роксаланию, подразумевая Русь. "Роксаланы... аки бы Россы и Аланы"-сообщает другой хронограф. Один из крупных поэтов эпохи Возрождения Севастьян Кленович, живший в Западной Польше, в 1584 г. опубликовал поэму под характерным названием "Роксалания". Поэма написана по-латыни и переведена на русский язык. Пере-вод ее заголовка означает "Русь", и описывается в поэме сельская жизнь Руси. Характерно, что Роксалания оставила свой след как в некоторых личных име-нах, так и в топонимии Восточной Европы. У турецкого султана Солимана бы-ла любимая жена по имени Роксалана (родилась около 1505 г., умерла в 1561 г.). По сведениям из достоверных источников, она происходила из Приднепровья и была похищена и приведена в гарем Солимана в 1520. В Венгрии в медье (области) Сольнок есть город Ясароксалаш. Название этого города воплотило в первой части ясы, во второй - роксаланы. Многие исследователи единодушны в том, что роксаланы в переводе означает "светлые, блестящие аланы". В. И. Абаев считает, что этнический термин у Ибн Руста рухс - ас означает "светлый ас" и представляет хорошую параллель к роксаланы, т. е. к светлым аланам. Мы отмечали, что Алания заимствовала свое название от народа алан-ского, называвшего себя на своем языке "ас". Неотделимо от этого этнонима название "ясы" русских летописей. Для этимологии слова "Русь" важно знать первоначальную его форму, как оно звучало, как произносилось, не допущено ли здесь какое-нибудь звуковое из-менение в силу времени или по свойству произношения его другим племенем. Если в племенном названии роксалан вторую часть алан заменить самоназванием "ас", то в целом роксалан первоначально выступал в форме самоназвания как "роксас". Рокс - это древнеиранское слово, которое означает "светлый" и сохранилось в том же значении в осетинском (алано-сарматском) языке. Имя знаменитой среднеазиатской Роксаны - жены Александра Македонского переводится как Светлана. Характерно, что готский историк алан Иордан знал славян под именем рохас. Это самоназвание славян, первоначально имевшее форму роксас, впоследствии превратилось в рохас, затем произошла эволюция в рос, Русь от чего и образовано слово Россия. Такая эволюция не встречает возражений с лингвистической стороны. Естественно, допущено звуковое изменение термина по свойству произношения его славянами. Известны две формы термина "Русь": "рос" и "рус". Древнейшие памятники предпочитают первую форму: "росские письмена", "Правда росьская". В византийских источниках сохранились оба наиболее ар-хаичные названия. Одни российские историки считают древнейшей форму "Рось" (Б. А. Рыбаков), другие - "Русь" (М.Н.Тихомиров). "Несомненно, - утверждает В. В. Мавродин,- что оба наименования восходят к очень древней местной традиции". Впервые упоминания о народе "рос" встречаются в середине VI в., когда сведения о нем достигли Сирии. В 50-е годы VII в. н. э. безымянный автор, сириец, дополнил хронику Захара Митиленского, или Ритора, византийского писателя первой половины VI в., дошедшую в сирийском переводе в историографическом своде второй половины VI в. Хроника охватывает период с 436 по 491 г. В ней дается описание Кавказа, Южнорусских степей, Руси и других земель. В хронике перечислено 13 кочевых народов на пространстве от степей Причерноморья до Средней Азии. На северо-западе от них указаны амазонки, т. е. сарматы, что примерно ниже среднего Днепра и реки Роси. Хроника сообщает: "Соседний с ними (амазонками) народ рос". Таким образом, еще в VI в. н. э. засвидетельствовано имя "рос" для племен, населявших южнорусские степи. В отечественной исторической науке приняты следующие обозначения для разных периодов истории России. В частности, акад. М. Н. Тихомиров название Русь применяет для обозначения времени древнерусского государства и феодально-раздробленной Руси IX-XV вв. Русское государство примеряется для периода XV-XVI вв., а Россия - для XVIII - XX веков. М. Н. Тихомиров доказал, что слова "роский", "российский", "Россия" входят в употребление уже в XV в. М. Фасмер считает, что название "Россия" впервые упоминается в Московской грамоте 1517 года, потом у Ивана Грозного раньше всех встречается название Русь, откуда Русия в 1543 г. Иван Грозный