Социльная работа с сиротами |
Рефераты - Педагогика | |
Введение..................................................................................... 1. Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема........................................... 2. Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы в России и за рубежом............................................................ 3. Социальная работа в интернатах............. Заключение................................................................................. Литература.................................................................................. Введение Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот. Психологическим особенностям развития детей-сирот посвящены работы И.В. Дубровиной, Л.Г. Жедуновой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, И.А. Фурманова и др. Различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байбородовой, Н.П. Ивановой, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожкова, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Проблемами профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования занимались такие ученые-исследователи как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, Н.Ю. Клименко, P.M. Куличенко, Т.В. Лодкина, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский и др. 1. Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема Поскольку деятельность социального педагога и всей социальной работы с детьми-сиротами в целом напрямую связаны с таким социальным явлением как сиротство, целесообразно рассмотреть его сущность. Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей и выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки, во-вторых, выявить факторы, определяющие эффективность социальной работы с детьми-сиротами в условиях учреждений интернатного типа. Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-педагогической работы с детьми-сиротами, целесообразным представляется рассмотрение сиротства в двух основных аспектах: как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема. Подходя к изучению сиротства как социального феномена, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [5, 6, 13]. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Проблема сиротства в России имеет давние корни, и практически всегда была актуальная для Руси. Связано это было в первую очередь с нескончаемыми войнами и массовыми болезнями, косившими иногда города и губернии. Но тогдашнее общество старалось само оказать помощь оставшимся без родительской опеки детям, распределяя детей в собственные родственные семьи. Если никто не мог принять в семью ребенка, тогда его отдавали в монастырь, на попечении монашеской братии. Позже, начиная с конца 17 века, в России начали появляться, так называемые сиротопитательные приюты. После октябрьской революции и гражданской войны на улицах страны бродяжничали и скитались миллионы детей. Были созданы тысячи сиротских учреждений по всей стране. В связи с тем, что новой воспитательной системы не было, это были места массового содержания детей с жесткой и неблагоприятной для воспитанников дисциплиной, поскольку педагогического состава не было, а работниками в основном были женщины «с улицы». В связи с тем, что нарождавшаяся Советская власть искала способы и методы воспитания сирот, одним из передовых опытов «усмирения» детей, стал метод «колонийного воспитания» известного отечественного новатора в области педагогики - Макаренко Антона Семеновича. Изучив его методику работы с детьми, можно понять, что возможно, она была передовой и полностью вписывалась в идеологию коммунистического государства. Главной идеей его педагогики была коллективная управляемость, когда как личность не считалась главной ценностью [13, 18, 27]. Сегодня детские дома делают многое для детишек, но в связи с недостаточным финансированием нереализованными остаются большое количество проектов. А некоторые программы, например, по адаптации сирот в рамках учреждения, просто невозможны, так как нет системы и сопроводительных институтов детей-сирот, после выхода из стен детского дома. Чтобы ребенок, оставшийся без родителей, комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения) [21]. В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчетам, оно составляет от 500 до 700 тысяч (см. Приложения 4-8). Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей. Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как: • неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах; • непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; • недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах; • бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды; • недостаточная подготовленность воспитателей детских домов, как педагогическая, так и психологическая, их безучастное отношение к детям; • недостатки программ воспитания и обучения; • недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения [20]. Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей, требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, интернате и т.д. Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации. Одним из главных институтов социализации детей-сирот является интернат, в котором проходит не только их детство, но и образование. С одной стороны, содержание и форма образования отражает состояние и основные тенденции развития общества, с другой - общество оказывает влияние на образование, предъявляя к образовательным учреждениям определенный социальный заказ на подготовку выпускника определенного типа. В условиях интенсивного социального обновления результативность деятельности образовательных учреждений, в том числе и интернатов, определяется подготовленностью выпускников к сознательной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений [25]. Говоря о сиротстве как о психолого-педагогической проблеме необходимо также отметить, что темп психического развития таких детей замедлен и сильно отличается от тех же показателей у детей, воспитывающихся в семье. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. *** Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить следующее. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым и способным помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества. 2. Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы за рубежом и в Росси Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. В ХХ веке такой проблемы не существовало, ведь считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребенок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовательно приобщали к «правильному» мироустройству. О том, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно - лет 15 назад. А то, что дети, которые по той или иной причине не могут жить со своими родителями, составляют особо дезгармоничную группу, иногда даже опасную для общества, стали осознавать на практике особенно отчетливо только в последнее, экономически кризисное десятилетие [38]. Важной задачей, которая стоит перед всеми министерствами, заключается в том, чтобы не помещать детей в учреждения различной ведомственной принадлежности, а искать либо приемную семью, либо создавать учреждения по типу центра семейного воспитания, либо детские дома семейного типа, где условия содержания ребенка приближены к семейным. Между тем еще двадцать лет назад не было и речи ни о подобных центрах, ни о патронатных семьях и других альтернативных государственному надзору формах воспитания детей-сирот. Методы социальной адаптации, о которых сейчас в России говорят уже на государственном уровне, в большинстве своем пришли к нам с Запада. За границей, чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень веская причина, связанная либо с его преступной деятельностью, либо с физическим и психическим состоянием. Даже лишенным родительских прав родителям стараются возвращать детей. Если же это невозможно, ребенка все равно пытаются отдать на воспитание в семью - будь то патронатная семья, семейный детский дом или семья новых приемных родителей. Патронатные семьи на настоящий момент - самая распространенная за рубежом форма социальной адаптации детей-сирот. Ребенок действительно «погружается» в семейную среду, когда есть старший наставник, опекающий его и следящий за его развитием. Но патронатные семьи не гарантируют самого главного - того, что у ребенка по-настоящему появится семья. Некоторые дети сменяют за 7-10 лет по несколько таких семей. В России приемные семьи прижились. Наиболее яркие примеры - развитие этого института в Саратове и Самаре. Семейные детские дома, когда на одного отца и одну мать приходится в среднем по 10-12 детей, на российской почве оказались мало применимы. Хотя эта форма адаптации детей-сирот в России все еще существует, в 1998 году программа семейных детских домов официально закрылась, и теперь понятие «семейный детский дом» стало составной частью понятия «приемная семья». Причина такой неуживчивости проста - государство выделяло на содержание каждого ребенка минимум средств. Дотаций, положенных на десятерых, реально хватало на пять-шесть детей. В США существует еще одна форма детского дома - интернатные группы. Дети по признаку возраста, развития делятся на группы, проживающие в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники не живут вместе с детьми, а работают в домах посменно. Такая система близка к нашей «классической» форме детского дома, за исключением уровня проживания и достаточно разнопланового в американском варианте штата работников [6]. Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот, конечно, является усыновление. Отношение российского общества к этой процедуре прямо противоположно западному. Российскому гражданину, усыновившему ребенка, по закону положены льготы. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается «компенсация» за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все, что может описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они могут обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т.д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно. В России все по-другому: после усыновления, кроме причитающихся минимальных в денежном выражении льгот, от государства, тем более от общества, никакой помощи ждать не приходится. Поэтому, казалось бы, логично, что за границей в развитых странах детей усыновляют чаще, чем в нашей стране. Это связано, конечно, с плохими условиями проживания, бедностью, но не только. Многие эксперты отмечают, что меньший процент усыновления в России сильно отличается от процента имеющих желание усыновить - таких гораздо больше. Всему виной социокультурная обстановка. Всегда следует принимать во внимание социальный контекст, в котором совершается усыновление. На Западе усыновление - это нормально, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, даже не своих, нежели оставаться бездетным. В России же приемные родители инсценируют беременность, прибегают к различным хитростям, только чтобы никто не заподозрил, что ребенок не родной. Страх оказаться «белой вороной» сильнее, чем желание создать ребенку нормальные психологические условия для адаптации, которых он наверняка не будет иметь в ситуации постоянного нервного напряжения родителей. Получается, что за границей социальный климат априори благоприятнее для более успешной и безболезненной адаптации ребенка-сироты в обществе. Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе - уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выходящих из интернатов и детских домов, это чуть ли не важнейшая жизненная проблема. Государственная опека избавляет воспитанников своих учреждений от какой-либо привычки к самообеспечению, позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Получив по выходе из детского дома стипендию и квартиру, молодые люди через два дня могут оказаться совершенно без денег и выдворенными на улицу предприимчивыми обманщиками. Если же не происходит таких страшных вещей, то более мелкие неприятности осложняют жизнь: неумение приготовить пищу, выбрать одежду, вызвать мастера починить протекающий кран и так далее, и так далее. К этому надо еще добавить невольную изолированность бывших детдомовцев и воспитанников интернатов: ведь с рождения они находились в закрытом обществе, где не надо было общаться с новыми людьми, проявлять сдержанность и терпимость ко всему необычному. Неумение сдерживать свое раздражение, конфликтность отдаляют их от сверстников и делают еще более озлобленными и беспомощными [9]. На Западе дети-сироты, которые воспитываются в семейных детских домах или интернатах, обязаны проходить курсы «независимого проживания» и получать по выходе из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Это является одним из условий самостоятельного проживания. Обычно с детьми занимаются педагоги, обучающие их домоводству, планированию семейного бюджета и другим необходимым вещам, и психологи, которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями, коллегами, прививают им чувство ответственности. *** Вся российская система защиты детей нуждается в коренной реформе. Институт государственного попечения изжил себя и давно не соответствует требованиям защиты детей. Международный опыт решения проблемы сиротства будет способствовать скорейшему созданию новой системы. Конечно, не все западные формы социальной адаптации детей-сирот применимы в России. Но именно благодаря им у российских сирот появляются новые возможности вырасти не в государственном специальном учреждении, а в семье. 3. Особенности социальной деятельности в домах-интернатах. Исследователи и практикующие специалисты в области педагогики всегда уделяли самое серьезное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни. Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между ее членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего еще и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребенок. Возникли разнообразные типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днем, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми (см. Приложения 4-8). Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведения ребенка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстает. Многие ученые подчеркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей. Особенное беспокойство вызывали условия воспитания детей, лишенных семьи и родительского попечительства [12]. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Выделим основные особенности учреждений данной формы устройства детей [20, 25]. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов: • интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; • вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования); • интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей. Рассматривая особенности деятельности государственных учреждений, которые оказывают помощь детям-сиротам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию следует остановиться на правовой основе такой помощи. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе. Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии: 1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. 2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан. 3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно. 4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам [43]. Необходимо отметить, что Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют. Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке. *** Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов. Поскольку основной задачей каждого учреждения, где находятся или которое посещают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является социализация каждого ребенка, очень важной в таких учреждениях является работа социальных служб. Социальная служба по работе с детьми во всех рассматриваемых учреждениях, в частности, в интернатах, отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана; ведет мониторинг развития детей, воспитывающихся в стационарных группах и в патронатных семьях. Заключение Ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслужено или незаслуженно видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого отношения окружающих. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе - это судьба. Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциал ьного поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. В последние годы в России развертываются исследования социальной работы, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического анализа практики социальной работы; во-вторых, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в области социальной работы, которая невозможна без осмысления теоретических проблем социальной работы в целом; в-третьих, как научной теории, что выявило, с одной стороны, в научных кругах потребность в разработке в сфере социальной работы целостной системы «практика - теория - образование», с другой - осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования социальной работы, а также дальнейшего развития такой сферы современного социологического знания, как социология социальной работы. Литература 1. Алексеева Е. В семью, а не в интернат (Положение детей-сирот в РФ). // Ваше право, 2001. - № 9 (март). - С. 4. 2. Беляева Л. И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. 2002. № 6. С. 78-83. 3. Брускова Е. Если вместе...: Детские деревни - SOS (история и современность, благотворительность). // Смена, 2000. - № 2.- С. 54-62. 4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Детство. Защита детей в современных условиях. // Социальная педагогика: Курс лекций.- М.: ИЦ «Академия», 1999.- С. 294-306. 5. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. 6. Великанова Л. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей. // Смена, 2000. - № 11.- С. 17-27. 7. Владимирова Л. Дети и общество. // Грани общества, 1999.- № 9. - С. 8-9. 8. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах. // Вопросы психологии, 1999.- №2. - С. 118-120. 9. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми. // Социальная работа, 2003. - № 4.- С. 44-48. 10. Гордеева М. От компенсаторных мер - к опережающему развитию. // Социальная работа, 2003. - № 4.- С. 2-5. 11. Гусарова Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей. // Российское образование: Официальные вести, 2001.- № 1-2.- С. 94-96. 12. Гусев А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома. // Учитель, 2003. - № 6. - С. 12-15. 13. Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России. // Педагогика, 2001.- № 5. - С. 3-8. 14. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке. // Социальная педагогика, 2003. - № 3. - С. 69-72. 15. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. 16. Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей.// Народное образование, 2001.- №7.- С. 174-179. 17. Дорожкина О.А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. / М.: Ин-т педагогики соц. работы РАО, 2001. 18. Жуков С. Наедине со свободой: Детская беспризорность в РФ. // Человек и закон, 2000. - № 2. - С . 14-17. 19. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой.- СПб., 2000. 20. Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами. // Воспитание школьников, 2003. - № 6. - С. 44-46. 21. Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика. // ОБЖ, 2002.- № 11. - С. 57-58. 22. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. // Социальная педагогика. - М., 2001. - С. 8-17. 23. Лиханов А. Дети без родителей. - М.: Просвещение, 1987. 24. Москаленко Н.В. Новые формы работы по социальной адаптации детей-сирот. // Дефектология, 1999. - №4. - С. 54-56. 25. Никитин В.А. Педагогические проблемы социальной реабилитации детей и подростков в специализированных учреждениях. // Начала социальной педагогики.- М.: «Флинта», 1999.- С. 49-67. 26. Овчинников А.Н. Формирование ценностных ориентаций школьников в практике гуманистической воспитательной системы коррекционной школы-интерната для детей-сирот. // Образование, 2002. - №4. - С.38-46. 27. Ослон В.Н. Проблемы сиротства в России: социально-исторические и психологические аспекты. // Семейная психология и семейная терапия, 2001.- №1.- С. 5-37. 28. Ослон В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России. // Вопросы психологии, 2001. - № 3. - С. 79-90. 29. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПб.: Речь, 2003. 30. Петров С.М. Детский дом - школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве. // Дефектология, 2001.- №1.- С. 56-59. 31. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте. // Воспитание школьников, 2003. - № 4. - С. 29-32. 32. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников, 2003. - № 5. - С. 20-27. 33. Понятовская О. Кризис семьи нарастает: Детская беспризорность в РФ. // Ваше право: Документ, 2002. - № 2 (январь). - С. 9. 34. Понятовская О. Незащищенное детство: Государственная политика в области преодоления беспризорности в РФ. // Ваше право: Документ, 2002. - № 19 (май). - С. 4. 35. Работа в пустую: сирот не становится меньше. // Социальная педагогика, 2004.- № 4. - С.113-117. 36. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С.- Мн.: «Современное слово», 2001. 37. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе. // Социальная педагогика, 2004. - № 4. - С. 3-8. 38. Чепурных Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. // Народное образование, 2001.- №7.- С. 23-27. 39. Чуев А. Укрепление семьи возможно только на основе возрождения традиционных ценностей. // Социальная педагогика, 2003.- № 4. - С. 6-8. 40. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта 2002 г.). 41. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год». 42. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2001-2002 гг.) (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625). 43. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ). 44. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.).
|
« Пред. | След. » |
---|