"Хождение" помещено в Софийской летописи под 1475 г. Никитин совершил его с 1466 по 1472 гг. Он был одним из первых европейцев, вступивших на землю "брахманов", о громадных богатствах и сказочных чудесах которой рассказывали "Александрия" и "Сказание об Индии богатой".Для своего произведения Никитин изирает жанр путевых записок, очерков. В отличие от "путешествий-хождений" XII-XIII вв. его "хождение" лишено религиозно-дидатических целей. Он едет в Индию, чтобы собственными глазами увидеть ее. На основании "Хождения" можно отчетливо представить себе незаурядную личность русского человека, патриота своей родины, прокладывающего пути в неведомые страны ряди пользы Русской земли. Ничто его не останавливает - ни потеря кораблей, ни предстоящая долговая тюрьма в Твери. Он пересекает Каспий, через Персию и Индийское море достигает цели. В центре Индии он посещает города Чивиль, Джуннар, Бедер, Парват. Он присматривается к местным нравам и хранит образ родной земли. Чувство родины обостряется, ему дорога отчизна, несмотря на то, что там много непорядков. Православная вера для Никитина - символ родины, ничто не может заставить его принять мусульманство, но он с интересом наблюдает за чужой религией. "Хождение" обильно автобиографическим материалом, и Никитин подробно описывает внутренние переживания. Он описывает быт, нравы, одежду, еду, великолепие двора султана, ежегодный грандиозный базар. Не находит ничего путного, интересуется оружием, но с осуждением говорит о войнах. Бросается ему в глаза социальное неравенство и религиозная рознь. Легенд всего две. Одна из них - легенда о птице "гукук" в городе Алянде. Она летает по ночам и кричит "гу-кук" и на "которой хоромине сядет, тут человек умрет", а кто хочет ее убить, "то у нее из рта огонь выйдет". Вторая легенда - об обезьяньем князе. Заканчивается кратким путевым дневником о возвращении на родину, где он и умер близ Смоленска. Отличительная черта стиля - лаконизм, умение автора описывать главное; точность и строгая фактичность. Оно входит в русло демократической городской литературы, развитие которой намечается в псковских летописях и некоторых произведениях московской литературы. |