не выдумывал названия "Россия", он опирался на традиции, на распространение этого слова среди русского народа. В следующем разделе показано, что такой же позиции придерживался М. В. Ломоносов, который делал серьезные попытки отыскать предков славян среди племен Восточной Европы, перечисленных Геродотом. Вступив на территорию, занимаемую роксаланами, восточные славяне приняли имя побежденных. Возникает вопрос, почему завоеватели славяне приняли имя побежденных? В истории народов имело место перенесение названия одних племен или народов на другие, не родственные друг другу и отличные, но языку и культуре. Но перенос имени завоеванных на завоевателей нельзя смешивать с совершен-но иным явлением, когда завоеватели получают наименование по территории, названной по имени ее прежних обитателей. Известно, что территория позд-нейшей Балкарии была занята в XIII-XIV вв. аланами или асами. Принадле-жавшее этому населению наименование "ас" удержалось и после того, как язык аланов был тюркизован. В этнической номенклатуре самих балкарцев этот термин отсутствует. Таким образом этнический термин "ас" постепенно превратился в термин географический (Асия), а затем снова стал этническим термином, означающим иной народ - балкарцев. Современные эстонцы ни по происхождению, ни по языку с древними эстами ничего общего не имеют. Однако они приняли это название после того, как заняли территорию древних эстов. В этнонимике далеко не всегда этимологическая природа названия народа го-ворит о его происхождении. Так, на Северном Кавказе название Кабарда для адыгов, черкес для черкесцев - внешние, иноязычные этнонимы. Такое же по-ложение сложилось и с термином "Русь", который для восточных славян является иноязычным этнонимом. В лесостепной зоне Приднепровья, где славяне расселились среди ираноязыч-ных племен, они не просто соседствовали с теми, но иногда почти полностью растворялись в них. Зачастую происходил и обратный процесс. В этом районе до прихода славян роксаланы обитали более 600 лет. За этот период они сфор-мировали соответствующую топонимию и ономастику. В Среднем Приднепровье широко распространен именно термин рос: река Рось, приток ее Росава. Здесь же лежит область Поросье. Правда, гидронимы и топонимы с корнем рос-рус известны далеко за пределами Среднего Приднепровья, но многие из них, как показывает анализ, более позднего происхождения. В подходе к их анализу необходима осторожность, т. к. недостаточно изучена семантика топонимических и гидронимических названий с корнем рос-рус. Так, на обширной территории Восточной и Центральной Европы известны многочисленные реки с корнем рос-рус: Росава, Рос, Россонь, Русса, Порусье, Русна, Оскол-Рось, Руса, Роська; имеется 76 названий в Карпатах и в их числе 10 рек: Русс, Рося, Рускава, Русо, Рось, Рускица, Ороз и т.д. (83, с. 110). С. Гедеонов полагал, что рось связано с понятием "вода", "река" (например, в кельтском рус, рос означает "озеро"), откуда по его мнению, имя славянского речного божества русалка, а также русый и сама Русь как отголосок языческого времени, сохранившегося в эпитетах "святая Русь" или "святорусская земля". Но в современном русском языке слово "русый" означает светловолосый. Имеется ли, связь между термином рос-рус и "русый"? Вероятно "русый" образовано от рос-рус. "Русалки, - пишет Соловьев С. М., - вовсе не суть речные или какие бы то; ни было нимфы, имя их не происходит от русла, но от русый: светлый, ясный". Название рос-рус связано с корневым словом "светлый" (рокс), а в сочетании с "ас", как мы неоднократно отмечали, означает "светлые асы". Но само слово "ас", как было показано, означало святой, сильный, могущественный и без него одно слово "светлый" бессодержательно. В этой связи становится понятным глубокое содержание известного выражения "святая Русь" вопреки Л. Майкову, который возникновение этого выражения связывает с учением о Москве, как о третьем Риме. Выражения "святая Русь", "святорусская земля" и т. д. идут из глубины веков и ярко передают величественное значение такого емкого слова, как Русь, которое означает не просто "светлый", а имеет более глубокое содержание, символизируя богатырскую мощь и силу Руси. |
« Пред. | След. » |
---|